Инновационной программы



роли маркетинга в инновационной деятельности; государственных научно-технических программах; особенностях инновационной продукции; методах анализа инновационных процессов.

Проблема технологической безопасности страны связана с конкурентоспособностью инновационной продукции. Россия ныне реально конкурентоспособна в трех областях: природные ресурсы, военно-космические технологии (несмотря на понесенные потери), фундаментальная наука. Среди 20 крупнейших по объему продаж и наиболее динамичных отечественных компаний только два предприятия — «АвтоВАЗ» и «ГАЗ» — представляют обрабатывающую промышленность, а остальные 18 относятся к добывающим отраслям. Рынок природных ресурсов ограничен, торговать по более низким с конкурентами ценами становится все труднее, а со вступлением России во Всемирную торговую организацию станет и вовсе невозможно. Рынок вооруженний также жестко ограничен и для нас существенно сузится с предстоящим вступлением восточно-европейских стран в НАТО. Крайне сложен выход на мировой рынок с достижениями нашей фундаментальной науки: она оказалась «на голодном пайке» и сильно пострадала от «утечки мозгов»; общее экономическое положение страны, переживающей кризис, препятствует реализации фундаментальных НИОКР в прикладных технологиях, а именно они и выводят непосредственно на внешние рынки.

Как показывают результаты выполненных нами исследований, а также опыт развитых стран мира, основным ядром инновационной инфраструктуры, наиболее адекватным механизмом реализации научно-технических нововведений — инноваций, является инфраструктура инновационных инжиниринговых центров (фирм, предприятий), которые должны аккумулировать лучшие отечественные и зарубежные знания и технологии и выступать для заказчика системным интегратором и гарантом успешной реализации инновационного проекта и обеспечить охват полного инновационного цикла: от изучения конъюнктуры рынка конечной инновационной продукции, технико-экономического обоснования инновационного проекта и его разработки до комплектной поставки оборудования, его системной интеграции, сдачи «под ключ» с кадровым обеспечением и последующим сервисным обслуживанием.

Исследования и мониторинг потребностей рынка, необходимость постоянного и оперативного обновления выпускаемой инновационной продукции требуют придания первостепенного значения в инновацион-

ной экономике внедрению гибкой автоматизации. Комплексная гибкая автоматизация с широким применением информационных технологий и компьютеризированных систем является сердцевиной инновационной экономики. Поэтому в фундамент всех структурных преобразований экономики региона, в основу региональной инновационной инфраструктуры должны быть положены автоматизированные высокие технологии и компьютеризированные системы со сквозным «безбумажным» циклом: «проектирование — производство — контроль — реализация». Отсюда следует, что важнейшей региональной проблемой формирования и развития инновационной экономики является решение научно-методических и организационно-технологических вопросов, связанных с разработкой, созданием и освоением автоматизированных интегрированных проектно-производст-венных систем, осуществляющих в автоматизированном режиме сквозной «безбумажный» цикл и объединяющих в одной системе инновационно направленные научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, процессы технологической подготовки и планирования производства, направленные, в конечном итоге, на создание инновационной продукции. Более того, в таких системах должны быть автоматизированы в сквозной цепи три основных этапа, характерных для создания новой наукоемкой системы: проектирование инноваций; изготовление и комплектация головного образца новой наукоемкой системы; пусконаладочные работы и испытание новой наукоемкой системы. Важной проблемой, требующей своего актуального решения в условиях инновационной экономики, является опережающее создание в регионах эффективного механизма информационного обеспечения инновационной деятельности. Результативность этого механизма в значительной мере зависит от качества непрерывного социально-экономического мониторинга регионов. Подобный мониторинг, по нашему мнению, должен охватить наблюдение, анализ, оценку и прогноз экономической, социальной, экологической, научной и инновационной обстановки в регионе с целью подготовки управленческих решений и рекомендаций, направленных на улучшение и развитие инновационной деятельности. Мониторинг как инновационных процессов, так и более общих процессов структурных преобразований экономики в регионе нацеливает регионы на эффективное управление этими процессами. Поэтому одной из основных функций в

области информационного обеспечения инновационной экономики должна стать функция автоматизированного мониторинга структурных преобразований в регионе. В связи с этим представляется целесообразным создание в регионах автоматизированных центров инновационно-информационного обеспечения (АРЦИ) для постоянного поддержания, обновления и эксплуатации инновационных банков данных и знаний. При этом надо исходить из следующего положения: субъектам инновационной деятельности нужна, в первую очередь, информация, которая содержала бы упорядоченную соответствующим образом технико-экономическую, конъюнктурно-коммерческую, статистическую информацию, сведения о характеристиках промышленной продукции, технологий, машин и оборудования, материалов, типов услуг и т.п. И здесь важная роль принадлежит маркетингу инноваций и инновационной деятельности на предприятиях региона как составной части информационного обеспечения инновационной экономики. Инновационный маркетинг, представляя собой комплекс мероприятий по исследованию всех вопросов, связанных с процессом реализации инновационной продукции предприятий, а именно: изучением потребителя и исследованием мотивов его поведения на рынке; исследованием инновационного продукта и каналов его реализации; изучением конкурентов и определением конкурентоспособности их инновационного продукта; изучением «ниши» рынка, в которой предприятие имеет наилучшие возможности по реализации своих преимуществ — должен стать одной из ведущих структур АРЦИ.


ЦЕЛЕВАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА — целенаправленный экон. механизм инновационного процесса; представляет собой органическое сочетание прикладных исследований, конструкторских разработок, производственных, испытательных, доводочных работ, оснащенный соответствующей инновационной стратегией с учетом централизованного управления, планирования и контроля. Создание и реализация Ц.и.п. включает следующие этапы: формирование инвестиционного замысла (идеи); исследование инвестиционных возможностей, технико-экон. обоснование Ц.и.п.; подготовка контрактной и проектной документации; строительно-монтажные работы; эксплуатация объекта инновационной программы, мониторинг экон. показателей.

В результате выполнения проектов инновационной программы на

Аналогичным образом будут систематизированы и занесены в базу данных результаты выполнения прикладных НИР и ОКТР в рамках программы «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники» с последующим их анализом ETC подпрограмм. На этапе прикладных исследований целесообразно проводить текущую оценку научно-технического (технологического) и инновационного потенциалов и переводить на завершающей стадии прикладные НИР с высоким потенциалом в ОКТР с соответствующим увеличением финансирования. На основании экспертных оценок НТС подпрограмм должны вырабатываться рекомендации вузам — исполнителям проектов по участию в конкурсе проектов в инновационной программе «Инновационная деятельность высшей школы». Параллельно информация о рекомендациях и поддержке должна передаваться в Научно-технический совет инновационной программы и фонд Содействия инновационной деятельности (СИНД) Минобразования России.

Результаты инновационных проектов должны рассматриваться НТС инновационной программы совместно с фондом СИНД, и на основании их экспертизы может быть принято решение о передаче результатов на стадию инвестиционных проектов, реализуемых в различных организационно-правовых формах. Логистика документооборота данного модуля ведомственной СУР НИД представлена на рис. 4.

Для анализа факторов, влияющих на достижение каким-либо проектом целей инновационной программы, финансируемой из бюджета Минобразования России была предложена типовая таблица, в которую вносились результаты опроса экспертов (с. 12).

Всего было опрошено 17 экспертов. В результате экспертных оценок диаграмма Парето для анализируемого случая инновационной программы имеет вид, изображенный на рис. 2.4.

Рис.2.4.. Парето-анализ факторов, влияющих на достижение цели инновационной программы.

Для анализа факторов, влияющих на достижение каким-либо проектом целей инновационной программы, финансируемой из бюджета Минобразования России была предложена типовая таблица, в которую вносились результаты опроса экспертов (с. 12).

Всего было опрошено 17 экспертов. В результате экспертных оценок диаграмма Парето для анализируемого случая инновационной программы имеет вид, изображенный на рис. 2.4.

Рис.2.4.. Парето-анализ факторов, влияющих на достижение цели инновационной программы.

Одним из приоритетных направлений инновационной программы области является нефтехимическая промышленность -важнейшая отрасль современной индустрии Казахстана, которая находится на грани выживания .снижается технический уровень производства, слабо осваиваются новые технологии. На инновации отсутствует платежеспособный спрос. Основной инновационный потенциал сконцентрирован в топливно-сырьевых отраслях, считающимися мало технологичными, имеющих пониженную склонность к инновациям.


Индивидуальных особенностей Исследуемых признаков Исследуемого предприятия Истечения опционного Истечении некоторого Истечении установленного Источниками финансирования Источниками получения Источниками загрязнения Источникам получения Источника информации Индивидуальных предпринимателей Источники хозяйственных вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика