Инвестиционным программам



Управление инвестиционным процессом в условиях полного хозяйственного расчета должно быть централизованным. Для этого и в целях соблюдения принципа самофинансирования целесообразно установить, что финансирование нового строительства осуществляется за счет капитальных вложений, финансируемых из государственного бюджета; расширения действующих предприятий — за счет централизованного фонда развития производства, науки и техники; реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий — за счет прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий, т.е. фонда развития производства, науки и техники предприятий.

3. Какую роль выполняют государственные органы в управлении инвестиционным процессом?

Не менее важным направлением совершенствования системы управления и хозяйственного механизма в капитальном строительстве является переход к сооружению объектов „под ключ". Для перехода к сооружению „под ключ" объектов транспорта и хранения нефти и газа необходима передача в состав Миннефтегазстроя СССР проектных институтов и комплектующих организаций Миннефтепрома СССР и Мингазпрома СССР. Новая форма организации и управления инвестиционным процессом — создание проектно-строительных и проектно-эксплуатационно-строительных объединений. При этом должны быть созданы новые современные организации, обладающие сильным аппаратом проектировщиков, имеющие хорошую материально-техническую базу, широко использующие принципы коллективного подряда, чтобы все внутренние подразделения этой организации были нацелены на конечный результат: ввод объектов и мощностей в срок и досрочно при хорошем качестве работ с минимальными затратами трудовых и материальных ресурсов.

Таким образом, рыночная особенность инноваций состоит в том, что они тесно связаны с инвестиционным процессом. Следовательно, актуальным становится рассмотрение инновационно-инвестиционной модели. Определение взаимосвязей внутри данной модели, их масштаба позволит прогнозировать, а главное влиять на ход как инвестиционного, так и инновационного процесса.

На российском зарождающемся рынке до сих пор не сформирована, так называемая, инвестиционная "культура", которая и определяет отношения между инвестором и заемщиком, между государством и потенциальными инвесторами, между инвестиционным процессом в целом и, например, реальными и портфельными инвестициями, в частности. Предприятия ждут "дотаций" сверху исключительно в виде дешевых ресурсов. Для потенциального частного инвестора не предусмотрено никаких льгот и гарантий в виде участия в капитале, управления собственностью или участия в прибыли. Однако долгосрочная инвестиционная стратегия требует именно предусмотренных законодательно гарантий, льгот (прежде всего, налоговых), и - что немаловажно - возможности владения долей акций и возможности продать эти акции по приемлемой цене

логическое оборудование, особенно, предназначенное для применения в восточных и северных районах страны, выполнение экологических и социальных программ, в том числе по увеличению объемов жилищного и культурно-бытового строительства, решение крупных задач по улучшению условий труда (техническое оснащение производства, обеспечивающее повышение уровня безопасности и содержательности труда, а также его облегчение). Поэтому реальное повышение эффективности нефтегазового строительства, капитальных вложений, направляемых на создание основных фондов нефтяной и газовой промышленности, и прирост национального дохода от этой составляющей части топливно-энергетического комплекса страны, несмотря на влияние неблагоприятных факторов, з определяющей мере зависит от ускорения научно-технического прогресса, перестройки экономического механизма управления инвестиционным процессом.

Между тем в международной арбитражной практике все еще возникают трудности в отношении определения действий, охватываемых так называемой «ползучей национализацией» (постепенное ограничение прав инвестора, приводящее к невозможности управлять инвестиционным процессом), а также компенсации.

Экспортные кредиты обычно предоставляются при поставках машин и оборудования. Поэтому их объем связан с инвестиционным процессом. Экспортные банковские кредиты обычно страху-

В первой, второй и третьей частях мы рассмотрим различные аспекты инвестиционных решений. Первая посвящена проблеме оценки активов, вторая — связи между риском и стоимостью и третья — управлению инвестиционным процессом. Эти темы представлены в главах со 2 по 12.

Менеджеры будут действовать в интересах акционеров, только если у них есть соответствующие стимулы. Поэтому способ, которым оценивается и поощряется деятельность менеджеров, должен быть связан с инвестиционным процессом.

Осуществляемые предприятиями инвестиции характеризуются многими видами. В экономической теории и хозяйственной практике, связанной с инвестиционным процессом предприятий, применяется более ста терминов, характеризующих различные виды инвестиций. В связи с этим, в целях обеспечения эффективного и целенаправленного управления инвестициями предприятия необходимо в первую очередь систематизировать их терминологию.


Как подчеркнул в своем исследовании высокопоставленный служащий секретариата ОПЕК Ф. Дж. аль-Шалаби, «старый -„экстерриториальный" подход... (западных.— В. К.) компаний внезапно уступил место сугубо „территориальному" подходу к решению национальных нефтяных проблем. Горизонтальные связи отсутствуют. Правда, существование ОПЕК способствует интеграции ее участников, но лишь в области определения абсолютного уровня цен на нефть. Все же другие отраслевые проблемы, особенно относящиеся к инвестиционным программам, производственным мощностям, сбыту продукции, распределению рынков и т. д., решаются на чисто национальной основе без усилий наладить действенную координацию между странами-участницами... с целью уменьшить риски нефтяных операций и обеспечить наибольшие экономические выгоды... Нефтяной национализм стал прямым результатом достигнутой независимости в данной области» ([239, с. 138—139]; см. также [321, с. 56, 99]).

Примерно тогда же Венесуэла вынуждена была понизить на 28,7% обменный курс своей национальной денежной единицы для .некоторых видов валютных операций. Даже такая страна, как Ливия, первоначально имевшая возможности частично компенсировать нарушенные пропорции между внешними поступлениями и платежами, расходуя свои достаточно крупные ликвидные активы за рубежом, также не смогла нейтрализовать дисбаланс на прежнем уровне затрат. Сокращению подверглись в первую очередь текущие, а затем и капитальные ассигнования по ряду статей государственных расходов. Общие суммы средств, выделенных по ливийским бюджетам развития, были уменьшены за 1982 и 1983 гг. на 5 и 9% соответственно по отношению к инвестиционным программам предыдущих лет [231, с. 23, 25].

Следует заметить, что постановка и решение оптимизационных задач описанного типа в приложении к инвестиционным программам имеют, по большому счету, лишь теоретическую значимость, в частности как иллюстрация возможностей метода линейного программирования, поскольку предполагают слишком много условностей, которые вряд ли выполнимы на практике. В их числе: предпосылка о бесконечной делимости проектов и получаемая в связи с этим рекомендация типа «включи в оптимальную программу 0,128 инвестиционного проекта //";»; возможность оценить потоки ликвидационных стоимостей; задание индивидуальных процентных ставок на перспективу; четкая идентификация притоков по отдельным проектам (на практике в подавляющем большинстве случаев инвестиционные проекты взаимосвязаны в том смысле, что внедрение очередного проекта влияет на результативность уже действующих проектов и отделить соответствующие эффекты, тем более на перспективу, вряд ли возможно); неизменность количественных параметров проектов при их сдвиге в будущее в соответствии с рекомендациями метода линейного программирования и т.п. Поэтому в реальной жизни задачу составления оптимальной инвестиционной программы существенно упрощают, а многие инвестиционные расчеты в ходе составления

Недостатки этого подхода очевидны. Бюджетирование имеет две основных составляющих: планово-аналитическую и контрольно-стимулирующую. В этой связи абсолютизация краткосрочного бюджетирования приводит к тому, что долгосрочные программы развития бизнеса при таком подходе «выпадают» из общего механизма бюджетного процесса. Это относится, например, к долгосрочным инвестиционным программам, конкурентной политике, связанной с агрессивным ценообразованием и сбытовой экспансией, и пр. Например, при сопоставлении бюджетных показателей отчетного и прошлого краткосрочных (месячных, квартальных) бюджетных периодов может создаться впечатление, что компания понесла убытки вследствие необоснованного занижения цен — это со всей очевидностью покажет анализ взаимосвязи «издержки-объем-прибыль».

• наличие доходной составляющей в инвестиционном бюджете (подбюджете 1-го уровня, включаемом в сводный бюджет). Структура сводного бюджета промышленного предприятия (см. схему 4) является однотипной и не зависит от длительности бюджетного периода. Другое дело, что при составлении инвестиционного бюджета на текущий период (месяц или квартал) планирование освоения средств по долгосрочным инвестиционным программам производится от достигнутого уровня (на начало периода) в соответствии с инвестиционным бюджетом, вшюченным в бюджет развития. Иными словами, долгосрочная инвестиционная программа в качестве обособленного объекта планирования (включая параметры совокупных капитальных и текущих затрат, валовых и чистых поступлений, окупаемости и т.д.) фигурирует только в долгосрочном же бюджете развития.

Для эффективного бюджетного планирования важно не только содержание сводного бюджета, но и процедура его составления. Каждая бюджетная форма логически обусловлена последовательностью бюджетного процесса, который, в свою очередь, определяется приоритетностью основных макро- и микроэкономических факторов хозяйственной деятельности предприятия. Процедура составления сводного бюджета однотипна и для текущего, и для долгосрочного периодов. Исключение, как уже указывалось нами, составляет бюджетный план по долгосрочным инвестиционным программам; график освоения средств и сроки ввода в строй объектов капитального строительства определяются долгосрочным бюджетом развития и «из него» включаются в краткосрочные бюджеты с корректировкой на текущую финансовую ситуацию на предприятии.

Недостатки этого подхода очевидны. Бюджетирование имеет две основных составляющих: планово-аналитическую и контрольно-стимулирующую. В этой связи абсолютизация краткосрочного бюджетирования приводит к тому, что долгосрочные программы развития бизнеса при таком подходе «выпадают» из общего механизма бюджетного процесса. Это относится, например, к долгосрочным инвестиционным программам, конкурентной политике, связанной с агрессивным ценообразованием и сбытовой экспансией, и пр. Например, при сопоставлении бюджетных показателей отчетного и прошлого краткосрочных (месячных, квартальных) бюджетных периодов может создаться впечатление, что компания понесла убытки вследствие необоснованного занижения цен — это со всей очевидностью покажет анализ взаимосвязи «издержки-объем-прибыль».

• наличие доходной составляющей в инвестиционном бюджете (подбюджете 1-го уровня, включаемом в сводный бюджет). Структура сводного бюджета промышленного предприятия (см. схему 4) является однотипной и не зависит от длительности бюджетного периода. Другое дело, что при составлении инвестиционного бюджета на текущий период (месяц или квартал) планирование освоения средств по долгосрочным инвестиционным программам производится от достигнутого уровня (на начало периода) в соответствии с инвестиционным бюджетом, включенным в бюджет развития. Иными словами, долгосрочная инвестиционная программа в качестве обособленного объекта планирования (включая параметры совокупных капитальных и текущих затрат, валовых и чистых поступлений, окупаемости и т.д.) фигурирует только в долгосрочном же бюджете развития.

Для эффективного бюджетного планирования важно не только содержание сводного бюджета, но и процедура его составления. Каждая бюджетная форма логически обусловлена последовательностью бюджетного процесса, который, в свою очередь, определяется приоритетностью основных макро- и микроэкономических факторов хозяйственной деятельности предприятия. Процедура составления сводного бюджета однотипна и для текущего, и для долгосрочного периодов. Исключение, как уже указывалось нами, составляет бюджетный план по долгосрочным инвестиционным программам; график освоения средств и сроки ввода в строй объектов капитального строительства определяются долгосрочным бюджетом развития и «из него» включаются в краткосрочные бюджеты с корректировкой на текущую финансовую ситуацию на предприятии.

региональных прогнозов условия функционирования экономики в планируемом году и на период до 2000 года, уточненные по результатам рассмотрения Правительством РФ предварительного прогноза социально-экономического развития РФ на планируемый год, а также проектировки бюджетных ассигнований по федеральным целевым и инвестиционным программам.

¦ разработка раздела по областным инвестиционным программам в прогнозе развития города и составление обобщенной заявки в экономический комплекс области о выделении средств (ресурсов) области для предприятий и организаций города, участвующих в реализации областных инвестиционных программ;


Изменение капитальных Изменение кредиторской Индивидуализации продукции Изменение обобщающего Изменение отношений Изменение переменной Изменение покупательной Изменение потребностей Изменение приведенных Изменение пропорций Изменение рентабельности Изменение собственного Изменение состояния вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика