|
Иерархическая структура
Важно понять, что иерархическая организация, культура, рынок — явления сложные. Это не просто «инструменты управления». В живых, реальных хозяйственных и социальных системах все они почти всегда сосуществуют. Речь идет лишь о том, чему отдается приоритет, на что делается главная ставка. Это и определяет сущность, облик экономической организации общества.
Некоторые эксперты полагают, что компании борются с необходимостью меняться просто потому, что не созданы для перемен. Помехой становится иерархическая организация. Обычная корпоративная культура рассматривает любые нововведения как что-то подозрительное и рискованное. «Оправданный риск» — эксперимент — в ней наказуем. То же относится и к плохим новостям. Персонал нижнего звена колеблется, передавать ли негативную информацию наверх, а многие менеджеры не хотят ее слышать. Несомненно, такие структура и культура могут быть реальным препятствием на пути к успеху.
При работе с информационной системой необходимо определить поисковый образ путем идентификации синонимов и описывающих задачу терминов. С этой целью используют специализированные словари (электронные) и тезаурусы. Если поисковый образ сложный и состоит из нескольких слов, то применяются операторы умножения and, сложения or, близо&ти # и : . Поиск информации в системе Internet происходит через поисковые узлы. Основными из них являются: Altavista, Yahoo!, Excite, HotBot, Infoseek, Lycos, Magellan, Open Text, Web Crawler, WWW Worm. Для обработки информации в поисковых узлах применяют четыре процедуры: указатели, каталоги, специализированные указатели и мета-индексы. Указатели — это система поиска информации по ключевым словам. Эффективный результат работы через указатели достигается при однозначности ключевых слов. В противном случае запрос дает выходы на десятки и сотни тысяч информационных записей. Каталоги — это иерархическая организация тематической гипертекстовой информации. Данный вариант поиска используют в тех случаях, когда можно достаточно легко сопоставить область сформулированной информационной задачи с имеющимися категориями в тематических каталогах. Специализированные индексы применяются для поиска объектов, относящихся к данной теме или определенному типу информации. Их используют при решении простых локальных задач в общей задаче поиска информации. Это могут индексы поиска информации о городах, групп текущих новостей, адресов электронной почты и т. п. Мета-индексы позволяют усовершенствовать поиск за счет передачи запроса одновременно нескольким поисковым службам, после чего результат упорядочивается в рейтинговый список. Мета-поиск упрощает работу пользователя, но требует большего времени. Все отмеченные способы поиска информации организованы по технологии «вытягивания данных». Следующим шагом развития подобных систем станут способы поиска по технологии «выталкивания данных» — автоматическая доставка данных пользователю по заранее сконструированной им схеме.
Следовательно, наличие трансакционных затрат подталкивает общество к нахождению как технических, так и организационных средств по их сокращению. Одним из способов минимизации трансакционных затрат как раз и является организация предприятия (фирмы). В самом деле, многие трансакции дешевле осуществлять внутри предприятия, не прибегая к посредничеству рынка. Внутри предприятия сокращаются затраты поиска информации, нет необходимости постоянно перезаключать контракты, а экономические отношения приобретают устойчивость. Поэтому в той мере, в какой административный -контроль ведет к экономии на трансакционных затратах, «иерархия» заменяет рынок. Однако было бы ошибкой считать, что вся экономика должна строиться наподобие одного гигантского предприятия при полном устранении рынка. Это объясняется тем, что любая иерархическая организация, также как и рынок, не свободна от трансакционных затрат, которые нарастают по мере
Если более гибкие структуры расширяют коммуникации между отделами и допускают "перекрестное опыление" различных специализаций, соответствующие преимущества обходятся тоже достаточно дорого в виде ослабления механизмов координации и контроля. Поэтому первый в США промышленный коммерческий научно-исследовательский консорциум в области микроэлектроники и компьютерных технологий (МСС) был структурирован в соответствии с формальным централизованным управлением, объединив группу в том числе конкурирующих фирм, стимулированных стремлением разделить высокие затраты инновационного процесса. Иерархическая организация в то время (80-е годы) рассматривалась как наиболее эффективная форма координации сложных процессов удовлетворения различных требований, особенно с учетом того, что проводимые НИОКР часто содержали коммерчески ценную или секретную информацию.
Для защиты от зверей и от природных бедствий люди объединялись в семьи и роды; для защиты от внешних врагов роды объединялись вместе. В войне иерархическая организация бьёт собравшихся вместе хороших, но слабоорганизованных людей. Поэтому и у свободных людей возникла вынужденная необходимость в создании своей, изначально сугубо защитной, военной иерархии.
С другой стороны, известно, что масоны - строго закрытая иерархическая организация. Существует 33 ступени масонства, и только посвящённый в очередной уровень узнаёт секреты, которые недоступны нижним.
Модель формализует иерархическую организацию и ссылается на индивидуальных трейдеров как на трейдеров порядка 0. Согласно иерархической организации, эти трейдеры организованы в группы из т трейдеров, и мы считаем каждую группу одним "трейдером" порядка 1. Эти группы (или "трейдеры") порядка 1 также организованы в группы из m участников, формируя группу порядка 2, и так далее. Таким образом, получается иерархическая организация, где группа порядка п состоит из т" индивидуальных трейдеров. Для простоты, но без потери общности, мы берем т=2. Анализ для других значений т будет таким же, изменятся лишь детальные числовые значения.
Рис. 4. Традиционная иерархическая организация
в советской экономике выступала иерархическая организация КПСС, наде-
6. Дополнительные возможности для продвижения продавцов по служебной лестнице. Иерархическая организация торгового персонала, предусматривающая на своем верхнем уровне обслуживание важнейших (или общенациональных) клиентов компании, обеспечивает продавцам дополнительные возможности для продвижения по служебной лестнице (далеко не все продавцы стремятся стать менеджерами по сбыту — многие из них хотят иметь возможность роста, сохраняя верность своей профессии). насколько эти частные задачи соответствуют задачам всей организации. Технические методы и средства решения задач, права и обязанности каждого функционального элемента механистической системы точно определены. Взаимодействие в системе управления происходит в основном по вертикали, т.е. между начальником и подчиненным. Производственная деятельность и поведение персонала регламентируются инструкциями и решениями руководства. Такая управленческая иерархическая система строится на том, что вся информация о положении фирмы и ее задачах доступна или может быть доступна только главе фирмы. Управление такой организацией, хорошо известное по многочисленным схемам, как сложная иерархическая структура, использует очень простую систему контроля, где информация поступает снизу вверх, подвергаясь последовательному усилению.
7. Согласно теории Маслоу пять основных типов потребностей (физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения) образуют иерархическую структуру, которая как доминанта определяет поведение человека. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере, частично потребности нижнего уровня. Однако эта иерархическая структура не является абсолютно жесткой и строгой.
ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА (TALL STRUCTURE) — организационная структура, характеризуемая многоуровневым управлением и незначительным объемом управления на каждом уровне.
в нашей стране ситуация, изменение экон. и политической систем одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость, т.к. позволяет реализовать, обобщить целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личного фактора в построении системы управления персоналом организации. Укрупненно можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на людей в организации. Первый — иерархическая структура организации, где основное средство воздействия — это отношения власти—подчинения, давления на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ. Второй — культура, т.е. вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, соц. нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения. Третий — рынок — сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя. Эти факторы воздействия — понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. Какому из них отдается приоритет, таков и облик экон. ситуации в организации. При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы адм. воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности, базирующимся на экон. методах. Поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри организации — работники, а за пределами — потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициатору, а не к бездумному исполнителю. Перейти к соц. нормам, базирующимся на здравом экон. смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдет на второй план, уступая место культуре и рынку. Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформировать
XXII.4. Иерархическая структура комплекса АСУ
XXII.4. Иерархическая структура комплекса АСУ...........383
4. Информационно-иерархическая структура показателей анализа, которая включает в себя информационно-логические ярусы аналитических показателей различного уровня обобщения (по типу "дерева целей"). На первом ярусе "аналитического дерева" будет, естественно, располагаться показатель с наивысшей степенью обобщения результатов хозяйственной деятельности предприятия, т.е. балансовая прибыль На втором ярусе - ее логические составляющие: прибыль от реализации и прибыль от внереализованных факторов, наконец, сама прибыль от реализации разветвляется, в свою очередь, на третий ярус анализа - прибыль от реализации товарной продукции и прибыль от прочей реализации и т.д. вплоть до анализа материальных факторов производства. Конфетная задача может быть, конечно, разной. При ограниченной задаче в анализ, например, вовлекаются только верхние 2-3 яруса информационных показателей "аналитического дерева", а при комплексной постановке задачи в анализ могут быть вовлечены все ярусы этого "дерева" (от прибыли до, скажем, работы насоса или расхода топлива).
Рис. 7.4. Иерархическая структура руководства технической подго товкой производства
Известна истина: прогресс в обществе определяется эффективным производством, являющимся фундаментом эффективной экономики. В свою очередь в современных условиях, когда большая часть мирового социума вступила в фазу научно-информационного развития, эффективность общественного производства непосредственно зависит от того, насколько широко и оперативно используются объекты так называемой информационно-интеллектуальной новизны (ИИН), создаваемые авторами этой «новизны» во всех сферах человеческой деятельности. Согласно международным и российским стандартам, законам (например, Патентный закон, Закон об авторском и смежным правам и т. п.), Постановлениями правительства объекты информационно-интеллектуальной новизны ранжируются по величине новаторского потенциала следующим образом: научные открытия —> научные гипотезы и идеи —> патенты на изобретения -> полезные модели —> промышленные образцы -> наукоемкие технологии (НОУ-ХАУ) —> готовые проекты —> НИР и ОКР -> алгоритмы, продукты, рецепты, программы -» услуги (например, электронная коммерция по Интернет и т. п.). Иерархическая структура объектов информационно-интеллектуальной новизны, расположенных в порядке по мере уменьшения «коэффициента» новаторского потенциала (аналога IQ), представлена в табл. 1 и 2.
Такой представляется сложная природа элементарной производственно-экономической системы. Далее, опираясь на марксистскую концепцию управления, можно показать, что иерархическая структура производственно-экономической системы представляется состоящей из подсистем, каждая из которых включает одну элементарную управляющую систему и некоторое множество элементарных управляемых ею систем. Принципиальная схема построения иерархической структуры производства представлена на рис. 4.
При решении задач планирования экономики страны описанная здесь иерархическая структура хозяйства используется в полном объеме. Центральные органы планирования (Госплан) определяют основные показатели развития нижележащих уровней — отраслей — и связи между ними в общих чертах. Отраслевые министерства планируют деятельность подчиненных им организаций более подробно, причем показатели, полученные от вышестоящей организации, являются нормативными (обязательными). В свою очередь производственные объединения планируют свою деятельность в еще более подробной номенклатуре, и так далее. Подчеркнем, что связь между задачами развития народного хозяйства в целом и планами отдельных подсистем обеспечивается как назначением планов и целенаправленным выделением ресурсов со стороны вышестоящих организаций, так и выбором способов стимулирования деятельности подсистем.
Иллюстрации предположим Использованием технических Использованием внутренних Использование экономических Имущество организации Использование действующих Использование финансовых Использование грузоподъемности вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|