|
Инвестиционно строительного
С нашей точки зрения, в рамках региональной политики производственно-социального развития целесообразна разработка ее специального направления - региональной политики поддержки и развития инвестиционно-строительного комплекса региона. При этом при развитии инвестиционно-строительной политики региональным и особенно муниципальным органам управления отводится главная активная роль.
В этих условиях основным содержанием региональной инвестиционно-строительной политики, как в производственной, так и непроизводственной сферах должны стать два взаимосвязанных комплекса мер:
Частные инвестиции в строительной сфере используются в очень ограниченных масштабах. И здесь необходимо, используя опыт зарубежных стран построить модель участия частного капитала в инвестиционно-строительной сфере для российских условий.
И наконец, современное жилищное строительство характеризуется развитием проектно-ориентированных структур нового типа, специализирующихся на управлении инвестиционным циклом жилищных проектов. Развитие проектно-ориентированных организационных форм управления приводит к тому, что по сравнению с традиционной формой генерального подряда существенно изменяются и перераспределяются роли участников инвестиционной и строительной деятельности. Распространенной формой проектно-ориентированных структур, как за рубежом, так и в нашей стране, являются управляющие компании по реализации инвестиционно -строительных проектов. Эти компании осуществляют предоставленные им полномочия по профессиональному управлению инвестиционным проектом на всех его стадиях, отвечая за конечный результат. В итоге деятельности таких компаний сокращается инвестиционный цикл на 40%, наблюдается экономия затрат до 20% и повышается качество строительства.
Таким образом, для повышения эффективности деятельности инвестиционно - строительной сферы необходимо в полной мере учитывать все рассмотренные факторы реализации инвестиционного потенциала.
В определенной мере это продиктовано не только интересами инвестиционно-строительной корпорации как инициатора функционирования системы, но и спецификой менталитета российских граждан, которые в подавляющей массе пока предпочитают гарантии в получении конкретной квартиры, нежели гарантии банка в получении процентов на вклады.
19. Данилов Ю.Я. Современные проблемы развития инвестиционно-строительной деятельности // Экономика строительства. - 1998. - № 6. - С. 2-16.
Отрасль формирует совместно с машиностроением основные фонды всех отраслей экономики, в связи с этим подъем экономики непосредственно связан с повышением эффективности функционирования инвестиционно-строительной отрасли. Капитальные вложения и ввод основных фондов соотносятся как затраты и результат инвестиционного процесса. Их соотношением определяются возможности удовлетворения разнообразных потребностей общества. Превращение капитальных вложений из финансового ресурса в натурально-вещественный состав основных фондов осуществляется в ходе инвестиционного процесса, который включает стадии проектирования, строительства и освоения проектных мощностей.
Структура инвестиционной и строительной деятельности по формам собственности (в % к итогу)
За годы реформ произошло снижение всех основных показателей инвестиционно-строительной сферы экономики Республики Башкортостан. По нашим расчетам, при падении валового регионального продукта за 1990-1999 гг. на 40% (в сопоставимых ценах 1999 г.), инвестиции в
Известно, что при сокращении инвестиций и объёмов капитального строительства не осуществляется даже простое воспроизводство основных фондов, что ведет к их старению, т.е. к деградации материального производства, значит и экономики в целом. Поскольку капитальное строительство совместно с машиностроением, производящим технологическое оборудование, являются становым хребтом экономики регионов, создающим основные производственные и непроизводственные фонды, поэтому подъем экономики непосредственно связан с повышением эффективности функционирования инвестиционно-строительной отрасли. Несмотря на проблемы в экономике, сокращение инвестиционных возможностей бюджетов всех уровней, а также средств предприятий и организаций, строительный комплекс республики занимает передовые позиции в Российской Федерации, в том числе в Уральском регионе. СТРАТЕГИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНА ПО РАЗВИТИЮ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
С нашей точки зрения, в рамках региональной политики производственно-социального развития целесообразна разработка ее специального направления - региональной политики поддержки и развития инвестиционно-строительного комплекса региона. При этом при развитии инвестиционно-строительной политики региональным и особенно муниципальным органам управления отводится главная активная роль.
Разработка соответствующих программ и мер по их реализации должна стать в обозримом периоде, с нашей точки зрения, главным инструментом, используемым региональными администрациями для регулирования и активизации деятельности инвестиционно-строительного комплекса региона.
Региональная инвестиционно-строительная политика складывается из многих компонентов. Мы считаем, что применительно к формированию региональной политики поддержки строительного комплекса центральным моментом должна стать эффективность коммерческой эксплуатации региональной собственности как главное условие формирования муниципальных инвестиционных ресурсов.
Разработка стратегии, тактики и конкретного инструментария коммерческой эксплуатации региональной (муниципальной) собственности требует специальных предварительных исследований. Это один из главных элементов общерегиональной экономической политики, разработка методов формирования которой представляет собою самостоятельную научно-прикладную задачу. Следует заметить, что без региональной политики поддержки развития регионального инвестиционно-строительного комплекса попытки активизации его деятельности заведомо обречены на неудачу. Поэтому политика непосредственной поддержки его развития со стороны региональных властей должна рассматриваться как главная составляющая часть общей региональной производственно-социальной политики.
В целом функционирование и развитие регионального инвестиционно-строительного комплекса находится под влиянием ряда наиболее существенных факторов:
Кроме того, общее инвестирование регионального строительного комплекса проходит по двум основным каналам. Во-первых, как результат, непосредственно вытекающий из реализации региональных инвестиционно-строительных программ, формируемых в рамках региональной администрации. Во-вторых, это коммерческие инвестиционные проекты экономических агентов, бизнес которых по тем или иным причинам привязан к территории региона. Ясно, что муниципальные программы и проекты ориентированы в основном на жилищно-гражданское строительство, в то время как проекты, инициируемые бизнесом, - на производственное строительство.
Расширение и наращивание регионального производственного потенциала и должно осуществляться главным образом за счет инициативы экономических агентов, бизнес которых основывается на использовании потенциала территории - естественно-природного, трудового, инфраструктурного и производственного. Отметим, что роль региональных властей и в этой сфере велика, поскольку от их экономической политики зависит экономическая активность этой группы инвесторов. Однако применительно к условиям функционирования и развития регионального инвестиционно-строительного комплекса общерегиональная
Таким образом, региональная политика поддержки и развития инвестиционно-строительного комплекса должна стать непосредственной составной частью среднесрочной региональной производственно-социальной политики. Содержательным наполнением ее являются блоки инвестиционной и организационной поддержки.
Развитие инвестиционно-строительного комплекса (ИСК) в нашей стране предопределяет существенные изменения в системе внутренних взаимосвязей между организациями. Рост технологического уровня ИСК, высокая концентрация строительства и строительного производства приводит строительные организации к решению о деятельности в новых организационных структурах.
СТРАТЕГИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНА ПО РАЗВИТИЮ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Изменение производственных Изменение распределения Изменение результирующего Изменение соотношения Изменение среднегодовой Изменение технологий Изменение транспортных Изменение уставного Индустриализации строительства Изменении направления Изменении показателей Изменении соотношения Изменении технологического вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|