|
Интересам отдельных
Стратегический план должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. На личных предприятиях основатель предприятия может позволить себе относительную роскошь сочетать личные планы со стратегией организации. На большинстве фирм с широким владением акциями подобной роскоши может не быть. В то время как глава корпорации, возможно, пожелает иметь частный реактивный самолет, особняки на обоих побережьях, роскошные кабинеты и тому подобное, насущным интересам организации эти привилегии наилучшим образом служить не могут.
Официальная программа управления продвижением по службе дает людям возможность воспринимать их работу в организации как «серию перемещений по различным должностям, способствующую развитию как организации, так и личности»38. Это имеет большое значение, поскольку исследования говорят о том, что люди обычно относятся к своей карьере достаточно пассивно. Они склонны к тому, чтобы важные решения об их карьере инициировались бы другими людьми, а не их собственными интересами, потребностями и целями39. По мнению авторов публикаций и исследователей, работающих в этой области, результатом программ продвижения по службе является большая преданность интересам организации, повышение мотивации, производительности труда, уменьшение текучести кадров и более полное использование способностей работников .
зей между ее звеньями. При этом должны четко фиксироваться вид связи, ее содержание, периодичность, материальные носители. Можно выделить четыре вида структурной связи: линейная (непосредственное адм. подчинение); функциональная (методическое обеспечение, консультирование смежного подразделения); соисполнительства (совместное выполнение работ); обеспечивающая (подготовка информации или иная работа смежного подразделения по обеспечению процесса принятия решения). ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ - совокупность действий и поступков индивида по его адаптации к условиям и требованиям окружения. В организации у индивида возможны две степени свободы, которые определяют его адаптированность к условиям существования. С одной стороны, человек обладает свободой выбора формы поведения: принимать или нет существующие в организации нормы поведения; с др. стороны, он может принимать или нет ценности организации, ее цели, философию. В зависимости от сочетания этих факторов поведения выделяют следующие предельные типы О.п. человека в организации: а) полностью принимает и разделяет нормы и принципы поведения организации; в этом случае человек осознанно стремится своими действиями не входить в противоречие с интересами организации, результаты его деятельности будут в основном зависеть от его личных возможностей и способностей, от того, насколько правильно определено содержание его роли; б) "приспособленец" — человек не приемлет ценностей организации, но старается вести себя, полностью следуя нормам и формам, принятым в данной организации. Он все делает по правилам, но такого работника нельзя считать надежным членом организации. Он, хотя и является хорошим и исполнительным работником, но в любой момент может покинуть или совершить действия, противоречащие интересам организации. Напр., такой специалист будет с готовностью участвовать в забастовке, чтобы добиться повышения заработной платы; в) "оригинал" — человек приемлет ценности организации, но не принимает существующих в ней норм поведения. В данном случае человек может порождать много сложностей во взаимоотношениях с коллегами и руководителями. Если организация может позволить себе отказаться от устоявшихся норм
УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРОЙ -1) мероприятия, проводимые кадровой службой организации, по планированию организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и соц.-экон. условий организации. У.д.к. повышает преданность работника интересам организации и производительность труда, уменьшает текучесть кадров и более полно раскрывает способности человека. В организациях, где отсутствует У.д.к., мотивация поведения работает слабо, человек трудится не в полную силу, не стремится повышать квалификацию и рассматривает свою работу в организации как временную; 2) действия с*амого индивида, которые он начинает уже при приеме на работу. На собеседовании при поступлении в организацию, отвечая на вопросы работодателя, где изложены требования организации, поступающий на работу вправе задавать вопросы, содержащие его требования. Вопросы, задаваемые поступающим на работу работодателю: какова философия организации в отноше-
отдел продаж заключает договоры с покупателями на поставку продукции в нереально короткие сроки, продукция выпускается в объемах, намного превышающих емкость рынка, у предприятия возникают проблемы, связанные с "проеданием" или, наоборот, избыточным наращиванием запасов и т.п. Внедрение системы бюджетирования с описанием формальных связей и способов взаимодействия между различными подразделениями организации поможет свести к минимуму вероятность негативных последствий, связанных с отсутствием координации. Одной из задач бюджетирования, таким образом, выступает конгруэнтность целей, которая состоит в обеспечении таких действий сотрудников, руководителей, отделов, департаментов и прочих подразделений, которые бы соответствовали целям всей организации (или по крайней мере не противоречили им). При рассогласовании целей результаты деятельности организации почти наверняка окажутся далекими от желаемых, т.е. будут дисфункциональны. Например, обязательство поставить товар в нереально короткие сроки может привести к потере клиентов, что вряд ли отвечает интересам организации. Обеспечение координации подразделений является весьма важной целью бюджетирования, но она требует предварительного, четкого и недвусмысленного определения целей организации в целом. При этом часто приходится сталкиваться не только с проблемой нечетко определенных, расплывчатых, а нередко и противоречивых целей (см. гл. 1), но также и с тем, что, как свидетельствуют Циерт и Марч (1963), не сами организации имеют цели, а люди (к этому вопросу мы вернемся в гл. 16). Проблемы формирования целей организации могут стать тормозом на пути эффективной координации диверсифицированной деятельности, если же при этом в организации доминируют слабо организованные, неформальные каналы передачи информации, это может только усугубить ситуацию.
=> Очевидно, что постоянная нехватка денежных средств не отвечает интересам организации, однако не менее вредным является и их существенный избыток. Почему?
Учет по центрам ответственности преследует двойственную цель. С одной стороны, он способствует совершенствованию планирования, контроля и принятия решений путем делегирования линейным руководителям этих функций наряду с ответственностью за финансовые последствия своих решений; с другой стороны, учет по центрам ответственности способствует достижению конгруэнтности целей. Вовлечение менеджеров в процессы планирования, контроля и принятия решений создает условия, при которых отдельные руководители не будут действовать вопреки интересам организации и ее целям (т.е. уменьшает возможность принятия дисфункциональных решений).
жении срока действия проекта. Поскольку показатели КОСЕ и RI вычисляются лишь по результатам года, дисконтировать их бессмысленно. Отсюда при принятии решения об инвестировании очевидна возможность конфликта: оценки на основе долгосрочного критерия (NPV) и с позиций краткосрочной выгоды (КОСЕ, RI) могут привести к противоположным выводам. При этом руководствоваться критерием ROCE/RI не следует, поскольку решение будет противоречить стратегическим интересам организации в целом. Для иллюстрации этого положения используем данные примера 15.7.
ских фирм. В активной роли влияние культуры проявляется также в построении механизма контроля, в частности такого, который отвечал бы интересам организации или ее доминантной группы. Структура власти для любой организации является проблемой принципиальной важности. Часто случается, что доминантная группа, пытаясь использовать информационную систему как средство укрепления своего влияния и власти, оказывает негативное воздействие на облик всей организации.
Проблема активного привлечения культуры организации к роли эффективного "инструмента управления" обусловлена сложностями терминологического характера, поскольку культура организации определяется множеством туманных, противоречивых и изменчивых составляющих. С другой стороны, в ограниченном смысле, ее особенности можно учитывать, например, при разработке кадровой политики фирмы, в соответствии с которой отбираются сотрудники, чьи поведенческие установки и мотивация максимально соответствуют интересам организации. По мнению Джонсона и Гила (1993), "даже самые демократичные и разумные менеджеры понимают, что культура организации как система управления не может действовать механически, как, скажем, система денежного стимулирования".
2. Предпринимаемые действия должны отвечать долгосрочным интересам организации и не должны проводиться любые действия, ведущие к сокращению затрат текущего года за счет доходов будущего года или ведущие к увеличению затрат будущего года. Практика показала, что наличие индивидуальных и групповых цен при зональной системе не отвечает интересам отдельных объединений. Появилась необходимость и возможность дальнейшего укрупнения ценовых зон. Ждет своего решения проблема учета потребительских свойств нефти. Система цен в нефтяной промышленности не учитывает природного качества нефти. Это объясняется тем, что изменение качества нефти не зависит от добывающих предприятий и не отражается на затратах этих предприятий. Однако разноэффективность применения различной по качеству нефти обусловливает различный уровень общественно необходимых затрат труда в нефтепереработке.
Практика показала, что несмотря на правомерность исходных позиций определения уровня рентных платежей постоянный норматив потонных ставок не отвечает интересам отдельных нефтедобывающих предприятий, поскольку при таком порядке вследствие изменяющейся естественной производительности труда происходят значительные колебания рентабельности. Некоторые предприятия пр:ч этом оказывались в неравных условиях по отчислению в фонды материального стимулирования.
Задача активизации роли государства особо актуальна с позиций общей теории социальной экономики, существования специфических интересов общества, которые не сводятся к интересам отдельных индивидуумов, т. е. функционально от них не зависят. Отсюда: всякое благо может удовлетворять потребности качественно разных участников рыночных отношений, в т. ч. и несводимые потребности общества как такового; способность блага удовлетворять несводимые потребности — социальные полезности. Несводимость последней к полезности для индивидуумов связана с тем, что в основе социальной полезности лежит несводимая общественная полезность, которая постулируется лишь для совокупности индивидуумов в целом. Именно независимость социальной полезности превращает государство в равноправного субъекта рынка. Все это имеет отношение к рациональному поведению государства. Можно напомнить в этой связи о «невидимой руке», от которой мир ожидает достижения рыночной гармонии. Там, где потребности общества оказались сводимыми, где спрос на товары и услуги полностью «растворялся» в индивидуальных предпочтениях, там, действительно, рынок сумел «ответить на все вопросы». Столкнувшись же с несводимыми общественными потребностями, с благами, имеющими социальную полезность, «невидимая рука» дала многочисленные сбои, породив на свет разного рода провалы рынка. Стало очевидным, что «рука провидения» не дотягивается до очень многих областей экономического пространства. Реакцией на это стало ограничение поля действия рыночных сил, замена их внерыночным регулированием ряда сфер экономического бытия. Эти ограничения можно преодолеть, если включить государство (носителя несводимых общественных потребностей) в число субъектов рынка. В общественной модели конкурентного рынка одновременно действуют и индивидуальные субъекты с присущими им интересами, и государство с его несводимыми потребностями. И первые, и вторые стремятся к максимизации собственной функции полезности, «рука провидения» мо-
Многие видные ученые и политические деятели рассматривают глобализацию как явление сугубо положительное. Но звучат и другие голоса. Глобализация — фактор снижения реального уровня жизни основной части населения планеты, разрушения сложившихся демократических традиций и даже прямая угроза национальным интересам отдельных стран. В этом аспекте звучат такие аргументы.
Распределение ресурсов и плановых заданий, описываемое соотношениями (1.7), является оптимальным для Центра. Рассмотрим вопрос о том, в какой степени это распределение ресурсов соответствует интересам отдельных производственных единиц.
Задача активизации роли государства особо актуальна с позиций общей теории социальной экономики, существования специфических интересов общества, которые не сводятся к интересам отдельных индивидуумов, т. е. функционально от них не зависят. Отсюда: всякое благо может удовлетворять потребности качественно разных участников рыночных отношений, в т. ч. и несводимые потребности общества как такового; способность блага удовлетворять несводимые потребности — социальные полезности. Несводимость последней к полезности для индивидуумов связана с тем, что в основе социальной полезности лежит несводимая общественная полезность, которая постулируется лишь для совокупности индивидуумов в целом. Именно независимость социальной полезности превращает государство в равноправного субъекта рынка. Все это имеет отношение к рациональному поведению государства. Можно напомнить в этой связи о «невидимой руке», от которой мир ожидает достижения рыночной гармонии. Там, где потребности общества оказались сводимыми, где спрос на товары и услуги полностью «растворялся» в индивидуальных предпочтениях, там, действительно, рынок сумел «ответить на все вопросы». Столкнувшись же с несводимыми общественными потребностями, с благами, имеющими социальную полезность, «невидимая рука» дала многочисленные сбои, породив на свет разного рода провалы рынка. Стало очевидным, что «рука провидения» не дотягивается до очень многих областей экономического пространства. Реакцией на это стало ограничение поля действия рыночных сил, замена их внерыночным регулированием ряда сфер экономического бытия. Эти ограничения можно преодолеть, если включить государство (носителя несводимых общественных потребностей) в число субъектов рынка. В общественной модели конкурентного рынка одновременно действуют и индивидуальные субъекты с присущими им интересами, и государство с его несводимыми потребностями. И первые, и вторые стремятся к максимизации собственной функции полезности, «рука провидения» мо-
Многие видные ученые и политические деятели рассматривают глобализацию как явление сугубо положительное. Но звучат и другие голоса. Глобализация — фактор снижения реального уровня жизни основной части населения планеты, разрушения сложившихся демократических традиций и даже прямая угроза национальным интересам отдельных стран. В этом аспекте звучат такие аргументы.
В сфере внешней политики Европейский союз не добился каких-либо значительных успехов. В качестве второго стержня Союза в Маастрихтском договоре фигурирует единая внешняя политика, однако он не посягнул на суверенитет государств-членов. Результаты можно было предвидеть: общая политика не сложилась. Внешняя политика по-прежнему подчиняется интересам отдельных стран. Единая политика была дискредитирована самим процессом переговоров о заключении Маастрихтского договора. В ходе упорного торга, приведшего к договору, бывший министр иностранных дел Германии Ганс-Дитрих Геншер добился европейского согласия на независимость Хорватии и Словении, тем самым ускорив начало войны в Боснии.
Активно формировать потребности и спрос — это значит, что торговля должна так построить свою работу, чтобы направлять развитие потребностей людей в сторону рацио-нальногр потребления. Конечно, это требование может противоречить интересам отдельных производителей и продавцов, но его общественная значимость имеет решающее значение. Правда, его реализация сталкивается с целым комплексом проблем (рис. 30).
4) качества маркетинговых исследований и степени их соответствия интересам отдельных групп покупателей.
В маркетинге следует различать реальную и мнимую диверсификацию. Реальная диверсификация продукции расширяет и обновляет товарный ассортимент, что отвечает тем или иным интересам отдельных потребителей, тогда как при мнимой диверсификации продукции качественные характеристики товара остаются неизменными, а меняется только дизайн и упаковка товара, но на рынке данный товар предлагается как якобы новый и по более высокой цене.
В главном закат крупных купеческих ассоциаций в XVIII в. был связан с падением феодального строя в целом. Хотя купеческие союзы на протяжении многих веков и противостояли этому строю, были революционизирующим элементом внутри него, хотя их деятельность и подчинялась закономерностям, диктуемым потребностями капитала, противным закономерностям косного и почти патриархального феодального общества, несмотря на это они несли в себе многие черты ремесленной организации, были влиты в институциональную структуру средневековой экономики и, кроме того, впитали в себя присущую цеховому строю, и чаяниям капитала неискоренимую жажду к монопольной власти. Именно эти характеристики порождали внутреннюю противоречивость данного института, противостояние принципов его организации интересам отдельных участников коммерческих предприятий.
Индивидуального инвестора Изменения индивидуальных Изменения коэффициента Изменения конструкции Изменения кредитного Изменения налоговых Изменения необходимы Изменения нормативов Изменения оборотного Изменения организации Изменения отношения Индивидуального пользования Изменения покупательной вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|