|
Инновационный потенциал
Инновационный менеджмент . ......! ........89
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
Появление в учебных планах российских вузов дисциплины «Инновационный менеджмент» продиктовано требованиями жизни, целью дисциплины является формирование у будущих менеджеров восприимчивости к нововведениям .твердых теоретических знаний и практиче-. ских навыков в области подготовки и осуществления инновационных изменений. '
Понятие инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент как совокупность принципов , методов и форм управления инновационным процессом. Управления процессами создания новых знаний. Управление творческим потенциалом. Управление освоением новшеств. Управление социальными и психологическими аспектами нововведений. Цикл инновационного менеджмента. Задачи инновационнрго 'менеджера.
3. Инновационный менеджмент под ред. Проф. С.Д. Ильенковой. М.:ЮНИТИ, 1997г.
9. «Инновационный менеджмент», под редакцией Ильенковой С.Д., М., Юнити, 1997.
Менеджмент необходим для изучения таких дисциплин как разработка управленческого решения, производственный менеджмент, инновационный менеджмент, управление персоналом, социальный менеджмент, стратегический менеджмент.
•1. Инновационный менеджмент / Под ред: С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ, 1997
4. "Инновационный менеджмент", под ред. проф. Ильенковой С.Д. - М.: "ЮНИТИ", 1997 г.
Учебная дисциплина «Управление объектами интеллектуальной собственности» базируется на основных положениях курсов «Менеджмент», «Маркетинг», «Экономика и статистика фирм», тесно связана с отдельными положениями и методами дисциплины «Инновационный менеджмент».
1. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов Понятие инновации и инновационной системы. Экономические условия формирования восприимчивости к нововведениям. Инновационный потенциал. Инновационная активность. Государственное регулирование инновационной деятельности.
ция кадров; б) функции по направлениям и сферам управления персоналом: организация непрерывного образования персонала (подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров); поиск и отбор кадров для новых производств, кадров новых дефицитных профессий, элитных и новаторских кадров; аттестация и оценка труда кадров инновационных структур, инновационных качеств персонала; разработка схем должностного развития, совершенствование должностных инструкций в связи с развитием рабочих мест, организации труда и персонала; продвижение и перемещение работников по ступеням служебной и профессиональной карьеры, организация формирования и работы с кадровым резервом руководящего персонала; работа с элитными и новаторскими кадрами; мотивация персонала при нововведениях; разработка нововведений в организации работы самой кадровой службы; обеспечение новых стандартов и повышение качества трудовой жизни. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАДРОВ ОРГАНИЗАЦИИ — способность кадров к позитивно-критическому восприятию новой информации, к приращению общих и профессиональных знаний, выдвижению новых конкурентоспособных идей, нахождению решений нестандартных задач, новых методов решения традиционных задач, использованию знаний для предвидения, практической материализации новшеств. Интегральная оценка И.п.к.о. определяется отношением персонала к предстоящим и происходящим изменениям; отношением руководителей к инновациям и их способностями к работе в изменившихся условиях; состоянием процессов демократизации управления и информационного обеспечения инновации; уровнем профессиональной и экон. подготовки персонала; состоянием соц.-психологического климата трудового коллектива; степенью удовлетворенности новыми условиями, содержанием и оплатой труда. Инновации в организации требуют нововведений в кадрах, что должно способствовать формированию работника современного типа, обладающего, по мнению американских предпринимателей, целой группой качеств, в т.ч. инновационного характера. Первая группа этих качеств, характеризующая инновационную готовность человека к работе, включает: интеллектуальное развитие и быстроту овладевания знаниями; профессиональ-
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАБОТНИКА — способность к восприятию новой информации, приращению своих профессиональных знаний, выдвижению новых конкурентоспособных идей, нахождению решений нестандартных задач и новых способов решения стандартных задач.
Для активизации инновационной деятельности вузов в образовательной и научно-технической сферах потребуется включение в обязательном порядке в годовую отчетность вузов показателей их инновационной деятельности; аккредитационные показатели вузов также необходимо дополнить показателями, характеризующими их инновационную деятельность, инновационный потенциал и инновационную активность.
зультаты, оценить их новизну, научно-техническую и образовательную значимость, инновационный потенциал и требуемое ресурсное, кадровое и инфраструктурное обеспечение для их дальнейшего продвижения и коммерчески выгодного использования.
Как показали социологические исследования 1], крайне важным фактором, определяющим качество учебного процесса, является инновационная культура преподавателя (ИКП), определяемая как инновационный потенциал преподавателя, сформированный в ходе проведения социально-образовательных нововведений, а также один из важнейших факторов, определяющих стиль его деятельности по внедрению новых элементов в содержание, методику, организацию и управление учебно-образовательным процессом вуза.
• 60% руководителей полагают, что инновационный потенциал их подразделений наилучшим образом может быть реализован через систему заказных НИР, 40% — через создание и реализацию инновационных проектов.
Инновационный потенциал России, его развитие часто увязывают с проблемами, существующими в области коммерциализации НИОКР в Государственных научных учреждениях. За тот небольшой период времени, когда Россия приняла ориентацию на рыночные отношения в экономике, многие научные учреждения самостоятельно (на свой страхи риск) выходили и выходят на рынок со своими разработками, и трудно предположить, что в наших специфических условиях такая самостоятельность не приводит к переоценке ценностей и ошибкам. Авторы считают, что настало время обобщать опыт научных учреждений в коммерциализации НИОКР, а для этого его необходимо публиковать и обсуждать.
Основными источниками сопротивления могут быть отдельные люди, структура организации, система коммуникаций, организационная культура, высший персонал, чье сопротивление самое сильное. Инновации могут открыто приниматься или не приниматься, и может быть демонстративное отношение к ним. Инновационный потенциал организации будет тем успешнее реализован, чем сильнее приверженность персонала организации реализации стратегии и от того, насколько люди стремятся достигнуть наилучших результатов на своем рабочем месте. Поэтому для реализации инноваций менеджерам необходимо:
Одним из приоритетных направлений инновационной программы области является нефтехимическая промышленность -важнейшая отрасль современной индустрии Казахстана, которая находится на грани выживания .снижается технический уровень производства, слабо осваиваются новые технологии. На инновации отсутствует платежеспособный спрос. Основной инновационный потенциал сконцентрирован в топливно-сырьевых отраслях, считающимися мало технологичными, имеющих пониженную склонность к инновациям.
Способность к кооперации Отношения между собственниками (групповые интересы) Инновационный потенциал
Исследование производство Исследование различных Исследование возможностей Исследованию проведенному Исследователи предлагают Исследуемых параметров Исследуемой совокупности Истечения контрактов Индивидуальных потребителей Истечении указанного Источниках формирования Источниками инвестиций Источниками поступления вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|