|
Инновационной инфраструктуры
- знать: механизм управления инновационными процессами и инновационной деятельностью.
Вывод при такой ситуации может быть только один - преодоление сложившегося экономического кризиса невозможно без инвестиционно-инновационного "бума", обновления основного капитала на принципиально новой конкурентоспособной основе. Инвестиции без инноваций не имеют смысла, так как нег смысла производить устаревшую, не пользующуюся спросом продукцию. В течение 1998 года в Республике Башкортостан (РБ) увеличилось количество предприятий, занимающихся инновационной деятельностью. Если в 1997 году инновационной деятельностью занимались 17 предприятий, то в 1998 году уже 47, в том числе: 2 - в топливной промышленности, 10 - в химической и нефтехимической, 16 - в машиностроении, 3 - в легкой, 5 в пищевой промышленности.
В составе малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, распространение получает специфичная их форма — рисковый бизнес (рисковые предприятия). Они в основном занимаются прикладными исследованиями, проектно-конструкторскими разработками и освоением на их основе новых видов продукции, технологических процессов, организационно-управленческих решений. Они отличаются от распространенных фирм малого бизнеса. Вторая их особенность заключается в том, что сферой их деятельности являются наукоемкие отрасли: новые средства связи, электроника, биоинженерия, информатика, химия.
Мы не можем обойти стороной проблему совершенствования системы управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью в вузах.
Ориентация управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью вуза на рынок, потребителя, а не только на производителя — ученых и разработчиков вуза — это то, что должно лечь в основу формирования инновационной системы управления вузом в современных условиях. Это, естественно, предполагает резкое усиление роли маркетинга, учета быстро и резко изменяющейся окружающей среды вуза, спроса потребителей и рынка, а следовательно, быстрой адаптации системы управления вузом под новые задачи, наукоемкую продукцию, технологии и услуги специалистов.
димые экспертные решения рекоменда-, тельною характера по использованию результатов на последующих этапах. Таким образом, имеются структурные предпосылки, необходимые, но недостаточные для создания единой ведомственной СУР НИД. Для объединения разрозненных элементов управления научной и инновационной деятельностью Минобразования России в единую систему необходимо решить задачи, перечисленные в предыдущем разделе.
Проект создания ведомственной СУР НИД является комплексным по решаемым задачам и системным по структуре и составу участвующих административных и коллегиальных органов управления научной и инновационной деятельностью Минобразования России. Его реализация требует поэтапной разработки и внедрения отдельных элементов (модулей) СУР НИД. Учитывая имеющийся опыт взаимодействия и сложившиеся в научном блоке Минобразования России связи между научно-техническими и инновационными программами, целесообразно на первом этапе реализации ведомственной СУР НИД выбрать в качестве объекта управления научно-технический инновационный процесс с траекторией «фундаментальные и поисковые НИР — прикладные и экспериментальные НИР — ОКТР — подготовка персонала, производства, материально-технической и технологической базы — выпуск и реализация наукоемкой продукции и оказание услуг» (см. рис. 3).
• Разработать и ввести в практику нормативное и методическое обеспечение, позволяющее осуществлять экс-пертно-аналитическое и информационное сопровождение результатов НИД на всех этапах инновационного цикла задействованными административными и коллегиальными органами управления научной и.инновационной деятельностью Минобразования России;
Из вышеизложенного мы заключаем, что под инновационной деятельностью следует понимать деятельность коллектива людей, направленную на реализацию в общественной практике «под ключ» производственно-технических достижений — инноваций, применение существующих прогрессивных технологий, систем, машин и оборудования на базе использования и внедрения научно-технических достижений отечественной и мировой науки и техники. Она должна обеспечить устранение разрыва между имеющимся объемом и уровнем уже полученных и проверенных научно-технических достижений и их применения на развиваемых (создаваемых) предприятиях.
Подготовка материалов и разработка предложений по управлению инновационной деятельностью. Работа с партнерами на рынке инновационного продукта. Выполнение мероприятий по продвижению нового продукта на рынок. Сбор и анализ патент-iio-правовой и^сонъюнктурной информации
Оперативное планирование и организация работ по управлению инновационной деятельностью. Работа с партнерами на рынке инновационного продукта. Контроль за выполнением мероприятий по продвижению нсвого продукта на рынок. Управление всеми этапами создания и выведения на рынок нового продукта^Оценка коммерческого потенциала технологий Программа развития инновационной инфраструктуры науки (технопарки, технополисы, инкубаторы бизнеса) 30000,0 2640,0 0,27 8,80
кризисов традиционный для наших вузов приоритет научно-технических достижений должен уступить место приоритету научно-технических нововведений. Вместе с тем сегодня реализация Концепции затруднена из-за отсутствия конкурентоспособной инфраструктуры - сети центров научно-технических нововведений, консалтинговых центров, парков, технополисов и подобных структур. Именно поэтому весьма своевременным представляется принятие федеральной программы "Российская инжиниринговая сеть технических нововведений" ("Инжиниринг - сеть России"), которая ориентирована на создание в стране инновационной инфраструктуры.
четырех направлений, намеченных в Федеральной программе (общесетевое, обеспечивающее, региональное и отраслевое) для Центра наиболее важным является обеспечивающее - создание арсенала базовых средств по подготовке кадров, разработке проектов и управлению ими, информационной подсистемы и научно-технической базы для ускоренного выполнения инновационных проектов. С целью создания основ инновационной инфраструктуры вузами устанавливаются связи с зарубежными фирмами для использования научных разработок в совместных проектах с привлечением новейших технологий и инструментальных средств инжиниринга.
Разумеется, понятие инфраструктуры инновационной деятельности технического университета - более широкое. Первоочередные задачи не затрагивают, в частности, инвестиционно-финансового механизма выполнения проектов, подготовку специалистов высшей квалификации и многое другое. Вместе с тем намечаемые меры позволят начать процесс создания инновационной инфраструктуры и активизировать инновационную деятельность вуза.
Рис. 2. Состав инновационной инфраструктуры Минобразования России
тия многоуровневой системы подготовки кадров для инновационной экономики, создания и развития объектов инновационной инфраструктуры, сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействия созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных центров интеллектуальной собственности и научно-технических услуг, содействия формированию инновационного пути развития отечественной экономики.
«* кадровая обеспеченность, в первую очередь, руководителями инновационных проектов и возможность постоянного обновления и совершенствования персонала инновационной инфраструктуры;
™» финансовая обеспеченность (наличие оборотного капитала); »» высокий уровень инструментальных средств, ускоряющих получение конечного результата; и* гибкость, обеспечивающая приспособление инновационной инфраструктуры к изменениям требований рынка и внешней конъюнктуры.
Как показывают результаты выполненных нами исследований, а также опыт развитых стран мира, основным ядром инновационной инфраструктуры, наиболее адекватным механизмом реализации научно-технических нововведений — инноваций, является инфраструктура инновационных инжиниринговых центров (фирм, предприятий), которые должны аккумулировать лучшие отечественные и зарубежные знания и технологии и выступать для заказчика системным интегратором и гарантом успешной реализации инновационного проекта и обеспечить охват полного инновационного цикла: от изучения конъюнктуры рынка конечной инновационной продукции, технико-экономического обоснования инновационного проекта и его разработки до комплектной поставки оборудования, его системной интеграции, сдачи «под ключ» с кадровым обеспечением и последующим сервисным обслуживанием.
Остановимся на раскрытии содержания некоторых из перечисленных выше свойств инновационной инфраструктуры.
ной экономике внедрению гибкой автоматизации. Комплексная гибкая автоматизация с широким применением информационных технологий и компьютеризированных систем является сердцевиной инновационной экономики. Поэтому в фундамент всех структурных преобразований экономики региона, в основу региональной инновационной инфраструктуры должны быть положены автоматизированные высокие технологии и компьютеризированные системы со сквозным «безбумажным» циклом: «проектирование — производство — контроль — реализация». Отсюда следует, что важнейшей региональной проблемой формирования и развития инновационной экономики является решение научно-методических и организационно-технологических вопросов, связанных с разработкой, созданием и освоением автоматизированных интегрированных проектно-производст-венных систем, осуществляющих в автоматизированном режиме сквозной «безбумажный» цикл и объединяющих в одной системе инновационно направленные научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, процессы технологической подготовки и планирования производства, направленные, в конечном итоге, на создание инновационной продукции. Более того, в таких системах должны быть автоматизированы в сквозной цепи три основных этапа, характерных для создания новой наукоемкой системы: проектирование инноваций; изготовление и комплектация головного образца новой наукоемкой системы; пусконаладочные работы и испытание новой наукоемкой системы. Важной проблемой, требующей своего актуального решения в условиях инновационной экономики, является опережающее создание в регионах эффективного механизма информационного обеспечения инновационной деятельности. Результативность этого механизма в значительной мере зависит от качества непрерывного социально-экономического мониторинга регионов. Подобный мониторинг, по нашему мнению, должен охватить наблюдение, анализ, оценку и прогноз экономической, социальной, экологической, научной и инновационной обстановки в регионе с целью подготовки управленческих решений и рекомендаций, направленных на улучшение и развитие инновационной деятельности. Мониторинг как инновационных процессов, так и более общих процессов структурных преобразований экономики в регионе нацеливает регионы на эффективное управление этими процессами. Поэтому одной из основных функций в
Исследователи предлагают Исследуемых параметров Исследуемой совокупности Истечения контрактов Индивидуальных потребителей Истечении указанного Источниках формирования Источниками инвестиций Источниками поступления Источникам образования Источника финансирования Источника поступления Источники финансовых вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|