Информационных потребностей



маркетингом - это управление спросом» (с. 56-57). В подтверждение этому приводятся примеры восьми возможных состояний спроса (от отрицательного, через полноценный, до нерационального) и рекомендуемых для каждой из этих рыночных ситуаций действий маркетинга, направленных на изменение или поддержание уровня спроса. Важно отметить, что любые предлагаемые решения должны быть результатом анализа данных предварительных исследований и обработки информационных материалов. Такой подход к делу практически не оставляет места волевым административным решениям и, кроме того, заметно повышает ответственность конкретных «действующих лиц».

(Справочный фонд информационных материалов

1. Подготовительный этап. Его основная задача—выбор объекта анализа, определение исполнителей ФСА, подготовка перечня материалов, необходимых для проведения анализа. Он состоит из следующих работ: обучение специалистов основам ФСА; выбор объекта исследования и определение цели анализа; подготовка перечня информационных материалов об анализируемом объекте и заданий по их получению; подбор и утверждение состава иссле-

Подготовительный этап включает обучение специалистов основам ФСА, выбор объекта исследования и определение целей анализа, подготовку перечня информационных материалов, подбор и утверждение состава иссле-

Широкое использование патентной документации определяется следующими ее специфическими особенностями: оперативностью (появление патентной документации в целом ряде случаев предшествует публикации других информационных материалов); достоверностью (содержащиеся в патентной документации данные подтверждены выводами государственной экспертизы); полнотой основных сведений о существе изобретения (конструктивном решении, способе, веществе); упорядоченностью (в большинстве стран применяется сквозная нумерация патентов, авторских свидетельств и систематизация их по индексам национальной или международной классификации изобретений). Патентная литература обладает наибольшим прогностическим потенциалом. Изобретения стали важным фундаментом долгосрочного планирования развития технических направлений, а патентные фонды — информационной базой прогнозирования. В условиях комплексного совершенствования производства необходимо знать не только о том, что родилось нового в науке и технике, но и держать в поле зрения все этапы цикла «исследование — производство», т. е. от рождения идеи до ее конкретного воплощения в продукции. Это и определяет важнейшую роль выполнения патентных исследований.

Качество продукции оценивается на основе информационных материалов. Источниками информации являются данные изготовителя о результатах приемосдаточных испытаний, данные из эксплуатации; информация, полученная от обществ потребителей, территориальных органов Госстандарта'России других органов, осуществляющих контроль качества продукции.

требования к заполнению информационных материалов.

Таким образом, создались условия .для того, чтобы в издатель -окой деятельности ВНИИЭгазпрома нашли широкое применение методы и средства оперативной полиграфии. Опыт издательской деятельности института дает основание говорить о рациональности выпуска инфор -малионных изданий по методу оригинала-макета, предназначенного для непосредственного репродуцирования и последующего воспроизведения способом офсетной печати с применением средств оперативной поли -графин. Так, издания ВНИИЭгазпрома с 1974 г. распространяются че -рез Союзпечать. Это стало возможным благодаря тому, что подготовка и издание их осуществляются оперативно, в полном соответствии со сроками, утвержденными ГКНТ СССР, и позволяет ВНИИЭгазпроиу свое -временно выполнять свои обязательства перед Союзпечатью. Следует отметить, что сроки рассылки информационных изданий подписчикам, установленные договором института с Союзпечатью, никогда не нарушались. Сроки выпуска информационных материалов ВНИИЭгазпрома характеризуются такими показателями:

Преимущественно на базе этой техники в институте создан отдел оперативной информации, который обеспечивает выпуск служебной документации центрального аппарата Миниотерства и снятие копий с материалов справочно-информационного фонда. Этим отделом в 1979 г. выполнено 2,5мкоерокопий. Отдел освободил печатно-множительную базу института от выпуска малотиражных изданий и копий, что соответственно способствовало свсевременнооти выпуска, прежде всего, оперативных материалов по научно-технической информации. Естественно это укрепило редакционно-издательский процесс в целом и в 1979 г. позволило институту издать 1750 уч.-изд.л., в том числе 626 уч.-изд.л. оперативных информационных материалов.

Техническое оформление информационных материалов, издаваемых ВНИИЭгазпромом, предусматривает максимальное использование емкости печатного листа и создает благоприятные условия для верстки изда-нхй, выпущенных о использованием средств оперативной полиграфии. Ввбран рациональный для оперативных изданий формат 60x84/16, при

Критерием оптимальности при составлении плановых заданий является достижение наилучших количественных и качественных показа -телей в планируемые сроки. При планировании учитываются предельные сроки издания информационных материалов, утвержденные ГКЕГГ от 17 января 1972 г.


Совокупный спрос сдвигается в сторону информационных потребностей, которые все (kxnee и более индивидуализируются. В США за 1980-1992гг. доля расходов на информацию возросла в совокупном потребительском спросе с 9,9% до 12,5%, а на продукты питания уменьшилась с 19,9% до 16,6% (World Telecommunications and Development Report, 1995, P. 2). Аналогичные изменения происходят и в других развитых странах.

Еще важнее низкий уровень платежеспособных информационных потребностей, обусловленный низким средним уровнем доходов населения. Чем ниже доход, тем больше человек думает о пропитании, а не об информации. Информационные товары и услуги обладают, как правило, высокой эластичностью относительно дохода. Потребность в них быстро растет с ростом дохода и столь же быстро падает с его умень-

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ. Руководители на всех уровнях организации должны представлять потребности в информации собственные, своих начальников, коллег и подчиненных. Руководитель должен научиться оценивать качественную и количественную стороны своих информационных потребностей, а также других потребителей информации в организации. Он должен стараться определить, что такое «слишком много» и «слишком мало» в информационных обменах. Как показано ниже, информационные потребности в значительной мере зависят от целей руководителя, принимаемых им решений и характера показателей оценки результатов его работы, а также его отдела и подчиненных.

МИССИЯ МАЛЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Предыдущие примеры относятся к крупным организациям, но небольшие организации также нуждаются в соответствующей сформулированной миссии. Несомненно, наличие миссии является причиной, почему такие фирмы, как «Форд», «МакДоналдс» и «Аи Би Эм», достигли своей сегодняшней величины. Опасность для малой организации заключается в выборе слишком сложной миссии. В то время как гигант «Аи Би Эм» может и должен определять свою миссию как удовлетворение информационных потребностей, новичок в отрасли ЭВМ может ограничить свою цель сначала предоставлением программного обеспечения, совместимого с «Аи Би Эм», или оборудования для обработки текстов, или микро-ЭВМ для бытовых целей и малых предприятий.

В США резко увеличивается применение автома- тельной системе, системный аналитик должен оп-тизированной обработки данных Параллельно с ределнть требования к информации и затем раз-этим ростом увеличивается потребность в систем- работать новую модель информационного потока, ных аналитиках. По прогнозам министерства тру- который можно автоматизировать. Цель новой мода 21 тыс. новых системных аналитиков будут дели заключается в удовлетворении новых ин-наниматьсн на работу каждый год в течение 80-х формационных потребностей или требований к годов и к 13>90 г. их число достигнет 409 тыс. В чем производительности, которые представлены поль-заключается работа системного аналитика? зователями системы. После проектирования сис-Сисгемныйаналитикнесетсп-ветственностьзаана- темы аналитик определяет необходимое вы-лиз проблем и информационных потребностей ор- числительное аппаратное обеспечение, пишет ганизации перед внедрением новой системы спецификации, которым должен следовать про-обработки данных или реконструкцией старой. Он граммист при разработке программного обес-работает в сотрудничестве с руководителями и печения, и формулирует процедуры обучения, другими линейными и аппаратными специалиста- которым должны следовать в организации при ми и должен иметь представление о том, что про- внедрении новой системы, исходит в маркетинге и производстве, & также в

ЭВМ семейства СМ, профессиональных персональных ЭВМ. При всех вариантах проектирования АРМ пользователь должен иметь возможность использовать лично устройства, позволяющие ему выполнять должностные функции. К таким устройствам относятся алфавитно-цифровые или графические дисплеи, устройства ввода-вывода, накопители на магнитных носителях. Опосредованное использование могут находить устройства связи ЭВМ между собой и с ЭВМ верхнего уровня, средства передачи и приема информации на расстоянии. Экон. эффект от внедрения АРМ складывается из двух составляющих. Во-первых, это повышение качества управленческих решений, принимаемых с помощью информации, предоставляемой АРМ. Во-вторых, эффект, получаемый за счет снижения трудоемкости выполнения личной работы сотрудников. С помощью АРМ р. целесообразно решать задачи, ограниченные по своим информационным связям на входе и выходе с др. задачами, т.е. локальные в информационном отношении задачи. АРМ р. присущ диалоговый метод решения задач, позволяющий использовать производственный опыт руководителей и специалистов при решении задач с недостаточно четко формализованным алгоритмом. Проектирование и внедрение АРМ р. основывается на принципах проектирования систем обработки данных, основными из которых являются: принцип максимальной ориентации на конечного пользователя (реализация данного принципа достигается созданием средств адаптации АРМ к уровню подготовки пользователя и возможностью его обучения (самообучения) непосредственно на данном АРМ); принцип проблемной ориентации — обеспечивает ориентацию АРМ на решение определенного класса задач, объединенных общей технологией обработки данных, единством режимов работы и эксплуатации; принцип соответствия информационным потребностям пользователя. К определению состава и функций АРМ р. следует приступать только после установления информационных потребностей пользователя, которые обеспечивают выполнение им возложенных на него функций. Обязательным условием разработки эффективного АРМ р. является совместное участие будущего пользователя и разработчика в этом процессе. Это обеспечивает лучшее осознание всех проблемных ситуаций, стимулирует творческую дея-

ТАБЛИЦА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЯ -

ЦЕЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ДОСТУПА К ИСТОЧНИКАМ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ — получение информации о составе, состоянии и деятельности объекта конфиденциальных интересов (организации, изделия, проекта, решения, рецепта, технологии и т.п.) в целях удовлетворения своих информационных потребностей. В общем случае злоумышленник преследует три цели: получить необходимую информацию; иметь возможность вносить изменения в информационные потоки конкурента в соответствии со своими интересами; нанести ущерб конкуренту путем уничтожения материальных и информационных ценностей.

Большое внимание затратам, их классификации и поведению, методике распределения косвенных затрат между объектами калькулирования, системе бюджетирования и анализа отклонений фактических затрат от нормативных уделяется в управленческом учете. При этом главным критерием эффективности системы учета затрат в рамках управленческого учета является удовлетворение информационных потребностей лиц, принимающих решения. Категория расходов в отечественных трудах по управленческому учету не употребляется или употребляется крайне редко, что, на наш взгляд, совсем не оправдано. В том случае, когда решаются вопросы калькулирования отдельных видов продукции или оценки статей незавершенного производства, употребление термина «затраты» обосновано. Однако при принятии решений о критическом объеме производства, о нижней границе цены, о прекращении выпуска определенного вида продукции, когда используется модель «затраты-объем-выпуск» и выручка сравнивается с переменными и постоянными затратами, необходимо использование термина «расходы».

Вторая половина ушедшего XX века выдвинула в число наиважнейших средств поступательного развития экономики процессы создания и реализации новейших информационных технологий, основанных на достижениях мировой науки и техники. Во многих странах и международных организациях разработка и реализация концепции и программ по переходу к информационному обществу является одной из приоритетных задач. Информатизация общества — это организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей.

Общая цель классификации затрат, как любой другой классификации, состоит в создании упорядоченной структуры, в нашем случае данных о затратах организации. Без такой структуры невозможны эффективное ведение счетов и привязка затрат к объекту. Хотя классификация затрат осуществляется и финансовым учетом, но она не всегда приемлема для удовлетворения информационных потребностей руководства; более того, она даже может формировать неверную информацию (см., например, гл. 5).


Исполнения обязанностей Индивидуальные единичные Исполнения составляет Исполнения законодательства Исполнение договоров Исполнение должностных Исполнение обязанности Исполнении бюджетного Исполнении служебных Исполнению обязанности Исполнительные документы Исполнительным комитетом Индивидуальные потребности вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика