Корпоративных финансовых



_ Выявление корпоративных ценностей

Выявление корпоративных ценностей позволило определить тот уровень корпоративной культуры, которому должен соответствовать каждый сотрудник компании.

С возникновением азиатского финансового кризиса началось бегство капитала со всех так называемых «emerging markets», к которым относится и Россия, что обусловило сброс иностранными инвесторами бумаг российских эмиттентов, конвертацию рублевой выручки и репатриацию ее за границу. Учитывая тот факт, что доля иностранных инвесторов на рынке корпоративных ценностей достигала, по разным оценкам, 70-95%, понятно, что на корпоративном рынке произошел не просто обвал, а полная потеря ликвидности. Правительству РФ и Центральному банку РФ удалось удержать рынок государственных ценных бумаг, однако колоссальное суже-

' Особо следует обговорить роль непосредственного руководителя в осуществлении программы адаптации новичка. Выше мы уже говорили о том, что именно руководитель является для сотрудников воплощением корпоративной культуры, по особенностям его поведения подчиненные проясняют для себе те ценности, нормы и правила поведения, которые характерны для конкретной организации. Поэтому именно оценка руководителем работы новичка в первый период является тем механизмом обратной связи, который позволит сотруднику начать для себя процесс «инвентаризации» корпоративных ценностей. Очень важно чтобы руководитель пояснил новому сотруднику правила распорядка, схемы оценки труда, порядок внутриорганизацион-ной коммуникации, принципы организации работы и другие параметры, которые важны для того, чтобы новой человек не чувствовал себя дискомфортно, из-за их нарушения. Целесообразно проводить собеседования с новичком в течение первой недели и по окончании одного месяца работы. Проанализировать проблемы, которые возникали, предложить несколько таких вариантов разрешения трудных ситуаций с которыми столкнулся новый сотрудник, которые бы помогли ему понять специфику своей организации.

Признание необходимости глубоких и масштабных изменений -лишь первый шаг на пути к эффективному их осуществлению. Наблюдение за некоторыми энергокомпаниями, стремящимися к реформированию, позволяет обнаружить определенную наивность топ-менеджеров. Они не понимают необходимости глубокого пересмотра корпоративных ценностей. Это длительный процесс, предопределяющий длительность и этапность

вместный труд людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся нормам и правилам этой организации с учетом экономических, технологических, правовых, организационных и корпоративных ценностей. Правила, нормы и требования организации обусловливают наличие особых психологических отношений между сотрудниками организации, наполненных реальным содержанием, целями, задачами и ценностями совместной деятельности.

Основные источники техногенных и антропогенных факторов влияния на человека и среду обитания сосредоточены в организациях, занятых производством товаров и оказанием услуг потребителям. Организация — это систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих достижение определенных целей [21]. Упорядоченная деятельность людей, объединенных в организацию, подчинена нормам и правилам этой организации с учетом ее экономических, технологических, правовых, организационных и корпоративных ценностей. Целевое начало в деятельности организаций возникает потому, что люди создают их для решения своих проблем и достижения собственных целей. По сути целевое начало организации — это отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с организацией, наполняющих ее внутреннюю структуру и создающих внешнее окружение.

Во-первых, речь идет о функциях управления активами и человеческими ресурсами предприятия, включая право подписи под финансовыми и имущественными обязательствами, во-вторых -о взаимоотношениях предприятия с внешними социально-экономическими субъектами и средой, в-третьих - об отношениях предприятия с его собственниками, как работающими на предприятии, так и внешними, в-четвертых - об управлении целевой и мотивационной сферой предприятия (определение миссии компании, формулирование стратегии, целеполагание, воспитание и закрепление корпоративных ценностей и т.д.).

• корпоративных ценностей;"^

Культура фирмы ориентирует сотрудников на долговременные цели. Основные рычаги — продвижение кадров в рамках компании, делегирование полномочий и ответственности, поощрение «чемпионов идей» и многие другие. Новизна современных подходов — в организации комплексного использования всего арсенала идеологического воздействия на персонал. Характерно активное привнесение во внутрифирменную практику пропагандистских установок, морально-этических ценностей и жизненных ориентиров для работников. Как известно, это наиболее эффективно при продолжительном воздействии и тогда, когда обеспечена благоприятная обстановка для восприятия корпоративных ценностей. Это и формирует корпоративная культура, взращиваемая руководством компании. Менеджмент концентрирует свои действия на создание чувства общности, причастности к совместному делу, последовательно создает такой образ компании, который необходим ее руководителям. Управление этим процессом базируется на четко сформулированных целях компании, ее фундамен-

Декларация о миссии определяет суть общекорпоративных ценностей. К ним относятся специальные знания и навыки, стержневые компетенции, которыми обладает фирма, позволяющие ей предложить клиентам лучшие товары и услуги. Так, например, ЗМ делает акцент на использование технических нововведений; Toyota концентрирует усилия на исключительно высоком качестве продукции и вопросах формирования ее цены для массового покупателя; Mercedes строит конкурентную политику на превосходстве в области инженерных решений. Формулирование корпоративных ценностей поощряет усилия работников в приобретении знаний и навыков в соответствующих сферах.


периодически выплачивает накопленные средства уволившемуся работнику, или предоставляет аннуитет. В период накопления поступающие средства налогами не облагаются, вкладчик платит налоги, когда деньги ему возвращаются. Коммерческие банки через свои трастовые отделы, страховые фирмы, а также федеральное правительство, местные администрации, и некоторые другие нестраховые организации предлагают свои средства пенсионным фондам. Ввиду того, что пассивы пенсионных организаций имеют долгосрочный характер, у фондов есть возможность инвестировать средства в долгосрочные ценные бумаги. Поэтому основная часть инвестиций приходится на корпоративные акции и облигации. Пенсионные фонды на самом деле являются крупнейшими среди институциональных инвесторов держателями корпоративных финансовых инструментов. Хотя наибольшей частью корпоративных ценных бумаг владеют физические лица, в последние годы наблюдалась чистая реализация таких ценных бумаг физическими лицами. А пенсионные и тому подобные фонды на настоящий момент являются основными покупателями ценных бумаг данного вида. Общая стоимость активов этих фондов приблизительно 1,5 трлн. дол.

Вопрос о различиях между всеми категориями распределения и перераспределения — наиболее спорный в финансовой теории. Вот уже 30 лет как эти дискуссии то утихают, то вспыхивают с новой силой. К логическому завершению этих споров наши ученые еще не пришли. Вопрос этот крайне важный: от ранжирования данных категорий и установления их взаимоподчиненности зависят границы реальных финансовых, кредитных, налоговых, страховых и всех других отношений, складывающихся на поверхности экономической действительности при распределении стоимости. Он является самым острым во всех отношениях, ибо это — вопрос собственности. Следствием размытости, правовой неопределенности границ, например, налоговых и корпоративных финансовых отношений, является сверхцентрализация инвестиционных средств корпоративного собственника, экономически необоснованное изъятие средств в сфере деятельности индивидуальных предпринимателей. Это приводит также к тому, что в орбиту налоговых изъятий включаются средства амортизационного фонда, средства, предназначенные для формирования оборотных активов предприятий, средства, необходимые для создания страховых и резервных фондов, и т. д. Подробнее методологические просчеты в формировании налогооблагаемой базы рассмотрены во втором разделе при раскрытии методических основ российской системы налогообложения в настоящее время.

Рассмотрение предметности и целевой определенности финансовых отношений уже как специализированных перераспределительных процессов приводит к разграничению их на две относительно обособленные экономические категории: «собственно финансы» и «кредит». Кредит изучает самостоятельная наука, поскольку ее предмет составляют отношения, складывающиеся на условиях платности, возвратности, срочности и материальной обеспеченности. Кредит (банковский и коммерческий) — это специализированная сфера корпоративных финансов. Кредитные ресурсы формируются на базе распределенных частей стоимости. Распределение же, как отмечалось, опосредует всеобщая экономическая категория «финансы». В сфере корпоративных финансов сложилась также совокупность финансовых отношений, формирующихся для обеспечения воспроизводственных пропорций не только за счет привлечения кредитных ресурсов, но и за счет собственных средств корпораций: амортизационных средств и прибыли. Это особая система корпоративных финансовых отношений — финансы акционерных обществ, финансово-промышленных групп, частных предприятий и других организационно-правовых форм хозяйственной деятельности. Финансы банков и других финансовых институтов, таких, как страховые организации, негосударственные пенсионные фонды и т. п., также относятся к сфере корпоративных финансов (см. рис. 9).

Из всего вышесказанного возможен вывод о том, что налоги в равной степени имеют непосредственное отношение и к системе публичных, и к системе корпоративных финансовых отношений. Иными словами, система налогообложения — связующее звено между публичными и корпоративными финансами (см. рис. 9). В доказательство правомерности такой постановки вопроса могут быть приведены два обоснования. Во-первых, история развития экономической мысли и практики подтверждает органичную связь налогообложения с воспроизводственными пропорциями. Во-вторых, современная наука и практика включают налогообложение в предмет исследования как науки «экономика государственного сектора» [77], так и науки «менеджмент», изучающей закономерности и способы ведения бизнеса (наука управления бизнесом, т. е. финансовыми ресурсами корпораций). Необходимость отхода от традиционных взглядов на построение взаимосвязей всех элементов финансовой системы страны обусловлена усложнением хозяйственно-правовых отношений, переориентацией их на рыночные ценности. Разграничение прав собственности, формирование института частной собственности обязательно приводят к

Анализ экономических публикаций и диссертационных исследований [58; 59; 60] приводит к выводу о том, что само понятие «налоговый потенциал» рассматривается односторонне. Под налоговым потенциалом понимается весь объем запланированных налоговых доходов в составе утвержденного бюджета. Недопоступление налогов оценивается как наличие неиспользованного налогового потенциала на каждый данный период времени. Такого рода трактовка налогового потенциала обусловлена традиционным подходом к самой сути налогообложения, т. е. определением этой системы в качестве чисто фискального механизма. Однако, как убеждают исследования великих финансистов древности и современные зарубежные, система налогообложения — органичный элемент воспроизводства. Налогообложение в равной степени затрагивает сферы публичных и корпоративных финансовых отношений. Следовательно, налоговый потенциал можно определять из расчета соотношений элементов создаваемой и потребляемой стоимости, устанавливая соотношение долей совокупного дохода общества (в статистике это валовый внутренний продукт) и перераспределенных через фонды потребления сумм НД. Величина НД, уменьшенная на сумму затрат по воспроизводству жизненно необходимых потребностей (оплата труда и социальные выплаты, соответствующие мировым нормам потребления), и капитал, оставшийся после обеспечения инвестиционных потребностей, могут теоретически оцениваться как относительный налоговый потенциал. При проведении соответствующих аналитических измерений величины оплаты труда, обеспечивающей воспроизводственные потребности граждан, и величины добавочного дохода корпораций (прироста капитала и ренты) можно рассчитать абсолютную величину налогового потенциала. Разумеется, потребуется ряд поправочных коэффициентов (учет демографических, геополитических, природно-климатических и тому подобных факторов), однако такого рода постановка вопроса вполне возможна.

В настоящее время в России в условиях освоения рыночных методов ведения хозяйства возрастает роль ассоциативных форм деятельности и интегрированных структур управления предприятиями. Утверждаются новые формы интеграции хозяйствующих субъектов: 1) путем вхождения предприятий в вертикальные структуры (корпоративные группы), реорганизованные из отраслевых структур или создаваемые заново; 2) на основе формирования горизонтальных ассоциативных образований. И в первом, и во втором случае обеспечиваются необходимая координация и организационно-финансовое взаимодействие, создаются эффективные системы технологического развития, устойчивая рыночная стратегия, ресурсная поддержка корпоративных финансовых институтов.

Благоприятным и необходимым условием достижения лидерства на рынке является также наличие адекватных корпоративных финансовых ресурсов.

корпоративных финансовых ресурсов

появления корпоративных финансовых пирамид и стимулирует остальных к использованию

государственных финансов и рынка корпоративных финансовых активов, сде-

корпоративных финансовых активов, оказывающая сильное понижа-


Концентрическая диверсификация Концепция экономического Концепция концепция Капитальным вложениям Концепция построения Концепция социально Концепцией управления Концепции экономики Концепции жизненного Концепции мотивации Концепции построения Концепции регулирования Концепции управления вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика