|
Интересам предприятия
мы не должны забывать о социальной озабоченности проблемами упаковки и принимать решения, столь же отвечающие интересам общества, как и насущным интересам потребителей и самих фирм (см. врезку 18).
кЛкмэ Байсккло. Руководитель производства фирмы «Акмэ Еайсикл» должен принять решение об уровне безопасности выпускаемого велосипеда. Максимально безопасная конструкция и реализация гшша обеспечения качества, видимо, скажутся па рентабельности, в то время как отклонение от максимального уровня безопасности почти наверняка нанесет ущерб интересам потребителей, которые явно не готовы платить дополнительную цепу за более высокий уровень безопасности.
А между ними стояли нефтяные компании, которые радовались первому значительному увеличению рентабельности их операций за десять с лишним лет, но в то же время повсеместно подвергались нажиму. У них не было уверенности в том, чью нефть они фактически продают теперь, когда страны-производители требуют контроля задним числом. Они были дезориентированы в вопросе о ценах и об их движении в будущем, и их в равной степени ругали и производители, и потребители за роль посредника в создавшемся кризисе. Последняя попытка добиться разумных цен в ходе женевских переговоров со странами-производителями в начале октября 1973 г. привела к тому, что компании уклонились от своей традиционной роли, признав, что не в состоянии больше действовать в качестве силы, противостоящей требованиям производителей. Последняя попытка распределить запасы нефти зимой 1973/1974 г. вынудила компании признать, что они не обладают больше властью и ресурсами, которые позволили бы им эффективно выполнять такую задачу без полной и прямой поддержки со стороны правительств стран-потребителей. Промышленность, в течение 50 лет утверждавшая, что вмешательство государства может лишь повредить интересам потребителей, теперь заявляла, что без такого вмешательства она не сможет эффективно выполнять свою задачу. После трех лет непрерывных изменений и бесконечных переговоров об уступках в обстановке постоянных угроз и требований была снята «седьмая завеса», за которой обнаружилась промышленность, лишившаяся своего традиционного могущества как буфера между производителями и потребителями и утратившая все атрибуты наднационального влияния и олигополи-стического контроля над рынком, которые, справедливо или нет, так долго ассоциировались с ней.
Итак, при выборе и освоении целевого рынка первоочередное внимание следует уделять не столько тем, на кого будут направлены маркетинговые усилия, сколько на то, как именно они будут осуществляться и с какой целью. Маркетинг, проводимый с чувством ответственности перед обществом, должен служить не только интересам компании, но и интересам потребителей.
3. Соответствует как экономическим интересам производителей сельскохозяйственного сырья и продовольствия, так и интересам потребителей. Обеспечивается стабильность и предсказуемость динамики цен и продовольственного снабжения населения, что важно для обеспечения продовольственной безопасности регионов.
При монополии продавцы в состоянии воздействовать на рынок, или манипулировать им, в собственных интересах за счет общества в целом. Благодаря своей способности влиять на общий объем предложения монополисты получают возможность ограничивать производство определенного продукта, назначать более высокие цены на него, а зачастую и получать постоянную экономическую прибыль. Эти цены и прибыли, превышающие конкретный уровень, прямо противоречат интересам потребителей. Монополисты не подчиняются желаниям и воле общества, как это делают конкурирующие продавцы. В той мере, в какой монополия подавляет конкуренцию, диктат продавцов подавляет диктат потребителей. При мб-нополии ресурсы распределяются в интересах продавцов, стремящихся к получению прибыли, а не к удовлетворению интересов общества в целом. Монополия приводит к нерациональному распределению экономических ресурсов.
служащие интересам «потребителей»; 9) создается система критериев для
в необходимости подобной приверженности интересам потребителей, но и посто-
Конкуренция часто определяется как «конфликт в рамках правил», или как «обусловленный конфликт». Однако ни одно из этих определений не раскрывает основного свойства конкуренции. В случае конкуренции две или большее число сторон находятся в конфликте друг с другом относительно одной или нескольких целей каждой стороны, но этот конфликт эффективно служит достижению другой цели каждой из конфликтующих сторон или третьей стороны. Например, при игре в теннис соперники находятся в конфликте друг с другом с точки зрения достижения победы, но этот конфликт эффективно обеспечивает достижение другой цели, к которой стремятся игроки,— получить удовольствие и отдохнуть. С точки зрения удовольствия и отдыха они сотрудничают друг с другом. В случае экономической конкуренции конкурирующие фирмы находятся в конфликте друг с другом с точки зрения их стремления обеспечить сбыт продукции, но предполагается, что этот конфликт эффективно служит интересам потребителей, обеспечивая им при меньших затратах, лучшее обслуживание, чем они могли бы получить в противном случае.
Должны ли предприятия, умеющие прекрасно удовлетворять нужды потребителя, учитывать в своей деятельности примат долгосрочных интересов общества и его членов? Соответствует ли философия маркетинга интересам потребителей и, одновременно, общественного благосостояния?
Износ основных производственных фондов. Повышенный износ производственного аппарата электроэнергетики является фактором воспроизводственной формы энергетического кризиса. Уровень износа можно определить по доле основного оборудования, полностью выработавшего свой ресурс (амортизационный период). Повышенный износ требует отвлечения значительных средств на проведение плановых и аварийных ремонтов, ограничивает возможность финансирования вводов новых мощностей, ведет к резкому нарастанию расходов топлива, ухудшению качества природной среды. Однако главное состоит в том, что повышенный износ и низкий коэффициент выбытия в электроэнергетике постоянно вызывают необходимость регламентировать потребление энергии и мощности вопреки интересам потребителей и тормозят процессы электрификации и энергосбережения (через замену электроэнергией дефицитных видов органического топлива). Основным принципом организации производства промышленного предприятия является приоритет народнохозяйственных интересов. Это означает, что любое действие, мероприятие, предложение, подлежащее осуществлению на предприятии, оценивается в первую очередь с позиции интересов народного хозяйства в целом. Отсюда подчинение интересов части интересам целого является вариантом данного принципа применительно к промышленному предприятию. Рекомендуемое мероприятие на участке предприятия приемлемо, если оно не противоречит интересам предприятия в целом.
В связи с переходом предприятий нефтегазотранспорта и хранения на новую систему планирования и экономического стимулирования роль оперативных планов значительно возросла. Налаженная ритмичность работы трубопровода, нефтебазы, АЗС позволяет достигать стабильности технико-экономических показателей и тем самым способствует выполнению планов, принимаемых предприятиями. В свою очередь, это позволяет в полной мере осуществлять экономическое стимулирование коллектива предприятия за счет отчислений,в фонды предприятия, а также развивать его техническую базу. Следовательно, хорошо организованное оперативное планирование отвечает интересам предприятия в целом и каждого члена коллектива в отдельности.
Под эффективной деятельностью понимается выполнение заданного объема работ при минимальном использовании производственных ресурсов либо максимальное выполнение объема работ при заданном размере ресурсов. Таким образом, эффективным будет признан тот центр ответственности, который выпускает больший объем продукции с наименьшими затратами. Если результаты деятельности центра ответственности не отвечают интересам предприятия, его деятельность нерезультативна (но может быть при этом эффективна).
>• использование критериев, не соответствующих интересам предприятия в целом.
Другой пример неудачно выбранного критерия оценки деятельности — определять эффективность работы дилеров по достигнутому объему продаж в денежном выражении. Прибыльность продаваемых изделий различна. Если, допустим, продукцию с более низким маржинальным доходом продать легче, чем продукцию с высокой маржей, то дилеры вопреки интересам предприятия будут активнее реализовывать более ликвидную продукцию.
Управленческий учет, напротив, организуется исходя из целей и задач управляющих, никак не регламентируется государством, служит лишь интересам предприятия, в чем и заключается его преимущество перед финансовым учетом. Общие принципы данного учета сводятся к тому, чтобы максимально обеспечить руководство полезной информацией. Управленческий учет в большей степени основан на логике и опыте или на общей приемлемости. В этом смысле можно говорить о децентрализации управленческого учета.
фекгивным будет признан тот центр ответственности, который выпускает больший объем продукции с наименьшими затратами. Если результаты деятельности центра ответственности не отвечают интересам предприятия, его деятельность нерезультативна (но может быть при этом эффективна).
• использование критериев, не соответствующих интересам предприятия в целом.
Другой пример неудачно принятого управленческого решения — оценивать деятельность коммерческого отдела в соответствии с объемом продаж в денежном выражении. Прибыльность продаваемых изделий различна. Если, допустим, продукцию с более низким маржинальным доходом продать легче, чем продукцию с высокой маржей, то коммерческий отдел, вопреки интересам предприятия, будет активнее реализовывать продукцию с низким маржинальным доходом.
Под эффективной деятельностью понимается выполнение заданного объема работ при минимальном использовании производственных ресурсов либо максимальное выполнение объема работ при заданном размере ресурсов. Таким образом, эффективным будет признан тот центр ответственности, который выпускает больший объем продукции с наименьшими затратами. Если результаты деятельности центра ответственности не отвечают интересам предприятия, его деятельность нерезультативна (но может быть при этом эффективна).
>• использование критериев, не соответствующих интересам предприятия в целом.
Изменения государственных Изменения изменения Изменения количества Изменения котировки Изменения материальных Изменения налогового Изменения незавершенного Индивидуального подоходного Изменения обстоятельств Изменения организационно Изменения отражаются Изменения переменных Изменения политической вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|