Института стратегического



Профессор, академик АН РБ, доктор экономических наук А.Х. Махмутов Зам. директора Института социально-экономических исследований УНЦ

Рецензенты: директор института социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской Академии наук, доктор экон. наук Фаттахов Р.В.;

Хотя попытки дать количественные оценки средним классам достаточно условны, они все же позволяют составить определенное представление. Исследования, проведенные на основе баз данных Госкомстата, ВЦИОМ, Института социально - экономических проблем народонаселения РАН, показали, что понятию средних классов соответствуют по уровню доходов от 30 до 55% семей, по критерию образования - от 20 до 40% занятого населения, по профессионально- квалификационному статусу - от 35 до 45%. При различных подходах и оценках исследователи сходятся во мнении, что к ядру среднего класса относятся 20-25% семей.

Сверхзадача реализации социальной реформы — органическая увязка ее технологии с экономическим ростом. На временной оси десятилетнего периода, как отмечает директор Института социально-политических проблем народонаселения РАН Н. М. Римашевская, целесообразно выделить три качественно различных этапа и наложить матрицу социальных реформ на траекторию экономической динамики.

Р.В. Фаттахов - докт. экон. наук, проф., директор института социально-экономических исследований У И Ц РАН);

Согласно статданным 1992 и 1996 годов мы простились с 600 тысячами граждан. Фактически же, естественная убыль населения, как отмечает директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН д.э.н, Наталья Рима-шевская, составила 3,5 млн. человек.144 (Разница — за счет положительного сальдо миграции из бывших республик Союза.)

Вторая причина в особенностях адаптации российского населения к переходу на рыночные рельсы, которые имеют как объективный, так и субъективный характер. По оценкам Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, только 20% населения адаптировалось сегодня к рынку и нашло свое место в обществе. 25% не адаптировалось и не сможет адаптироваться.144 Остальные пока находятся в неопределенном состоянии. Экономические реформы начинались без предварительной оценки их социальных последствий, без включения необходимых социальных амортизаторов, без выявления допустимых границ ухудшения в положении населения,

Сверхзадача реализации социальной реформы — органическая увязка ее технологии с экономическим ростом. На временной оси десятилетнего периода, как отмечает директор Института социально-политических проблем народонаселения РАН Н. М. Римашевская, целесообразно выделить три качественно различных этапа и наложить матрицу социальных реформ на траекторию экономической динамики.

директор института социально-экономических проблем УНЦРАЙ

Института социально-экономических исследований

Института социально-экономических исследований населения РАН, в конце 1996 г.

К первой группе относятся факторы, характеризующие потенциал института, социально-психологический климат в кол-


Здесь важно ответить на вопрос: как влияет степень эффективности использования продукта на уровень прибыли компании? Исследователи из Института стратегического планирования проанализировали влияние относительного качества продукции на успех предприятия. Они пришли к выводу, что между относительным качеством и нормой возврата инвестиций (НВИ) существует прямая взаимосвязь. По результатам исследования 525 средних предприятий выяснилось, что у компаний, относительное качество продукции которых было низким, НВИ составила 17 %; у компаний со средним качеством продукции — 20; с высоким — 27 %. Таким образом, доходы бизнес-единицы, выпускающей товары высокого качества, в среднем на 59 % превышают доходы производителей низкокачественной продукции, что связано с возможностью установления высоких цен. Кроме того, они выигрывают за счет большего числа повторных покупок, высокой приверженности потребителей и сложившегося положительного мнения о марке. Затраты на повышение качества продукции здесь относительно невелики.

Некоторые критики считают исследование Института стратегического планирования слабым и надуманным. Р. Хамермеш привел множество примеров высокой прибыльности компаний, имеющих небольшую долю рынка3. К. By и А. Купер провели исследование 40 коммерческих организаций, имеющих низкую долю рынка, но НВИ до уплаты налогов которых превышал 20 %; они охарактеризовали обследованные предприятия как специализированных производителей относительно высококачественной продукции, реализуемой по средним или низким ценам, и имеющих низкие общие издержки4. Большинство компаний производило промышленное оборудование.

Как согласуются графики, представленные на рис. 13.2? Исследователи Института стратегического планирования пришли к выводу, что рост прибыли обусловлен увеличением доли рынка компании на обслуживаемом (целевом) рынке. V-кривая не учитывает рыночные сегменты и рассматривает прибыльность бизнеса относительно доли компании на рынке отрасли. Так, высокая прибыль Mercedes обусловлена тем, что компания владеет высокой долей обслуживаемого ею рынка высококлассных и представительских автомобилей, хотя ее доля на рынке автомобилей относительно невелика. Ей удалось завоевать высокую долю обслуживаемого рынка благодаря грамотной политике, направленной на повыше-

Исследование Института стратегического планирования показало, что норма возврата инвестиций в компаниях, оперирующих в нишах, составляет 27 %, а у компаний, обслуживающих крупные рынки, она снижается до 11 %. Почему работа в нишах так эффективна? Основная причина заключается в том, что компания настолько глубоко изучила нужды клиентов, что удовлетворяет их потребности значительно лучше «случайных» производителей. Компания, облюбовавшая определенную нишу, добивается существенного увеличения добавленной стоимости и прибыли; она ориентируется на высокую маржу прибыли, в то время как компании, действующие на массовых рынках, на большие объемы прибыли.

бизнес-групп. Исследования Института стратегического анализа

Тезис о том, что первопроходцы получают более высокие прибыли и обладают значительными долями рынков, подтверждается данными многочисленных исследований. Анализ накопленной в ходе исследования Института стратегического планирования «Маркетинговая стратегия и уровень прибыли» (PIMS) базы данных, содержащей сведения о 3000 СБЕ 450 компаний, показывает, что норма возврата инвестиций пионеров в среднем на 35% превышает аналогичные показатели компаний-последователей. Около 70% компаний, занимающих сегодня лидирующее положение на различных рынках, в числе первых «высадились на неизведанные территории»5. В другом исследовании показывается, что к моменту вступления отрасли в фазу зрелости доля сумевших закрепиться на рынках первопроходцев составляла в среднем 29%, доля рынка ранних последователей — 17%, а более поздних — 12%.6

Исследования показали, что воспринимаемая относительная ценность продукта или услуг — основной определяющий долгосрочную долю рынка и прибыльность компании фактор. Ученые Института стратегического планирования определили, что компании, предоставляющие услуги низкого качества, ежегодно теряют до 2% доли рынка, а их средняя прибыль составляет всего 1% от объема продаж. В то же время доля рынка компаний, услуги которых отличаются высоким качеством, увеличивается на 6% в год, а норма прибыли (к объему продаж) составляет в среднем 12%.3 Поскольку потребительские требования к стандартам обслуживания постоянно возрастают, достижение высокого качества услуг — основная задача компаний-поставщиков.

Некоторые критики считают исследование Института стратегического планирования слабым и надуманным. Р. Хамермеш привел множество примеров высокой прибыльности компаний, имеющих небольшие доли рынков.12 К. By и А. Купер провели обследование 40 коммерческих организаций, имеющих низкую долю рынка, но НВИ до уплаты налогов которых превышала 20 %. Исследователи охарактеризовали предприятия как специализированных производителей относительно высококачественной продукции, реализуемой по средним или низким ценам, имеющих низкие общие издержки.13 Большинство компаний производило промышленное оборудование или сырье.

Как согласуются графики, представленные на рис. 8.7? Исследователи Института стратегического планирования пришли к выводу, что рост прибыли обусловлен увеличением доли рынка компании на обслуживаемом (целевом) рынке. V-кривая не учитывает рыночные сегменты и рассматривает прибыльность бизнеса относительно доли компании на рынке отрасли. Так, высокая прибыль Mercedes обусловлена тем, что компания владеет высокой долей обслуживаемого ею рынка лимузинов, хотя ее доля на рынках других классов автомобилей относительно невелика. Ей удалось завоевать высокую долю обслуживаемого рынка благодаря грамотной политике, направленной на повышение качества продукции.

Исследование Института стратегического планирования показало, что норма возврата инвести-ций, оперирующих в нишах фирм, составляет 27 %, а у компаний, обслуживающих крупные рынки, она снижается до 11 %. Почему работа в нишах так эффективна? Основная причина заключается в том, что компания настолько глубоко изучила нужды клиентов, что удовлетворяет их потребности значительно лучше «случайных» производителей. Производитель, облюбовавший определенную нишу, добивается существенного увеличения добавленной стоимости и прибыли; он ориентируется на высокую маржу прибыли, в то время как компании, действующие на массовых рынках, — на большие объемы прибыли.

По результативности использования большинство продуктов изначально попадает в одну из четырех групп: низкой, средней, высокой и превосходной результативности. Результативность использования продукта определяется качеством исполнения его основной функции. Здесь важно ответить на вопрос: как влияет степень результативности использования продукта потребителями на уровень прибыли компании? Исследователи из Института стратегического планирования провели анализ влияния относительного качества продукции на успех предприятия и пришли к выводу, что между относительным качеством и нормой возврата инвестиций (НВИ) существует прямая взаимосвязь. Выпускающие продукцию высокого качества бизнес-единицы получают большие доходы вследствие того, что данное преимущество позволяет им устанавливать повышенные цены на товары. Кроме того, они выигрывают за счет большего числа повторных покупок, высокой приверженности потребителей и сложившегося положительного мнения о марке. Затраты на повышение качества продукции здесь относительно невелики.


Источников долгосрочного Источников инвестиций Источников находящихся Источников образования Источников поступления Индивидуальными особенностями Источников внутреннего Истощение природных Историческими традициями Исторически сложившаяся Исторической стоимости Итогового показателя Изыскивает возможности вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика