|
Информационные потребности
Вторая возможность — действовать в точном соответствии с прошлым опытом, суждениями или интуицией и сделать предположение о вероятности событий. Это необходимо, когда не хватает времени на сбор дополнительной информации или затраты на нее чересчур высоки. Временные и информационные ограничения имеют важнейшее значение при принятии управленческих решений.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ. Основная причина недостоверности
4. Общими проблемами моделирования являются недостоверные предпосылки, информационные ограничения, плохое использование результатов и чрезмерные расходы.
4. Обсудите следующие проблемы построения модели: информационные ограничения, страх пользователей, плохое использование результатов и высокая стоимость.
Понятие стилей управления. Влияние ценностных ориентации на способы принятия решений. Среда принятия решений. Принятие решений в условиях неопределенности и риска. Информационные ограничения процесса принятия решений и их характеристика. Поведенческие ограничения процесса принятия решений и их характеристика. Последствия принятия решений. Их взаимосвязь, взаимозависимость.
Экономисты-неоклассики разделяют точку зрения, господствующую в послевоенной экономической теории о том, что информационные ограничения иногда препятствуют процессу саморегуляции экономики. Однако они не считают это значительным препятствием для достижения объема производства при полной занятости. Не принимают они и точку зрения, которая заключается в том, что систематические, т. е. предсказуемые, изменения денежно-кредитной политики влияют на экономическую активность. Их главным аргументом является утверждение, что индивид действует рационально, исходя из своих интересов, таким образом, пытаясь достичь полной занятости без необходимости государственного вмешательства. Самое бескомпромиссное выражение этой точки зрения, известное как теория реальных циклов деловой активности (real business cycle theory), подразумевает, что денежно-кредитная политика всегда нейтральна и что «предложение порождает спрос», в точности как в исходной классической модели.
Тем не менее существующие информационные ограничения не яв-
выбора стратегий и информационные ограничения.
Учтем информационные ограничения, умножив Ф*(и) на пока-
информационные ограничения на промежуточном уровне - напри-
точно частных моделей, отражающих информационные ограничения в Во-первых, в результате усложнения общественного поведения увеличиваются информационные потребности людей. Информация превращается в массовый продукт. Растущую потребность в информации начинают испытывать не только руководители, но и миллионы граждан. Это связано с децентрализацией (повышением степени свободы индивидуумов, социальных групп и регионов) современного общества, когда важнейшие решения о своем поведении индивидуумы и организации принимают самостоятельно, независимо от центральной власти.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ. Руководители на всех уровнях организации должны представлять потребности в информации собственные, своих начальников, коллег и подчиненных. Руководитель должен научиться оценивать качественную и количественную стороны своих информационных потребностей, а также других потребителей информации в организации. Он должен стараться определить, что такое «слишком много» и «слишком мало» в информационных обменах. Как показано ниже, информационные потребности в значительной мере зависят от целей руководителя, принимаемых им решений и характера показателей оценки результатов его работы, а также его отдела и подчиненных.
Таблица 14.2. Информационные потребности различных категорий управленческой деятельности
При проектировании информационной системы нужно иметь в виду, что информационные потребности управляющих различны и зависят от их уровня в иерархии и функциональных обязанностей.
1. Ориентация на информационные потребности, отличные от потребностей аппарата управления компанией. В частности, собственников интересуют сведения, помогающие им оценить свои инвестиции и качество работы аппарата управления компании. Менеджеру требуется информация, позволяющая выполнять функции планирования, контроля и принятия решений.
В рыночной экономике трудно переоценить значение учета по сегментам бизнеса. На базе информации сегментарного учета строится система управленческого контроля предприятия. Данные сегментарного учета удовлетворяют информационные потребности внутрифирменного управления, позволяют контролировать затраты и результаты на разных уровнях управления, составлять сегментарную отчетность, анализируя которую можно судить об эффективности функционирования того или иного структурного подразделения организации. Кроме того, основываясь на информации сегментарного учета и отчетности, администрация предприятия может принимать различные управленческие решения, например о целесообразности разукрупнения (децентрализации) бизнеса. Остановимся на этих вопросах подробнее.
В рыночной экономике трудно переоценить значение учета по сегментам бизнеса. На базе информации сегментарного учета строится система управленческого контроля предприятия. Данные сегментарного учета удовлетворяют информационные потребности внутрифирменного управления, позволяют контролировать затраты и результаты на разных уровнях управления, составлять сегментарную отчетность. Анализируя последнюю, можно судить об эффективности функционирования того или иного структурного подразделения организации. Кроме того, основываясь на информации сегментарного учета и отчетности, администрация предприятия может принимать различные управленческие решения, например о целесообразности разукрупнения (децентрализации) бизнеса. Остановимся на этих вопросах подробнее.
Последние две цели бухгалтерского учета обычно группируются под общим названием — управленческий учет и направлены на дополнительные информационные потребности внутренних менеджеров.
Отчетность сегментов является одновременно и внешней (включается в финансовую отчетность организации) и внутренней (основывается на данных управленческого учета). Двойственный характер отчетности по сегментам состоит в том, что детальная информация раскрывает коммерческую тайну организации, в то время, как сокращенная информация не удовлетворяет информационные потребности внешних пользователей.
Формирование отчетности о сегментах регламентируется МСФО № 14, который был принят в 1983 г. Суть противоречий состоит в степени полноты информации о сегментах, которая должна входить в состав финансовой отчетности предприятия. Детальная информация неизбежно раскроет коммерческую тайну предприятия, сокращенная — не сможет удовлетворить информационные потребности внешних пользователей.
В отношении конкретного предприятия это может быть разнообразная информация. По большинству предприятий информационные потребности приблизительно одинаковы и их можно сгруппировать следующим образом (см. рис. l.l).
Исполнения договоров Исполнения федерального Исполнения контракта Исполнения отдельных Исполнения служебных Исполнения управленческих Исполнением законодательства Индивидуальные характеристики Исполнение контрактов Исполнение постановления Исполнении обязательств Исполнению договоров Исполнить обязанность вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|