Интересов потребителей



Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, а иногда даже неопределенностью. С 1967 г. через Конгресс прошли многие регулирующие положения, непосредственно влияющие на деятельность организаций. Среди них своды законов о безопасности и охране здоровья на рабочем месте, о защите окружающей среды, о защите интересов потребителя, о практике честного найма на работу, о принципах равной оплаты за равный труд, о финансовой защите. К сожалению, объем бумажной работы, необходимой для того, чтобы соответствовать действующему законодательству, стал непомерно огромным. И, как считает доктор Джордж К. Идз из «Рэнд Корпорейшен», «бремя регулирования изменяет характер американского управления» .

Согласно этой точке зрения, организации несут ответственность перед обществом, в котором функционируют, помимо и сверх обеспечения эффективности, занятости, прибыли и ненарушения закона. Организации должны поэтому направ лять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам. Организации обязаны жертвовать на благо и совершенствование общества. Более того, в обществе сложились определенные представления о том, как должна вести себя организация, чтобы считаться добропорядочным корпоративным членом обслуживаемых сообществ. Формирующаяся на этой основе точка зрения, в значительной мере определяемая общественными ожиданиями, сводится к тому, что организации должны ответствен но действовать в таких многочисленных сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и т.п. Кит Дэвис указывает, что бизнес обязан быть активно социально ответственным по причине «железного закона ответственности» и утверждает, что «в долговременной перспективе те, кто не пользуется властью в таком направлении, каковое общество считает ответственным, эту власть потеряет»8.

Что касается производителей минерального сырья, то они заинтересованы в качестве своей продукции лишь в той мере, в которой этому способствует действующая система ценообразования. В случае развитых рыночных отношений такую заинтересованность обеспечивает сама форма реализации товаров через рынок. В хозяйственных системах с плановой экономикой и с "регулируемым рынком" цены на минеральное сырье могут сильно отличаться от действительной его ценности. В этих случаях как раз и происходит значительный разрыв интересов потребителя и производителя товаров: производитель теряет интерес к удовлетворению запросов потребителя.

/ В соответствии с планом материально-технического снабжения и разнарядками завод заключает хозяйственные договоры с поставщиками. Хозяйственные договоры конкретизуют план снабжения и уточняют обязательства договаривающихся сторон. Поскольку они несут материальную и юридическую ответственность за выполнение условий хозяйственных договоров, последние обеспечивают соблюдение интересов потребителя при защите интересов поставщиков. Вместе с тем хозяйственный договор налагает на поставщика ответственность перед государством за выполнение народнохозяйственного плана. Договором обусловливается количество поставляемой продукции и ее качество, а в необходимых случаях комплектность и ассортимент. Качество продукции на стандартизованную продукцию должно отвечать ГОСТ. На продукцию, которая не имеет установленных законом стандартов, по соглашению сторон устанавливаются технические

По мнению Дональдсона, производственная организация существует для удовлетворения определенных социальных интересов: Моральная оценка производственной организации выходит за рамки политической. С точки зрения общества основная функция подобных организаций — расширение общественного благосостояния через удовлетворение интересов потребителя и рабочего в пределах справедливости. Если организация не будет соответствовать этим ожиданиям, она заслужит моральное неодобрение [5, с. 57].

Максимизация благосостояния держателя акций не означает, что администрации следует игнорировать вопросы социальной ответственности, такие, как защита интересов потребителя, выплата адекватной заработной платы нанятым работникам, обеспечение справедливых условий найма и безопасных условий труда, поддержка образовательных программ и участие в решении проблем охраны окружающей среды — сохранение чистоты воздуха и воды. Многие считают, что фирма не имеет иного выбора помимо пути социальной ответственности, и эти люди доказывают, что благосостояние держателя акций, и, возможно, само существование корпорации зависят от ее способности быть социально ответственной. Однако, поскольку критерии социальной ответственности ясно не определены, трудно сформулировать четкую цель. Когда общество, действуя через Конгресс или другие представительные органы, установит правила, регламентирующие взаимосвязь между социальными целями И экономической эффективностью, задача для корпорации прояснится. Компанию будут рассматривать как производителя товаров и, для частных

В целях защиты интересов потребителя и ввиду сложности информации, необходимой для быстрой оценки качества многих изделий, специально организованные государственные органы разрабатывают стандарты качества для множества видов продукции. Для экспортной продукции соответствие международным стандартам качества — необходимое условие для допуска на рынки зарубежных стран4. В последние несколько лет органы стандартизации и контроля ведут настоящую борьбу за качество российских товаров.

К 1936 году дополнительные законы и частный контроль за их соблюдением почти свели на нет деятельность «леваков», и рынок сырой нефти окончательно стабилизировался — правда, за счет интересов потребителя и зарубежных связей.

В-пятых, на основе интересов потребителя. В тех отраслях, где покупатель является ключевым фактором, его интересы оказывают решающее влияние на структуру организации. Это особенно характерно для службы сервиса.

конкурентоспособности - прежде всего из интересов потребителя.

Необходимость принятия специального закона, направленного на защиту интересов практически всего населения, была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, являвшихся государственными организациями, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.


Когда знакомишься с опытом правового и общественного воздействия на процессы, происходящие в рыночной экономике, и сопоставляешь с тем, что мы имеем в результате централизованного регулирования производственной и сбытовой деятельности, невольно возникает вопрос: почему «стихия» рынка на деле оказывается более рационализированной и упорядоченной, чем наша «плановая» система распределения? И этот вопрос, разумеется, не единственный. Думается, многое берет начало в уровне правовой культуры населения, его гражданского самосознания. И если на каком-то этапе государство не может гарантировать соблюдения интересов потребителей, то они сами объединяются для своей защиты, а с такими общественными институтами приходится считаться и законодателям и предпринимателям. Одновременно и конкурентная борьба за потребителя, за удовлетворение его потребностей и поддержание в его глазах авторитета фирмы практически становится своеобразным стимулом для повышения ответственности в сфере бизнеса.

Возьмем для примера фирму «Кока-кола компани». Ее считают высокоответственной корпорацией, которая производит прекрасные безалкогольные напитки, удовлетворяющие вкусам потребителей. Однако группы защиты интересов потребителей и защитников окружающей среды предъявляют ей следующие обвинения:

Джейн Адаме играет роль стража интересов потребителей и выступает за их просвещение, предоставление им информации и защиты. Система маркетинга оказывает большое влияние на качество жизни, и законодателям хочется, чтобы она работала как можно лучше.

РОСТ ЧИСЛА ГРУПП ПО ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ ОБЩЕСТВЕННОСТИ. За последние два десятилетия выросли численность и влияние групп по защите интересов общественности. Наибольших успехов добилась Гражданская группа общественных действий Ральфа Нэйдера, ревностно защищающая интересы потребителей. Нэйдер превратил консюмеризм в мощную общественную силу, начав с успешного наступления против небезопасных автомобилей (результатом чего явилось принятие в 1966 г. Закона о национальной политике в области безопасности дорожного движения и автомобильного транспорта), а затем занимаясь расследованиями деятельности мясоперерабатывающей промышленности, потребительского кредита, организации ремонта автомобилей, страхования и безопасности рентгеновского оборудования. Сотни прочих групп по защите интересов потребителей, как самодеятельных, так и под эгидой государственных органов, действуют и в общенациональном масштабе, и на уровне штатов, и на местном уровне.

При сравнении этих перечней прав многие приходят к выводу, что власть в основном сосредоточена в руках продавца. Конечно, покупатель может отказаться от приобретения товара. Однако, по мнению критиков, он не располагает достаточной информацией, недостаточно образован и недостаточно защищен, чтобы иметь возможность принимать разумно обоснованные решения, имея дело с чрезвычайно искушенными продавцами. Поборники интересов потребителей требуют предоставить потребителям следующие дополнительные права:

СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧНЫЙ МАРКЕТИНГ. Прогрессивная фирма должна принимать маркетинговые решения с учетом запросов потребителей, своих собственных потребностей, долговременных интересов потребителей и долговременных интересов общества. Фирма сознает, что, пренебрегая двумя последними соображениями, она оказывает плохую услугу и потребителям и обществу.

мательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, изменения социальных установок менеджеров и движение в защиту интересов потребителей. Часто именно социальные факторы создают самые крупные проблемы для организации. Чтобы эффективно реагировать на изменение социальных факторов, корпорация сама должна меняться, осознанно преобразуясь в учреждение, приспособленное к новой окружающей среде.

Автор самокритично отмечает, что подобная ориентация компаний не гарантирует во всех случаях защиту интересов потребителей, и справедливо видит выход в принятии определенного рода законодательных мер. Это, по его мнению, достаточное условие, чтобы считать общество ориентирующимся в своем развитии на потребителя.

Довольно длительная практика осуществления стандартизации во многих странах выявила свойственные этой науке цели, задачи, объекты исследования, закономерности развития стандартов, методы их разработки и функциональные связи с другими науками. Стандартизация как наука и область практической деятельности исследует и разрабатывает принципы и методы установления наиболее эффективных норм и правил взаимодействия элементов общественного производства для обеспечения из совместимости, унификации в процессе изготовления товаров и оказания услуг оптимального уровня качества как с позиций производителей, так и с учетом экономических интересов потребителей.

За последние годы в России произошли структурные преобразования нефтяного сектора путем создания нефтяных акционерных компаний, обеспечивающих добычу нефти, ее переработку, а также сбыт нефти и нефтепродуктов, в целях формирования конкурентного рынка и защиты интересов потребителей. Структурная перестройка предусматривает создание вертикально интегрированных нефтяных компаний путем консолидации принадлежащих государству акций акционерных обществ по добыче нефти, ее переработке и сбыту нефтепродуктов. Нефтяные компании объединяют входящие в их состав акционерные общества, отделения, филиалы и представительства, используя механизмы планирования, финансирования, координации и контроля при сохранении операционной самостоятельности подконтрольных предприятий.

ние баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.


Изменения кредитного Изменения налоговых Изменения необходимы Изменения нормативов Изменения оборотного Изменения организации Изменения отношения Индивидуального пользования Изменения покупательной Изменения потребительских Изменения предложения Изменения процентной Изменения произошли вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика