Инновационной инфраструктуры



- знать: механизм управления инновационными процессами и инновационной деятельностью.

Вывод при такой ситуации может быть только один - преодоление сложившегося экономического кризиса невозможно без инвестиционно-инновационного "бума", обновления основного капитала на принципиально новой конкурентоспособной основе. Инвестиции без инноваций не имеют смысла, так как нег смысла производить устаревшую, не пользующуюся спросом продукцию. В течение 1998 года в Республике Башкортостан (РБ) увеличилось количество предприятий, занимающихся инновационной деятельностью. Если в 1997 году инновационной деятельностью занимались 17 предприятий, то в 1998 году уже 47, в том числе: 2 - в топливной промышленности, 10 - в химической и нефтехимической, 16 - в машиностроении, 3 - в легкой, 5 в пищевой промышленности.

В составе малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, распространение получает специфичная их форма — рисковый бизнес (рисковые предприятия). Они в основном занимаются прикладными исследованиями, проектно-конструкторскими разработками и освоением на их основе новых видов продукции, технологических процессов, организационно-управленческих решений. Они отличаются от распространенных фирм малого бизнеса. Вторая их особенность заключается в том, что сферой их деятельности являются наукоемкие отрасли: новые средства связи, электроника, биоинженерия, информатика, химия.

Мы не можем обойти стороной проблему совершенствования системы управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью в вузах.

Ориентация управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью вуза на рынок, потребителя, а не только на производителя — ученых и разработчиков вуза — это то, что должно лечь в основу формирования инновационной системы управления вузом в современных условиях. Это, естественно, предполагает резкое усиление роли маркетинга, учета быстро и резко изменяющейся окружающей среды вуза, спроса потребителей и рынка, а следовательно, быстрой адаптации системы управления вузом под новые задачи, наукоемкую продукцию, технологии и услуги специалистов.

димые экспертные решения рекоменда-, тельною характера по использованию результатов на последующих этапах. Таким образом, имеются структурные предпосылки, необходимые, но недостаточные для создания единой ведомственной СУР НИД. Для объединения разрозненных элементов управления научной и инновационной деятельностью Минобразования России в единую систему необходимо решить задачи, перечисленные в предыдущем разделе.

Проект создания ведомственной СУР НИД является комплексным по решаемым задачам и системным по структуре и составу участвующих административных и коллегиальных органов управления научной и инновационной деятельностью Минобразования России. Его реализация требует поэтапной разработки и внедрения отдельных элементов (модулей) СУР НИД. Учитывая имеющийся опыт взаимодействия и сложившиеся в научном блоке Минобразования России связи между научно-техническими и инновационными программами, целесообразно на первом этапе реализации ведомственной СУР НИД выбрать в качестве объекта управления научно-технический инновационный процесс с траекторией «фундаментальные и поисковые НИР — прикладные и экспериментальные НИР — ОКТР — подготовка персонала, производства, материально-технической и технологической базы — выпуск и реализация наукоемкой продукции и оказание услуг» (см. рис. 3).

• Разработать и ввести в практику нормативное и методическое обеспечение, позволяющее осуществлять экс-пертно-аналитическое и информационное сопровождение результатов НИД на всех этапах инновационного цикла задействованными административными и коллегиальными органами управления научной и.инновационной деятельностью Минобразования России;

Из вышеизложенного мы заключаем, что под инновационной деятельностью следует понимать деятельность коллектива людей, направленную на реализацию в общественной практике «под ключ» производственно-технических достижений — инноваций, применение существующих прогрессивных технологий, систем, машин и оборудования на базе использования и внедрения научно-технических достижений отечественной и мировой науки и техники. Она должна обеспечить устранение разрыва между имеющимся объемом и уровнем уже полученных и проверенных научно-технических достижений и их применения на развиваемых (создаваемых) предприятиях.

Подготовка материалов и разработка предложений по управлению инновационной деятельностью. Работа с партнерами на рынке инновационного продукта. Выполнение мероприятий по продвижению нового продукта на рынок. Сбор и анализ патент-iio-правовой и^сонъюнктурной информации

Оперативное планирование и организация работ по управлению инновационной деятельностью. Работа с партнерами на рынке инновационного продукта. Контроль за выполнением мероприятий по продвижению нсвого продукта на рынок. Управление всеми этапами создания и выведения на рынок нового продукта^Оценка коммерческого потенциала технологий


Программа развития инновационной инфраструктуры науки (технопарки, технополисы, инкубаторы бизнеса) 30000,0 2640,0 0,27 8,80

кризисов традиционный для наших вузов приоритет научно-технических достижений должен уступить место приоритету научно-технических нововведений. Вместе с тем сегодня реализация Концепции затруднена из-за отсутствия конкурентоспособной инфраструктуры - сети центров научно-технических нововведений, консалтинговых центров, парков, технополисов и подобных структур. Именно поэтому весьма своевременным представляется принятие федеральной программы "Российская инжиниринговая сеть технических нововведений" ("Инжиниринг - сеть России"), которая ориентирована на создание в стране инновационной инфраструктуры.

четырех направлений, намеченных в Федеральной программе (общесетевое, обеспечивающее, региональное и отраслевое) для Центра наиболее важным является обеспечивающее - создание арсенала базовых средств по подготовке кадров, разработке проектов и управлению ими, информационной подсистемы и научно-технической базы для ускоренного выполнения инновационных проектов. С целью создания основ инновационной инфраструктуры вузами устанавливаются связи с зарубежными фирмами для использования научных разработок в совместных проектах с привлечением новейших технологий и инструментальных средств инжиниринга.

Разумеется, понятие инфраструктуры инновационной деятельности технического университета - более широкое. Первоочередные задачи не затрагивают, в частности, инвестиционно-финансового механизма выполнения проектов, подготовку специалистов высшей квалификации и многое другое. Вместе с тем намечаемые меры позволят начать процесс создания инновационной инфраструктуры и активизировать инновационную деятельность вуза.

Рис. 2. Состав инновационной инфраструктуры Минобразования России

тия многоуровневой системы подготовки кадров для инновационной экономики, создания и развития объектов инновационной инфраструктуры, сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействия созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных центров интеллектуальной собственности и научно-технических услуг, содействия формированию инновационного пути развития отечественной экономики.

«* кадровая обеспеченность, в первую очередь, руководителями инновационных проектов и возможность постоянного обновления и совершенствования персонала инновационной инфраструктуры;

™» финансовая обеспеченность (наличие оборотного капитала); »» высокий уровень инструментальных средств, ускоряющих получение конечного результата; и* гибкость, обеспечивающая приспособление инновационной инфраструктуры к изменениям требований рынка и внешней конъюнктуры.

Как показывают результаты выполненных нами исследований, а также опыт развитых стран мира, основным ядром инновационной инфраструктуры, наиболее адекватным механизмом реализации научно-технических нововведений — инноваций, является инфраструктура инновационных инжиниринговых центров (фирм, предприятий), которые должны аккумулировать лучшие отечественные и зарубежные знания и технологии и выступать для заказчика системным интегратором и гарантом успешной реализации инновационного проекта и обеспечить охват полного инновационного цикла: от изучения конъюнктуры рынка конечной инновационной продукции, технико-экономического обоснования инновационного проекта и его разработки до комплектной поставки оборудования, его системной интеграции, сдачи «под ключ» с кадровым обеспечением и последующим сервисным обслуживанием.

Остановимся на раскрытии содержания некоторых из перечисленных выше свойств инновационной инфраструктуры.

ной экономике внедрению гибкой автоматизации. Комплексная гибкая автоматизация с широким применением информационных технологий и компьютеризированных систем является сердцевиной инновационной экономики. Поэтому в фундамент всех структурных преобразований экономики региона, в основу региональной инновационной инфраструктуры должны быть положены автоматизированные высокие технологии и компьютеризированные системы со сквозным «безбумажным» циклом: «проектирование — производство — контроль — реализация». Отсюда следует, что важнейшей региональной проблемой формирования и развития инновационной экономики является решение научно-методических и организационно-технологических вопросов, связанных с разработкой, созданием и освоением автоматизированных интегрированных проектно-производст-венных систем, осуществляющих в автоматизированном режиме сквозной «безбумажный» цикл и объединяющих в одной системе инновационно направленные научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, процессы технологической подготовки и планирования производства, направленные, в конечном итоге, на создание инновационной продукции. Более того, в таких системах должны быть автоматизированы в сквозной цепи три основных этапа, характерных для создания новой наукоемкой системы: проектирование инноваций; изготовление и комплектация головного образца новой наукоемкой системы; пусконаладочные работы и испытание новой наукоемкой системы. Важной проблемой, требующей своего актуального решения в условиях инновационной экономики, является опережающее создание в регионах эффективного механизма информационного обеспечения инновационной деятельности. Результативность этого механизма в значительной мере зависит от качества непрерывного социально-экономического мониторинга регионов. Подобный мониторинг, по нашему мнению, должен охватить наблюдение, анализ, оценку и прогноз экономической, социальной, экологической, научной и инновационной обстановки в регионе с целью подготовки управленческих решений и рекомендаций, направленных на улучшение и развитие инновационной деятельности. Мониторинг как инновационных процессов, так и более общих процессов структурных преобразований экономики в регионе нацеливает регионы на эффективное управление этими процессами. Поэтому одной из основных функций в


Исследователи предлагают Исследуемых параметров Исследуемой совокупности Истечения контрактов Индивидуальных потребителей Истечении указанного Источниках формирования Источниками инвестиций Источниками поступления Источникам образования Источника финансирования Источника поступления Источники финансовых вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика