Корпоративном управлении



В мозаике различных моделей корпоративного управления можно выделить четыре модели, наиболее ярко характеризующие различные подходы к корпоративному управлению: англо-американскую, немецкую, японскую модель и так называемую предпринимательскую модель, характерную для стран с переходной экономикой.

В 1997 г. «круглый стол» бизнеса США разработал «Основные положения корпоративного управления». В 1998 г. форум по корпоративному управлению в Японии издал «Принципы корпоративного управления». В этом же году в Германии был принят закон о контроле и «прозрачности» в корпоративном секторе. В апреле 1998 г. совещание на уровне министров стран ОЭСР предложило разработать набор стандартов и рекомендаций по совершенствованию корпоративного управления. Через год эта работа была закончена и опубликован документ, известный под названием «Принципы корпоративного управления ОЭСР». Этот документ нацелен на то, чтобы содействовать правительствам стран в их работе по оценке и совершенствованию правовой, институциональной и нормативной базы корпоративного управления в собственных странах, а также дать ориентиры и рекомендации фондовым биржам, инвесторам, корпорациям и другим сторонам, играющим определенную роль в процессе совершенствования корпоративного управления. Принципы не носят обязательного характера и не содержат каких-то рецептов для национального законодательства. Их задача — дать точку отсчета, которая могла бы служить ориентиром. Перечислим эти принципы.

В 1999 г. Всемирный банк и ОЭСР констатировали, что корпоративное управление является критическим фактором экономического роста и его влияние простирается далеко за пределы интересов акционеров или корпораций. Корпоративное управление является источником конкурентоспособности стран и важным фактором экономического и социального прогресса. В результате был создан форум по корпоративному управлению, деятельность которого направлена на то, чтобы помочь странам совершенствовать принципы корпоративного управления. Подписывая совместный меморандум, президент Всемирного банка Джеймс Вул-фенсон отметил, что успешное корпоративное управление становится настолько же важным для развития мировой экономики, как и успешное управление государствами.

Journal of Cash Management - издание Национальной ассоциации по корпоративному управлению денежными средствами - содержит последние разработки по этим проблемам:

- The Nasdaq SmallCap Market (Рынок Nasdaq для акций компаний малой капитализации). В листинг Nasdaq SmallCap Market, рынка для молодых и быстрорастущих компаний, входит около 1,800 ценных бумаг. Так как на этом сегменте Nasdaq торгуются акции компаний с меньшей капитализацией, требования для получения котировки здесь несколько мягче, чем на Nasdaq National Market, это относится и к финансовому состоянию компании-эмитента, и к корпоративному управлению. С наращиванием "веса" компании с малой капитализацией часто переходят на Nasdaq National Market.

Journal of Cash Management - издание Национальной ассоциации по корпоративному управлению денежными средствами - содержит последние разработки по этим проблемам:

158 Костиков И.В. Выступление на втором заседании координационного совета по корпоративному управлению

корпоративному управлению. Так, в США в 1992 г. подготовлены

корпоративному управлению с широких общегосударственных

Корпоративному управлению в компаниях, чьи акции торгуются на бирже,

7 Следуя литературе по корпоративному управлению, под внешними акционерами


Стратегическое планирование и общее руководство созданием и выведением на рынок нового продукта. Управление инвестициями в инновационной деятельности. Оценка и контроль результатов инновационной деятельности. Участие в корпоративном управлении

Адаптивность. Это важнейшее свойство организации. Механизм адаптации организации к изменениям внешней среды и объективных требований к фирме должен характеризоваться гибкостью. Преобразованиям подвергаются не только какие-либо второстепенные элементы организации, но даже ее сущностное «ядро» — структуры, процессы, методы. Они меняются тем быстрее, чем выше темпы изменения техники, технологии, условий развития бизнеса. Рыночная ориентация и удовлетворение потребностей клиентов будут оставаться ключевыми факторами адаптации. Все большее число фирм будет разрабатывать свои системы поощрений и компенсаций исходя из уровня удовлетворения потребностей клиента. Наиболее полное отражение требований клиента к новому продукту (услуге) станет самой насущной потребностью. Компания не сможет функционировать как «закрытая» организация, заинтересованная лишь в достижении своих внутренних целей. Менеджмент по-прежнему будет уделять преимущественное внимание своим акционерам, но интересы других держателей капитала также получат значительный вес в корпоративном управлении. Фирмы будут играть более активную роль в поддержке учреждений культуры и других традиционных «бесприбыльных» организаций. Возрастет значимость вопросов этики ведения бизнеса в других странах.

Структура акционерной собственности и институциональные инвесторы. Одна половина всех акций американских компаний находится в частной собственности, другой половиной распоряжаются институциональные собственники, число которых начиная с 1950-х годов постоянно возрастало. В Великобритании за последние 30 лет доля частных инвесторов уменьшилась практически втрое, доля институциональных инвесторов возросла вдвое. Частные акционеры зачастую являются более постоянными вкладчиками, чем институциональные собственники, и предпочитают вкладывать деньги в различного рода акции. Их стимулы и возможности принимать активное участие в корпоративном управлении заметно ниже. Хотя частные лица в США владеют '/, всего акционерного капитала, они совершают лишь 20% всех сделок с ценными бумагами, институциональные собственники — остальные 80%. Интенсивная торговля ценными бумагами институциональных собственников неудивительна, если иметь в виду тип компаний, занимающих ведущие места по имеющемуся у них количеству акций: пенсионные фонды, инвестиционные компании (взаимные фонды) и благотворительные организации. Большинство компаний, владеющих акционерным капиталом, являются финансовыми по своей природе. Заметное исключение составляют коммерческие банки и другие сберегательные организации, которым по американским законам запрещается иметь акции вне их отделов доверительных операций, а также нефинансовые корпорации, не имеющие практически никакого акционерного капитала. Лишь ознакомившись с американскими законами, можно понять, почему крупные акционеры в большинстве случаев не представлены в управлении и предпочитают не принимать в нем активного участия.

Центральным звеном немецкой модели является принцип социального взаимодействия, направленный на достижение баланса интересов акционеров, трудового коллектива и деловых партнеров. Глобализация и условия конкуренции на мировых рынках вынуждают компании привлекать капитал с мирового финансо--вого рынка для финансирования роста компании. Естественно, ориентация на внутринациональный баланс интересов в корпоративном управлении вступает в противоречие с интересами иностранных инвесторов.

Система бюджетирования на нулевой основе (ЗББ) получила распространение в корпоративном управлении проектами и программами. Случаи ее практического использования в России нам не известны и маловероятны из-за общего резкого отставания уровня нашего менеджмента (и корпоративного, и государственного) от минимально допустимых международных стандартов (при наличии ЗББ ни о каком ОАО «ВСМ» в России и речи бы не шло). Основанная на принципе «распределение русурсов на нулевой основе», получившем определенное распространение в американской прак-

Один из аспектов изменений, происшедших в корпоративном управлении, заслуживает особого внимания. Это рост числа и размеров корпоративных исследовательских и инженерных лабораторий — явление, из которого акционеры могли бы и не извлечь выгоды, если бы оно не сопровождалось параллельно процессом овладения менеджерами компаний методами, позволяющими превратить эти исследования в орудие сбора урожая все увеличивающихся доходов акционеров. Даже сегодня многие акционеры, похоже, весьма поверхностно представляют себе, насколько быстро идет развитие в данном направлении, насколько далеко оно почти наверняка зайдет, равно и каково его влияние на инвестиционную политику.

Помимо бума исследований и влияния изменившихся представлений о корпоративном управлении имеется и третий фактор, предоставляющий сегодняшним инвесторам больше возможностей, чем в прежние времена. Далее в этой книге — в разделах, посвященных вопросу, когда следует покупать акции и когда их продавать, — представится более подходящий случай обсудить, какое влияние цикл деловой активности оказывает на инвестиционную политику, и оказывает ли вообще. Но один из аспектов этой проблемы, по-видимому, необходимо обсудить прямо сейчас. А именно — огромное преимущество владения некоторыми типами обыкновенных акций, появившееся в результате фундаментального изменения политики федерального правительства, происходящего примерно с 1932 года.

Интересно, что мотивы институциональных инвесторов в дебатах по «оводу корпоративного управления не всегда бывают достаточно определенными. Например, общественные пенсионные фонды иногда оказываются подвержены политическому давлению, вынуждающему поддерживать компаний, базирующиеся в их собственных штатах или регионах» независимо от того, насколько данные компании соблюдают права акционеров. Менеджеры корпоративных пенсионных фондов могут стремиться избегать делать протесты против нарушений прав акционеров другими корпорациями из опасения, что они сами могут столкнуться с подобными проблемами. Страховые компании и взаимные фонды, неискушенные в дискуссии о корпоративном управлении, могут просто использоваться теми компаниями, чьей политике вотношении прав акционеров они противостоят.

поведение» в корпоративном управлении с точки зрения перспектив компании и защищенности прав

обществ и даже в корпоративном управлении.

ствовать в корпоративном управлении, контроле за предприятиями и даже в


Концепцией управления Концепции экономики Концепции жизненного Концепции мотивации Концепции построения Концепции регулирования Концепции управления Концепцию управления Капитального имущества Конечными потребителями Конечного множества Конечного результата Капитальному строительству вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика