|
Инструменты регулирования
Одна из основных проблем, с которой приходится иметь дело предприятию, на балансе которого имеются финансовые инструменты, является их оценка и представление в отчетности. В системе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) имеются два стандарта МСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации» и МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка», имеющие особую значимость для компаний, в балансах которых доля финансовых инструментов высока. Для повышения достоверности и реальности отчетных данных упомянутые стандарты рекомендуют более активно использовать оценку инструментов по так называемой справедливой стоимости, в основе которой лежат рыночные оценки. (Данное пособие не предназначено для обсуждения базовых категорий теории оценивания; тем не менее, читатель может найти соответствующую терминологию в глоссарии.)
МСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации»
В соответствии с международным стандартом бухгалтерского учета 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление» под финансовым инструментом понимают любой контракт, из которого возникают финансовый актив для одного предприятия и финансовое обязательство или инструмент капитального характера (т.е. связанный с участием в капитале) для другого предприятия. Иными словами, это любой документ, являющийся свидетельством долга, при продаже которого продавец обеспечивается финансированием. Финансовые инструменты включают в себя как первичные инструменты, такие, как дебиторская и кредиторская задолжен-
МСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации»
МСФО 32 Финансовые инструменты: раскрытие и предоставление информации 1998
МСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представ- 01.01.96
В-':ретьих, интернационализация бизнеса и усиление роли финансовых ринков приводят к необходимости внесения существенных изменений в систему общепринятых принципов регулирования бухгалтерского учета — речь идет, прежде всего, об усилении роли международных стандартов бухгалтерского учета. Красной нитью в большинстве стандартов проходит тема раскрытия информации: данные, формируемые в системе бухгш терского учета и представляемые в отчетных формах, должны быть максимально аналитичными и полезными для пользователей. Кроме того, довод эно очевидная ориентация последних стандартов на финансовые рынки (упомянем о стандартах «Прибыль на акцию», «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации», «Финансовые инструменты: призш.ние и оценка» и др.) автоматически предполагает, что бухгалтеры должны иметь основательную подготовку в области финансового анализа.
Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации (МСФО 32).
Учет в банковском секторе и учет финансовых инструментов имеет ряд характерных особенностей. В МСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации» финансовые активы определяются как любые активы, представляющие собой:
Затратность метода учета по справедливой стоимости: внедрение данного метода вместо метода учета по фактическим затратам, безусловно, потребует дополнительных издержек. Однако бессмысленно отрицать полезность информации о справедливой стоимости активов, раскрытие которой требуется соответствующими МСФО (например, МСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации», МСФО 25 «Инвестиции»). Раскрытие этой информации также требует дополнительных затрат; кроме того, пользователю финансовой от-
В отсутствие специальных международных стандартов, посвященных вопросам учета взносов акционеров в капитал (уставный капитал) предприятия, источниками информации об основных принципах учета и представления в отчетности операций с собственными акциями являются Принципы МСФО, МСФО 1 «Представление финансовой отчетности», МСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации», МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы», а также уже упомянутые выше ПКИ 16 и ПКИ 17. Концепция жизненного цикла товарной категории, товарной марки. Жизненный цикл товара (ЖЦТ) как фактор и результат маркетинговых действий. Модель жизненного цикла товара (ЖЦТ), его этапы, их продолжительность и интенсивность. Соотношение спроса и предложения, затрат и прибыли на каждом этапе. Возможности и цели регулирования каждого этапа. Маркетинговые инструменты регулирования спроса на этапах ЖЦТ. Понятие реанимации спроса. Варианты ЖЦТ, отражающие реалии вывода товара на рынок в зависимости от сложившегося спроса.
Объективная необходимость и цели регулирования инвестиционной деятельности.'Мегоды и инструменты регулирования. Регулирование инвестиционной деятельности на макро- и микроуровне.
Концепция жизненного цикла товара (ЖЦТ). Модель (кривая) ЖЦТ, его этапы. Их продолжительность и интенсивность. Факторы ЖЦТ. Эволюция рынка. Стратегия ЖЦТ. Роль конкуренции в продолжительности этапов ЖЦТ. Цели каждого этапа. Соотношение спроса и предложения на каждом этапе, затрат и прибыли. Маркетинговые инструменты регулирования спроса на этапах ЖЦТ. Понятие реанимации спроса. Варианты ЖЦТ, отражающие реалии вывода товара на рынок в зависимости от сложившегося спроса.
Несмотря на общую тенденцию либерализации международного обмена товарами, услугами и капиталом, каждое государство сохраняет определенные инструменты регулирования экспорта и импорта. Их целью является защита отечественных производителей, особенно в период структурной перестройки и преодоления кризисных затруднений, укрепление национальной безопасности — сохранение стратегических отраслей, гарантирующих непрерывность воспроизводственного процесса (энергетика, транспорт, связь и т.п.), и обороноспособности страны, получение встречных уступок от партнеров в торговле, а также обеспечение бюджетных поступлений. В то же время протекционизм повсеместно является средством проведения структурной политики, а не решения фискальных проблем. В современных условиях наблюдается не столько противостояние идеологии свободной торговли (либерализации) и протекционизма, сколько оптимальное сочетание этих двух инструментов хозяйственного регулирования в интересах максимально эффективного включения национальной экономики в мирохозяйственные связи. Пропорции и формы подобного сочетания в данный момент определяются прагматичными национальными интересами страны.
Теория общественных интересов Одной из первых концепций регулирования была теория общественных интересов (public-interest theory). В соответствии с ней регулирующие органы действуют на благо всего общества, т. е. их чиновники назначаются легитимно избранными законодателями и регулирующие органы принимают решения, руководствуясь интересами общества. Именно эта теория выступает в поддержку основания независимых регулирующих органов, таких, как различные комиссии, следящие за соблюдением общественных интересов. Если рыночные механизмы не работают, то, как утверждают сторонники этой теории, регулирующие органы вмешиваются и делают то, что лучше всего удовлетворяет интересам и потребителей, и фирм. ФРС и FDIC беспристрастно изучают ситуацию в банковской сфере и среди потребителей их финансовых услуг, тщательно рассматривают все возможные инструменты регулирования и их воздействие на благосостояние общества, применяют лишь инструменты, максимизирующие общее благосостояние. Интересы отдельных регулирующих органов не играют роли при принятии решений, ю*
Граждане страны Б могли бы предоставить большее количество труда и капитала фирмам страны А, таким образом снижая безработицу в стране Б и иш
Источнику информации Исторические исследования Индивидуальным характером Исторически сложившуюся Итальянский экономист Изыскательские организации Изыскивать возможности Избыточная информация Избыточного количества Избежание повторного Избранной профессии Издержках обращения Издержками предприятия вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|