Иностранным инвесторам



Предполагается, что производство перспективных видов вооружений, авиакосмическая и атомная промышленность будут придерживаться стратегии передовых рубежей, предусматривающей создание новых продуктов и технологий, рынков. Для этих отраслей предусмотрены государственные инвестиции и закупки, субсидии и экспортные кредиты. Одновременно государство будет препятствовать иностранным инвестициям в эту сферу, поскольку они будут диктоваться политическими условиями, отражающими интересы зарубежных конкурентов.

Промышленно развитые страны открыли зеленую улицу иностранным инвестициям и одновременно осуществили систему мер по либерализации импорта нефтепродуктов. Импорт бензина Япо-

Промышленно развитые страны открыли зеленую улицу иностранным инвестициям и одновременно осуществили систему мер по либерализации импорта нефтепродуктов. Импорт бензина Япо-

С целью осуществления координации и активизации инвестиционной деятельности в республике, содействия предприятиям, иностранным компаниям в реализации инвестиционных проектов Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 18 ноября 1999 года № 359 создано Агентство Республики Башкортостан по иностранным инвестициям

Стратегическим направлением деятельности ТНК является захват соответствующих сегментов российского рынка на основе продвижения продукции, произведенной за рубежом. В то же время ряд корпораций активно работают в реальном секторе российской экономики — в автомобильной промышленности («Дженерал Моторз», «Форд», «Фиат», «Рено», «БМВ»), нефтяной («Шелл», «Эксон Мобил», «Бритиш Петролиум», «Тексако», «Тоталь Франс»), химической («Байер», «Дюпон», «Юнилевер», «Проктер энд Гэмбл»), пищевой («Марс», «Кока-кола» и «Пепсико»). Крупные ТНК принимают активное участие в формировании инвестиционного климата посредством участия в работе Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.

— особенностей допуска, режимов, предоставляемых иностранным инвестициям, а также специальных положений инвестиционных соглашений;

Практика показала, что принятие соглашений на многостороннем уровне — очень трудное дело. Попытки создать конвенционные многосторонние правила для иностранных инвестиций предпринимались во второй половине 40-х годов XX века в рамках Устава Международной торговой организации (МТО), который так и не вступил в силу. Точки зрения по вопросам прямых иностранных инвестиций отличались друг от друга, и достичь консенсуса здесь не удалось. Даже разработанный в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проект Конвенции о защите иностранной собственности за границей не вступил в силу2. Ряд глобальных соглашений частично регулируют некоторые вопросы прямых иностранных инвестиций, однако всеобъемлющая система единого многостороннего соглашения по иностранным инвестициям до сих пор отсутствует.

В настоящее время существует много проектов, подготовленных развивающимися странами, которые могут быть использованы в процессе переговоров. Проект такого плана применительно к иностранным инвестициям имеется в России. Он одобрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 1992 г. № 395 «О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений». В нем записано: «Правительство Российской Федерации постановляет: одобрить в качестве основы для переговоров Типовой проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений, представленный Комитетом по иностранным инвестициям при Министерстве финансов Российской Федерации»1.

Указывается, что специальному отделу по иностранным инвестициям при Министерстве финансов Российской Федерации совместно с Министерством иностранных дел Россий-

Кроме того, в Постановлении отмечено: «По результатам переговоров Комитету по иностранным инвестициям при Министерстве финансов Российской Федерации представлять Правительству Российской Федерации предварительно согласованные проекты соглашений и предложения об их подписании от имени Правительства Российской Федерации».

Различие между одобренными и прочими инвестициями вытекает из национальных систем контроля за допуском иностранных инвестиций, установленных национальными законодательствами. Некоторые государства требуют прохождения процедуры получения одобрения для всех иностранных инвестиций, другие — проводят политику «открытых дверей» для иностранных инвестиций, но те инвестиции, которые получили официальное одобрение государства, вправе рассчитывать на специальные льготы и привилегии. Как правило, процедура предоставления одобрения иностранным инвестициям направлена на то, чтобы привлекать преимущественно такие из них, которые носят выгодный характер и отвечают всем условиям, предъявляемым принимающим государством. Правовые проблемы возникают лишь тогда, например, когда государство лишает инвестиции статуса одобренных вследствие неисполнения каких-либо условий.


14. Реализация стоящих перед горнодобывающими отраслями задач требует масштабного привлечения иностранных инвесторов, для чего необходимо будет разработать комплекс законодательных положений, создающих достаточно надежные гарантии иностранным инвесторам в том, что они не потеряют вложенный капитал и будут получать эффект на уровне запроектированного.

В этих условиях одной из важных задач является поиск путей согласования экономических интересов всех подразделений комплекса и стимулирование их на повышение эффективности своего производственного потенциала. Одним из путей решения данной проблемы может быть формирование эффективного мотивационного механизма, обеспечивающего материальную заинтересованность и ответственность структурных подразделений в достижении высоких конечных производственных и финансовых результатов деятельности нефтяной компании. Здесь наиболее существенным инструментом выступает методика оценки стоимости предприятий и порядок распределения акций между структурными подразделениями и членами трудового коллектива внутри подразделений. Имеются различные варианты определения доли акций, передаваемой подразделениям и внешним предприятиям. В Российской программе предусматривается вариант, когда членам трудового коллектива предоставляется право приобретения 51 % от величины уставного капитала, т.е. контрольный пакет акций. В выкупе этой доли акций с согласия трудового коллектива могут участвовать и смежные производства, имеющие с ним кооперационные и технологические связи. В Казахстане схема первичного распределения акций предусматривает порядок, при котором их контрольный пакет остается в собственности государства, а также рекомендации о продаже 10% предприятиям-смежникам и резервирование 10% для реализации иностранным инвесторам. Методика распределения акций должна объективно оценивать вклад и учитывать долю структурных подразделений в выпуске конечной продукции. В качестве объективного критерия следует принимать стоимость работ (продукции, услуг) структурных подразделений. Сопоставляя ее со стоимостью конечной продукции Общества, можно оценить степень участия отдельных подразделений и соответственно стоимость акций, передаваемых им. Упрощенный вариант методики можно выразить формулой

Большое внимание в республике уделяется реализации мероприятий поддержки малого предпринимательства - совершенствованию механизма финансирования, оказанию помощи фирмам в подготовке инвестиционных проектов, укреплению связей с иностранными партнерами, созданию новых совместных предприятий. В 1999 году на территории Республики Башкортостан зарегистрированы 53 коммерческие организации с иностранными инвестициями, филиалы и представительства иностранных юридических лиц (из них 24 - с долевым участием иностранных инвесторов, 16 - полностью принадлежащие иностранным инвесторам, 4 - филиала, 9 - представительств). В создании предприятий с вкладом иностранного капитала в 1999 году участвовали инвесторы 19 стран. Всего на I января 2000 года зарегистрировано 463 таких организаций

Первые шаги в области страхования инвестиций были предприняты Государственной инвестиционной Корпорацией. Для этого была создана Российская компания по страхованию инвестиций (РКСИ) и страховая компания «Инкорстрах». РКСИ занимается предоставлением гарантий иностранным инвесторам от политических рисков. Капитал компании по требованию инвесторов размещен за рубежом - в «Сити-бэнк» и «Каутс-бэнк». Ведутся переговоры о получении лицензии и на операции страхования коммерческих рисков. Компания «Инкорстрах» создана в России и предоставляет страховую защиту инвесторам и объектам инвестиций с последующим распределением страхового портфеля среди отечественных и иностранных страховых и перестраховочных компаний. Компания занимается также классическими видами страхования грузов, морских и авиационных рисков.

3.2. Нанесение ущерба иностранным инвесторам в результате военных действий или чрезвычайных ситуаций (революция, мятеж, восстание или бунт)............. 96

— предоставлять возможность странам с переходной экономикой обеспечивать гарантии иностранным инвесторам, когда они проводят правовые реформы, и тем самым вносить вклад в обеспечение успеха таких реформ;

Сторона ДИС, которая имеет положение о РЫБ, должна предоставить инвесторам другой договаривающейся стороны все, что связано с благоприятным обращением, которое распространяется на инвесторов третьей стороны. В связи с тем, что все ДИС включают положение о РНБ, любая форма благоприятного обращения, предоставленная иностранным инвесторам принимающей стороной, должна быть распространена на инвесторов любой страны, с которой принимающее государство заключило ДИС, содержащее положение о РНБ.

Согласно этому проекту имущество, которое принадлежит иностранным инвесторам, может подлежать национализации на общих основаниях, если иное не предусмотрено международными договорами. Очевидно, встречающаяся в настоящее время во многих ДИС, заключенных Россией, формулировка «общественный интерес» шире, чем интерес национальной безопасности. Ясно и то, что имеющаяся в проекте закона формулировка «если это не предусмотрено международными договорами» подразумевает, кроме прочего, двусторонние и иные инвестиционные соглашения, что служит гарантией от произвольной национализации.

3.2. Нанесение ущерба иностранным инвесторам в результате военных действий или чрезвычайных ситуаций (революция, мятеж, восстание или бунт)

Т'РИМС и, как правило, не предъявляет иностранным инвесторам особых требований.

В целом ДИС оказывают незначительную помощь иностранным инвесторам для получения разрешения на въезд определенных лиц в страну осуществления инвестиции. Ряд ДИС, однако, содержат положения по вопросу о въезде иностранных граждан (рабочих и служащих) из договаривающейся страны на территорию другой договаривающейся страны в связи с осуществлением инвестиций.


Источники образования Источники привлечения Источники возмещения Источником финансовых Источником нестабильности Источником поступления Источником премирования Источником удовлетворения Источников долгосрочного Источников инвестиций Источников находящихся Источников образования Источников поступления вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика