|
Инструкции министерства
Сложность построения нормативной базы по налогам приводит к появлению противоречий в документах по одному и тому же налогу. Например, в законе по налогу на имущество физических лиц регламентируется, что местные органы самоуправления имеют право устанавливать льготы для отдельных налогоплательщиков. В инструкции Госналогслужбы границы полномочий этих органов ограничены лишь категорией налогоплательщиков, но не их отдельными представителями. Какой документ является определяющим, не ясно, тем более, что установление льгот для отдельных налогоплательщиков является нарушением принципов налогообложения.
В пункте 2.5 Инструкции Госналогслужбы России от 10 августа 1995 г. № 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» сказано, что для предприятий, осуществляющих реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости. Далее перечисляются, прямо скажем, очень трудно доказуемые исключения, когда предприятиям не нужно платить налог на прибыль с убытка от реализации.
Перечень таких доходов и расходов дан в Плане счетов бухгалтерского учета и в Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. О внереализационных доходах и расходах упоминается в Инструкции Госналогслужбы РФ № 37, касающейся порядка исчисления налога на прибыль и в Положениях по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (10/99). Следует обратить внимание, что эти основополагающие для налогоплательщика документы не содержат единую номенклатуру внереализационных операций, в то же время они и не дополняют со ссылкой друг друга. Просто в каждом из них содержится перечень как одних и тех же операций, так и разных, не повторяющихся в других списках.
Принятие Налогового кодекса позволило существенным образом систематизировать действовавшие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, привести их в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему. В частности, устранены такие недостатки существовавшей до принятия Кодекса налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов, отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений. Как известно, до принятия Налогового кодекса кроме законодательных органов право издания актов, регулирующих налоговые отношения, имело Правительство и многочисленные федеральные и региональные органы исполнительной власти. К моменту принятия Налогового кодекса в стране действовало более тысячи нормативных документов по налогообложению, включая инструкции Госналогслужбы (в настоящее время —
• документы, устанавливающие порядок налогообложения экономических субъектов, — Закон Российской Федерации № 2118—1 от 27.12.91 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», законы Российской Федерации по отдельным налогам, действующим (действовавшим) в Российской Федерации, законодательные акты субъектов Российской Федерации и решения муниципальных органов местного самоуправления по налогам, действующим (действовавшим) на подведомственной им территории, инструкции Госналогслужбы (Министерства по налогам и сборам) России по налогообложению, разъяснения Госналогслужбы России и ее территориальных подразделений по налогообложению, юридическая сила которых подтверждена государственной регистрацией.
Исчерпывающий перечень льгот по налогу на прибыль приведен в ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27.12.1991 г. (с учетом всех последующих изменений и дополнений, внесенных федеральными законами) и в разделе 4 Инструкции Госналогслужбы РФ «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» № 3? от 1.08.1995 года.
• Справка о доходах по форме, приведенной в Приложении №3 к инструкции Госналогслужбы РФ от 29 июня 1995 г. N 35 "По применению закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (с изм. и доп. от 1 сентября 1995 г., 2 апреля, 11 июля 1996 г, 27 марта, 8 декабря 1997 г.).
дельных глав ч. 2 НК РФ. Налоговый кодекс РФ практически исключает возможность издания налоговыми органами нормативно-правовых актов по вопросам применения законодательства о налогах и сборах1. Действие изданных до 1 января 1999 г. инструкций Госналогслужбы России по применению конкретных законов об отдельных видах налогов сохраняется, и они применяются судами при разрешении споров в части, не противоречащей НК РФ, впредь до введения посвященных соответствующим налогам глав ч. 2 НК РФ2. При введении в действие какой-либо главы ч. 2 НК РФ инструкции Госналогслужбы (МНС) России по соответствующему налогу утрачивают силу3.
3 В частности, в связи с введением в действие гл. 21—24 ч. 2 НК РФ с 1 января 2001 г. утрачивают силу инструкции Госналогслужбы России от 29 июня 1995 г. № 35, от 11 октября 1995 г. № 39 и МНС России от 10 мая 2000 г. № 61.
Кроме сопоставления документов, при проверке расчетов по НДС должна проверяться полнота налогообложения исходя из сущности совершенных операций и требований инструкции Госналогслужбы РФ № 39 от 11 октября 1995 г. № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость». В частности, следует проверить, на все ли операции по реализации начислен налог на добавленную стоимость. Особого внимания требуют операции получения аванса и предоплат, бартерные операции, безвозмездная передача средств.
Приведем пример. Статьей 14 Инструкции Госналогслужбы РФ «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» № 39 от 11.10.95 г. было установлено, что для целей налогообложения считаются экспортируемыми услуги, оказываемые непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве России по обслуживанию иностранных судов. Таким образом, для услуг был установлен один порядок налогообложения, а для работ — другой. Однако, что для целей налогообложения является работами, а что услугами, было определено лишь статьей 38 НК РФ, введенного в действие с 01.01.99 г. Порядок расчета дополнительной добычи нефти за счет применения методов поддержания пластового давления по отдельным месторождениям изложен в инструкции Министерства нефтяной промышленности. В статистической отчетности (форма № 33-тп) приводятся соответствующие фактические данные.
Согласно п. 2.3 Инструкции Министерства РФ по налогам и сборам от 15 июня 2000 г. № 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций»:
1. Отличительная особенность Положения о составе затрат [27] заключается в том, что оно продолжает во многом регулировать как экономический, так и налоговый аспекты себестоимости. С одной стороны, Положение о составе затрат [27] утверждено постановлением Правительства РФ, а значит, по формальному признаку может рассматриваться как документ, входящий в законодательство по бухгалтерскому учету, а, с другой, оно упомянуто в п.2.3 Инструкции Министерства РФ по налогам и сборам от 15 июня 2000 г. № 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций».
Приложение 2 к Инструкции Министерства финансов СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. № 62
Приложение 3 к Инструкции Министерства финансов СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. № 62
Согласно Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15 июня 2000 г. № 62 объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными разд. 2 Инструкции.
В нормах финансового права жестко закрепляются требования государства в области финансовой деятельности. Причем степень императивности норм почти не снижается как на уровне закона, так и на уровне таких подзаконных актов, как инструкции Министерства финансов, налоговых органов, инструктивные указания Центрального банка РФ.
Немаловажную роль в регулировании финансовой деятельности государства занимают и такие подзаконные акты, как приказы и инструкции Министерства финансов, Министерства РФ по налогам и сборам, ГТК и даже письма и телеграммы Центрального банка РФ. Это также подзаконные акты, содержащие нормы финансового права, подлежащие безусловному исполнению.
Порядок переоценки товарно-материальных ценностей и отражение ее в бухгалтерском учете изложены в инструкции Министерства финансов „СССР и Госбанка СССР. Суммы дооценки (уценки) товарно-материальных ценностей относят:
На субсчетах 80-3, 80-4 учитывают проценты, уплаченные за пользование ссудами банка, и отчисления в фонд снабженческих и сбытовых организаций для улучшения культурно-бытовых условий работников и совершенствования технической базы. Порядок отчисления в этот фонд изложен в инструкции Министерства финансов СССР.
В сроки, установленные для уплаты налога с оборота, объединения представляют финансовым органам по месту нахождения расчеты о начислении суммы налога с оборота и месячные отчеты по форме приложения № 2 к общей инструкции Министерства финансов СССР № 100 от 31 марта 1967 г. Суммы налога с оборота, не внесенные в установленные сроки, уплачиваются с начислением пени в размере 0,05% с суммы недоимки за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления срока платежа по день уплаты включительно. Например, по сроку 13 числа текущего месяца объединение должно произвести уплату налога с оборота в сумме 706 тыс. руб., фактически было внесено 500 тыс. руб., а оставшиеся 206 тыс. руб. внесены 19 числа текущего месяца. В этом случае объединение допустило просрочку платежа в течение 6 дней и обязано заплатить пеню в сумме 6180 руб. (206 000-0,0005-6).
Источников обеспечения Источников пополнения Источников расположенных Источников составляет Источнику информации Исторические исследования Индивидуальным характером Исторически сложившуюся Итальянский экономист Изыскательские организации Изыскивать возможности Избыточная информация Избыточного количества вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|