|
Иностранными нефтяными
По мнению автора, это объясняется двумя моментами. Первое, между преуспевающими японскими компаниями больше общего, а между иностранными компаниями — больше разнобразия. Второе, особенности японского стиля управления отнюдь не коренятся в уникальной культуре, а сознательно формировались после второй войны.
«Хитати» входила в группу (дзайбацу) «Ниссан концерн», но сама занялась производством ряда продуктов. В 1906 г. в «Хитати» были созданы небольшой завод по ремонту двигателей, применявшихся в добыче медной руды, и завод по очищению меди; это стало началом ны-зй компании. В 1912 г. она стала независимой. В от-от других электротехнических компаний «Хитати» не заключала никаких соглашений о совместных предприятиях с другими передовыми иностранными компаниями, такими, как «Дженерал электрик», «Вестингауз» или «Симеис». Она полагалась на собственную технологию. Ее продукцию составляли электродвигатели и трансформаторы. После первой мировой войны она генераторами, гидротурбинами, насосами и скими машинами. Тем временем возросли военные заказы, и, чтобы удовлетворить этот спрос, «Хитати» стала электропровод, средства связи и
— участие развивающихся стран в процессе ценообразования на мировом капиталистическом рынке углеводородного сырья и в определении условий расчетов с действующими на их территории иностранными компаниями. Исследование этой проблемы выходит далеко за рамки странового, регионального или отраслевого анализа, представляя особый интерес в связи с последствиями «революции цен» на жидкое топливо 1973—1974 гг., которые оказались гораздо более глубокими и устойчивыми, чем результаты общего сырьевого кризиса в капиталистическом мире того же периода. Долгосрочные тенденции, формирующие стоимостные пропорции, связаны с важным и до сих пор дискуссионным вопросом о международных производственных, в данном случае рентных, отношениях на мировом капиталистическом рынке топливно-сырьевых товаров. Причем именно в пропорциях международного обмена сконцентрировано экономическое выражение конкретных суверенных прав освободившихся государств распоряжаться сырьевым потенциалом, демонстрируются результаты практического использования этих прав.
Вплоть до 1966 г. все потребляемые в Ливии нефтепродукты полностью импортировались тремя иностранными компаниями: «Эссо Стандард оф Либиа, Инк.», «Шелл (Либиа)» и «Ассейл» — филиалами «Стандард Ойл К° оф Нью-Джерси», «Ройал Датч-Шелл» и итальянской государственной фирмы «Аджип минера-рия». Эти три импортера примерно поровну поделили ливийский рынок и, монополизировав его, сбывали здесь нефтепродукты по
В 1972—1975 гг. Алжир заключил одиннадцать соглашений с иностранными компаниями о проведении геологоразведочных изысканий и совместной разработке нефтяных ресурсов, одно из которых с польской компанией «Копекс». Все они по типу относятся к соглашениям о партнерстве и напоминают подписанный в 1968 г. договор с американской независимой фирмой «Гетти Ойл К°». Среди основных условий этих соглашений — обязательство иностранных нефтяных компаний инвестировать в течение срока, который, как правило, устанавливается в три-пять лет, точно определенную сумму в разведку нефти на выделенных им участках алжирской территории или территориальных вод.
2. Правительства должны иметь право на участие в совместных предприятиях с иностранными компаниями.
Помимо этого в Декларации провозглашалось право правительств устанавливать нормы и формы отчетности для нефтяных компаний и контролировать такую отчетность; обязывать концессионеров соблюдать национальные правила разработки нефтяных ресурсов и, наконец, решать все споры с иностранными компаниями в национальных судах 22. Встреченная первоначально в штыки нефтяными монополиями резолюция оказалась вполне жизнеспособной в свете событий, произошедших на Ближнем и Среднем Востоке на рубеже 70-х годов.
— цена, по которой нефтяные компании ближневосточных стран самостоятельно реализовывали часть национализированной нефти на свободных рынках или по соглашениям с иностранными компаниями, не являющимися концессионерами.
Все рассмотренные типы соглашений предусматривают в той или иной форме долгосрочное сотрудничество национальной и иностранной нефтяных компаний. В последнее время многие страны-нефтепроизводители перешли к заключению уже и одноразовых подрядных контрактов с иностранными компаниями на коммерческой основе. Обычно такие контракты охватывают одну или несколько взаимосвязанных операций, например бурение и строительство сети нефтепроводов. Реже они предусматривают осуществление крупных проектов, таких, как разведка нефти или комплексная подготовка открытых месторождений к эксплуатации. Принципиальное отличие этого типа контрактов от всех перечисленных выше состоит в том, что в результате их выполнения между нефтедобывающей страной и иностранной компанией не возникает долгосрочных отношений, связанных с поставками нефти. Услуги иностранной компании оплачиваются на коммерческой основе — наличными. Другая особенность заключается в том, что иностранная компания, осуществляющая подряд, может и не быть нефтяной. Имея необходимое оборудование, она может не заниматься торговлей нефтью и нефтепродуктами, не перерабатывать нефть и не иметь собственной сбытовой сети. Это сразу же расширило круг партнеров для нефтедобывающих стран за счет машиностроительных, консультативных, инженерных и прочих фирм, прямо не связанных с нефтяными концернами.
Крупные открытия обусловили быстрый рост добычи нефти в стране. В 1961 г. были добыты первые 700 тыс. т, а в 1970 г. добыча достигла уже 159 млн. т. В дальнейшем правительство Ливии резко сократило объем добычи, чтобы предотвратить расхищение недр иностранными компаниями. В 1980 г. в стране было добыто 86 млн. т нефти. Иностранные монополии, не заинтересованные в добыче газа, сжигали его в факелах. В настоящее время добыча попутного нефтяного газа возросла.
Десять лет спустя, в 1948 г., Венесуэла добилась деления прибылей от продажи нефти в пропорции 50; 50 между государством и иностранными компаниями. Основными пунктами добычи и переработки нефти были Баку и Грозный, которые давали 97 % всей добычи нефти и 100 % производства нефтепродуктов. Попытки русских геологов вести поиски новых нефтяных месторождений в районах Урало-Поволжья решительно пресекались иностранными нефтяными компаниями. Нефтяная промышленность России быстро теряла ранее завоеванные позиции в мировой нефтедобыче. В 1913 г., последнем году мирного развития дореволюционной России, который, как известно, принят за базу для сравнения достигнутого уровня развития за годы Советской власти .по всем отраслям промышленности, в том числе и по нефтяной, объем добычи нефти в России составил 10,3 млн. т и был уже в 3 раза меньше, чем в США.
Совпадение интересов, целей и радикализм методов борьбы с иностранными нефтяными монополиями сделали национально-де-
Успешное завершение переговоров Ливии с иностранными нефтяными компаниями о 51% участии в «Оксидентал оф Либиа, Инк.» и «Оэйсис Ойл К° оф Либиа, Инк.» усилило оппозицию Нью-Йоркскому соглашению в странах Персидского залива. В Кувейте Национальное собрание, несмотря на усилия правительства, отказалось ратифицировать этот договор. Правящие круги эмирата в июне 1973 г. были вынуждены поставить вопрос о пересмотре его условий и в начале 1974 г. подписать новое соглашение уже о 60%-ном участии в «Кувейт Ойл К°». Была также принята в целом приближенная к «алжиро-ливийскому» принципу система компенсации на основе балансовой стоимости активов. Чуть позже соглашения о 60%-ном участии подписали Катар с двумя концессионными компаниями — «Катар Петролеум К°» и «Шелл оф Катар» и Саудовская Аравия с «Арамко». Все три договора имели обратную силу с 1 я'нваря 1974 г.
Этот шаг нефтеэкспортирующих государств имел и другое, еще более важное значение. Поскольку объединенная делегация иностранных компаний в ходе переговоров в начале октября отвергла предложение увеличить справочные цены на значительную величину, данное повышение явилось первой коллективной односторонней акцией ОПЕК в области ценообразования. Организация заявила, что ее члены больше не считают себя связанными Тегеранским, Триполийским и Женевскими соглашениями, регламентировавшими динамику справочных цен. С тех пор вопросы ценовой политики решаются членами организации самостоятельно без согласования с иностранными нефтяными компаниями.
С учетом этих обстоятельств Ливия применила свой тип подрядного соглашения с иностранными нефтяными компаниями о проведении разведочных работ и осуществлении всех капиталовложений, необходимых для начала добычи и экспорта нефти, на условиях «раздела продукции» — «лродакшн шэринг».
Автор не ставит своей задачей показ истории колониальных захватов или навязывания иностранными нефтяными монополиями колониальных по характеру условий своей деятельности в странах Ближнего Востока. Эта история, различными эпизодами которой были вооруженные акции и подкупы, убийства и подлоги, угрозы и шантаж, уже описана в научной литературе. Здесь же, в этой книге, мы хотим показать, что концессионная практика на Ближнем Востоке в первой половине XX столетия, опиравшаяся на такую юридическую базу, как соответствующие концессионные договоры и соглашения, была колониалистской по своей сути.
В итоге единственной связью нефтяных монополий и местной теократической и феодальной элиты в области экономики долгое время были концессионные платежи, но исчислялись эти платежи весьма и весьма своеобразно. Местный собственник земли определял их величину не прибылью, получаемой иностранными нефтяными компаниями-концессионерами, а сборами, рентой и податями, взимаемыми им с местного населения, ведущего натуральное хозяйство. (кочевых племен, отдельных земледельцев, городских купцов и т. п.). Поэтому при определении объема нефтяных отчислений попросту прикидывалось, сколько могли бы принести те же участки земли, если бы они использовались обычным для данной отсталой экономики способом, например для разведения скота. Действительно, по первым концессионным соглашениям местные правители получали мизерную плату. Уже упоминавшийся д'Арси, например, отчислял шаху всего 16% прибылей от добычи и экспорта иранской нефти. Впоследствии «Англо-Першен ойл» из этой суммы изымала еще 3%, которые шли на оплату шейхам племен за охрану концессии. «Ирак петролеум» по соглашению 1925 г. обязалась выплачивать местному правительству 4 шилл. с каждой добытой тонны нефти, или примерно Ye экспортной цены 4.
вйя для Эксплуатации нефтедобывающих стран иностранными нефтяными монополиями. Вместе с тем несомненно — это будет показано ниже, — что новая система вобрала в себя и ряд военно-силовых методов, присущих предшествовавшей колониалистской системе.
В ряде нефтедобывающих стран произошло усиление позиций национальной буржуазии. Хотя она зачастую и смыкалась с компрадорами и сословной верхушкой, ее влияние тем не менее также объективно способствовало обострению конфликта нефтедобывающих государств с иностранными нефтяными монополиями. В частности, как эту буржуазию, так и сословную элиту все более не устраивали прежние количественные пропорции и способы распределения прибылей от нефти. Они требовали увеличения этих отчислений, переориентации их в сферу экономического развития. Перерождалась и сословная верхушка там, где она не была сметена национально-освободительной революцией. По характеру своего экономического существова-
1. Правительства стран—членов ОПЕК должны стремиться к самостоятельной разработке запасов нефти и газа на своей территории. Поскольку эта задача не мо" жет быть осуществлена немедленно и в полном объеме, остается желательным заключение различного типа соглашений с иностранными нефтяными компаниями. Однако в рамках этих соглашений правительства должны сохранять максимальный контроль над деятельностью иностранного капитала с правом периодического пересмотра концессионных договоров.
В 1969 г. революционные офицеры свергли в Ливии режим короля Идриса. Вскоре после прихода к власти они ликвидировали американское военное присутствие в стране, установили политический союз с насе-ровским Египтом. Активная антиимпериалистическая политика нового режима начала распространяться и на сферу отношений с иностранными нефтяными монополиями. Уже в январе 1970 г. новые ливийские руководители заявили о том, что они намерены вступить в переговоры с этими компаниями о пересмотре условий концессионных соглашений.
Источника собственных Источники инвестиций Источники получения Источники снабжения Источники увеличения Источником государственных Источником погашения Имеющееся оборудование Источником собственных Источником загрязнения Источников финансового Индивидуальных владельцев Источников налогового вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|