Иностранные монополии



Резкий скачок в вывозе капитала из Японии пришелся на середину 80-х годов. Если в 1983г. иностранные капиталовложения японскихфирм составили 8,1 млрд.долла-ров, то в 1987г. было направлено за границу уже ЗЗ^Г млрд.долларов. [52] Примечательно, что капита/Гнаправлял-ся главныТ/Гобразом в США и Западную Европу -более 50% инвестиций. Примечательно именно потому, что свидетельствует о новых побудительных мотивах создания предприятий: в 60-70-х годах японские фирмы думали прежде всего о доступе к источникам сырья и об использовании дешевой рабочей силы преимущественно в соседних странах Юго-Восточной Азии. В 70-80-х годах к этому побуждению добавились еще и стремление сохранить окружающую среду, сэкономить за счет меньшей требовательности к экологической безопасности производства в других странах. Подобная политика не сделала чести японским компаниям и породила значительную настороженность, с которой стали рассматривать в других странах их предложения о создании предприятий. Нарастающий поток японских инвестиций в США, Канаду, Западную Европу в 80-е годы был обусловлен двумя

Одновременно с агрессивной экспансией некоторых американских фирм за рубежом на американский внутренний рынок проникли многие иностранные компании. Их имена и названия их марочных товаров стали в США обиходными словами: «Сони», «Хонда», «Датцун», «Нестле», «Перье», «Норелко», «Мерседес-Бенц», «Фольксваген». Причем многие американцы отдают этим маркам предпочтение перед отечественными. Кроме того, существует множество товаров якобы американского производства, выпускаемых в действительности зарубежными транснациональными корпорациями. Это книги «Бантам», мороженое «.Баскин-Роббинс», грампластинки «Капитол», гуталин «Киви», чай «Липтон». Сюда же относится и универмаг «Сакс на Пятой авеню». Америка привлекает также огромные иностранные капиталовложения в туристический бизнес и

Финансовая «помощь» промышленно развитых капиталистических стран развивающимся странам таит для последних реальную угрозу оказаться в политической и экономической зависимости от иностранного капитала, сохранить (если не углубить) отсталость своей экономики, ее сырьевую структуру, на многие десятилетия отдалить возможность индустриального развития на базе научно-технического прогресса. В этом отношении характерно выступление премьер-министра Индии Индиры Ганди на второй сессии конференции ООН по торговле и развитию (февраль 1968 г.). Индира Ганди справедливо отмечала: «. . .все большее число развивающихся стран начинает смотреть на иностранные капиталовложения и технический опыт не как на помощь их собственным усилиям в достижении экономической независимости, а как на путы, которые усиливают их зависимость от соответствующих стран».

положение о том, что каждая договаривающаяся сторона разрешает осуществлять инвестиции гражданам и компаниям другой договаривающейся стороны только в соответствии с законодательством. Так, например, статья 2 Российского типового соглашения устанавливает, что каждая договаривающаяся сторона будет допускать иностранные капиталовложения «в соответствии со своим законодательством». Такая формулировка присутствует в большинстве ДИС, заключенных Россией с другими странами.

Это положение не возлагает строгую обязанность на страну осуществления инвестиции сохранять иностранные капиталовложения и не представляет собой какое-либо отклонение от правила о «должном прилежании»1.

Иностранные капиталовложения в акционерные общества,

3. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции, практикуемое в некоторых странах. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйствующих субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране-должнике. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

3. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции, практикуемое в некоторых странах. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйствующих субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране-должнике. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

Правда, иностранные капиталовложения сконцентрированы всего в нескольких отраслях: автомобилестроение (Мексика и Бразилия), разработка полезных ископаемых (Чили). Усиление интереса иностранных инвесторов к Аргентине и Перу было связано с развернувшимися там процессами приватизации. Иначе говоря, потоки инвестиций в эту часть мира были в значительной мере обусловлены не общими, а специфическими условиями экономики тех или иных стран, что проявляется и в существенной неравномерности объемов вложений в отдельные годы.

мики страны. Именно сюда направляется поток национальных капиталовложений в основной капитал, именно они главным образом притягивают иностранные капиталовложения (табл. 20.4).

прямые иностранные инвестиции (ПИИ); прямые иностранные капиталовложения


Скидки, налоговые льготы и другие уступки, навязанные нефтяными монополиями ливийскому правительству, позволили им удерживать отчисления и цены на ливийскую нефть на искусственно заниженном уровне, в то же время увеличивая добычу и хищнически разрабатывая нефтяные ресурсы этой страны. В 1962 г. Ливия добыла всего 8,78 млн. т нефти. В 1970 г. добыча составила уже 159,7 млн. т24. При реализации ливийской нефти иностранные монополии фактически прибирали себе в карман премию за ее высокое качество, а также за ее близость к основным рынкам сбыта.

Мексика — первая в мире развивающаяся страна, национализировавшая в 1938 г. нефтегазовую промышленность. В самом начале XX в., когда на побережье Мексиканского залива близ порта Тампико были открыты крупные запасы нефти, ее добычу полностью захватили в свои руки иностранные монополии. И хотя Мексика в первой четверти нашего столетия вышла в число ведущих нефтедобывающих стран мира, она практически никаких выгод от эксплуатации своей нефти не получила. Не было построено ни одного нефтеперерабатывающего завода, совершенно не использовался попутный нефтяной газ, не развивалась нефтехимия. После национализации почти вся добываемая нефть перерабатывается в стране и идет на нужды национальной экономики и экспорт. Вся добыча, разведка, переработка и транспортировка нефти и газа находятся в ведении государственной нефтяной компании «Петролеос мехиканос» (сокращенно ПЕМЕКС).

Крупные открытия обусловили быстрый рост добычи нефти в стране. В 1961 г. были добыты первые 700 тыс. т, а в 1970 г. добыча достигла уже 159 млн. т. В дальнейшем правительство Ливии резко сократило объем добычи, чтобы предотвратить расхищение недр иностранными компаниями. В 1980 г. в стране было добыто 86 млн. т нефти. Иностранные монополии, не заинтересованные в добыче газа, сжигали его в факелах. В настоящее время добыча попутного нефтяного газа возросла.

В период 1960—1969 гг. иностранные монополии (главным образом США) вывезли из Латинской Америки преимущественно в виде прибылей на свои капиталовложения около 15. млрд, долл., тогда как вновь инвестировали только 6 млрд. долл.

Венесуэла занимает первое место в Латинской Америке и четвер--тое в капиталистическом мире по добыче нефти. Однако значительная часть прибылей от добычи нефти принадлежит не Венесуэле, а иностранным монополиям. В руках американских «Креол петролеум Корп.» и «Мене гранде ойл» сконцентрировано около 80% добычи нефти в стране. Как сообщил венесуэльский журнал «Веа и леа», на каждый доллар, вложенный в нефтяную промышленность страны, иностранные монополии получают 3 долл. чистой прибыли.

Характерной особенностью нефтяной промышленности Японии является проникновение в нее иностранного капитала. Иностранные монополии владеют почти 48% всего акционерного капитала всех нефтяных фирм Японии. Им принадлежит от 20 до 50% акций десяти нефтеперерабатывающих фирм Японии. По данным 1969 г. в капиталах более половины японских фирм, занятых переработкой нефти, участвуют иностранные монополии.

Во многих из этих стран до установления нового демократического строя производительные силы были на крайне низком уровне. В важнейших отраслях их экономики господствовали иностранные монополии, всемерно способствовавшие формированию однобокого уродливого характера экономики.

Мексика — первая в мире развивающаяся страна, национализировавшая в 1938 г. нефтегазовую промышленность. В самом начале XX в., когда на побережье Мексиканского залива близ порта Тампико были открыты крупные запасы нефти, ее добычу полностью захватили в свои руки иностранные монополии. И хотя Мексика в первой четверти нашего столетия вышла в число ведущих нефтедобывающих стран мира, она практически никаких выгод от эксплуатации своей нефти не получила. Не было построено ни одного нефтеперерабатывающего завода, совершенно не использовался попутный нефтяной газ, не развивалась нефтехимия. После национализации почти вся добываемая нефть перерабатывается в стране и идет на нужды национальной экономики и экспорт. Вся добыча, разведка, переработка и транспортировка нефти и газа находятся в ведении государственной нефтяной компании «Петролеос мехиканос» (сокращенно ПЕМЕКС).

Крупные открытия обусловили быстрый рост добычи нефти в стране. В 1961 г. были добыты первые 700 тыс. т, а в 1970 г. добыча достигла уже 159 млн. т. В дальнейшем правительство Ливии резко сократило объем добычи, чтобы предотвратить расхищение недр иностранными компаниями. В 1980 г. в стране было добыто 86 млн. т нефти. Иностранные монополии, не заинтересованные в добыче газа, сжигали его в факелах. В настоящее время добыча попутного нефтяного газа возросла,

Баланс движения капиталов большинства нефтедобывающих стран сводится со значительным активом, поскольку иностранные монополии стремятся вложить сюда капиталы из-за высоких прибылей. Некоторые страны ОПЕК, будучи крупным экспортером капитала, имеют пассивное сальдо по этому разделу платежного баланса.

Монополии стремятся также быть единственным покупателем определенного продукта. Искусственно ограничивая на какое-то время свои закупки, они добиваются того, чтобы предложение товаров со стороны продавцов превышало спрос со стороны монополий. Это позволяет устанавливать монопольно низкие цены, уровень которых не достигает общественно необходимых затрат труда. В этом случае монопильный доход представляет разницу между стоимостьи) (или нормальной равновесной ценой товара) и монопольно низкой ценой. Иначе говоря, он является вычетом из нормального дохода продавцов. (Именно таким путем происходит ограбление капиталистических предпринимателей и мелких товаропроизводителей стран Азии, Африки и Латинской Америки: иностранные монополии закупают у них дешевое сырье. Низкие цены устанавливаются на товары традиционного африканского экспорта (чай, кофе, какао-бобы). К примеру, индекс цен по 16 основным экспортным товарам африканских стран снизился к концу 1987 г. в 2 раза по сравнению с 1977 г.).


Истечения указанного Истечении определенного Истинного положения Источниками формирования Индивидуальных предпочтений Источникам формирования Источникам собственных Источника получения Источника собственных Источники инвестиций Источники получения Источники снабжения Источники увеличения вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика