Иностранной конкуренции



работ она должна была открыть в Иране свой филиал, зарегистрированный по иранским законам в качестве национальной иранской компании. Все операции по разведке нефти должны были финансироваться и осуществляться иностранной компанией. Затраты возмещались ей только в том случае, если в течение пяти лет после подписания контракта она обнаруживала коммерческие запасы нефти и газа. После открытия месторождения контракт по техническим услугам считался выполненным и вместо него с той же иностранной компанией заключалось соглашение о закупках, длительность которого не должна была превышать 15 лет. Количество нефти, которую иностранная компания имела право закупать у Ирана, не должно было превышать 50% нефтедобычи wi открытого с ее помощью месторождения и.

Все рассмотренные типы соглашений предусматривают в той или иной форме долгосрочное сотрудничество национальной и иностранной нефтяных компаний. В последнее время многие страны-нефтепроизводители перешли к заключению уже и одноразовых подрядных контрактов с иностранными компаниями на коммерческой основе. Обычно такие контракты охватывают одну или несколько взаимосвязанных операций, например бурение и строительство сети нефтепроводов. Реже они предусматривают осуществление крупных проектов, таких, как разведка нефти или комплексная подготовка открытых месторождений к эксплуатации. Принципиальное отличие этого типа контрактов от всех перечисленных выше состоит в том, что в результате их выполнения между нефтедобывающей страной и иностранной компанией не возникает долгосрочных отношений, связанных с поставками нефти. Услуги иностранной компании оплачиваются на коммерческой основе — наличными. Другая особенность заключается в том, что иностранная компания, осуществляющая подряд, может и не быть нефтяной. Имея необходимое оборудование, она может не заниматься торговлей нефтью и нефтепродуктами, не перерабатывать нефть и не иметь собственной сбытовой сети. Это сразу же расширило круг партнеров для нефтедобывающих стран за счет машиностроительных, консультативных, инженерных и прочих фирм, прямо не связанных с нефтяными концернами.

Например, Deutsche Sank пережил много подобных ситуаций, когда попытался найти новое место на мировом финансовом рынке и купил британский банк Morgan Grenfell. Произошли конфликты между его традиционными банковскими управляющими и англо-американскими менеджерами, многие из которых высоко оплачивались и были наняты специально для совершения сделок. Немецкие банкиры констатировали снижение лояльности работников по отношению к фирме, которые неизбежно завидовали своим более высокооплачиваемым новым коллегам. Чтобы избежать таких проблем при 10-миллиардной сделке по поглощению Bankers Trust (крупнейшем в истории США поглощении американского банка иностранной компанией), Deutsche Bank провозгласил, что он не предоставит Bankers Trust никакой «автономии». Или другой пример. Столкновения на почве разных культур создали колоссальные проблемы в двух компаниях - Travellers Group (США) и «Никко секьюритис» (Япония), когда они организовали совместное предприятие и заносчивые финансисты с Уолл-стрит должны были вместе работать с японскими благовоспитанными специалистами по банкам и инвестициям. Компаниям Parmacia (Швеция) и «Апджон» (США) пришлось решать немало проблем корпоративной культуры, когда европейцы высмеивали правила американского управления.

В том случае, если невозможно определить доходы, полученные иностранной компанией от деятельности в России, используется метод распределения. Суть этого метода состоит в следующем. Часть валового дохода иностранной компании, полученного ею из всех источников (так называемый глобальный доход), распределяется постоянному представительству, действующему в России, исходя из соотношения численности персонала постоянного представительства к общей численности иностранного юридического лица. Далее такой «вмененный» доход облагается налогом так же, как и в предыдущем случае.

Многонациональные компании образуются путем слияния активов объединяющихся фирм разных стран и выпуска акций вновь созданной компании. Другими формами образования смешанных по капиталу компаний являются: обмен акциями между фирмами, сохраняющими юридическую самостоятельность; создание совместных компаний, акционерный капитал которых принадлежит учредителям на паритетных началах или распределяется в определенных соотношениях, установленных законодательством страны регистрации; приобретение иностранной компанией доли пакета акций национальной фирмы, не дающей ей права контроля.

уровень причастности предприятия к международному маркетингу. При создании совместного предприятия происходит объединение некоторых сторон производственной и маркетинговой деятельности с иностранной компанией с целью выпуска необходимой продукции на взаимовыгодных условиях. Как правило, совместное предприятие позволяет снизить себестоимость продукции и получить определенные льготы при ее реализации в стране своего партнера.

Совместные предприятия создаются в форме лицензирования или совместного владения. Лицензирование дает иностранным участникам (предприятиям) право на процесс производства, использование торговых марок, патентов или коммерческих секретов в обмен на комиссионные выплаты или лицензионные платежи (роялти). Контракт на производство представляет соглашение с иностранной компанией, по которому последняя осуществляет производство своей продукции в данной стране, а национальное предприятие осуществляет маркетинг готовой продукции и предоставляет управленческий опыт. При заключении контрактов на управление национальное предприятие выступает в качестве консультанта для иностранных компаний. При совместном владении национальное предприятие соглашается на производство и сбыт продукции в партнерстве с иностранной компанией для снижения новых издержек и распределения риска.

Поставка оборудования для собственной деятельности в развивающейся стране, строительство иностранной компанией фабрики или завода "под ключ " (первый уровень), пуск многонациональной компанией местного сборочного предприятия - все эти различные формы трансфера имеют некоторые общие черты. Это односторонний, одномоментный трансфер, конечной целью которого является достижение первого уровня. При этом принимается, что новые умения, новые системы административного управления или нормы поведения, требуемые для использования технологий, воплощены в передаваемом оборудовании, математическом обеспечении и в других физических средствах. Как источник, так и получатель технологии предполагают использовать это оборудование или программное обеспечение в текущем производстве получателя или его операциях по обслуживанию без каких-либо изменений. Операторы компании-получателя, работающие с полученным оборудованием, должны обладать соответствующей квалификацией для его обслуживания и ремонта и достаточным пониманием принципов, лежащих в основе его действия. Однако для внесения существенных изменений в это оборудование этих знаний недостаточно. При сборочном производстве этот уровень обычно влечет за собой импортирование готовых "комплектов", которые представляют собой набор необходимых для производства материалов и компонентов.

облигаций иностранной компанией от имени российского эмитента.

В случае с эмиссией еврооблигаций иностранной компанией от имени российского

банком, выбранным иностранной компанией-эмитентом ценных бумаг, которая

Сейчас во всём мире концессии разделяют на традиционные и модернизированные. Традиционные концессионные соглашения в большинстве случаев заключались между крупными сырьевыми корпорациями, с одной стороны, колониальными или зависимыми странами — с другой. Заключались на явно невыгодных для принимающей стороны условиях: площадь концессии охватывала всю перспективную на нефть территорию страны, а нередко и всю страну в целом. Предусматривались очень долгие сроки действия концессионных договоров (50-99 лет). Не предусматривался возврат государству до истечения срока концессии неиспользуемых или бесперспективных участков. Принимающая сторона, отдавшая свою территорию в концессию, полностью отстранялась от участия в управлении делами концессии, т.е. за иностранной компанией закреплялись монополиями производства на владение ресурсами полезных ископаемых, определение уровней добычи, объема, направления и условий экспорта, а также условий найма рабочей силы; отсутствовали какие-либо обязательства компании-концессионера по охране окружающей среды, обучению местного персонала и передаче технологии; компания эта освобождалась от всех видов налогообложения и обладала полной свободой перевода за границу всех прибылей. Право же принимающей стороны фактически сводились к получению финансированных платежей —¦ роялти, независящих от уровня прибылей и гораздо меньших, нежели доходы иностранных корпораций.


Главным среди экономических аргументов стала неуверенность в продолжении экономического роста^,Еще в середине 80-х годов некоторые видные японские экономисты предрекали кризис в начале 90-х годов с существенным ростом безработицы. [57] Предсказания сбылись, и, хотя, как считают американские исследователи, он продлится несколько месяцев и уровень безработицы не достигнет драматических отметок - это, очевидно, не может означать, что каждая страна позаботится об охране собственного рынка от иностранной конкуренции. [58]

Государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Включает введение высоких ставок таможенного тарифа (таможенных пошлин) на ввозимые из-за рубежа товары, а также такие нетарифные ограничения (нетарифные барьеры), как количественные (контингентирование, добровольное ограничение экспорта, лицензирование) и валютные ограничения импорта товаров, усложненную таможенную процедуру (таможенную очистку), высокие требования к соответствию импортируемых товаров национальным техническим и санитарным стандартам, внутренние сборы и налоги на импортируемые товары, жесткие антидемпинговые пошлины и т.п.

Еще большее значение имело для цветочной промышленности появление реактивной авиации. Благодаря ей в конкурентной борьбе на американском рынке получили возможность участвовать и зарубежные цветоводы. К примеру, большую часть продаваемых в цветочных магазинах США гвоздик и еще не распустившихся цветов в бутонах выращивают в Колумбии. Доставка партии цветов самолетом из Колумбии на Восточное побережье стоит почти сколько же, сколько будет стоить доставка такой же партии из Калифорнии. За право продажи своих цветов на территории США колумбийским цветоводам приходится платить пошлину, зато рабочая сила обходится им гораздо дешевле, чем их американским коллегам. Еще одним преимуществом колумбийских предпринимателей является климат их страны, который теплее климата Калифорнии или Флориды, где цветоводы нередко тратят огромные деньги на отопление теплиц. Среди других стран, ведущих конкурентную борьбу на американском рынке цветов, Голландия и Израиль. В результате иностранной конкуренции часть американских цветоводов вытеснена с рынка, а другим пришлось переключаться на выращивание таких видов цветов, которые, по их сведениям, не ввозят из-за границы.

Прежде чем решиться на организацию сбыта за рубежом, фирме необходимо многое узнать. Ей надо досконально разобраться в особенностях международной маркетинговой среды. После второй мировой войны среда эта претерпела огромные изменения. Появились и новые возможности, и новые проблемы. Среди наиболее значительных перемен: 1) интернационализация мировой экономики, находящая свое выражение в стремительном росте международной торговли и капиталовложений за рубежом; 2) постепенная утрата доминирующего положения США и связанные с этим проблемы пассивного торгового баланса и изменения стоимости доллара на мировом рынке; 3) рост экономической мощи Японии на мировом рынке; 4) становление международной финансовой системы, обеспечивающей более свободную конвертируемость валют; 5) сдвиг мировых доходов после 1973 г. в пользу компаний-производителей нефти; 6) рост числа торговых барьеров, воздвигаемых для защиты внутренних рынков от иностранной конкуренции, и 7) постепенное открытие новых крупных рынков, таких, как рынки КНР, СССР и арабских стран4.

Руководители организаций, которые пострадали от снижения производительности и потери доли рынка в пользу иностранных конкурентов, не сумели получить прибыль и были вынуждены прибегнуть к массовым увольнениям или даже обанкротились в конце 70-х годов, винили во всем внешние силы, «неподвластные их контролю». Некоторые из них даже перестали размахивать знаменем «частного предпринимательства» и попросили правительство защитить их от «нечестной» иностранной конкуренции, субсидий, займов, «иррационального» уровня конкуренции, обусловленного отсутствием государственного регулирования в их отраслях. Были ли эти жалобы обоснованными? Не очень.

Хотя такая лицемерная позиция страны, которая, проповедуя за границей абсолютные достоинства принципа экономического невмешательства, в то же время тщательно ограждает свою собственную нефтяную промышленность от иностранной конкуренции, неизбежно вызывает недоумение за границей, политический курс правительства Соединенных Штатов Америки является, пожалуй, результатом не столько ярого национализма, сколько специфических моментов в истории развития их нефтяной промышленности и того влияния, которое основные нефтеносные и газодобывающие штаты, такие, как Техас, оказывали на политику местных и общенациональных органов власти. Еще в 1913 г. правительство оказывало поддержку в поисках нефти и газа посредством пресловутых скидок на истощение недр, в соответствии с которыми производители нефти и газа могут вычитать из суммы их облагаемых налогами доходов определенный процент за постепенное истощение своих основных активов (нефти и газа) в результате их разработки.

Было ли все это на пользу Америке — это уже другой вопрос. Безусловно, за последние три десятилетия такое положение позволило США сохранять поразительные масштабы самообеспеченности в области энергетики. За один год могло добываться до 100—150 млн. т нефти, которая была ограждена от иностранной конкуренции, и, хотя такой протекционизм обходился дорого— даже по правительственным оценкам, примерно в 4—5 млрд. долл. ежегодно вследствие возрастания цен на нефть к концу 60-х годов, — все же в свете последних событий на Среднем Востоке и эмбарго на поставки нефти, введенного арабами, можно утверждать, что протекционизм себя оправдывает.

ПРОТЕКЦИОНИЗМ (лат. protecto — прикрытие) — экон. политика государства, проводимая для защиты национального рынка от экон. экспансии иностранных экспортеров путем введения высоких таможенных пошлин, ограничения или запрещения импорта (ввоза) определенных видов иностранных товаров. Экон. политика государства, направленная на поощрение развития национальной экономики, увеличения производства высококачественных товаров на национальных предприятиях, чтобы ограничить ввоз однотипных иностранных товаров. Экон. инструментами П. являются таможенный тариф и система акцизов. В соответствии с Федеральным законом РФ "О таможенном тарифе" основными задачами таможенного тарифа являются: рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ; поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ; создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ; защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику. П. в широком смысле слова — поддержка влиятельными органами кого-либо в устройстве его дел, в осуществлении коммерческих сделок; подбор должностных лиц не по деловым качествам, а по знакомству, по протекции.

Несмотря на это, многие правительства принимают ряд мер, сознательно или невольно ведущих к некоторым ограничениям объемов внешней торговли. В первую очередь - это установление повышенных таможенных тарифов (налогов на ввозимые в страну товары). Такие тарифы устанавливают либо в чисто фискальных целях (для прямого увеличения налоговых поступлений в госбюджет), или для защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции (в "протекционистских" целях). Другим инструментом протекционистской политики правительства может быть установление квот (ограничений) на импорт определенных товаров, - опять-таки, с целью снижения иностранной конкуренции на внутреннем рынке тех или иных товаров. Итоговая экономичес-

Проведенная периодизация развития бизнеса США, выделяющая наиболее существенные характеристики фирмы, присущие тому или иному периоду, позволяет сделать интересный вывод, что в ходе эволюции фирма становится все «более открытой» системой, при этом данный процесс характеризуется повышением сложности системы. Если представить фирму как систему, имеюнгую входы и выходы, окруженную внешней средой в виде рынка, конкурентов, экономических, социальных, технических и политических факторов, то процесс эволюционного развития можно представить как последовательно-параллельный «перевод внимания» фирмы от одного элемента к другому. Первоначально, внимание было сконцентрировано на самом создании промышленного механизма по выпуску товара (период промышленной революции), далее - на процессе улучшения действующего производства, повышения его производительности и борьбы с конкурентами (производственный период). Все внимание руководства в данный период было сосредоточено на том «как идет их бизнес». Удовлетворение основных потребностей общества привело к возникновению новых, их дифференциации, изменению структуры спроса. Вследствие чего внимание фирмы сконцентрировалось на «выходе» (товаре) и его взаимосвязи с рынком, рыночной ориентации бизнеса. При этом изменения товаров и рынков происходило эволюционным, а не революционным путем, основной упор делался на развитии существующих рынков и продуктов. В результате комфорт и стабильность общества сменились его благосостоянием. С ростом общественного благосостояния начался процесс, когда под сомнение стала ставиться сама необходимость экономического роста, как главною инструмента социального npoipecca, происходит смена социальных приоритетов, увеличение контроля экономики со стороны правительства, рост иностранной конкуренции. При этом постпроизводственная эра не изменила старые приоритеты фирмы, а дополнила их. Теперь, возникла необходимость уделять внимание не только историческим проблемам производства и конкуренции, но и проблемам технологических прорывов, структурных изменений экономики и рынка, отношений между фирмой и правительством, фирмой и обществом.

Сегодня, в экономике России, по-прежнему, отсутствуют ры-ночно ориентированные производственные системы и предприятия стоят перед необходимостью определения новых рынков и продуктов, не являющихся простым развитием существующих, освоения новых технологий производства в условиях нестабильной экономической среды, иностранной конкуренции


Источником богатства Источником инвестиций Источником пополнения Индивидуальных стратегий Источником возмещения Источников энергоснабжения Источников хозяйственных Источников инвестирования Источников обеспечения Источников пополнения Источников расположенных Источников составляет Источнику информации вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика