|
Интересов различных
ве образуются формальные и неформальные группы, актив, пассивная группа н дезорганизаторы; третья — интеграция, при которой образуется действенная общность интересов работников.
ности работников, с работодателем. Порядок и условия заключения К.д. определяются Законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г. № 2490-1 в редакции Федерального закона от 24 декабря 1995 г. № 176-ФЗ. В соответствии с законом представителями работников являются органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, или органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные ими. Работодателей представляют руководители организаций или иные лица, уполномоченные в соответствии с уставом организаций либо иным правовым актом. Инициатором переговоров по разработке, заключению и изменению К.д. вправе выступать любая из сторон. Для ведения коллективных переговоров и разработки проекта К.д. стороны на равноправной основе создают полномочную комиссию, состав которой, сроки, место проведения и повестка дня переговоров устанавливаются сторонами. Стороны, участвующие в переговорах, имеют полную свободу в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание К.д. Проект К.д. должен быть обсужден работниками в подразделениях организации и доработан с учетом поступивших замечаний и предложений. Доработанный проект К.д. утверждается общим собранием (конференцией) работников организации и подписывается представителем работников и работодателем. Подписанный сторонами К.д. с приложениями в семидневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации для уведомительной регистрации. В К.д. могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам: форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты; механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных К.д.; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; определение рабочего времени и времени отдыха; улучшение условий и охраны труда работников, в т.ч. женщин и молодежи (подростков); добровольное и обязательное медицинское и соц. страхование; соблюдение интересов работников при приватизации предприятия, ве-
щероссийскими объединениями работодателей или иными уполномоченными работодателями представительными органами и Министерством труда РФ. О.с. ориентируется в основном на интересы работников и работодателей определенной отрасли (профессиональных .групп) при одновременном учете положений соц.-экон. политики, зафиксированных в Генеральном соглашении. О.с. реализуют соц.-трудовые отношения в области: организации и оплаты труда; соц. гарантий; найма и увольнения работников; укрепления трудовой дисциплины; соблюдения интересов работников при проведении приватизации и акционирования.
мативных требований по О.т.; гос. управление деятельностью в области О.т., включая гос. надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об О.т.; общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области О.т., осуществляемый работниками через профсоюзы и иные уполномоченные ими органы; проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, применение экон. санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками нормативных требований по охране труда; обеспечение работников специальной одеждой и обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами за счет работодателей; установление компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными, опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда; осуществление ряда др. мероприятий по улучшению условий и О.т., предупреждению трудового травматизма и профессиональных заболеваний. Положение дел в России с обеспечением надлежащих условий и О.т. остается неудовлетворительным. Более 40% работников продолжает трудиться на тяжелых и вредных работах. Жизнь-и здоровье работников подвергается постоянной опасности из-за старения основных производственных фондов, возникновения аварий, крупных пожаров, вредных выбросов и отравлений. Ежегодно на производстве травмируется более 360 тыс. человек и 7,6 тыс. человек погибает. Правительственной программой соц. реформ на период до 2000 г. предусмотрено провести реформирование системы О.т., чтобы повысить ответственность работодателей за улучшение условий и О.т., осуществить поэтапный переход от системы льгот и компенсаций, предоставляемых работникам за неблагоприятные условия труда, к системе, способствующей достижению высокого уровня его безопасности и предотвращению аварий, несчастных случаев на производстве, реабилитации лиц, получивших трудовое увечье. Предстоит обеспечить безусловное и полное исполнение Основ законодательства об О.т. Надлежит разработать терр. и отраслевые программы по улучшению условий и О.т., а также соответствующие программы в организациях.
налом. Ее роль заключается в использовании средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления персоналом с целью достижения эффективной деятельности организации. Основные задачи П.о.с.у.п.: правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и наемными работниками; защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений. П.о.с.у.п. включает.' соблюдение, исполнение и применение норм действующего законодательства в области труда, трудовых отношений; разработку и утверждение локальных нормативных и ненормативных актов организационного, организационно-распорядительного, экон. характера; подготовку предложений об изменении действующих или отмене устаревших и фактически утративших силу нормативных актов, изданных в организации по трудовым, кадровым вопросам. Осуществление правового обеспечения в организации возлагается на ее руководителя и др. должностных лиц в пределах предоставленных им прав и полномочий при осуществлении ими организационно-распорядительных, адм.-хозяйственных, трудовых и др. функций, а также на руководителя системы управления персоналом и ее работников по вопросам, входящим в их компетенцию. Головным подразделением по ведению правовой работы в области трудового законодательства является юридический отдел. В трудовом законодательстве преобладающее место занимают акты централизованного регулирования — КЗоТ РФ, постановления Правительства РФ, акты Минтруда РФ. Вместе с тем есть вопросы труда, которые могут решаться при помощи локальных правовых норм, принятых в каждой организации. В условиях рыночных отношений сфера локального регулирования неуклонно расширяется. К таким актам относятся: приказы руководителя организации по кадровым вопросам (по приему на работу, увольнениям, переводам); Положения о подразделениях, Должностные инструкции; стандарты организации и др. В систему нормативных актов о труде входят соглашения генеральные, отраслевые (тарифные), специальные (региональные), коллективные договора и др. правовые акты, принимаемые непосредственно в организациях. Правовые акты ненормативного характера — это распоряжения и указания, которые могут издавать руководители службы
право на объединение, включая право создавать П.с. для защиты своих интересов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется. В России насчитывается более 100 П.с., действующих в различных отраслях, почти половина из них входит в самое крупное профсоюзное объединение — Федерацию независимых профсоюзов России. Реализация П.с. конституционного права граждан на объединение регулируется Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", принятым Гос. Думой 8 декабря 1995 г. В соответствии с этим законом все П.с. пользуются равными правами, независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти и местного самоуправления, ассоциаций предпринимателей, политических партий и др. общественных организаций. Приостановка или запрещение деятельности П.с. возможна только в судебном порядке, по решению соответствующей судебной инстанции. П.с. имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, терр. или иному учитывающему профессиональную специфику признаку, в т.ч. общероссийские, межрегиональные и терр. объединения профсоюзных организаций. П.с., их объединения самостоятельно разрабатывают свои уставы, структуру и положения о первичных организациях, которые могут создаваться в любом трудовом коллективе. Первичная организациям — добровольное объединение членов П.с., работающих, как правило, на одном предприятии (в учреждении, организации) независимо от форм собственности и подчиненности. Такое объединение действует на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной организации соответствующего П.с. Федеральный закон с учетом опыта мирового и отечественного профсоюзного движения закрепил правовые нормы важнейших направлений деятельности П.с.: на представительство и защиту соц.-трудовых прав и интересов работников по вопросам трудовых и связанных с трудом отношений; подготовку предложений о принятии законов и иных нормативных актов, касающихся соц.-трудовой сферы; согласование установления работодателями систем оплаты труда, форм материального поощрения, размеров тарифных ставок (окладов), а также норм труда с последующим закреплением согласован-
ных условий в коллективных договорах и соответствующих соглашениях; содействие занятости посредством участия П.с. в разработке гос. программ занятости, осуществления профсоюзного контроля за занятостью и соблюдением законодательства в этой области; право первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением; право П.с. на участие в урегулировании трудовых споров вплоть до использования таких средств защиты соц.-трудовых прав и интересов работников, как организация и проведение в соответствии с законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и др. коллективных действий; право П.с. на бесплатное и беспрепятственное получение от работодателей, их объединений, органов гос. власти и местного самоуправления информации по соц.-трудовым вопросам, необходимой им для осуществления своей деятельности; право П.с. па осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде, включая создание собственных инспекций труда, беспрепятственное посещение организаций, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями коллективного договора, соглашения; право П.с. на соц. защиту работников, имея в виду соц. страхование и охрану здоровья, соц. обеспечение, улучшение жилищных условий и др. ее виды. П.с. вправе участвовать в формировании соц. программ, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен. Отношения П.с. с работодателями, объединениями предпринимателей, органами гос. власти и местного самоуправления строятся на основе соц. партнерства, равноправного паритетного участия в управлении гос. фондами соц. страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и др. фондами, самостоятельной организации и проведения оздоровительных мероприятий среди членов П.с. и их семей, взаимодействия по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физ. культуры и спорта. Отношения П.с., первичных профсоюзных организаций с др.
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ — правовая основа для функционирования С.р.т.о. в РФ, зало-женая в марте 1992 г. (Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях"), содействует договорному регулированию трудовых отношений и согласованию соц.-экон. интересов работников и работодателей на разных уровнях управления — государство, отрасль, регион, организация. На верхнем уровне управления Указом Президента РФ образована "Российская трехсторонняя комиссия по регулированию соц.-трудовых отношений", основными задачами которой являются заключение Генерального соглашения, рассмотрение отраслевых тарифных соглашений и урегулирование трудовых споров. Персональ-
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО - система мероприятий, обеспечивающих сотрудничество наемных работников, представляемых обычно профсоюзами, с работодателями, объединенных, как правило, в ассоциации предпринимателей. Такое сотрудничество осуществляется постоянно, на двусторонней основе, преимущественно в форме коллективных переговоров на уровне отдельных предприятий (организаций) и отраслей народного хозяйства, заключения коллективных договоров и соглашений, регулирующих соц.-трудовые отношения. Специфической формой С.п. выступает трипартизм (т.е. состоящий из трех частей), означающий, что к привычным партнерам, представляющим работников и работодателей, присоединяются еще и представители государства, органов исполнительной власти. Такое сотрудничество может осуществляться как на постоянной основе, так и нерегулярно, лишь в случаях обострения соц. ситуации в отрасли, регионе или в стране в целом. В РФ система С.п. имеет свои особенности. Она начала складываться в условиях осуществления соц.-экон. реформ, направленных на переход страны к рыночной экономике. 11 марта 1992 г. принят Закон "О коллективных договорах и соглашениях". 20 октября 1995 г. Гос. Дума внесла в него ряд существенных изменений и дополнений. Закон устанавливает правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров в организациях и разного рода соглашений (генерального, регионального, отраслевого тарифного, профессионального тарифного и иных) в целях содействия договорному регулированию соц.-трудовых отношений и согласованию соц.-экон. интересов работников и работодателей.
противоречия интересов работников и организации (выплаты дивидендов, решение соц. вопросов), но в стратегическом плане, на длительную перспективу эти противоречия устраняются. Для реализации своих целей в заданный момент времени предприятие должно располагать работниками с компетенцией, по возможности точно соответствующей требованиям должностей. Данное положение можно выполнить, если предприятие располагает информацией об общей политике развития организации, о потребностях предприятия и ожиданиях персонала; о времени, имеющемся в распоряжении у организации на приобретение сотрудниками необходимых знаний для удовлетворения новых потребностей; о допустимых издержках на обучение, перемещение, вознаграждение персонала. Элементами С.у.п. являются: анализ внешней и внутренней среды предприятия; формулирование целей деятельности организации; формулирование специфических целей деятельности по управлению персоналом; разработка стратегических вариантов развития управления персоналом; формирование отношений высших управленческих кадров; создание соответствующей организационной структуры служб управления персоналом; выработка критериев эффективности системы управления персоналом; определение ограничений на функционирование системы (финансовые, временные, материальные, возрастные, соц.).
ве образуются формальные и неформальные группы, актив, пассивная группа и дезорганизаторы; третья — интеграция, при которой образуется действенная общность интересов работников. Анализ типа собственности и сочетания интересов различных экономических субъектов на внутрифирменном уровне.
Технико-экономическая оценка (ТЭО) любого инвестиционного проекта должна обязательно учитывать особенности функционирования рынка, в частности, подвижность характеризующих проект параметров, неопределенность достижения конечного результата, субъективность интересов различных участников проекта и, как следствие, множественность критериев его оценки. На рис. 7 представлены фазы ТЭО и их содержание.
Технико-экономическая оценка (ТЭО) любого инвестиционного .проекта должна обязательно учитывать особенности функционирования рынка, в частности, подвижность характеризующих проект параметров, неопределенность достижения конечного результата, субъективность интересов различных участников проекта и, как следствие, множественность критериев его оценки.
Разрушение экономического и информационного пространства в последние годы в Поволжье и других регионах во многом вызвано тем, что факторы инфраструктурного характера практически не учитывались при размещении производительных сил и проведении крупных мероприятий структурно-технологического и организационного содержания. В отечественной практике хозяйствования, к сожалению, традиционно не решались проблемы создания и совершенствования материально-технической базы инфраструктуры и не готовили специалистов в этой области. Транспортная логистика получает применение не системно, без учета закономерностей и параметров потоков информационных, материально-энергетических, финансовых и капитала. Опыт зарубежных промышленно развитых стран показывает, что инвестирование развития инфраструктуры, определяющей пространственно-временные предпосылки нормального функционирования рынка (особенно средств производства) должно быть опережающим относительно собственно производства товара. Сложным остается проблема соединения конечных финансовых интересов различных транспортных ведомств: железнодорожного, автомобильного, воздушного и речного. Требуется значительное государственное регулирование развития инфраструктуры рынка в связи с повышением роли импортно-экспортных факторов в перспективе. Управление инфраструктурой рынка все в большей степени становится объективной задачей, успешное решение которой может способствовать существенному росту социально-экономической эффективности хозяйствования всех субъектов России. Наибольший эффект может быть получен на межрегиональном уровне системы экономических ассоциаций: "Центр", "Большая Волга", "Большой Урал" и другие. В этой связи требуется соответствующая координация межрегиональных и федеральных органов управления и концентрация капитальных вложений в развитие всех материально-технических и других элементов инфраструктуры современного рынка. Среди первоочередных задач особое место занимают задачи диктуемые необходимостью кадрового обеспечения инфрас'фуктуры рынка.
Баланс интересов различных сторон в зарубежных странах обеспечивается за счет использования различных моделей финансирования медицинской помощи, а также экономических, правовых, административных и общественных механизмов, способствующих производству экономически эффективных услуг и экономически обоснованному их потреблению. Под экономически обоснованной медицинской помощью необходимо понимать совокупность оздоровительных, профилактических мер и процедур, а также медицинских услуг, необходимых по медицинским показаниям и осуществляемых с максимальной затратой эффективностью в пределах выделенных общественных средств.
7. Балансировка изменяющихся интересов различных подразделений с общими интересами организации.
развития государства. Сложившаяся в том или ином обществе модель социального развития является общественным компромиссом, результатом постоянного поиска общественно-политического баланса, равновесия интересов различных групп и слоев общества.
Рентабельность инвестиций может рассчитываться с позиции интересов различных групп: собственники, инвесторы, предприятие и др.
Экономика домашнего хозяйства опирается на достаточно сложный комплекс отношений между его различными участниками. Эти отношения определены различиями в возрасте, чертах характера, привычках людей, различным уровнем их потребностей и доходов. Вместе с тем нормальное развитие домашнего хозяйства возможно лишь в том случае, если его участники находят взаимопонимание при принятии экономических решений. Согласование экономических интересов различных участников домашнего хозяйства обеспечивается их регулированием, под которым понимается возможное изменение части располагаемого дохода, приходящегося на одного члена домашнего хозяйства. Следовательно, финансы домашнего хозяйства выполняют еще одну важную функцию — регулирующую, которая поддерживает сбалансированное развитие домашнего хозяйства как единого целого. Достигается это путем перераспределения финансовых ресурсов. Важно подчеркнуть, что на уровне домашнего хозяйства регулирование его развития происходит в основном посредством саморегулирования. Свобода участников домашнего хозяйства в этом процессе, не может быть ограничена государством.
Рентабельность инвестиций может рассчитываться с позиции интересов различных групп: собственники, инвесторы, предприятие и др.
В процессе перехода к рынку усложняется механизм выработки и реализации государственной финансовой политики, предполагающей согласование интересов различных органов власти (парламента, правительства, министерств, ведомств, местных админи-
Изменения налогового Изменения незавершенного Индивидуального подоходного Изменения обстоятельств Изменения организационно Изменения отражаются Изменения переменных Изменения политической Изменения потребления Изменения прибыльности Изменения происходящие Изменения производственных Изменения реального вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|