Иностранным кредиторам



ГОСУДАРСТВЕННАЯ МАШИНА. Четвертым фактором является степень эффективности системы помощи иностранным компаниям со стороны принимающего их государства, т. е. наличия эффективной таможенной службы, достаточно полной рыночной информации и прочих факторов, благоприятствующих предпринимательской деятельности. Американцев обычно поражает то, как быстро исчезают препятствия для торговой деятельности, если те или иные должностные лица принимающей страны получают соответствующую мзду (взятку).

Наконец, следует отметить особенно характерный для последнего времени «двойной стандарт», широко применяемый монархиями Аравии для сопоставления собственной и чужой нефтяной политики. Так, на заседании Совета сотрудничества государств Арабского (Персидского) залива7 14 октября 1982 г. была принята декларация, выражающая, в частности, «крайнее неудовлетворение действиями отдельных стран — участниц ОПЕК и других нефтеэкспортеров», которые «превысили установленные для них пределы добычи» этого сырья и сбывали его по «ценам ниже тех, которых они обязались придерживаться» (цит. по [227, с. 43]). Следовательно, и Саудовская Аравия, не признавшая обязательности принципа квотирования, требовала от других неукоснительного его соблюдения. Однако даже те из арабских нефтяных монархий, чья оппозиция этому принципу не была столь явной, не считали связанной им собственную практическую деятельность. Например, вскоре после мартовской (1982 г.) конференции ОПЕК, на которой была предпринята первая попытка организовать регулирование добычи нефти, данные о ее производстве в ОАЭ отнюдь не случайно были засекречены: прекратилась их официальная публикация и действующим в эмиратах иностранным компаниям было запрещено разглашать эти сведения. В то же время, по оценке западных специалистов, в октябре 1982 г., т. е. как раз к моменту принятия Советом сотрудничества декларации, ОАЭ производили на 17% больше жидкого топлива (58,5 млн. вместо 50 млн. т в пересчете на год), чем устанавливала для них разработанная в марте система квот (рассчитано по [243, с. V]).

Аналогичен и смысл предложений крупнейшего американского специалиста в области нефтяной экономики М. Эйделмана об организации правительством Соединенных Штатов аукциона по продаже иностранным компаниям и правительствам лицензий на поставку нефти в США,

Так, почти вся территория княжества Абу-Даби, включая шельф,. сдана в концессию иностранным компаниям «Абу-Даби петролеум К°» и «Абу-Даби марин эриаз»; срок действия соглашений — 2014— 2018 гг.

Этот закон с небольшими изменениями оставался в силе вплоть до смерти Гомеса в 1935 г., после чего он подвергся суровой критике как закон, принятый в угоду иностранным компаниям, поскольку соответствующие отчисления за эксплуатацию недр в США составляли 12,5%, а высокие доходы, которые получили впоследствии компании, показывали, что можно было добиться более выгодных условий. Однако задним числом легко быть мудрым. Такие критики склонны забывать, что до открытия скважины «Барроса-2», когда велись переговоры об этом законе, Венесуэла была геологически не-

С целью осуществления координации и активизации инвестиционной деятельности в республике, содействия предприятиям, иностранным компаниям в реализации инвестиционных проектов Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 18 ноября 1999 года № 359 создано Агентство Республики Башкортостан по иностранным инвестициям

4. Биржа NYSE предъявляет особые требования к иностранным компаниям для выхода на фондовый рынок. Какова цель этих требований?

Компании, занимающиеся производством промышленного оборудования в США, пытаются продавать строительное оборудование иностранным компаниям, занимающимся улучшением инфраструктуры: строительством дорог, мостов, плотин и др. ТНК доказывают, что такое оборудование позволяет завершать проект быстрее и приносить выгоды всему населению страны. Некоторые развивающиеся страны, наоборот, считают что реализация таких проектов связана с отрицательными последствиями, так как это приводит к вывозу твердой валюты из их стран и росту безработицы. Отдельные страны, такие, как Китай, уверены, что лучше нанимать работников для производства строительных работ, поскольку создаются рабочие места и сохраняется валюта в стране. Таким образом повышается качество жизни и стимулируется экономический рост намного эффективнее, чем при реализации проектов в короткие сроки.

В большинстве развитых капиталистических стран О. у. с. — одна из числа «официальных ставок», с помощью которых Центральный банк реализует функцию «кредитора последней инстанции» по отношению к коммерческим банкам и осуществляет регулирование (в основном косвенное) рынка ссудных капиталов. ОФФШОР — термин, применяемый для характеристики мировых финансовых центров, а также некоторых видов банковских операций, примерно соответствует понятию «евро» (см. еврорынок, евровалюта)', О. — это созданная иностранная компания, например, в республике Кипр, с правом работы только за рубежом. Поощряя развитие оффшорного бизнеса, который приносит стране огромные доходы, правительства стран, разрешивших открыть в стране оффшорную организацию, как правило, представляют иностранным компаниям значительные льготы. Вот один из примеров. Помимо того, что Россия имеет с Кипром договор об избежании двойного налогообложения, официальный налог на прибыль для оффшорной компании является чисто символическим — 4,25%. Более того, при обустройстве такие компании пользуются правом беспошлинной покупки всех товаров для офиса, начиная от автомашины и кончая компьютерами. Услуги О. полезны бизнесменам России для скорейшего внедрения в деловые структуры Запада. О. требует большой подготовки и знаний. Через О. российские банки, компании могут рекламировать себя на внешнем рынке или, наоборот, получить информацию о западных партнерах. О. работает в любом направлении. Возьмем, к примеру, торговый и коммерческий флот. Можно, скажем, на том же о. Кипр создать судоходную компанию для организации и управления судами этого флота по всему миру, используя западные технологии и методы. При этом судоходная прибыль на Кипре вооби; ле облагается на-

С 01.07.2002 г. средствами консалтинговой группы "Фемида-Аудит": Полный комплекс услуг иностранным компаниям на территории России и СНГ - консалтинг, разрешение проблем двойного налогообложения, представительство, аудит. Услуги Российским компаниям на территории Германии -консультационные и представительские услуги.

• Оно объясняет, почему Саудовская Аравия и прочие страны-экспортеры должны (пусть и против своего желания) вновь разрешить добычу иностранным компаниям после многих лет национализации.


Однако пока эти усилия ведут лишь к дальнейшему дефициту бюджета, увеличению задолженности государства бюджетникам по зарплате, росту внутреннего долга и, что особенно тревожно, внешнего долга МВФ и другим иностранным кредиторам, представляющим мировую финансовую олигархию. Возникает вопрос: почему благие помыслы не реализуются на практике?

Ключевой аспект политики компании Massey-Ferguson — рассматривать страны, в которых размещены ее заводы, не только как рынки сбыта, но и как потенциальные источники финансирования экспорта в третьи страны. Например, в начале 1970 г. Massey-Ferguson имела возможность поставить в Турцию 7200 тракторов на сумму 53 млн дол., но не захотела принять на себя риск, связанный с неконвертируемостью турецкой валюты. Турция к этому времени уже задолжала 2 млрд дол. разным иностранным кредиторам, и было не ясно, окажется ли она способна расплатиться с ними (особенно учитывая, что ее резервы были почти на нулях).

БАЛАНС МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ - сумма финансовых обязательств страны иностранным кредиторам, подлежащих погашению в установленные сроки.

Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.

Внешний государственный долг к началу 1991 г. составил 32 млрд. инвалютных рублей. Эта сумма не была катастрофически большой в абсолютном выражении и не вызывала бы тревоги, если бы не переживаемый страной экономический и финансовый кризис. В таких условиях выделение в 1991 г. 12 млрд. руб. в свободно конвертируемой валюте на уплату процентов и погашений иностранным кредиторам явилось тяжелым бременем.

Ключевой аспект политики компании Massey-Ferguson - рассматривать страны, в которых размещены ее заводы, не только как рынки сбыта, но и как потенциальные источники финансирования экспорта в третьи страны. Например, в начале 1970 г. Massey-Ferguson имела возможность поставить в Турцию 7200 тракторов на сумму 53 млн дол., но не захотела принять на себя риск, связанный с неконвертируемостью турецкой валюты. Турция к этому времени уже задолжала 2 млрд дол. разным иностранным кредиторам, и было не ясно, окажется ли она способна расплатиться с ними (особенно учитывая, что ее резервы были почти на нулях).

Восьмидесятые годы характеризовались интенсивными переговорами между промышленно развитыми странами и МВФ, с одной стороны, и много задолжавшими менее развитыми странами — с другой, для разрешения долгового кризиса. Результатами стали: 1) реструктурирование долга, то есть увеличение периода платежей и сокращение процентных ставок; 2) списание части долга; 3) выдача дополнительных ссуд менее развитым странам, чтобы помочь им сделать платежи по существующему долгу; 4) своп долг/акции. Своп долг/акции осуществляется, когда правительства и фирмы менее развитых стран выплачивают долг, отдавая акции (права на владение государственными или частными предприятиями) иностранным кредиторам. Преимущество такого обмена для менее развитых стран состоит в том, что акционерам не назначены фиксированные выплаты. Недостаток состоит в том, что владение фирмами частично переходит к иностранцам. Преимущество для развитых стран состоит в том, что владеть акциями лучше, чем иметь невыплаченный долг.

Долговые «свопы», или своп долг/акция (debt-equity swaps) — передача акций государственных или частных предприятий развивающихся стран иностранным кредиторам.

3. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции, практикуемое в некоторых странах. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйствующих субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране-должнике. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

3. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции, практикуемое в некоторых странах. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйствующих субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране-должнике. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

Внешний долг Таиланда достиг в середине 1997 г. 69,4 млрд долл., причем подавляющая его часть приходилась на долги частных компаний иностранным кредиторам. Аналогичная ситуация сложилась в Малайзии, где внешний долг за первую половину 1997 г. увеличился за это время до 59,3 млрд долл., причем больше половины этой суммы приходилось на кредиты со сроком погашения до 1 июля 1998 г. Поступление все новой информации о накопленных долгах в свою очередь усиливало негативные настроения среди иностранных инвесторов и спровоцировало изъятие ими денег.


Источники поступлений Индивидуальных собственников Источником богатства Источником инвестиций Источником пополнения Индивидуальных стратегий Источником возмещения Источников энергоснабжения Источников хозяйственных Источников инвестирования Источников обеспечения Источников пополнения Источников расположенных вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика