|
Импортными операциями
2. Взаимная либерализация торговли стран — участниц ГАТТ. К 1990 г. средневзвешенная ставка таможенных тарифов по промышленным товарам снизилась до 6,3%, в 2000 г. — до 2,8% (против 40% в 1948 г., когда было подписано. ГАТТ). Созданная в 1996 г. вместо ГАТТ Всемирная торговая организация (ВТО) включает все предыдущие соглашения, в том числе ГАТТ. В результате либерализации доступа на мировой рынок ожидается увеличение объема международной торговли в начале XXI в. Россия в июне 1993 г. подала заявление о вступлении в ГАТТ, затем в ВТО, но, находясь вне его договорно-правовой системы, пока рассчитывает на режим наибольшего благоприятствования в торговле на основе двухсторонних соглашений, т.е. на распространение на ее товары ставок импортных таможенных тарифов
В принципе, вполне возможен полный отказ от импортных таможенных тарифов. Это обусловлено тем, что в международной торговле все большую роль начинают играть товары, конкурентоспособность которых определяется не столько ценой, сколько факторами качества, новизны, технологического уровня.
Импортный таможенный тариф должен быть гибким, предоставляя одним отраслям избирательную защиту, а другим открывая путь к международной конкуренции. В настоящее время в большинстве развитых стран минимальный импортный тариф установлен для сырья, более высокие тарифы установлены на полуфабрикаты и самые высокие — на готовые изделия. Так, средние ставки импортных таможенных пошлин в США, странах ЕС и Японии составляют соответственно: (а) на сырьевые товары 1,8%; 1,6%; 1,4%; (б) на полуфабрикаты 6,1%; 6,2%; 6,3%; (в) на готовые изделия 7,0%; 7,0%; 6,4%. Средний уровень ставок таможенных тарифов во многих развивающихся странах варьирует в пределах 38—40%.
• импортных таможенных пошлин, налогов, сборов, уплачиваемых декларантом на таможне.
а) начисление импортных таможенных пошлин — дебет счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 41 «Товары» и другие счета;
тении материалов, оборудования, покупных изделий, услуг сторонних организаций, необходимых для выполнения программ, финансируемых из средств федерального бюджета; импортных таможенных пошлин и др.
ВОЗВРАТНАЯ ПОШЛИНА (drawback duty) - сумма импортных таможенных пошлин, подлежащих возврату плательщику при вывозе готовой продукции, полученной в результате обработки или переработки ранее ввезенных товаров. Является одним из средств повышения конкурентоспособности цен экспортных товаров. Основания и порядок выплаты Б.п. определяются внутригосударственным законодательством. Предусматривается возможность ограничения таких выплат, в частности, в случаях признания необоснованными. Возврат импортных пошлин производится не только в форме выплаты В.п., но и в виде допущения беспошлинного ввоза впоследствии товаров, подобных тем, которые ранее были оплачены пошлиной. Суммы В.п., превышающие размер ранее уплаченных пошлин, имеют характер скрытых экспортных субсидий.
ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА ВОЗВРАТНАЯ (customs drawback duty) - сумма импортных таможенных пошлин (см.), подлежащие возврату владельцу при вывозе готовой продукции, полученной в результате обработки или переработки ранее ввезенных товаров. Основание и порядок выплаты Т.п.в. определяется внутригосударственным законодательством. Им, как правило, устанавливается, что Т.п., уплаченная за товары, ввезенные на таможенную территорию страны для сборки, монтажа, переработки, обработки с последующим вывозом в течение определенного времени, может быть полностью или частично возвращена владельцу товаров при предоставлении свидетельств об их использовании для указанных целей при вывозе товаров за пределы этой территории. Сумма Т.п.в., превышающая размер ранее уплаченных пошлин, имеет характер скрытых экспортных субсидий. Т.п.в. явяв-ляется одним из средств повышения конкурентноспособности цен экспортных товаров.
В принципе, вполне возможен полный отказ от импортных таможенных тарифов. Это обусловлено тем, что в международной торговле все большую роль начинают играть товары, конкурентоспособность которых определяется не столько ценой, сколько факторами качества, новизны, техно логиче ского уровня.
Импортный таможенный тариф должен быть гибким, предоставляя одним отраслям избирательную защиту, а другим открывая путь к международной конкуренции. В настоящее время в большинстве развитых стран минимальный импортный тариф установлен для сырья, более высокие тарифы установлены на полуфабрикаты и самые высокие — на готовые изделия. Так, средние ставки импортных таможенных пошлин в США, странах ЕС и Японии составляют соответственно: (а) на сырьевые товары 1,8%; 1,6%; 1,4%; (б) на полуфабрикаты 6,1%; 6,2%; 6,3%; (в) на готовые изделия 7,0%; 7,0%; 6,4%. Средний уровень ставок таможенных тарифов во многих развивающихся странах варьирует в пределах 38—40%.
Рцрф"" транспортные расходы на территории Российской Федерации и суммы импортных таможенных пошлин, сборов, налогов, уплачиваемых в Российской Федерации; Однако эти меры оказались недостаточными для пресечения всякого рода спекулятивных сделок и в особенности получившего широкое распространение контрабандного вывоза из Ливии субсидируемых товаров. Поэтому в 1978—1980 гг. последовало решающее наступление на позиции торгового капитала и других «посредников», которое можно считать логическим завершением предыдущей линии ливийского руководства. В октябре 1978 г. был утвержден закон «О регулировании импорта», в соответствии с которым государственные корпорации, организации и предприятия получили исключительное право на ввоз в страну товаров с коммерческими целями. Практически это было равнозначно монополизации ливийским государством внешней торговли. Уже с 1974 г. оно полностью контролирует экспорт, почти целиком состоящий из нефти, газа и продуктов их переработки. Отныне такой же всеобъемлющий контроль устанавливался над импортными-операциями.
С 1 января 1996 г. вступила в действие Инструкция по валютному импортному контролю, направленная на совершенствование учета и контроля за импортными операциями. Расчеты так же, как и по экспорту, осуществляются только через уполномоченные банки, оформившие с импортерами паспорта сделок. Уполномоченный банк производит платежи по импортному контракту, открытие импортных аккредитивов и выдачу банковских гарантий только при наличии подписанного паспорта сделки. Оплата импортируемого товара по контракту импортера может производиться только со счета импортера в его уполномоченном банке или банком-корреспондентом, действующим по его поручению. Это позволит уменьшить утечку валюты за рубеж.
С 1 января 1996 г. вступила в действие Инструкция по валютному импортному контролю, направленная на совершенствование учета и контроля за импортными операциями. Расчеты так же, как и по экспорту, осуществляются только через уполномоченные банки, оформившие с импортерами паспорта сделок. Уполномоченный банк производит плате-
С 1 января 1996 г. вступила в действие Инструкция по валютному импортному контролю, направленная на совершенствование учета и контроля за импортными операциями. Расчеты так же, как и по экспорту, осуществляются только через уполномоченные банки, оформившие с импортерами паспорта сделок Уполномоченный банк производит плате-
• об организации валютного контроля за экспортно-импортными операциями в Российской Федерации;
Валютный контроль за импортными операциями. После того, когда в полном объеме был задействован механизм валютного контроля за поступлением валютной выручки, основным способом сокрытия валютных средств за рубежом стали импортные операции. Чаще всего для этих целей использовалось заключение фиктивного контракта (российский покупатель переводил иностранному контрагенту валюту под заведомую непоставку товаров). Широко использовалась также практика авансовых платежей, означающая фактически предоставление российскими резидентами беспроцентного кредита иностранным фирмам. В первом квартале 1999 г. ежемесячный объем купленной на внутреннем рынке и переведенной в оффшоры иностранной валюты достиг 1 млрд долл.
Действующий в настоящее время механизм валютного контроля за импортными операциями строится на тех же принципах, что и контроль за экспортными операциями, и заключается в оформлении соответствующих документов и их последующей пересылке между банками и таможенными органами. Основным документом таможен-но-банковского контроля является паспорт импортной сделки. На рис. 24.2. представлена схема валютного контроля за импортными операциями.
15. В чем состоят особенности валютного контроля за экспортными и импортными операциями в Российской Федерации?
В 1994 г. для осуществления валютного контроля был введен новый документ — паспорт сделки, предназначенный главным образом для контроля за операциями с валютой при экспорте-импорте товаров, создана систематизированная система контроля за экспортно-импортными операциями, которая объединяет экспортера (импортера), обслуживающий его уполномоченный банк, таможенные органы. Перед финансистами предприятий, осуществляющих ВЭД, встает ряд дополнительных проблем, решение которых требует особых знаний и навыков. Надо разбираться в таможенном и валютном регулировании, специфике налогообложения, правилах составления внешнеторговых контрактов. Практика показывает, что значительная часть штрафов, уплачиваемых предприятиями, наложена из-за финансовых нарушений в области ВЭД: несвоевременного возврата валютной выручки, невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте, неправильного применения кодов товаров по Товарной номенклатуре ВЭД (ТН ВЭД), занижения таможенной стоимости товаров, несвоевременного и некорректного оформления грузовой таможенной декларации и декларации таможенной стоимости и пр. Поскольку основной задачей финансиста является минимизация издержек, далее последовательно излагаются основные вопросы, связанные с организацией ВЭД предприятия.
Между хеджированием и страхованием существует фундаментальное различие. В случае хеджирования вы устраняете риск понести убытки, отказываясь от возможности получить доход. В случае страхования вы платите страховой взнос, устраняя тем самым риск понести убытки, но сохраняете возможность получить доход. Предположим, например, что вы живете в США и владеете фирмой, занимающейся экспортно-импортными операциями. Вам известно, что через месяц вы получите 100000 немецких марок. Сейчас одна марка стоит 1,50 долл., но каким будет курс через месяц, вы не знаете. Следовательно, для вас существует курсовой риск. Для устранения этого риска можно использовать и хеджирование, и страхование. Хеджирование предполагает, что вы сейчас заключаете контракт на продажу 100000 марок по фиксированной цене, скажем, в 1,50 долл. в конце месяца. Заключение контракта, который защищает вас от падения курса марки, ничего вам не стоит, но вы лишаетесь возможности получить доход, если в течение месяца курс марки не понизится, а повысится. Другой вариант: вы можете застраховаться от понижения курса марки, уплатив сейчас страховой взнос за опцион "пут", который дает вам право (но не обязательство) продать ваши 100000 марок по цене 1,50 долл. в течение месяца2. Если курс марки упадет ниже 1,50 долл., вы не понесете убытков, потому что в течение месяца может использовать свой опцион "пут" и продать марки по 1,50 долл. А если курс марки по высится, вы сможете продать свои 100000 марок по более высокому курсу и получи, таким образом, дополнительную доход.
С 1 января 1996 г. вступила в действие Инструкция по валютному импортному контролю, направленная на совершенствование учета и контроля за импортными операциями. Расчеты так же, как и по экспорту, осуществляются только через уполномоченные банки, оформившие с импортерами паспорта сделок. Уполномоченный банк производит плате-
Использование финансового Использование имеющихся Использование информационных Использование календарного Использование компьютерных Имущество переданное Использование маркетинга Использование механизма Использование наименований Использование натуральных Использование оборотных Использование основного Использование передовых вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|