|
Инновационной программы
роли маркетинга в инновационной деятельности; государственных научно-технических программах; особенностях инновационной продукции; методах анализа инновационных процессов.
Проблема технологической безопасности страны связана с конкурентоспособностью инновационной продукции. Россия ныне реально конкурентоспособна в трех областях: природные ресурсы, военно-космические технологии (несмотря на понесенные потери), фундаментальная наука. Среди 20 крупнейших по объему продаж и наиболее динамичных отечественных компаний только два предприятия — «АвтоВАЗ» и «ГАЗ» — представляют обрабатывающую промышленность, а остальные 18 относятся к добывающим отраслям. Рынок природных ресурсов ограничен, торговать по более низким с конкурентами ценами становится все труднее, а со вступлением России во Всемирную торговую организацию станет и вовсе невозможно. Рынок вооруженний также жестко ограничен и для нас существенно сузится с предстоящим вступлением восточно-европейских стран в НАТО. Крайне сложен выход на мировой рынок с достижениями нашей фундаментальной науки: она оказалась «на голодном пайке» и сильно пострадала от «утечки мозгов»; общее экономическое положение страны, переживающей кризис, препятствует реализации фундаментальных НИОКР в прикладных технологиях, а именно они и выводят непосредственно на внешние рынки.
Как показывают результаты выполненных нами исследований, а также опыт развитых стран мира, основным ядром инновационной инфраструктуры, наиболее адекватным механизмом реализации научно-технических нововведений — инноваций, является инфраструктура инновационных инжиниринговых центров (фирм, предприятий), которые должны аккумулировать лучшие отечественные и зарубежные знания и технологии и выступать для заказчика системным интегратором и гарантом успешной реализации инновационного проекта и обеспечить охват полного инновационного цикла: от изучения конъюнктуры рынка конечной инновационной продукции, технико-экономического обоснования инновационного проекта и его разработки до комплектной поставки оборудования, его системной интеграции, сдачи «под ключ» с кадровым обеспечением и последующим сервисным обслуживанием.
Исследования и мониторинг потребностей рынка, необходимость постоянного и оперативного обновления выпускаемой инновационной продукции требуют придания первостепенного значения в инновацион-
ной экономике внедрению гибкой автоматизации. Комплексная гибкая автоматизация с широким применением информационных технологий и компьютеризированных систем является сердцевиной инновационной экономики. Поэтому в фундамент всех структурных преобразований экономики региона, в основу региональной инновационной инфраструктуры должны быть положены автоматизированные высокие технологии и компьютеризированные системы со сквозным «безбумажным» циклом: «проектирование — производство — контроль — реализация». Отсюда следует, что важнейшей региональной проблемой формирования и развития инновационной экономики является решение научно-методических и организационно-технологических вопросов, связанных с разработкой, созданием и освоением автоматизированных интегрированных проектно-производст-венных систем, осуществляющих в автоматизированном режиме сквозной «безбумажный» цикл и объединяющих в одной системе инновационно направленные научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, процессы технологической подготовки и планирования производства, направленные, в конечном итоге, на создание инновационной продукции. Более того, в таких системах должны быть автоматизированы в сквозной цепи три основных этапа, характерных для создания новой наукоемкой системы: проектирование инноваций; изготовление и комплектация головного образца новой наукоемкой системы; пусконаладочные работы и испытание новой наукоемкой системы. Важной проблемой, требующей своего актуального решения в условиях инновационной экономики, является опережающее создание в регионах эффективного механизма информационного обеспечения инновационной деятельности. Результативность этого механизма в значительной мере зависит от качества непрерывного социально-экономического мониторинга регионов. Подобный мониторинг, по нашему мнению, должен охватить наблюдение, анализ, оценку и прогноз экономической, социальной, экологической, научной и инновационной обстановки в регионе с целью подготовки управленческих решений и рекомендаций, направленных на улучшение и развитие инновационной деятельности. Мониторинг как инновационных процессов, так и более общих процессов структурных преобразований экономики в регионе нацеливает регионы на эффективное управление этими процессами. Поэтому одной из основных функций в
области информационного обеспечения инновационной экономики должна стать функция автоматизированного мониторинга структурных преобразований в регионе. В связи с этим представляется целесообразным создание в регионах автоматизированных центров инновационно-информационного обеспечения (АРЦИ) для постоянного поддержания, обновления и эксплуатации инновационных банков данных и знаний. При этом надо исходить из следующего положения: субъектам инновационной деятельности нужна, в первую очередь, информация, которая содержала бы упорядоченную соответствующим образом технико-экономическую, конъюнктурно-коммерческую, статистическую информацию, сведения о характеристиках промышленной продукции, технологий, машин и оборудования, материалов, типов услуг и т.п. И здесь важная роль принадлежит маркетингу инноваций и инновационной деятельности на предприятиях региона как составной части информационного обеспечения инновационной экономики. Инновационный маркетинг, представляя собой комплекс мероприятий по исследованию всех вопросов, связанных с процессом реализации инновационной продукции предприятий, а именно: изучением потребителя и исследованием мотивов его поведения на рынке; исследованием инновационного продукта и каналов его реализации; изучением конкурентов и определением конкурентоспособности их инновационного продукта; изучением «ниши» рынка, в которой предприятие имеет наилучшие возможности по реализации своих преимуществ — должен стать одной из ведущих структур АРЦИ.
ЦЕЛЕВАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА — целенаправленный экон. механизм инновационного процесса; представляет собой органическое сочетание прикладных исследований, конструкторских разработок, производственных, испытательных, доводочных работ, оснащенный соответствующей инновационной стратегией с учетом централизованного управления, планирования и контроля. Создание и реализация Ц.и.п. включает следующие этапы: формирование инвестиционного замысла (идеи); исследование инвестиционных возможностей, технико-экон. обоснование Ц.и.п.; подготовка контрактной и проектной документации; строительно-монтажные работы; эксплуатация объекта инновационной программы, мониторинг экон. показателей.
В результате выполнения проектов инновационной программы на
Аналогичным образом будут систематизированы и занесены в базу данных результаты выполнения прикладных НИР и ОКТР в рамках программы «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники» с последующим их анализом ETC подпрограмм. На этапе прикладных исследований целесообразно проводить текущую оценку научно-технического (технологического) и инновационного потенциалов и переводить на завершающей стадии прикладные НИР с высоким потенциалом в ОКТР с соответствующим увеличением финансирования. На основании экспертных оценок НТС подпрограмм должны вырабатываться рекомендации вузам — исполнителям проектов по участию в конкурсе проектов в инновационной программе «Инновационная деятельность высшей школы». Параллельно информация о рекомендациях и поддержке должна передаваться в Научно-технический совет инновационной программы и фонд Содействия инновационной деятельности (СИНД) Минобразования России.
Результаты инновационных проектов должны рассматриваться НТС инновационной программы совместно с фондом СИНД, и на основании их экспертизы может быть принято решение о передаче результатов на стадию инвестиционных проектов, реализуемых в различных организационно-правовых формах. Логистика документооборота данного модуля ведомственной СУР НИД представлена на рис. 4.
Для анализа факторов, влияющих на достижение каким-либо проектом целей инновационной программы, финансируемой из бюджета Минобразования России была предложена типовая таблица, в которую вносились результаты опроса экспертов (с. 12).
Всего было опрошено 17 экспертов. В результате экспертных оценок диаграмма Парето для анализируемого случая инновационной программы имеет вид, изображенный на рис. 2.4.
Рис.2.4.. Парето-анализ факторов, влияющих на достижение цели инновационной программы.
Для анализа факторов, влияющих на достижение каким-либо проектом целей инновационной программы, финансируемой из бюджета Минобразования России была предложена типовая таблица, в которую вносились результаты опроса экспертов (с. 12).
Всего было опрошено 17 экспертов. В результате экспертных оценок диаграмма Парето для анализируемого случая инновационной программы имеет вид, изображенный на рис. 2.4.
Рис.2.4.. Парето-анализ факторов, влияющих на достижение цели инновационной программы.
Одним из приоритетных направлений инновационной программы области является нефтехимическая промышленность -важнейшая отрасль современной индустрии Казахстана, которая находится на грани выживания .снижается технический уровень производства, слабо осваиваются новые технологии. На инновации отсутствует платежеспособный спрос. Основной инновационный потенциал сконцентрирован в топливно-сырьевых отраслях, считающимися мало технологичными, имеющих пониженную склонность к инновациям.
Индивидуальных особенностей Исследуемых признаков Исследуемого предприятия Истечения опционного Истечении некоторого Истечении установленного Источниками финансирования Источниками получения Источниками загрязнения Источникам получения Источника информации Индивидуальных предпринимателей Источники хозяйственных вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|