|
Интеллектуальный потенциал
Вывод четвертый. Принятие столь важною правового акта, как Налоговый кодекс, должно завершать исчерпывающий этап реформ всех без исключения сфер общественно-хозяйственной жизни. Наше же государство только стоит на пороге вхождения в рынок и не созданы необходимые предпосылки для принятия любых фундаментальных законодательных актов, будь то Налоговый, Бюджетный или Таможенный кодексы. О проблеме обособленного существования Бюджетного и Налогового кодекса следует говорить отдельно, ибо она вообще не выдвигается к обсуждению ни учеными, ни практиками. Тогда как данная проблема имеет самое непосредственное отношение к сфере правового регламентирования бюджетно-налоговых отношений. Обособленное существование Бюджетного и Налогового кодексов искусственно разрывает неразделимую совокупность бюджетно-налоговых отношений, создает преграды для интегрированного управления государством всей системой финансовых отношений. Данный подход к правовому регламентированию финансовых отношений имеет давние исторические корни, когда эти отношения делились на две подсистемы: централизованные и децентрализованные финансы, а в составе децентрализованных главенствующее место занимал бюджет. Налоги же рассматривались лишь как доходные источники этого бюджета. Не меняются эти подходы и в настоящее время. Тогда как методологические и методические положения отечественной финансовой науки
В упорядочении и развитии организационно-управленческих связей получила заметное распространение так называемая теория интегрированного управления. К примеру, на «Мерседес-Бен-це» разработали трехкритериальную концепцию интегрированного управления. Суть ее состоит в том, что на этапах разработки, планирования и подготовки производства ставятся комплексные задачи, охватывающие продуктово-рыночные сегменты отделений. В зависимости от того, проста или комплексна задача, можно выбрать для ее решения наиболее гибкие формы кооперирования между различными заинтересованными структурными единицами, а при необходимости привлечь партнеров со стороны. Как правило, такая постановка задачи носит стратегический характер и решается в рамках корпорации.
Формирование системы интегрированного управления — это довольно сложный процесс принятия и осуществления решений, разработанных специалистами. Требуется время для того, чтобы связать воедино различные части организации, обеспечивающие разработку стратегии, реализацию текущих планов, а также технологическое развитие. Первоочередной элемент подобной системы интегрированного управления — формирование системы управления активами, связанными с запасами углеводородов в недрах.
Все аспекты и направления роста стоимости активов, представленных ресурсами (запасами) углеводородов, реализуются в конкретной повседневной деятельности самых различных компаний — как крупных, охватывающих все звенья технологической цепочки, так и менее крупных, вовлеченных в одну или несколько стадий трансформации ресурсов углеводородов в запасы. Это касается и чисто поисково-разведочных, венчурных по своей сути компаний, и чисто добывающих. Знание и понимание методических аспектов, наличие системы взглядов на последовательность и этап-ность обеспечения роста стоимости рассматриваемых активов — все это необходимые, но далеко не достаточные условия, чтобы реальная практическая деятельность нефтегазовой компании была направленна на рост стоимости активов. К числу необходимых условий следует отнести формирование системы интегрированного управления развитием компании, которое связано с принятием довольно сложных решений.
Рис. 5. Организационная структура интегрированного управления
Рис. 6. Организационная структура интегрированного управления
Предметом изучения производственного менеджмента являются принципы и методы управления производственной (операционной) деятельностью предприятия. Для предприятий отраслей сферы материального производства принято их основную деятельность определять как производственную, для предприятий отраслей сферы услуг — как операционную. Соответствующие разделы менеджмента в мировой теории и практике принято называть производственный и операционный менеджмент. В последние годы в связи с развитием логистического менеджмента и интегрированного управления цепью поставок (integratedsupply chain management, ISCM). Под операционной деятельностью предприятия, независимо от
7. Интегративность. Предполагает системную интеграцию составляющих для достижения целей системы с максимальной эффективностью. Достигается за счет системной организации и интегрированного управления всеми частичными процессами в системах производства (сервиса). Особое значение имеет сквозное управление цепью поставок и материальным потоком в сферах снабжения, производства и сбыта фирмы, управление основными, вспомогательными и обслуживающими процессами на основе современных информационных технологий.
Классификация складов. Классификация складов предприятия проводится по ряду признаков, основными из которых являются: вид объектов хранения, уровень обслуживаемых потребностей, степень оснащенности (оборудованности) склада. В зависимости от вида объектов хранения различают следующие внутризаводские склады: материальные, полуфабрикатов и заготовок, готовой про^ дукции, инструментов, оборудования и запасных частей, хозяйственные, отходов и утиля. При традиционной схеме управления предприятием материальные склады находятся в ведении отдела снабжения, производственные склады — в ведении производственно-диспетчерского отдела, склады готовой продукции — в ведении отдела сбыта. В условиях интегрированного управления цепью поставок отделы снабжения, производственно-диспетчерский и сбыта объединяются в единую службу управления материальным потоком (под этим или другим названием), управление соответствующими складами централизуется в рамках данной службы, реализуется сквозное управление материальным потоком предприятия — от его входа до выхода. Остальные склады находятся в ведении соответствующих служб предприятия (инструментальной, ремонтной и т. д.).
Система CSRP развивает идеи и методы системы ERP: с одной стороны, системы интегрированного управления производством MRPII, с другой — управления в цепях поставок DRPII. Система CSRP ориентирована также на комбинированное использование систем MRP и ЛТ.
В случае интегрированного управления цепями поставок наиболее приемлемой организацией процесса управления является построение ИАСУ производством на основе СППР третьего класса. Такая организация процесса управления (рис. VI), основанная на выборе и конфигурировании (комплексировании) типовых решений, требует использования в процессе выбора и конфигурирования соответствующих знаний.
В настоящее время многие российские предприятия (фирмы, компании и т.п. — далее предприятия), адаптируя зарубежный опыт, пытаются внедрить в своей производственно-хозяйственной деятельности логистические принципы управления (организацией снабжения, транспортировкой, формированием запасов, производством, сбытом, финансовыми потоками и т.п.). В основе их лежит концепция интегрированного управления материальными потоками — от пунктов закупки сырья, материалов, комплектующих изделий до пунктов конечного потребления производимой готовой продукции, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств в целях их оптимизации, снижения суммарных затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продукции и услуг1. Речь идет о внедрении принципиально новых методов организации и управления предприятием — в этом случае будут постепенно меняться условия формирования запасов2. Это позволит предприятию (или предприятиям) существенно сократить у себя запасы и минимизировать суммарные издержки. Необходимость решения этой проблемы обусловлена подготовкой России к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). Снижение издержек и уменьшение себестоимости выпускаемой продукции позволят отечественным производителям повысить по сравнению с отечественными и зарубежными партнерами конкурентоспособность выпускаемой продукции и товаров на наших и мировых рынках, иначе нам просто нельзя будет вступать во ВТО. Но сразу встает вопрос, если голос профсоюза в основном совещательный, то почему администрация, как правило, хочет, добивается, предлагает, чтобы консультации проводились, и какую тогда роль играют они в ее отношениях с работающими? Идея консультаций родилась и проводится в жизнь неспроста, ибо она часть того консультационного стиля, который, по мнению самих капитанов японской экономики, есть главная их находка в части управления персоналом. Приведем слова одного из них: "В Соединенных Штатах решения принимают быстро, но встечают сопротивление в ходе реализации. В Японии же мы стараемся, чтобы в процесс принятия решения был вовлечен каждый, и после того, как оно принято, действуем быстро и слаженно как одна команда". Действительно, японской управленческой практике присущи многочисленные согласования, передача решения вопросов с уровня на уровень, возврат к обсуждению после доработки и т.п, Иногда даже кажется, что сроки принятия даже искусственно затягиваются, но происходит это совсем неспроста. Консультационный стиль отчасти ориентирован на то, чтобы использовать интеллектуальный потенциал коллектива, отчасти на то , чтобы люди привыкли к мысли о предстоящих переменах. Что же касается консультаций с прфсоюзом о научно-технической политике и ее последствиях, то в независимости от того, какие возможности влиять на нее предоставляются при этом профсоюзам, сам факт их участия должен убедить рабочих, что их интересы учитывались или даже отстаивались. Тем самым повышается уровень доверия к принимаемому решению. Если оказывается, что научно-технические переменны все-таки чреваты и неблагоп-
4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично .
ность, сфера образования), направленных на осуществление долговременных качественных структурных сдвигов в различных элементах производительных сил. В процессе развития общества объектами накопления стали такие факторы экономического роста, как фонды научно-технических знаний, организационно-управленческий опыт. Недооценка накопления в невещной сфере грозит неизбежным отставанием материально-технического и экон. прогресса во всем хозяйстве страны. Затраты на науку и образование, составляющие основу И. в ч.к., который создает долговременно существующий и накапливаемый фонд научных знаний, навыков и опыта всего населения, в т.ч. и рабочей силы, т.е. нематериальное накопление оказывает воздействие на производство опосредованно через приток научных, технических и др. знаний и квалификацию работников. Это воздействие проявляется не в локализованной форме, а широко распространяется и обладает способностью к многократной мультипликации. Чем значительнее инвестиции в научно-образовательную сферу, тем шире расходятся научно-технические знания, тем полнее они воплощаются в профессионально-квалификационном потенциале работников, тем больше растут объемы выпускаемой наукоемкой продукции потребительского и производственного назначения, которая в конечном счете изменяет образ жизни населения, тем выше народнохозяйственный интеллектуальный потенциал страны.
Несмотря на тяжелые условия, численность профессорско-преподавательского состава в высшей школе России за последние годы не только не сократилась, но и несколько выросла. Последнее объясняется тем, что часть работников НИИ и академических институтов, где положение еще более тяжелое, переместилось в вузы. Тем самым в какой-то степени был сохранен интеллектуальный потенциал общества для отечественной науки и образования.
Советский Союз в свое время создал оригинальную и мощную систему образования. По сути дела, впервые в мире сложилась массовая, общедоступная образовательная система, бесплатная на всех уровнях (вплоть до докторантуры), как предмет особой государственной политики в отношении факторов экономической и социокультурной динамики страны и социальной мобильности индивида. Хотя в ней было немало недостатков, ее достижения стали впечатляющими. Именно она и создала тот интеллектуальный потенциал, на котором Россия все еще держится, несмотря на разрушительные тенденции. Нашу систему образования высоко ценили в мире. Вот мнение профессора В. Сойфера (Университет Джорджа Мейсона, США), который работал и в советских вузах: "Сравнивая систему американского
Так что же делать с наукой в новых условиях? Есть точка зрения, что распад научной сферы России - это закономерный процесс, и он сам остановится, когда производимые знания придут в соответствие с общественным спросом на эти знания. Такой сценарий развития по схеме "как получится" означает, что нам рекомендуют пройти через "нулевую" точку, поскольку не приходится ожидать, что в ближайшее время крупные промышленные предприятия, составляющие основу российской промышленности, сформируют спрос на знания (за исключением, возможно, топливно-энергетического комплекса). Этот путь, когда спрос на знания задает производитель товаров, хорошо опробован для эволюционно развивающихся экономик. Для России такой путь будет означать утерю годами созданного интеллектуального потенциала, можно сказать, интеллектуальной безопасности страны. И надо понимать, что, утеряв сегодня производителей знаний, мы будем потом, когда, наконец, стихийно спрос начнет расти, воспитывать ученых, возможно и за рубежом, и не один десяток лет. Вспомним пример Германии, по разным причинам растерявшей свой интеллектуальный потенциал и продолжающей его настойчиво восстанавливать вот уже пятьдесят лет после второй мировой войны Этот путь не подходит для России, которая уже имеет развитую систему производства знаний и хорошо Еюдготовленных ученых и наме-
Федеральной программой развития образования (ФПРО) предусмотрено создание на базе ведущих технических (технологических) вузов экспериментальных площадок в форме единых многоукладных университетских учебно-научно-инновационных комплексов (УНИК). По сути, поставлена задача формирования облика нового университета предпринимательского типа — инновационного университета, в котором накопленный интеллектуальный потенциал эффективно реализуется в научной и образовательной сферах. При этом под интеллектуальным потенциалом в широком смысле понимается совокупность кадрового, материально-технического (ресурсного) потенциала и потенциала, содержащегося в новых научных результатах.
Инновационные принципы управления (инновационный менеджмент) научной и образовательной деятельностью предполагают реализацию полного инновационного цикла от получения новых знаний до их коммерческой реализации на профильных рынках. Новые знания, получаемые в ходе выполнения фундаментальных и поисковых исследований, должны реализовываться в научной и образовательной сферах деятельности вузов. От того, насколько эффективно используются полученные новые знания и накопленный вузами интеллектуальный потенциал в учебной и научно-технической деятельности, зависит устойчивое развитие высшего профессионального образования, которое может быть системно реализовано, если успешно развивается большая часть университетов. Индикаторами успешного развития вуза являются его конкурентоспособность на рынках профессионального труда, наукоемкой продукции и образовательных услуг, качество образования и способность выполнять государственный заказ на подготовку специалистов и выполнение НИОКТР. Для обеспечения конкурентоспособности вуза необходимо доводить результаты научной и образовательной деятельности до конечного продукта, востребованного на профильных рынках. Это требует скорейшего создания в системе высшего профессионального образования эффективно действующей системы управления результатами научной, научно-технической, научно-методической и инновационной деятельности (СУР НИД).
Особую актуальность проблема управления результатами научной и инновационной деятельности (НИД) приобрела в последние годы, поскольку в вузах, как и в других научных организациях, происходило «вымывание» результатов фундаментальных и поисковых исследований, полученных в предшествующий период (до 1990 г.) с устойчивым финансированием фундаментальной науки в масштабах государства. В дальнейшем из-за резкого сокращения бюджетного и внебюджетного финансирования науки в вузах и научных организациях было нарушено воспроизводство результатов фундаментальных исследований, и, как следствие, начал утрачиваться накопленный интеллектуальный потенциал. Многие полученные ранее научные результаты, не доведенные по каким-либо причинам до конечного и востребованного на рынке продукта, со временем утратили свою
Уровень инновационности экономической среды зависит от многих факторов, основными из которых являются накопленный интеллектуальный потенциал, соответствующая нормативно-законодательная база и наличие инвестиционных ресурсов рискового характера (венчурного финансирования). Необходимость технического перевооружения ведущих отраслей экономики России (машиностроение, металлургия, нефтехимия, транспорт), значительное сокращение в количественном и качественном отношении научно-технических отраслевых институтов и центров привели к тому, что в России начал формироваться слой мелких инновационных и инжиниринговых фирм с одной стороны, а с другой - на крупных предприятиях и в холдингах образуются подразделения, связанные с разработкой и внедрением инноваций, повышающих эффективность бизнеса.
Уровень инновационности экономической среды зависит от многих факторов, основными из которых являются накопленный интеллектуальный потенциал, соответствующая нормативно-законодательная база и наличие инвестиционных ресурсов рискового характера (венчурного финансирования). Необходимость технического перевооружения ведущих отраслей экономики России (машиностроение, металлургия, нефтехимия, транспорт), значительное сокращение в количественном и качественном отношении научно-технических отраслевых институтов и центров привели к тому, что в России начал формироваться слой мелких инновационных и инжиниринговых фирм с одной стороны, а с другой - на крупных предприятиях и в холдингах образуются подразделения, связанные с разработкой и внедрением инноваций, повышающих эффективность бизнеса.
Изготовленная продукция Излишнего количества Изложение содержания Изменяется незначительно Изменяющиеся пропорционально Изменяются земельные Изменений экономических Изменений направления Изменений показателей Изменений произошедших Изменений структуры Изменениях структуры Изменениям окружающей вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|