Интеллектуальным капиталом



ную выгоду. Однако ограничения временные и интеллектуальных возможностей менеджера в плане усвоения и использования все большего количества информации должны, в конечном счете, сделать покупку дополнительной информации экономически нецелесообразной.

В биологической структуре современного человека наука выделяет в настоящее время более 100 различных физиологических, психофизиологических и психологических систем, ответственных; за все виды целесообразной деятельности [1, 34]. Состояние и функционирование этих систем, как и всего организма в целом, непостоянно и изменяется под влиянием деятельности человека, обмена веществ между видами живого и средой, гелиофизических явлений и т. д. В этом одна из причин многочисленных спадов И подъемов физических и интеллектуальных возможностей человека, эмоций, работы ума, внимания, восприятия, опознания, запоминания, переработки информации. В каждом из этих случаев человек с разной эффективностью выполняет свою производственную функцию, без видимых причин снижает продуктивную деятельность, спортивные достижения, чаще допускает сбои и ошибки, оказывается более открытым для несчастных случаев и аварий.

Вторая проблема - раскрытие собственно профессиональных, интеллектуальных возможностей специалиста как профессионала определенного профиля и квалификации - также требует серьезных затрат, включаемых в цену потребления ОУ. Это затраты на информационное, коммуникационное, компьютерное обслуживание специалиста, создание условий для его научного роста, для аналитической, экспериментальной работы, моделирования исследуемых процессов. Интеллект не может быть высокопроизводительной силой, если его потребитель (предприятие, организация) экономит на создании для него соответствующих условий.

Отношение мысленного учета к естественному следующее: мысленный учет — это форма учета, определяемая использованием в процессе учета собственных интеллектуальных возможностей; естественный учет — метод, на уровне которого данная форма реализована.

- интеллектуальных возможностей персонала, занятого созданием нововведения на всех стадиях научно технической деятельности;

Выпадение любого из звеньев или недооценка какой-либо из перечисленных составляющих ресурсного потенциала, а равно и качественное несоответствие требуемому уровню, не позволит обеспечить эффективную научно-техническую и производственную деятельность по созданию и продвижению на рынок продаж товара-новации. Вместе с тем, по глубокому убеждению автора, основу ресурсного потенциала инновационных научно-технических фирм составляет квалифицированный персонал, а точнее, профессиональный уровень его интеллектуальных возможностей.

объем своих интеллектуальных возможностей (например, по причине недос-

весь объем своих интеллектуальных возможностей (например, по причине не-

весь объем своих интеллектуальных возможностей, они не способны точно оценить

Многообразие человеческой личности, ее неповторимая индивидуальность, разнообразные мотивы ее деятельности (в том числе и прежде всего хозяйственной) сделали необходимым при научном анализа экономической жизни использовать унифицированное представление о человеке, действующем в конкретной системе исторических координат. Эта модель человека включает в себя основные •параметры, характеризующие индивидов, и, прежде всего, мотивы экономической активности, ее целеполагание и социально-экономический инструментарий, а также особенности физических, психологических и интеллектуальных возможностей человека, используемых им для достижений поставленных целей.

Механизация связана с использованием оборудования, которое снижает вмешательство человека в процесс производства. Внедрение механических ткацких станков, заменивших ручные, дало возможность текстильным предприятиям производить тот же объем продукции с меньшим использованием труда, что в свою очередь способствовало значительному росту средней производительности труда. Автоматизация наряду с заменой машинами ручного труда нацелена на расширение интеллектуальных возможностей человека. Она обеспечивается внедрением в производственный процесс автоматических приборов, а в течение последних десятилетий — компьютеров. При этом широкое распространение получила информатизация производства.


К совершенствованию процесса управления знаниями следует относиться как к увеличению интеллектуального капитала компании, инвестициям в повышение корпоративного IQ, что в конечном итоге даст возможность вашей компании принимать наилучшие коллективные решения и осуществлять на их основе наилучшие коллективные действия. «Интеллектуальный капитал» — не просто понятие из теории менеджмента. За этим термином стоит оценка интеллектуальной' собственности организации и знаний, которыми располагают ее сотрудники. Финансовые аналитики придают все большее значение качеству управления интеллектуальной собственностью и интеллектуальными ресурсами, включая его в список оцениваемых параметров наряду с материальными активами предприятия и его положением на рынке. Они утверждают, что компании, надлежащим образом управляющие своим интеллектуальным капиталом, выйдут в предстоящие годы в лидеры рынка независимо от положения, занимаемого ими сегодня, и оценивают их соответственно.

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ЗНАНИЯМИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Залогом успеха предприятия в XXI веке становится эффективное управление интеллектуальным капиталом, важнейшей составляющей которого являются работники интеллектуального труда, то есть специалисты, в работе которых преобладает или составляет 100% умственный труд. Эффективно управлять работниками интеллектуального труда означает обеспечивать соответствие их характеристик текущим и перспективным потребностям предприятия, на

В отечественной литературе часто встречаются упрощенные трактовки понятия «человеческий капитал»: как совокупности знаний, практических навыков и трудовых усилий человека [26] или как человеческих способностей, дарований, навыков, которые следует признать особой формой капитала [27]. В таких определениях теряется сущность капитала как самовозрастающей стоимости, остается нераскрытой его природа. Возникнув на ранних этапах формирования доктрины человеческого капитала, подобные представления претерпели к сегодняшнему дню существенные изменения, обогатившись практикой крупнейших корпораций по управлению интеллектуальным капиталом.

Некоторые подходы к управлению знаниями и интеллектуальным капиталом в современной экономике

В статье рассматриваются проблемы управления знаниями и интеллектуальным капиталом как инструментом повышения конкурентоспособности организаций в современной экономике. На основе изучения исследований, посвященных данной проблеме, автором выделены концептуальные элементы управления знаниями, предложено авторское определение данного процесса. Б статье дан сравнительный анализ ряда классификаций интеллектуального капитала, представлен авторский подход к содержательной трактовке интеллектуального капитала и формулировке основных задач управления им.

В современной зарубежной экономической литературе большое внимание уделяется управлению знаниями и интеллектуальным капиталом. Данная область исследований, как отмечают зарубежные специалисты, в настоящее время является одной из наиболее перспективных и популярных, прежде всего, с конкретно-практической точки зрения — каким образом организовать взаимодействие людей и технологий, чтобы повысить эффективность производства и использования знаний и на этой основе — конкурентоспособность организации (11.

Попытка систематизировать и развить теоретические подходы к анализу управления знаниями и интеллектуальным капиталом сделана автором в одной из его работ [2]. На основе изучения исследований, посвященных данной проблеме, были выделены такие концептуальные элементы управления знаниями, как предпосылки возникновения данной области управления, методологические подходы к ее анализу, уровни управления знаниями, основные принципы этой деятельности и ее аспекты, учитывающие сложность и динамичность знания и процесса управления им (рис. 1).

Известный британский специалист в области управления интеллектуальным капиталом Э. Брукинг выделяет следующие виды деятельности в процессе управления знаниями:

Процессы управления знаниями теснейшим образом взаимосвязаны с процессами управления интеллектуальным капиталом, и некоторые источники даже определяют их как идентичные: «внутри организации — коммерческой фирмы, больницы или школы — управление знаниями может пониматься как управление интеллектуальным капиталом, а знание — как форма капитала, которым, подобно физическому капиталу, необходимо управлять, чтобы достичь целей организации» [10]. Превращение знания в капитал, позволяющий повысить конкурентоспособность организации и

получить реальный социально-экономический эффект, сегодня никем не отрицается. Тем не менее, эксперты в этой области все же отмечают разницу между управлением знаниями и управлением интеллектуальным капиталом, признавая в то же время их тесную взаимосвязь и взаимообусловленность.


Индивидуальной собственности Изложенное позволяет Изменяется структура Изменяются пропорционально Индивидуальное обслуживание Изменений конструкции Изменений отдельных Изменений происшедших Изменений совокупного Изменений законодательства Изменениями внесенными Изменениям стоимости Изменения экономической вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика