Инвестиционных предложений



Источником финансирования простого воспроизводства основных фондов предприятия является накапливаемый им амортизационный фонд. Фонд накапливается на специальном банковском счету предприятия и имеет строго целевое назначение: финансирование простого воспроизводства. Образуется он из притоков амортизационных отчислений, осуществляемых предприятием ежемесячно со стоимости каждого объекта действующих основных фондов. Размер этих отчислений точно соответствует темпам снашивания каждого объекта. Так что к моменту завершения срока службы объекта на счету накапливается сумма, равная первоначальной стоимости выбывшего объекта. Если считать, что простое воспроизводство объекта происходит в тех же условиях, в которых когда-то вводился старый объект, то размер накопленной суммы отчислений получается как раз тем, который необходим и достаточен для простого воспроизводства объекта. То же происходит со всей совокупностью основных фондов предприятия. В этом случае происходит полное самофинансирование предприятием инвестиционных потребностей на осуществление мер по простому воспроизводству основных фондов. Прибегать к каким-либо дополнительным или внешним источникам денежных средств при этом предприятию нет необходимости.

меньше инвестиций, необходимых для наращивания производства соответствующей продукции. Согласно экспертным оценкам, потери России за 1973-1995 гг. составили от 500 до 700 млрд. долл., ныне по этой причине страна ежегодно теряет около 40 млрд. долл. Резервы российской экономики в плане энергоснабжения значительны. По расчетам института энергетических исследований РАН, в России из-за нерационального использования топливно-энергетических ресурсов ежегодно теряется 31 млрд. долл. Только внедрение уже существующих технологий может сберечь 30% энергии, расходуемой в стране. Россия располагает серьезными научно-техническими и организационными разработками для действенного и оперативного решения проблемы ресурсосбережения и осуществления природоохранных мероприятий. Отечественный потенциал такого рода разработок — один из крупнейших в мире: к концу 80-х гг. в СССР было зафиксировано около 45 тыс. запатентованных изобретений, многие из которых вполне конкурентоспособны на мировом рынке. Для реализации этого потенциала необходимо на государственном уровне разработать и внедрить в практику научно выверенный, комплексный и целенаправленный механизм ресурсосбережения. Такой подход получил реальное воплощение в США, Японии, Италии, Южной Корее, Сингапуре, на Тайване и других странах. Механизм ресурсосбережения, отработанный в ходе претворения в этих странах долгосрочной целенаправленной государственной политики, включает струетурно-инвестиционный, финансово-кредитный, налоговый, правовой, нормативный, информационно-прогнозирующий, административно-организационный и иные взаимодополняющие элементы. Задействуются определенные стимулы и санкции, нацеленные на ресурсосбережение со стороны юридических и физических лиц, причем значительную часть соответствующих инвестиционных потребностей покрывает государство. Так, в Японии за госсчет финансируется не менее 25-30% затрат на проведение предприятиями энергосберегающих мероприятий; в Республике Корея существует бюджетный фонд для кредитовая предприятий при внедрении ресурсосберегающих технологий; в США и Японии введены ощутимые налоговые скидки на прибыль от реализации энергосберегающего оборудования; в ФРГ и Франции законодательно определены нормы тепловой изоляции зданий.

* межотраслевой баланс (изучение производственно-инвестиционных потребностей отраслей и спроса на товары материально-технического назначения, предъявляемого к оптовой торговле)

Показатели материальных и финансовых условно-постоянных затрат безусловно связаны между собой, хотя бы в том смысле, что финансовые ресурсы на долгосрочной основе привлекаются прежде всего для решения задач инвестиционного характера, т.е. задач по формированию материально-технической базы. Вместе с тем задачи инвестирования и финансирования в определенном смысле все же могут быть отделены друг от друга — после определения инвестиционных потребностей отдельно обсуждается вопрос о выборе источников финансирования, поскольку их обычно

выплата дивидендов по остаточному принципу (дивиденды выплачиваются л последнюю очередь, т.е после удовлетворения всех обоснованных инвестиционных потребностей компании);

Если компания выплачивает большие дивиденды, через некоторое время она может столкнуться с необходимостью увеличить капитал, продав свои акции для того, чтобы финансировать выгодные инвестиционные проекты. В этих условиях контрольный пакет акций компании может оказаться размытым, если его держатели не имеют возможности или не хотят участвовать в новой подписке на акции. Эти акционеры могут отдать предпочтение низкому уровню дивидендного выхода и финансированию инвестиционных потребностей фирмы за счет чистой прибыли. Такая дивидендная политика не приведет к максимизации общего благосостояния акционеров, но она может совпадать с интересами инвесторов как контролирующего органа.

Это преимущество привело к появлению в 1982 г. привилегированных акций с корректируемой ставкой (adjustable rate preferred stock — ARPS) и позднее — привилегированных акций денежного рынка (money market preferred stock — MMP), которые служат для удовлетворения инвестиционных потребностей корпораций. Как мы объясняли в гл. 9, квартальная дивидендная ставка по ARPS "плавает" вместе с колебаниями процентных ставок по государственным ценным бумагам. Обычно доходность базовых государственных ценных бумаг: 1) ставка по казначейским векселям; 2) ставка по 10-летним ценным бумагам и .1) ставка по бумагам со сроком погашения 20 лет, — выше. Кроме того, существуют верхний и нижний пределы колебаний процентных ставок, которые определяют границы преобладающей доходности по приви-

Анализ экономических публикаций и диссертационных исследований [58; 59; 60] приводит к выводу о том, что само понятие «налоговый потенциал» рассматривается односторонне. Под налоговым потенциалом понимается весь объем запланированных налоговых доходов в составе утвержденного бюджета. Недопоступление налогов оценивается как наличие неиспользованного налогового потенциала на каждый данный период времени. Такого рода трактовка налогового потенциала обусловлена традиционным подходом к самой сути налогообложения, т. е. определением этой системы в качестве чисто фискального механизма. Однако, как убеждают исследования великих финансистов древности и современные зарубежные, система налогообложения — органичный элемент воспроизводства. Налогообложение в равной степени затрагивает сферы публичных и корпоративных финансовых отношений. Следовательно, налоговый потенциал можно определять из расчета соотношений элементов создаваемой и потребляемой стоимости, устанавливая соотношение долей совокупного дохода общества (в статистике это валовый внутренний продукт) и перераспределенных через фонды потребления сумм НД. Величина НД, уменьшенная на сумму затрат по воспроизводству жизненно необходимых потребностей (оплата труда и социальные выплаты, соответствующие мировым нормам потребления), и капитал, оставшийся после обеспечения инвестиционных потребностей, могут теоретически оцениваться как относительный налоговый потенциал. При проведении соответствующих аналитических измерений величины оплаты труда, обеспечивающей воспроизводственные потребности граждан, и величины добавочного дохода корпораций (прироста капитала и ренты) можно рассчитать абсолютную величину налогового потенциала. Разумеется, потребуется ряд поправочных коэффициентов (учет демографических, геополитических, природно-климатических и тому подобных факторов), однако такого рода постановка вопроса вполне возможна.

НДС и акцизы, являясь до настоящего времени основными фискальными каналами формирования казны государства, постепенно приобретают свое второе функциональное предназначение — стимулировать инвестиционные процессы в народном хозяйстве и способствовать укреплению внешнеторгового баланса России. Согласно Приказу ГТК РФ от 13 апреля 1995 г. № 248 «Об освобождении от уплаты НДС и СН при ввозе на территорию РФ отдельных товаров», от налогообложения освобожден ввоз специального оборудования по специальному списку, утверждаемому Правительством РФ. К такому оборудованию отнесено оборудование, имеющее социальное предназначение (для здравоохранения, производство медикаментов и медпрепаратов и т. п.), а также транспорт для пассажирских перевозок, приобретаемый за счет средств бюджета, механизмы для пожарной охраны и др. В 1997 г. список освобождаемых от косвенного обложения машин и оборудования был пересмотрен и были внесены ограничения в порядок льготирования импорта оборудования для вклада в уставный капитал акционерных обществ. Эта мера была вызвана распространением лжеимпорта, когда под видом импорта оборудования для инвестиционных потребностей ввозились товары для перепродажи.

5) оценка финансового состояния предприятия с позиций обеспечения предприятия финансовыми средствами его текущих и инвестиционных потребностей;

Для того чтобы не зависеть от колебаний издержек по привлечению капитала и поддержать структуру капитала на желаемом уровне, компании разрабатывают дивидендную политику, в соответствии с которой дивиденды выплачиваются только после удовлетворения инвестиционных потребностей. Такая дивидендная политика может привести к нестабильным выплатам дивидендов. Большинство финансовых менеджеров согласятся с тем, что стабильная дивидендная политика должна разрабатываться в интересах фирмы и ее акционеров. В частности, уменьшение размера дивидендов может быть истолковано как финансовая нестабильность фирмы. На практике фирма может проводить компромиссную дивидендную политику путем обеспечения баланса следующих целей: избегать сокращения инвестиций, за счет которых предполагалось получить доход для выплаты дивидендов; не допускать снижения размера дивидендов; избегать необходимости продажи собственных средств; сохранять целевое соотношение заемных и собственных средств; поддерживать целевое соотношение по выплатам дивидендов.


Крупные монопольные корпорации организуются, как правило, в форме акционерных обществ и активно раскрывают свою финансовую информацию, поэтому, помимо исследований инвестиционной привлекательности на основе статистической информации, использование финансового анализа позволяет определить инвестиционный потенциал развития отрасли, уровень инвестиционных предложений, а также степень доступности рынка и заинтересованности инвесторов в финансировании проекта.

Новой формой инвестиционного сотрудничества является участие республики в международных программах ЮНИДО, ПРООН, ТАСИС, направленных на оказание поддержки российским компаниям при разработке инвестиционных предложений и поиске инвесторов.

> научиться использовать приемы оценки и сравнения инвестиционных предложений на основании значений чистой дисконтированной стоимости и внутренней нормы рентабельности

В части V, посвященной инвестициям в основной капитал, мы рассматриваем распределение средств, направляемых на прирост основного капитала. Смета капиталовложений включает ассигнования на инвестиционные предложения, прибыли от которых ожидаются в будущем. Если подобное предложение включает в себя и какой-то компонент увеличения оборотного капитала, то последнее рассматривается как часть решения о капитальных инвестициях, а не как отдельное решение об увеличении оборотного капитала. Поскольку точный объем ожидаемой от инвестиционных предложений прибыли неизвестен с определенностью, некоторый риск неизбежен. Изменения в оценке коммерческого риска фирмы могут оказать значительное влияние на ее позиции на рынке. Принимая во внимание сказанное выше, мы уделяем большое внимание проблеме оценки риска инвестиционных проектов. Капитал распределяется в соответствии с определенными

1. Генерирование инвестиционных предложений.

Большая часть фирм изучает предложения на разных уровнях управления. В процессе согласования предложения, возникшего в производственных подразделениях, принимают участие сотрудники следующих уровней управления (от первого последовательно к шестому): 1) начальники цехов; 2) менеджеры производств; 3) вице-президент по производству; 4) комитет, отвечающий за долгосрочные инвестиции, под управлением финансового менеджера; 5) президент компании; 6) совет директоров. Насколько высоко должно подняться предложение для того, чтобы его окончательно одобрили, обычно зависит от его масштаба. Чем выше экономический результат проекта, тем больше требуется его изучать. В компетенцию менеджеров производств может входить принятие проектов умеренных размеров, но крупные проекты утверждает только высший орган управления. Так как административные процедуры изучения инвестиционных предложений различных фирм сильно отличаются одна от другой, их невозможно обобщить. Выбор оптимальной процедуры зависит от сложившихся обстоятельств. Очевидно, однако, что компании постоянно совершенствуют свой подход к анализу бюджета капиталовложений.

При оценке ряда инвестиционных предложений мы должны определить, не зависимы эти предложения одно от другого или нет. Предложение называется взаимоисключаемым, если принятие его

Конфликт между этими двумя методами возникает из-за различных предположений о величине ставки реинвестирования на средства, полученные от реализации этих проектов. Согласно методу внутренней нормы прибыли средства реинвестируются по ставке, равной внутренней норме прибыли при данном оставшемся сроке эксплуатации проекта. Для предложения А предположим, что данные потоки объемом 10 000 дол. в конце 1, 2 и 3 года могут быть реинвестированы для получения 25% прибыли с ежегодным начислением сложных процентов. В соответствии с методом текущей стоимости осуществляется реинвестирование по ставке, эквивалентной необходимой норме прибыли, применяемой в качестве коэффициента дисконтирования. Из-за этих различных предположений, как видно, 2 метода могут дать разные результаты ранжирования инвестиционных предложений.

ный на величину оттока для 2-х предложений. Видно, что предложение D привлекательней, чем предложение С, если ставка реинвестирования меньше 10%, и менее привлекательно, если ставка больше 10%. В точке пересечения 10% предложения имеют равную текущую стоимость. Эта точка представляет собой ставку пересечения инвестиционных предложений. Тогда при ставке реинвестирования 10% 2 предложения будут иметь одинаковую стоимость. При ставках реинвестирования, отличных от данной, мы предпочтем одно из предложений другому. Аналогично иные взаимоисключающие инвестиционные предложения также могут быть оценены по точкам их пересечения.

Помимо проблемы различных подразумеваемых ставок, если стартовые затраты капитала различны для 2-х взаимоисключаемых инвестиционных предложений, возникает другая проблема.

вестиций фирма стремится избрать такую комбинацию инвестиционных предложений, которая обеспечит наибольшую рентабельность.


Изменение амортизационных Изменение денежного Изменение финансовых Изменение фондоемкости Изменение капитальных Изменение кредиторской Индивидуализации продукции Изменение обобщающего Изменение отношений Изменение переменной Изменение покупательной Изменение потребностей Изменение приведенных вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика