Инструменты регулирования



Одна из основных проблем, с которой приходится иметь дело предприятию, на балансе которого имеются финансовые инструменты, является их оценка и представление в отчетности. В системе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) имеются два стандарта МСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации» и МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка», имеющие особую значимость для компаний, в балансах которых доля финансовых инструментов высока. Для повышения достоверности и реальности отчетных данных упомянутые стандарты рекомендуют более активно использовать оценку инструментов по так называемой справедливой стоимости, в основе которой лежат рыночные оценки. (Данное пособие не предназначено для обсуждения базовых категорий теории оценивания; тем не менее, читатель может найти соответствующую терминологию в глоссарии.)

МСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации»

В соответствии с международным стандартом бухгалтерского учета 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление» под финансовым инструментом понимают любой контракт, из которого возникают финансовый актив для одного предприятия и финансовое обязательство или инструмент капитального характера (т.е. связанный с участием в капитале) для другого предприятия. Иными словами, это любой документ, являющийся свидетельством долга, при продаже которого продавец обеспечивается финансированием. Финансовые инструменты включают в себя как первичные инструменты, такие, как дебиторская и кредиторская задолжен-

МСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации»

МСФО 32 Финансовые инструменты: раскрытие и предоставление информации 1998

МСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представ- 01.01.96

В-':ретьих, интернационализация бизнеса и усиление роли финансовых ринков приводят к необходимости внесения существенных изменений в систему общепринятых принципов регулирования бухгалтерского учета — речь идет, прежде всего, об усилении роли международных стандартов бухгалтерского учета. Красной нитью в большинстве стандартов проходит тема раскрытия информации: данные, формируемые в системе бухгш терского учета и представляемые в отчетных формах, должны быть максимально аналитичными и полезными для пользователей. Кроме того, довод эно очевидная ориентация последних стандартов на финансовые рынки (упомянем о стандартах «Прибыль на акцию», «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации», «Финансовые инструменты: призш.ние и оценка» и др.) автоматически предполагает, что бухгалтеры должны иметь основательную подготовку в области финансового анализа.

Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации (МСФО 32).

Учет в банковском секторе и учет финансовых инструментов имеет ряд характерных особенностей. В МСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации» финансовые активы определяются как любые активы, представляющие собой:

Затратность метода учета по справедливой стоимости: внедрение данного метода вместо метода учета по фактическим затратам, безусловно, потребует дополнительных издержек. Однако бессмысленно отрицать полезность информации о справедливой стоимости активов, раскрытие которой требуется соответствующими МСФО (например, МСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации», МСФО 25 «Инвестиции»). Раскрытие этой информации также требует дополнительных затрат; кроме того, пользователю финансовой от-

В отсутствие специальных международных стандартов, посвященных вопросам учета взносов акционеров в капитал (уставный капитал) предприятия, источниками информации об основных принципах учета и представления в отчетности операций с собственными акциями являются Принципы МСФО, МСФО 1 «Представление финансовой отчетности», МСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации», МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы», а также уже упомянутые выше ПКИ 16 и ПКИ 17.


Концепция жизненного цикла товарной категории, товарной марки. Жизненный цикл товара (ЖЦТ) как фактор и результат маркетинговых действий. Модель жизненного цикла товара (ЖЦТ), его этапы, их продолжительность и интенсивность. Соотношение спроса и предложения, затрат и прибыли на каждом этапе. Возможности и цели регулирования каждого этапа. Маркетинговые инструменты регулирования спроса на этапах ЖЦТ. Понятие реанимации спроса. Варианты ЖЦТ, отражающие реалии вывода товара на рынок в зависимости от сложившегося спроса.

Объективная необходимость и цели регулирования инвестиционной деятельности.'Мегоды и инструменты регулирования. Регулирование инвестиционной деятельности на макро- и микроуровне.

Концепция жизненного цикла товара (ЖЦТ). Модель (кривая) ЖЦТ, его этапы. Их продолжительность и интенсивность. Факторы ЖЦТ. Эволюция рынка. Стратегия ЖЦТ. Роль конкуренции в продолжительности этапов ЖЦТ. Цели каждого этапа. Соотношение спроса и предложения на каждом этапе, затрат и прибыли. Маркетинговые инструменты регулирования спроса на этапах ЖЦТ. Понятие реанимации спроса. Варианты ЖЦТ, отражающие реалии вывода товара на рынок в зависимости от сложившегося спроса.

Несмотря на общую тенденцию либерализации международного обмена товарами, услугами и капиталом, каждое государство сохраняет определенные инструменты регулирования экспорта и импорта. Их целью является защита отечественных производителей, особенно в период структурной перестройки и преодоления кризисных затруднений, укрепление национальной безопасности — сохранение стратегических отраслей, гарантирующих непрерывность воспроизводственного процесса (энергетика, транспорт, связь и т.п.), и обороноспособности страны, получение встречных уступок от партнеров в торговле, а также обеспечение бюджетных поступлений. В то же время протекционизм повсеместно является средством проведения структурной политики, а не решения фискальных проблем. В современных условиях наблюдается не столько противостояние идеологии свободной торговли (либерализации) и протекционизма, сколько оптимальное сочетание этих двух инструментов хозяйственного регулирования в интересах максимально эффективного включения национальной экономики в мирохозяйственные связи. Пропорции и формы подобного сочетания в данный момент определяются прагматичными национальными интересами страны.

Теория общественных интересов Одной из первых концепций регулирования была теория общественных интересов (public-interest theory). В соответствии с ней регулирующие органы действуют на благо всего общества, т. е. их чиновники назначаются легитимно избранными законодателями и регулирующие органы принимают решения, руководствуясь интересами общества. Именно эта теория выступает в поддержку основания независимых регулирующих органов, таких, как различные комиссии, следящие за соблюдением общественных интересов. Если рыночные механизмы не работают, то, как утверждают сторонники этой теории, регулирующие органы вмешиваются и делают то, что лучше всего удовлетворяет интересам и потребителей, и фирм. ФРС и FDIC беспристрастно изучают ситуацию в банковской сфере и среди потребителей их финансовых услуг, тщательно рассматривают все возможные инструменты регулирования и их воздействие на благосостояние общества, применяют лишь инструменты, максимизирующие общее благосостояние. Интересы отдельных регулирующих органов не играют роли при принятии решений, ю*

Граждане страны Б могли бы предоставить большее количество труда и капитала фирмам страны А, таким образом снижая безработицу в стране Б и иш

Источнику информации Исторические исследования Индивидуальным характером Исторически сложившуюся Итальянский экономист Изыскательские организации Изыскивать возможности Избыточная информация Избыточного количества Избежание повторного Избранной профессии Издержках обращения Издержками предприятия вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика