|
Использованием экономико
В условиях социалистического общественного производства управление экономикой осуществляется через систему централизованного планирования с использованием экономических рычагов
В решениях сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС и XXIV съезда КПСС большое внимание уделено укреплению хозрасчета. В отчетном докладе Генерального секретаря ЦК товарища Л. И. Брежнева указано, что «В своей работе по совершенствованию руководства народным хозяйством партия твердо придерживается курса на правильное сочетание директивных заданий центральных органов с использованием экономических рычагов воздействия на производство. Эти рычаги — хозрасчет, цены, прибыль, кредит, формы материального поощрения и т. д. — призваны создать такие экономические условия, которые способствуют успешной деятельности производственных коллективов, миллионов трудящихся, обеспечивают обоснованную оценку результатов их работы».
Переход России к рынку с использованием экономических методов и индикативного планирования не умиляет роли административных рычагов. Они базируются на силе государственной власти, на авторитете правительства и не связаны с мерами финансового стимулирования материальной заинтересованности, штрафными санкциями со стороны регулирующих органов. Такие средства определяют не экономические условия оборота капитала, а саму внешнюю возможность его функционирования. Может показаться, что административные инструменты несовместимы с рыночной экономикой, свободой предпринимательства и принятия хозяйственных решений. Данное мнение не имеет реальных оснований. Есть множество ситуаций и даже целые сферы общественной жизни, в которых не сдерживаемая государством свобода собственника грозит обществу безвозвратными потерями или тяжкими последствиями. Сферы эти — окружающая среда, культура, просвещение, образование, здравоохранение, здоровые условия быта населения, социальное обеспечение.
В течение длительного периода времени предприятия в нашей стране базировались на общественной (общенародной) собственности, которая в условиях централизованного планирования и -руководства производством сыграла положительную роль в его развитии. Однако по мере роста масштабов производства и перехода к новым методам управления с использованием экономических рычагов единая собственность становилась во все более глубокие противоречия с принципами эффективного хозяйствования и заинтересованности коллективов предприятий и отдельных его членов в рациональном использовании материально-технической базы производства. Особенно эти противоречия стали явными в период коренной перестройки экономики.
Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование — регламентация государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций; осуществляется на национальном, межгосударственном и региональном уровнях. Прямое валютное регулирование реализуется путем законодательных актов и действий исполнительной власти, косвенное — с использованием экономических, в частности валют-но-кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов рынка. Глобализация хозяйственных связей способствовала развитию межгосударственного валютного регулирования. Оно преследует следующие цели: регламентацию структурных принципов мировой валютной системы, координацию валютной политики отдельных стран, совместные меры по преодолению валютного кризиса, согласование валютной политики ведущих держав по отношению к другим странам. Региональное валютное регулирование осуществляется в рамках экономических интеграционных объединений, например в ЕС, в региональных группировках развивающихся стран. \
его главной части — национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием экономических рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит и финансам предприятий, и финансам государства.
Переход России к рынку с использованием экономических методов и индикативного планирования не умиляет роли административных рычагов. Они базируются на силе государственной власти, на авторитете правительства и не связаны с мерами финансового стимулирования материальной заинтересованности, штрафными санкциями со стороны регулирующих органов. Такие средства определяют не экономические условия оборота капитала, а саму внешнюю возможность его функционирования. Может показаться, что административные инструменты несовместимы с рыночной экономикой, свободой предпринимательства и принятия хозяйственных решений. Данное мнение не имеет реальных оснований. Есть множество ситуаций и даже целые сферы общественной жизни, в которых не сдерживаемая государством свобода собственника грозит обществу безвозвратными потерями или тяжкими последствиями. Сферы эти — окружающая среда, культура, просвещение, образование, здравоохранение, здоровые условия быта населения, социальное обеспечение.
Проблема оценки и выбора лучших вариантов с использованием экономических критериев приобрела большую актуальность в связи с развитием инновационных процессов во всех сферах деятельности предприятий и необходимостью осуществлять планирование инновационной деятельности [24]. Перспективное планирование инноваций рассматривается как средство существования и выживания фирмы в условиях возрастающей конкуренции. Перспективное планирование затрагивает такие области, как производственная программа фирмы, сферы применения изделий, рынки сбыта, процесс производства и др.
Расширение прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит с одновременным использованием экономических рычагов воздействия на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т. д.), с тем чтобы не допускать их необоснованного завышения, полнее учесть платежеспособный спрос населения и возможности бюджета.
применяемый по данному виду работ, с показателями других существующих технологических процессов. Методику анализа этого вопроса можно рассмотреть с использованием экономических показателей, характеризующих эффективность технологии сборки тавровых балок на станке СГС 138-2 (действующая в цехе технология) при свободной сборке на плите и сборке в кондукторе (табл. 3.39).
задачи связано, во-первых, с обеспечением устойчивости структурных преобразований и, во-вторых, с адекватным использованием экономических рычагов, определяющих функционирование и саморегулирование инвестиционной деятельности государственных и частных организаций. При этом необходимо проведение ряда взаимозависимых экономико-организационных мер, в числе которых одной из сложных (и практически не решенных) остается разработка и реализация методов выбора и ранжирования приоритетов инвестирования в различных сферах экономики и регионах. Это разработка новых методов технико-экономического обоснования приоритетов развития отдельных сфер экономики в условиях переходного периода. Методы не должны противоречить концепции построения рыночной экономики, предусматривающей использование экономических механизмов при формировании инвестиционных средств на развитие приоритетных направлений. Совершенствование оперативно-календарного планирования связано с использованием экономико-математических методов и ЭВМ. На многих нефтеперерабатывающих заводах используют модели оперативного планирования смешения товарных нефтепродуктов. Менее разработана задача детализации во времени оптимальной производственной программы предприятия.
Рогожин В. М. Геолого-экономическая оценка месторождений с использованием экономико-математических методов // Вопр. экономики минеральн. сырья и геологоразвед. работ. Алма-Ата, 1976а. № 4. С. 3—24.
Поэтому особое значение приобретают вопросы подготовки производства, организации технического контроля, научной организации труда и управления, оптимизации плана, обеспечения достоверной систематической, надежной информацией для оперативного планирования и управления производством с использованием экономико-математических методов (ЭММ) и электронно-вычислительных машин (ЭВМ).
Основными характерными признаками автоматизированной системы управления являются: выполнение планово-экономических расчетов с использованием экономико-математических методов, с помощью которых создается общая формальная модель управления объектом; непрерывная автоматическая (машинная) подготовка вариантов допустимых решений, при этом принятие окончательного решения остается за человеком. Определенные функции управления могут выполняться в автоматическом режиме, т. е. без участия человека; применение электронной вычислительной и другой современной техники в процессе планирования и управления; организация в памяти ЭВМ единой централизованной статистической и нормативно-справочной базы, обслуживающей все подразделения органа управления в процессе решения планово-управленческих задач.
В целях повышения научной обоснованности проекта пятилетнего плана, разработки методов достижения поставленных целей на основе повышения эффективности и интенсификации производства формирование пятилетнего плана следует осуществлять с использованием экономико-математических методов и моделей, средств вычислительной техники, прогрессивной системы норм и нормативов. Применение экономико-математических методов и средств вычислительной техники должно быть направлено на обеспечение взаимной увязки и сбалансированности плановых решений, осуществление вариантных расчетов, проведение
Планировать размещение производств следует с учетом приведенных затрат на производство и транспортировку продукции, балансов производства*и потребления сырья, топлива, нефтехимической продукции по экономическим районам и республикам с использованием экономико-математических методов разработки отраслевых перспективных планов развития и размещения производства.
Учитывая широкую взаимозаменяемость различных видов нефтехимического сырья и методов их производства, наиболее правильно такая задача может быть решена с использованием экономико-математических методов, (см. гл. 8).
химических производств осуществляют по минимуму приведенных затрат (табл. 9.3) с использованием экономико-математических методов и ЭВМ.
Совершенствование оперативно-календарного планирования связано с использованием экономико-математических методов и ЭВМ. На многих нефтеперерабатывающих заводах используют модели оперативного планирования смешения товарных нефтепродуктов. Менее разработана задача детализации во времени оптимальной производственной программы предприятия.
С учетом изложенного становится понятным, почему нельзя признать правильной позицию тех специалистов, которые считают, что право на жизнь имеют только те плановые модели, которые не требуют какой-либо перестройки существующей в статистике и планировании системы информации. При проектировании АСПР ее разработчики исходили из того, что в методическое обеспечение АСПР включаются и те модели, реализация которых требует новой информации, но только в том случае, если затраты на получение этой информации перекрываются тем эффектом, который дает практическое использование моделей. Следует отметить, что пока еще нет общепринятой и апробированной методики оценки экономической эффективности использования экономико-математических моделей в планировании. Однако на практике, как показал опыт первой очереди АСПР, в большинстве случаев удается в той или иной форме определить эффект от внедрения отдельных задач АСПР: сокращение трудоемкости и сроков обоснования того или иного планового решения; сокращение затрат на достижение заданного результата; превышение результата при заданном уровне затрат в варианте планового решения, полученного с использованием экономико-математических методов и ЭВМ, по сравнению с его вариантом, который мог бы быть получен традиционными методами, и др. Сопоставление этого эффекта с затратами на создание данной задачи, в том числе с затратами на формирование исходной информации, и должно определять целесообразность включения соответствующей экономико-математической модели в методическое обеспечение АСПР.
как с использованием экономико-математических моделей, так и с применением методов прямой обработки данных.
Информационных потребностей Информационных взаимосвязей Идентификация продукции Информационная экономика Информационная поддержка Информационной безопасности Имитационного моделирования Информационной совместимости Информационное агентство Информационное техническое Информационного бюллетеня Информационного обслуживания Информационного взаимодействия вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|