Информационному обеспечению



Библиотечно-информационный маркетинг—специфический вид творческой управленческой деятельности, основывающейся на комплексном организационно-экономическом анализе, прогнозировании спроса и возможностей его удовлетворения, а также рекламе предоставляемых библиотекой услуг, интеллектуальной продукции и сервиса. Конечной целью является адаптация библиотечно-информационного учреждения к изменяющимся объективным потребностям общества и запросам конкретных категорий (групп) пользователей (пи е. текущей конъюнктуре рынка), направленное стимулирование спроса на соответствующие библиотечно-информационные и сопутствующие продукты (услуги/продукцию).

Используя общие критерии стандартизированной "петли качества" и рассматривая ее как рациональный алгоритм взаимосвязанных действий, в режиме которого задается, формируется и сохраняется необходимый уровень качества итоговых продуктов деятельности (продукции, услуг), способный удовлетворить определенные общественные и соответствующие индивидуальные (в том числе нетрадиционные) потребности пользователей, попытаемся схематически представить профилированный вариант подобной микроэкономической "спирали качества" для современной библиотеки, то есть показать микроэкономическую модель деятельности библиотечно-информационного учреждения (см. схему 3).

Рассмотрим отдельные этапы предложенной схематической модели деятельности абстрактной библиотеки, которые, однако, могут быть интерпретированы к условиям функционирования любого конкретного библиотечно-информационного учреждения.

Благодаря комплексному массиву многоаспектных данных, собранному и аналитически обработанному на пере ом исходном маркетинговом уровне, получает начальный импульс рыночная концепция библиотеки. Маркетинговые исследования профильного рынка начинают (в частности, поиск, изучение, сегментация, диагностика с учетом ресурсной базы) и завершают (анализ, оценка результатов) определенный организационно-экономический цикл деятельности библиотечно-информационного учреждения.

Задача третьего этапа — ресурсное (финансовое, материально-техническое, кадровое) оснащение приоритетных направлений функционирования библиотеки, обоснованное распределение ресурсного потенциала библиотечно-информационного учреждения с целью создания условий для оптимальной реализации запланированных позиций. Четвертый этап предполагает технологическую подготовку, обеспечивающую возможность

Девятый этап предусматривает обучение пользователей (индивидуальных читателей, коллективных абонентов) соответствующим методическим приемам и правилам для получения необходимых результатов информационно-библиографической и иной полезной деятельности библиотеки, а также помощь со стороны персонала в эксплуатации имеющегося технического (в том числе электронного) оборудования библиотечно-информационного учреждения.

Обратим внимание, что два последних этапа, наряду с основной нагрузкой, призваны выполнять роль своеобразного "блока обратной связи" с пользователями. На их базе благодаря методам маркетинга возможно подтверждение, корректировка или изменение линии деятельности библиотечно-информационного учреждения с учетом накопленного опыта и пожеланий потребителей услуг/продукции.

Таким образом, маркетинговые составляющие экстраполируются фактически на все этапы профильной микроэкономической модели, обуславливая соответствующие уровни прогнозируемо-сти деятельности и управляемости библиотеки. Многие компоненты на практике реализуются одновременно или параллельно, что позволяет экономике конкретной библиотеки оперативно реагировать на динамику ситуационных изменений и обеспечивать многоплановость функционирования библиотечно-информационного учреждения в конкурентной рыночной среде.

В зависимости от целей и направлений деятельности конкретной библиотеки компоненты маркетингового комплекса библиотечно-информационного учреждения могут варьироваться, но в общем унифицированном виде логична их последовательность, позволяющая в наибольшей степени реализовать исходные менеджерские задачи:

Внутренний маркетинг (как и маркетинг вообще) является философией построения работы библиотечно-информационного учреждения и одновременно инструментом для наиболее выигрышной подачи маркетингового подхода сотрудникам библиотеки. Он удовлетворяет потребности руководства в своевременном доведении до низовых исполнителей содержания, направлений и возможных средств осуществления планируемых мероприятий.

Попытаемся в общем плане представить, какие еще, кроме рассмотренных в предыдущих параграфах данной главы, виды маркетинга могут использоваться в практике библиотечно-информационного учреждения.


• ф.) и 1НПОВЫХ проектных решений, рачработ анпых спенпали а:рованными организациями (по организационной структур!' техническому :i информационному обеспечению А<ДП, IB .<.',мплекс\ а.и орпт MOB и программ, реалп •уьчцнл ф-пм.нп \п

налу управления по актуальным проблемам в целях сокращения сроков создания новой техники, повышений научно-технического уровня и эффективности работ, совершенствования информационного обеспечения организации. Наиболее эффективной формой организации информационного обслуживания в организации является информационное курирование, основной принцип которого — закрепление за работником информационной службы одной или нескольких тем. По этим темам он ведет весь комплекс работ по информационному обеспечению. Информационное обслуживание персонала управления осуществляется в виде представления интересующей информации в первичных или вторичных документах. В первичных документах содержатся непосредственные результаты научных исследований и разработок, новые научные сведения и идеи; во-вторичных — результаты аналитической и логической переработки одного или нескольких первичных документов или сведения о них. Типовая структура информационного фонда организации представлена ниже. ОТДЕЛ ОБУЧЕНИЯ — функциональное подразделение организации, выполняющее функции: организацию и учебно-методическое руководство производственным обучением рабочих, переподготовку и повышение квалификации руководителей, специалистов и др. служащих. Отдел разрабатывает годовые и перспективные планы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала орга-

мости П.в.у.з. замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет, ректор может продлить этот срок до 70 лет по представлению ученого совета вуза. Номенклатура должностей проректоров зависит от размеров вуза и объемов работы по различным направлениям его деятельности. В крупных и многопрофильных вузах, в составе которых большое число кафедр, факультетов, институтов, филиалов и др. подразделений, что усложняет процесс управления, введены должности Первого проректора, который дублирует ректора не но отдельным, а по всем вопросам управления, учитывая также большой объем внешних, представительских функций ректора. Непосредственное руководство учебной и научно-методической работой осуществляет проректор по учебной работе. В вузах, на базе которых созданы Учебно-методические объединения, введена дополнительная должность проректора по учебной работе (заместителя председателя совета Учебно-методического объединения). В некоторых вузах имеется должность проректора по вечернему и заочному обучению. Научно-исследовательская работа и подготовка научно-педагогических кадров осуществляется под руководством проректора по научной работе. Непосредственное руководство адм. и хозяйственной деятельностью возлагается на проректора по адм.-хозяйственной работе. В вузах с разветвленными международными связями и большим контингентом иностранных студентов, аспирантов, стажеров, слушателей вводится должность проректора по международным связям. При наличии больших объемов капитального строительства — должность проректора по капитальному строительству. При значительных континген-тах в системе послевузовского и дополнительного образования предусматривается должность проректора по повышению квалификации. Уделяя большое внимание компьютеризации учебного процесса и его техническому оснащению, некоторые вузы вводят должность проректора по техническому и информационному обеспечению учебного процесса. В условиях перехода к рыночной, экономике, при недостаточном бюджетном финансировании вузы осуществляют платную деятельность в области образования и др. областях. В связи с этим возникла необходимость ввести должность проректора по экон. вопросам или проректора по предпринимательской деятельности.

Общее прогрессивное направление совершенствования планирования и управления состоит в создании и применении автоматизированных систем управления (АСУ) и плановых расчетов (АСПР), базирующихся на широком применении математических моделей и ЭВМ. Основой функционирования этих систем является информационное обеспечение, сущность которого составляют комплексные (по всем видам ресурсов) системы нормативов на всех уровнях планирования и управления. В связи с этим в настоящее время создание таких систем является первостепенной задачей. К информационному обеспечению кроме традиционных .требований предъявляются специальные требования, которые принципиально осложняют методологию его создания. Суть этих требований состоит в том, что должна быть создана именно система показателей, а не отдельных их групп.

дается в рамках комплексных систем управления качеством продукции (К.СУКП). Среди них стандарты по прогнозированию технического уровня производства и качества продукции, по организации разработки и постановки новой продукции на производство, по информационному обеспечению и многие другие.

Затраты на проектирование АСУП составляют сотни тысяч рублей. Поэтому важное значение при проектировании имеет широкое применение методов графического моделирования (экономико-организационных моделей АСУП, схем обработки информации и получения выходных данных при решении на ЭВМ задач управления, блок-схем, сетевых моделей, монограмм, оргаграмм и др.) и типовых проектных решений, разработанных специализированными организациями (по организационной структуре, техническому и информационному обеспечению АСУП, по комплексу алгоритмов и программ, реализующих функции управления, и др.). Применение методов графического моделирования и типовых проектных решений сокращает затраты времени на проектные работы при создании ЛСУП до 60...70% и существенно повышает производительность труда проектировщиков.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 18 февраля 1998 года была создана рабочая группа по разработке Республиканской программы привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экономику республики, Совместно с Министерством экономики РБ и Институтом социально-экономических исследований УНЦ РАН разработан проект Программы, который предусматривает мероприятия по совершенствованию законодательной базы, государственной поддержке отечественных товаропроизводителей, созданию финансовой базы, развитию рынка ценных бумаг и малого предпринимательства, информационному обеспечению инвестиционного процесса. Программа направлена на создание и укрепление привлекательного инвестиционного климата, стимулирующего вложения финансовых ресурсов в экономику республики.

Требования к информационному обеспечению

Для отладки программ, а также проверки ее работоспособности по всем ветвям составлен и решен тестовой пример, который по существующим требованиям должен быть формирован преимущественно на основе реальной информации. Однако ввиду того, что ряд вопросов по информационному обеспечению как данной, так и смежных с нею задач в настоящее время еще не решен, указанный пример в значительной части получился гипотетическим. В этом плане особого внимания заслуживает состояние нормативной базы разрабатываемых плановых задач. Вопрос этот сложный,и в данном случае всесторонне не рассматривается. Отметим лишь следующее.

Если мы рассматриваем общественный сектор или некоммерческие организации, например университет, возможно аналогичное разнообразие целей: в частности, рост числа студентов, повышение гибкости в моделях посещаемости/обучения, научная репутация учебного заведения и т.д. Мы не пытаемся здесь четко определить то, какими могут (или должны) быть точные цели организаций. Это зависит от характера конкретной организации и среды, в которой она действует. Наши намерения сводятся к рассмотрению следующих трех характеристик целей, которые общеприменимы к информационному обеспечению.

Ясно, что проведение ситуационного и оперативного анализа коммерческой деятельности предъявляет повышенные требования к информационному обеспечению, состав которого в существенной мере изменяется. Эти изменения коснутся как макро-, так и микроуровня.


Исполнительным комитетом Индивидуальные потребности Исполнитель обязуется Исполнителем документа Исправным состоянием Исследований испытаний Исследований осуществляется Исследований проведение Исследований российского Исследований связанных Исследованиях посвященных Исследования деятельности Исследования направлены вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика