|
Координация деятельности
3. Координация экономической политики наталкивается также на нежелание стран-членов передавать свои суверенные права наднациональным органам.
и бюджетно-налоговой политики в одной стране могут различаться, и, возможно, вполне оправданно. В случае с Европой могут также различаться и национальные интересы, координация экономической политики может быть желательной в одной стране и абсолютно неприемлемой « другой.
13. В принципе органы, осуществляющие денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политику, могут координировать свои действия, стараясь изменить положение графиков IS и LM. Однако осуществлять такую координацию будет трудно в условиях, когда эти органы имеют различные цели. Более того, в разных условиях предпочтительными могут быть различные цели; например, проведение несогласованной политики в отдельных случаях может оказаться более предпочтительным, нежели координация экономической политики.
Командная экономика (command economy) — способ организации экономики хозяйства, при котором материальные ресурсы составляют государственную собственность, а направление и координация экономической деятельности осуществляются посредством централизованного экономического планирования.
В административной системе косность патриархального общества отчасти преодолевается разрывом однозначной связи экономического субъекта и норм его поведения, хотя роль давления идеологии еще весьма велика. Правила и параметры экономического поведения и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является прежде всего государство, какие бы различные формы оно не принимало. Соответствие поведения экономического субъекта управляющим воздействиям обеспечивается в первую очередь внеэкономическими средствами, помимо идеологии включающими аппарат принуждения. Такая координация экономической деятельности обеспечивает возможности значительного развития за счет соответствующего изменения норм экономического поведения, а также концентрации ресурсов под контролем управляющей подсистемы. Ее слабым местом является отсутствие внутренних стимулов экономической активности у подчиняющихся внешним командам и ограниченным ими в своих действиях экономических субъектов. Поэтому периоды бурного, но недолгого развития чередуются в таких системах с состояниями застоя и упадка.
Координация экономической деятельности
1 К базовым характеристикам.рыночной системы относятся: частная собственность как основа хозяйственной деятельности, максимизация дохода и пользы как двиг жуший мотив развития и рыночная координация, т.е. координация экономической деятельности посредством механизма конкуренции и рыночных цен.
1 Напомним, что классическая школа превозносила справедливость процесса и считала, что координация экономической деятельности и распределение богатства должны осуществляться в процессе свободной игры рыночных сил, иными словами, в процессе конкуренции. В то время как средневековое мышление делало акцент в справедливости на достижении конечных состояний, требуя, чтобы общественная координация и распределение реализовывали определенные ценности и представления.
Целями "Б." провозглашались создание общего рынка, охватывающего свободное перемещение товаров, капиталов, услуг, а также граждан; координация экономической, финансовой и социальной политик стран-членов; проведение единой торговой политики по отношению к третьим странам. В основном эти цели были достигнуты тремя странами в процессе экономического сотрудничества еще до создания "Б."; в частности, в 1953 г. было завершено создание таможенного союза трех стран. Договор лишь зафиксировал в одном документе достигнутые результаты.
Delors Report (доклад Делора): Доклад, представленный Европейскому совету на его сессии в Мадриде в июне 1989 г. как часть реализации плана создания валютного союза (monetary union) в рамках Европейского Сообщества (European Community). Этот план предусматривает трехэтапный процесс, первый этап которого состоит в консолидации единого европейского рынка. Под этим понимается усиление политики конкуренции, более тесная координация экономической и денежно-кредитной политики, расширение региональной помощи, сокращение государственного регулирования финансовых рынков, расширение Европейской валютной системы (European Monetary System) и использование ЭКЮ в частных сделках.
economic planning (экономическое планирование): Институциональная координация экономической деятельности. При планировании, в отличие от экономического либерализма (economic liberalism), государство или иные институты стремятся определить объем и структуру конечного продукта путем сознательного распределе-. ния факторов производства между альтер-• нативными областями использования. Экономическое планирование может быть императивным и индикативным. Императивное планирование реализуется с помощью централизованного макроэкономического плана в экономике с преобладанием государственного сектора. В полностью плановой экономике (planned economy) правительство осуществляет контроль за выпуском продукции, ценами и заработной платой. Индикативное планирование (indicative planning) предполагает определение правительством группы приоритетных целей и косвенное стимулирование определенной экономической деятельности для реализации планов с помощью налоговой (taxation) и денежно-кредитной политики (monetary policy). Наиболее полная система непринудительного планирования в смешанной экономике (mixed economy) была реализована во Франции в виде серии общенациональных планов, рассчитанных на четыре-пять лет. Целью этих планов является поощрение экономического развития с помощью таких стимулов, как доступ к финансам, налоговые льготы и региональные субсидии. Некоторые формы индикативного экономического планирования используются в Великобритании, Швеции и Японии. Национальный план Великобритании, опубликованный в 1965 г., не имел успеха, что явилось результатом неблагоприятного платежного баланса (balance of payments) и изменений курсов валют (exchage rate). См. Cave, M. and Hare, P., Alternative Approaches to Economic Planning, Macmillan, London (1981). На трубопроводном транспорте и в нефтеснабсбытовой системе проводится перспективное и годовое планирование работ по подготовке производства в масштабах отдельных предприятий, организаций и объединений и координация деятельности соответствующих групп по планированию научно-исследовательской, проектно-конструкторской, технологической, материальной и организационной подготовки производства.
Этап процесса сбытовой деятельности и комплекс мероприятий, направленных на то, чтобы "подвести" покупателя к товару и создать благоприятную ситуацию, обеспечивающую максимальную вероятность совершения покупки. М. - это способ психологического воздействия и убеждения покупателя приобрести товар конкретного предприятия-изготовителя без помощи продающего лица. Использование М. необходимо и важно для производителей, импортеров, посредников, оптовых торговцев, которые реализуют свою продукцию через розничных торговцев, поэтому нередко М. рассматривается как часть деятельности по стимулированию сбыта. В проведении мероприятий М. самое активное участие принимают специалисты фирм-производителей и специальных маркетинговых организаций. Таким образом, предполагается определенная интеграция и координация деятельности производителей и торговцев с целью максимизации продаж и прибыли для обеих сторон. Поставщики должны оказывать помощь розничному торговцу в изучении конъюнктуры рынка, покупательских привычек, рассматривать их проблемы как свои собственные.
Значительное место в повышении уровня организации занимает совершенствование планирования и нормирования производства, координация деятельности основных и вспомогательных подразделений предприятий и ряд других путей и мероприятий, рассматриваемых более подробно в других темах курса.
Линейно-функциональную структуру управления рекомендуется применять в случаях, когда аппарат управления решает повторяющиеся, неизменные в течение длительного времени задачи, когда межфункциональная координация деятельности налажена с помощью неформальных связей, а номенклатура выпускаемой продукции не изменяется в значительной степени.
КОМИТЕТ РФ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ -федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции гос. регулирования и межотраслевой координации в сфере молодежной политики. Основные задачи: координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по организации работы с молодежью; обеспечение подготовки основных положений гос. молодежной политики и ее реализации; методическое обеспечение деятельности гос. комитетов, комитетов (отделов) и иных структур в системе органов гос. власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; участие в разработке и осуществлении мер по созданию условий для всестороннего развития молодежи и ее адаптации к самостоятельной жизни, обеспечение защиты прав и законодательных интересов молодых граждан; содействие созданию экон. условий для решения жилищной проблемы молодежи, развитие и поддержание молодежного предпринимательства, профориентации, решение вопросов первичной занятости и трудоустройства совместно с федеральными органами исполнительной власти, ответственными за раз-
работку и реализацию единой гос. политики и области труда и занятости; осуществление мер по поддержанию молодежной семьи, талантливой молодежи; осуществление мер гос. поддержки молодежных и детских общественных объединений, а также координация деятельности по реализации этих мер на международном уровне; взаимодействие с международными, общероссийскими и межрегиональными молодежными и детскими общественными объединениями; осуществление международных связей в сфере молодежной политики, координация сотрудничества с международными молодежными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Комитета, содействие международным обменам; анализ и прогнозирование соц. процессов в молодежной среде. В своей деятельности Комитет руководствуется Конституцией РФ, законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Осуществляет деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями. КОММЕРСАНТ — дееспособный гражданин и /или их объединение (коммерческая организация), занимающиеся куплей-продажей товаров, торговлей, торговым предпринимательством; индивидуальный предприниматель и/или юридическое лицо (коммерческая организация), занимающиеся торговой и торгово-посредни-ческой деятельностью, участвующие в организации купли-продажи товаров. К. — обобщенное понятие предпринимателя, занимающегося торгово-посреднической деятельностью; это собственник торгово-посреднического предприятия (организации). Наемных работников (продавцов, менеджеров и др. ), работающих в торго-во-посреднических фирмах, нельзя назвать К., т.к. за свой труд они получают заработную плату и не являются владельцами торгового предприятия. В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова К. — человек, занимающийся коммерцией, а под коммерцией понимается торговля, торговые операции. Статус К. устанавливается после гос. регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица — коммерческой организации. Для осуществления торгово-посреднической деятельности необходимо получить специальное разрешение — ли-
левых федеральных и международных программ в области образования; разработка гос. образовательных стандартов и установление эквивалентности (ностри-фикация) документов об образовании (в т.ч. и документов иностранных государств); лицензирование деятельности образовательных заведений независимо от их организационно-правовых форм, а также их гос. аккредитация; осуществление полномочий учредителя подведомственных учебных заведений; установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов и требований к образовательным цензам педагогических работников; формирование структуры системы образования, разработка перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование; прямое финансирование деятельности учрежденных им образовательных учреждений; разработка и утверждение примерных учебных планов и образовательных программ, организация издательства учебной литературы и производства учебно-наглядных пособий; содействие развитию и реализации новых эффективных технологий обучения; разработка предложений по объемам бюджетного финансирования образовательных учреждений, по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды развития образования в регионах; разработка гос. нормативов финансирования образовательных учреждений, материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса; участие в изучении потребности рынка в специалистах, прогнозирование развития сети образовательных учреждений; координация деятельности учебных заведений, отраслевых и региональных систем профессионального образования по определению объема и структуры подготовки специалистов, организация межотраслевой и межрегиональной кооперации в этой области; контроль исполнения законодательства РФ в области образования, гос. образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в области образования. Аппарат министерства включает следующие управления; научно-исследовательских работ; финансирования научных исследований и инноваций; по работе с научно-педагогическими и руководящими кадрами; учебных заведений среднего профессионального образования, профес-
ведения Федерации и ее субъектов. Поэтому необходима тесная координация деятельности органов власти всех уровней, направленной на реализацию конституционных прав граждан в соц. сфере, обеспечение нормального функционирования ее отраслей и служб. На федеральном уровне функция проведения единой политики в соц. области возложена на правительство страны. В У.с.с. участвуют также Министерства здравоохранения, культуры, общего и профессионального образования, труда и соц. развития, Гос. комитет по физ. культуре и туризму, ряд др. звеньев гос. управления. Их задача — прогнозировать, планировать, направлять, координировать деятельность соответствующих отраслей, предприятий и учреждений. На уровне субъектов Федерации (республик, краев, областей, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга) создаются аналогичные министерства, департаменты, управления или отделы. Свои подразделения по соц. вопросам имеют управленческие структуры городов и районов.
На Государственный плановый комитет СССР возложены следующие основные функции: сосредоточение усилий на стратегических направлениях планового руководства экономическим и социальным развитием; формирование важнейших народнохозяйственных пропорций; реализация главных научно-технических достижений; совершенствование структурной и инвестиционной политики, обеспечение сбалансированности народного хозяйства; постоянное отлаживание хозяйственного механизма, создание экономических предпосылок для эффективной работы предприятий, разработка стабильных экономических нормативов; координация деятельности центральных экономических органов.
В строительстве очень велика специализация. В промышленном производстве продукция специализированных предприятий обычно поступает из других пунктов и может храниться на складах, ожидая своей очереди вступить в производство. В строительстве это почти невозможно. Здесь каждая специализированная строительно-монтажная организация должна выполнить свою работу в назначенное время и в назначенном месте в строго установленной последовательности, получая фронт работ от другой организации и открывая, в свою очередь, фронт последующим работам. Отсюда вытекают две специфичные для строительства крупные задачи управления: выбор экономически оптимальных (или просто хороших) вариантов технологии сооружения объектов и строгая координация деятельности исполнителей строительного процесса на основе эффективных стимулов и санкций.
Каждая глава книги посвящена рассмотрению одного или нескольких перечисленных пунктов, и это не случайно — правильная организация информационных потоков позволяет решать одновременно несколько задач. На самом деле ключевым элементом «электронной нервной системы» является координация деятельности в упомянутых трех различных областях — управлении знаниями, деловых операциях и коммерции.
Комплектующие материалы Композиционных материалов Комсомольских организаций Капитальными ремонтами Конъюнктуру внутреннего Концентрация специализация Концентрации производства Концентрации специализации Концепций управления Концепция интенсификации Концепция материального Концепция открытого Концепция равновесия вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|