Индустриального производства



Развернувшаяся в развитых странах в конце 70-х—начале 80-х годов двадцатого столетия вторая волна НТР ознаменовала переход от индустриального к информационному способу развития. Суть этого перехода сводится к тому, что информационная технологическая парадигма охватывает все сферы и отрасли индустриальной экономики, изменяя ее масштаб, динамику и внутреннее содержание. И в этом смысле переход от индустриализма к информационализму не является историческим эквивалентом перехода от аграрной к индустриальной экономике. Точно так же, как неправомерно сводить его только к росту экономики услуг, как это делают многие современные исследователи. В рамках новой технологической парадигмы формируются информацио-нальное сельское хозяйство (основанное на биотехнологии и генной инженерии), информациональная промышленность (основанная на наукоемких технологиях, инновационное™ и гибкости) и информациональная сфера услуг (основанная на компьютерных технологиях и телекоммуникационных связях).

Таким образом, понимание сущности информационной революции в сфере индустриальной экономики должно сводиться к осознанию того, что информационные технологии изменяют не виды деятельности, а их технологическую способность использовать в качестве прямой производительной силы то, что отличает человека от других биологических созданий, — способность обрабатывать и понимать символы, генерируя новое знание. Такие изменения структуры современной экономики рассматриваются сегодня как глобальный структурный сдвиг, ознаменовавший переход от «материальной» к «интеллектуальной» экономике, «экономике, базирующейся на знаниях» (knowledge-based economy).

было в условиях индустриальной экономики, а менее 1/3 работников [5]. Основная же часть человеческой активности представляет «игру между людьми» (game between persons), продукт которой представлен знаниями и информацией. Знания и творческий потенциал работников становятся главным фактором эффективности экономической системы, без которого технический и экономический прогресс последней становится практически недостижимой задачей, вне зависимости от объема средств, инвестированных в производственное оборудование и технологию. Вовлекаемая в производительное потребление научная, экономическая, технологическая, организационно-управленческая информация, во многом предшествуя производственному процессу, определяя его соответствие меняющимся условиям произЕЮдства, становится движущей силой инноваций, «персонифицированным» ресурсом, частью ноу-хау компаний. Последние исследования западных ученых свидетельствуют о резком возрастании ценности интеллектуальны* фондов компании по сравнению с ее материальными ресурсами и финансовым капиталом. В целом их соотношение колеблется между 5:1 и 6:1. Подсчитано также, что доллар, затраченный на исследования и разработки, приносит в восемь раз большую прибыль, чем доллар, вложенный в технику [6].

Однако достижения индустриальной экономики явно не достаточны для современного этапа динамики потребностей и потребления. Ведь при механизированном труде работник зачастую управляет одной машиной. И он не в состоянии стабильно обеспечивать высокое качество изделий, без чего нельзя создавать новейшую технику. Промыш-ленно развитые страны все более остро стали испытывать нужду в природном сырье и энергоносителях. В итоге сложилось глубокое противоречие между сравнительно ограниченными производственными возможностями и совершенно новым — в количественном и качественном отношениях — уровнем потребностей. Это противоречие разрешается в ходе начавшейся в 40—50-х годах XX в. грандиозной научно-технической революции, которая открыла необычайно перспективную эпоху хозяйственного развития. Взамен традиционных природных веществ и топлива она создала множество новых (не имеющих аналогов в биосфере) видов материалов и энергоносителей.

несырьевой экспорт индустриальной экономики, обеспечивающей мак-

отношений индустриальной экономики рыночного типа, обеспечивающих

Однако достижения индустриальной экономики явно не достаточны для современного этапа динамики потребностей и потребления. Ведь при механизированном труде работник зачастую управляет одной машиной. И он не в состоянии стабильно обеспечивать высокое качество изделий, без чего нельзя создавать новейшую технику. Промыш-ленно развитые страны все более остро стали испытывать нужду в природном сырье и энергоносителях. В итоге сложилось глубокое противоречие между сравнительно ограниченными производственными возможностями и совершенно новым — в количественном и качественном отношениях — уровнем потребностей. Это противоречие разрешается в ходе начавшейся в 40—50-х годах XX в. грандиозной научно-технической революции, которая открыла необычайно перспективную эпоху хозяйственного развития. Взамен традиционных природных веществ и топлива она создала множество новых (не имеющих аналогов в биосфере) видов материалов и энергоносителей.

В России, как и в большинстве развитых стран мира, очевидным фактом становятся переориентация и практическое движение индустриальной экономики в сторону экономики сервисного типа.

Однако достижения индустриальной экономики явно недостаточны для современного этапа динамики потребностей и потребления. Ведь при механизированном труде работник зачастую управляет одной машиной и не в состоянии стабильно обеспе-

Структура произ- Человек, проживший в условиях доиндустри-.пп«^.а о .гЛ....о альной и индустриальной экономики, обычно

Однако достижения индустриальной экономики явно недостаточны для современного этапа динамики потребностей и потребления. Промышленно развитые страны в XX в. стали все более остро нуждаться в природном сырье и энергоносителях. В итоге сложилось глубокое противоречие между сравнительно ограниченными производственными возможностями и совершенно новым — в количественном и каче-


В то же время, одной из причин, определяющих кризисное состояние современной науки, является ее массовый характер (ученым может стать каждый), и превращение в отрасль индустриального производства (производительную силу), что ведет к потере его традиционного облика занятия для избранных, отрыву от традиционных гуманистических ценностей и идеалов, утрате общепринятых критериев научности, которые позволили ей выстоять и взять верх над религиозным мировоззрением.

Школа — один из наиболее инерционных социальных институтов. Эта черта относится и к учебному процессу, который, по характеристике известного социолога О. Тоффлера, несет на себе следы конвейерной организации труда раннего этапа индустриального производства [10].

В чертежах, по которым будут производиться строительно-монтажные работы, должно быть предусмотрено широкое использование типовых строительных конструкций и укрупненных монтажных элементов, должны быть обеспечены условия для индустриального производства строительно-монтажных работ.

В конце XVIII—XIX вв. цеховое ремесло было разрушено под мощным напором крупного индустриального производства и в результате установления развитых капиталистических отношений. Во Франции цехи были уничтожены во время Великой революции 1791 г. В Германии все ограничения свободы ремесленной деятельности со стороны цехов были отменены рядом законов в течение XIX в. На смену принципам застоя и замкнутости цеховых объединений пришли принципы свободного капиталистического предпринимательства и неограниченной конкуренции.

С возникновением индустриального производства и классического капитализма без развитого кредита стала невозможна нормальная производственная деятельность. Ведь предпринимателям не хватало собственного капитала для перевода экономики на индустриальные рельсы и высоких темпов расширенного воспроизводства. Еще в XVI в. это обстоятельство подметил Франсуа Рабле. В его романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» весельчак Панург высказал поразительное суждение: «Природе легче было бы питать рыб в воздухе и пасти оленей на дне океана, чем терпеть скаредный мир, где никто не давал бы в долг». Какими бы странными ни показались эти слова, их справедливость убедительно подтверждает история, и особенно современная экономическая жизнь.

Первоначально — при возникновении индустриального производства — I и II подразделения (особенно в странах, где не было регулярной армии, как, например, в Англии) работали для мирных, гражданских нужд. Но во время второй мировой войны достижения научно-технической революции были использвоаны для создания мощного современного военно-промышленного комплекса. В известный период «холодной войны» такой комплекс стал быстро наращиваться на основе применения результатов военно-технической революции — последовательных переворотов в производстве все более разрушительных средств вооружения.

Г. Сейчас в России продолжается ставший традиционным процесс «утяжеления» производства за счет более быстрого развития добывающих отраслей промышленности. Характерно, что доля продукции топливной промышленности и цветной металлургии во всем объеме индустриального производства возросла, например, с 25% в 1990 г. до 34% в

индустриального производства, и иные способы соединения живого

В конце XVIII—XIX вв. цеховое ремесло было разрушено под мощным напором крупного индустриального производства и в результате установления развитых капиталистических отношений. Во Франции цехи были уничтожены во время Великой революции 1791 г. В Германии все ограничения свободы ремесленной деятельности со стороны цехов были отменены рядом законов в течение XIX в. На смену принципам застоя и замкнутости цеховых объединений пришли принципы свободного капиталистического предпринимательства и неограниченной конкуренции.

С возникновением индустриального производства и классического капитализма без развитого кредита стала невозможна нормальная производственная деятельность. Ведь предпринимателям не хватало собственного капитала для перевода экономики на индустриальные рельсы и высоких темпов расширенного воспроизводства. Еще в XVI в. это обстоятельство подметил Франсуа Рабле. В его романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» весельчак Панург высказал поразительное суждение: «Природе легче было бы питать рыб в воздухе и пасти оленей на дне океана, чем терпеть скаредный мир, где никто не давал бы в долг». Какими бы странными ни показались эти слова, их справедливость убедительно подтверждает история, и особенно современная экономическая жизнь.

Первоначально — при возникновении индустриального производства — I и II подразделения (особенно в странах, где не было регулярной армии, как, например, в Англии) работали для мирных, гражданских нужд. Но во время второй мировой войны достижения научно-технической революции были использвоаны для создания мощного современного военно-промышленного комплекса. В известный период «холодной войны» такой комплекс стал быстро наращиваться на основе применения результатов военно-технической революции — последовательных переворотов в производстве все более разрушительных средств вооружения.


Использовать дополнительные Использовать информацию Использовать количественные Использовать материальные Использовать налоговую Использовать определенные Использовать преимущества Индикативное планирование Использовать следующую Использовать специальный Использовать технические Использовать возможность Используя коэффициент вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика