|
Информационному обеспечению
Библиотечно-информационный маркетинг—специфический вид творческой управленческой деятельности, основывающейся на комплексном организационно-экономическом анализе, прогнозировании спроса и возможностей его удовлетворения, а также рекламе предоставляемых библиотекой услуг, интеллектуальной продукции и сервиса. Конечной целью является адаптация библиотечно-информационного учреждения к изменяющимся объективным потребностям общества и запросам конкретных категорий (групп) пользователей (пи е. текущей конъюнктуре рынка), направленное стимулирование спроса на соответствующие библиотечно-информационные и сопутствующие продукты (услуги/продукцию).
Используя общие критерии стандартизированной "петли качества" и рассматривая ее как рациональный алгоритм взаимосвязанных действий, в режиме которого задается, формируется и сохраняется необходимый уровень качества итоговых продуктов деятельности (продукции, услуг), способный удовлетворить определенные общественные и соответствующие индивидуальные (в том числе нетрадиционные) потребности пользователей, попытаемся схематически представить профилированный вариант подобной микроэкономической "спирали качества" для современной библиотеки, то есть показать микроэкономическую модель деятельности библиотечно-информационного учреждения (см. схему 3).
Рассмотрим отдельные этапы предложенной схематической модели деятельности абстрактной библиотеки, которые, однако, могут быть интерпретированы к условиям функционирования любого конкретного библиотечно-информационного учреждения.
Благодаря комплексному массиву многоаспектных данных, собранному и аналитически обработанному на пере ом исходном маркетинговом уровне, получает начальный импульс рыночная концепция библиотеки. Маркетинговые исследования профильного рынка начинают (в частности, поиск, изучение, сегментация, диагностика с учетом ресурсной базы) и завершают (анализ, оценка результатов) определенный организационно-экономический цикл деятельности библиотечно-информационного учреждения.
Задача третьего этапа — ресурсное (финансовое, материально-техническое, кадровое) оснащение приоритетных направлений функционирования библиотеки, обоснованное распределение ресурсного потенциала библиотечно-информационного учреждения с целью создания условий для оптимальной реализации запланированных позиций. Четвертый этап предполагает технологическую подготовку, обеспечивающую возможность
Девятый этап предусматривает обучение пользователей (индивидуальных читателей, коллективных абонентов) соответствующим методическим приемам и правилам для получения необходимых результатов информационно-библиографической и иной полезной деятельности библиотеки, а также помощь со стороны персонала в эксплуатации имеющегося технического (в том числе электронного) оборудования библиотечно-информационного учреждения.
Обратим внимание, что два последних этапа, наряду с основной нагрузкой, призваны выполнять роль своеобразного "блока обратной связи" с пользователями. На их базе благодаря методам маркетинга возможно подтверждение, корректировка или изменение линии деятельности библиотечно-информационного учреждения с учетом накопленного опыта и пожеланий потребителей услуг/продукции.
Таким образом, маркетинговые составляющие экстраполируются фактически на все этапы профильной микроэкономической модели, обуславливая соответствующие уровни прогнозируемо-сти деятельности и управляемости библиотеки. Многие компоненты на практике реализуются одновременно или параллельно, что позволяет экономике конкретной библиотеки оперативно реагировать на динамику ситуационных изменений и обеспечивать многоплановость функционирования библиотечно-информационного учреждения в конкурентной рыночной среде.
В зависимости от целей и направлений деятельности конкретной библиотеки компоненты маркетингового комплекса библиотечно-информационного учреждения могут варьироваться, но в общем унифицированном виде логична их последовательность, позволяющая в наибольшей степени реализовать исходные менеджерские задачи:
Внутренний маркетинг (как и маркетинг вообще) является философией построения работы библиотечно-информационного учреждения и одновременно инструментом для наиболее выигрышной подачи маркетингового подхода сотрудникам библиотеки. Он удовлетворяет потребности руководства в своевременном доведении до низовых исполнителей содержания, направлений и возможных средств осуществления планируемых мероприятий.
Попытаемся в общем плане представить, какие еще, кроме рассмотренных в предыдущих параграфах данной главы, виды маркетинга могут использоваться в практике библиотечно-информационного учреждения. • ф.) и 1НПОВЫХ проектных решений, рачработ анпых спенпали а:рованными организациями (по организационной структур!' техническому :i информационному обеспечению А<ДП, IB .<.',мплекс\ а.и орпт MOB и программ, реалп •уьчцнл ф-пм.нп \п
налу управления по актуальным проблемам в целях сокращения сроков создания новой техники, повышений научно-технического уровня и эффективности работ, совершенствования информационного обеспечения организации. Наиболее эффективной формой организации информационного обслуживания в организации является информационное курирование, основной принцип которого — закрепление за работником информационной службы одной или нескольких тем. По этим темам он ведет весь комплекс работ по информационному обеспечению. Информационное обслуживание персонала управления осуществляется в виде представления интересующей информации в первичных или вторичных документах. В первичных документах содержатся непосредственные результаты научных исследований и разработок, новые научные сведения и идеи; во-вторичных — результаты аналитической и логической переработки одного или нескольких первичных документов или сведения о них. Типовая структура информационного фонда организации представлена ниже. ОТДЕЛ ОБУЧЕНИЯ — функциональное подразделение организации, выполняющее функции: организацию и учебно-методическое руководство производственным обучением рабочих, переподготовку и повышение квалификации руководителей, специалистов и др. служащих. Отдел разрабатывает годовые и перспективные планы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала орга-
мости П.в.у.з. замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет, ректор может продлить этот срок до 70 лет по представлению ученого совета вуза. Номенклатура должностей проректоров зависит от размеров вуза и объемов работы по различным направлениям его деятельности. В крупных и многопрофильных вузах, в составе которых большое число кафедр, факультетов, институтов, филиалов и др. подразделений, что усложняет процесс управления, введены должности Первого проректора, который дублирует ректора не но отдельным, а по всем вопросам управления, учитывая также большой объем внешних, представительских функций ректора. Непосредственное руководство учебной и научно-методической работой осуществляет проректор по учебной работе. В вузах, на базе которых созданы Учебно-методические объединения, введена дополнительная должность проректора по учебной работе (заместителя председателя совета Учебно-методического объединения). В некоторых вузах имеется должность проректора по вечернему и заочному обучению. Научно-исследовательская работа и подготовка научно-педагогических кадров осуществляется под руководством проректора по научной работе. Непосредственное руководство адм. и хозяйственной деятельностью возлагается на проректора по адм.-хозяйственной работе. В вузах с разветвленными международными связями и большим контингентом иностранных студентов, аспирантов, стажеров, слушателей вводится должность проректора по международным связям. При наличии больших объемов капитального строительства — должность проректора по капитальному строительству. При значительных континген-тах в системе послевузовского и дополнительного образования предусматривается должность проректора по повышению квалификации. Уделяя большое внимание компьютеризации учебного процесса и его техническому оснащению, некоторые вузы вводят должность проректора по техническому и информационному обеспечению учебного процесса. В условиях перехода к рыночной, экономике, при недостаточном бюджетном финансировании вузы осуществляют платную деятельность в области образования и др. областях. В связи с этим возникла необходимость ввести должность проректора по экон. вопросам или проректора по предпринимательской деятельности.
Общее прогрессивное направление совершенствования планирования и управления состоит в создании и применении автоматизированных систем управления (АСУ) и плановых расчетов (АСПР), базирующихся на широком применении математических моделей и ЭВМ. Основой функционирования этих систем является информационное обеспечение, сущность которого составляют комплексные (по всем видам ресурсов) системы нормативов на всех уровнях планирования и управления. В связи с этим в настоящее время создание таких систем является первостепенной задачей. К информационному обеспечению кроме традиционных .требований предъявляются специальные требования, которые принципиально осложняют методологию его создания. Суть этих требований состоит в том, что должна быть создана именно система показателей, а не отдельных их групп.
дается в рамках комплексных систем управления качеством продукции (К.СУКП). Среди них стандарты по прогнозированию технического уровня производства и качества продукции, по организации разработки и постановки новой продукции на производство, по информационному обеспечению и многие другие.
Затраты на проектирование АСУП составляют сотни тысяч рублей. Поэтому важное значение при проектировании имеет широкое применение методов графического моделирования (экономико-организационных моделей АСУП, схем обработки информации и получения выходных данных при решении на ЭВМ задач управления, блок-схем, сетевых моделей, монограмм, оргаграмм и др.) и типовых проектных решений, разработанных специализированными организациями (по организационной структуре, техническому и информационному обеспечению АСУП, по комплексу алгоритмов и программ, реализующих функции управления, и др.). Применение методов графического моделирования и типовых проектных решений сокращает затраты времени на проектные работы при создании ЛСУП до 60...70% и существенно повышает производительность труда проектировщиков.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 18 февраля 1998 года была создана рабочая группа по разработке Республиканской программы привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экономику республики, Совместно с Министерством экономики РБ и Институтом социально-экономических исследований УНЦ РАН разработан проект Программы, который предусматривает мероприятия по совершенствованию законодательной базы, государственной поддержке отечественных товаропроизводителей, созданию финансовой базы, развитию рынка ценных бумаг и малого предпринимательства, информационному обеспечению инвестиционного процесса. Программа направлена на создание и укрепление привлекательного инвестиционного климата, стимулирующего вложения финансовых ресурсов в экономику республики.
Требования к информационному обеспечению
Для отладки программ, а также проверки ее работоспособности по всем ветвям составлен и решен тестовой пример, который по существующим требованиям должен быть формирован преимущественно на основе реальной информации. Однако ввиду того, что ряд вопросов по информационному обеспечению как данной, так и смежных с нею задач в настоящее время еще не решен, указанный пример в значительной части получился гипотетическим. В этом плане особого внимания заслуживает состояние нормативной базы разрабатываемых плановых задач. Вопрос этот сложный,и в данном случае всесторонне не рассматривается. Отметим лишь следующее.
Если мы рассматриваем общественный сектор или некоммерческие организации, например университет, возможно аналогичное разнообразие целей: в частности, рост числа студентов, повышение гибкости в моделях посещаемости/обучения, научная репутация учебного заведения и т.д. Мы не пытаемся здесь четко определить то, какими могут (или должны) быть точные цели организаций. Это зависит от характера конкретной организации и среды, в которой она действует. Наши намерения сводятся к рассмотрению следующих трех характеристик целей, которые общеприменимы к информационному обеспечению.
Ясно, что проведение ситуационного и оперативного анализа коммерческой деятельности предъявляет повышенные требования к информационному обеспечению, состав которого в существенной мере изменяется. Эти изменения коснутся как макро-, так и микроуровня.
Исполнительным комитетом Индивидуальные потребности Исполнитель обязуется Исполнителем документа Исправным состоянием Исследований испытаний Исследований осуществляется Исследований проведение Исследований российского Исследований связанных Исследованиях посвященных Исследования деятельности Исследования направлены вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|