Косвенное обложение



борьбы) только на рубеже 90-х годов, то есть когда цены стабилизировались и даже пошли вниз. Косвенное налогообложение в целом имеет очень дробную структуру, включает множество статей, и при таком положении, даже если замышляется за счет повышения налогов улучшить финансовое положение государства, это, как правило, не выливается в неприемлемый для населения скачок цен по какому-либо виду. Любопытно, что в последние 10 лет в Японии удалось с успехом провести кампанию по ограничению потребления крепких спиртных напитков (потребление сократилось в 1,5 раза), не связывая это с состоянием государственных финансов. В целом же поступления от косвенных налогов в Японии формируют около 1/4 доходной части госбюджета, в то время, как в странах Запада - до 1/2. [15]

В результате проводимой государством налоговой политики происходит перемещение центра тяжести в структуре налогов на косвенное налогообложение. В системе косвенного налогообложения ведущая роль принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС). Так, в 2000г. в общей сумме доходов федерального бюджета удельный вес НДС составил 38,5%. В доходной части бюджета РБ преобладающее место также занимал НДС - 20,3% вслед за налогом на прибыль - 27,1%. Растет число предприятий - налогоплательщиков НДС. По одному из районов г.Уфы количество налогоплательщиков НДС, контролируемых отделом камеральных проверок ИМНС, увеличилось за три года (2000г. к 1998г.) в 1,3 раза.

Регрессивное налогообложение заключается в том, что с ростом налоговой базы происходит сокращение размеров ставки. Например, регрессивным является всякое косвенное налогообложение. Приведем пример. Пусть г-н Иванов, имеющий годовой заработок 25 тыс. руб., покупает импортные туфли, в цене которых косвенные налоги (импортная пошлина, НДС, налог с продаж) составляют 1250 руб. Налоговая нагрузка составит 5%. Г-н Петров с заработком в 50 тыс. руб., купивший те же самые туфли, заплатит налоги в размере 2,5%, т. е. вдвое меньше. Следовательно, косвенные налоги в большей степени ущемляют малообеспеченных лиц, получающих относительно меньшие доходы.

В этот период косвенное налогообложение также окончательно претерпело принципиальные изменения. Если ранее однократно облагался акцизом широкий перечень товаров повседневного спроса, то с 20-х годов на первое место среди косвенных налогов выходит налог с оборота (налог с продаж), взимаемый на стадиях окончательной реализации подавляющего большинства товаров. В 1960—1970 гг. произошла следующая трансформация: налог с оборота во многих странах изменился на налог на добавленную стоимость, многократно взимаемый практически со всех товаров на всех стадиях их обработки и реализации. Таким образом, историческая цепочка развития косвенных налогов (без учета таможенных пошлин) выглядит следующим образом: акциз => налог с оборота =» НДС.

Косвенные налоги (налоги на потребление) в исторической практике нашли выражение в следующих формах: таможенные пошлины, акцизы, монополии (соляная, табачная, питейная) и т.д. Косвенное налогообложение имеет многовековую историю. Налоги с хлеба, мяса известны с XIII в. Подати на соль, вино во Франции были введены в 1345 г.

В настоящее время основу российской системы налогообложения составляют прямые и косвенные налоги (см. рис. 13). Историческая оценка косвенного обложения сводится в основном к тому, что этот метод формирования доходов бюджета с социальных позиций является крайне несправедливым. Однако именно этот метод распространен в ряде стран по причине простоты его применения и независимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности. Методика формирования косвенных налогов ограничивает возможности ухищрений и фальсификаций, способствующих уходу от уплаты налогов. В условиях высокой платы за труд именно косвенное налогообложение составляет костяк податных систем стран мирового сообщества. Распространение, например, налога на добавленную стоимость при высокой заработной плате не сопряжено с нежелательными социальными последствиями, несмотря на то, что этот налог является самым перелагаемым. Подоходные налоги в меньшей степени зависят от совершенства техники взимания, чем от распределения доходов, осуществляемого на корпоративном и общегосударственном уровнях.

Применением косвенного налогообложения государство сглаживает те возможные негативные моменты, которые связаны с применением прямых налогов: потребитель товара либо услуги компенсирует продавцу сумму налога, заложенную в уплачиваемой цене, не сознавая себя вовлеченным в сферу налогообложения. Существовавшая ранее точка зрения, что косвенное налогообложение распространено только в наименее экономически развитых странах, опровергается преобладанием таких налогов в доходах бюджетов большинства европейских стран. Эти страны отличаются высоким уровнем доходов населения и как следствие—более развитой сферой потребления.

Применением косвенного налогообложения государство сглаживает те возможные негативные моменты, которые связаны с применением прямых налогов: потребитель товара либо услуги компенсирует продавцу сумму налога, заложенную в уплачиваемой цене, не сознавая себя вовлеченным в сферу налогообложения. Существовавшая ранее точка зрения, что косвенное налогообложение распространено только в наименее экономически развитых странах, опровергается преобладанием таких налогов в доходах бюджетов большинства европейских стран, отличающихся высоким уровнем доходов населения и как следствие — более развитой сферой потребления.

Принцип законодательного установления налогов распространял свое действие преимущественно на прямые налоги, поскольку косвенное налогообложение, особенно в отношении отдельных платежей, воспринималось (в том числе и судами) как неналоговое по своей природе и не подпадающее под действие данного принципа. Однако история английского права знает судебные решения, которые содержали аргументацию, позволявшую таким образом толковать обстоятельства дела, что принцип законодательного установления налогов не применялся даже в связи с учреждением прямых налогов. В деле Хэмпдэн2 истец, ссылаясь на вышеупомянутый принцип, отказался платить так называемые «корабельные деньги» (ship-money) в качестве налога, установленного решением монарха для сбора средств на оснащение военных кораблей. Суд, признав решение монарха законным, аргументировал свою позицию тем, что королевская прерогатива защищать страну в случае военной угрозы юридически более значима, нежели общий правовой принцип законодательного установления налогоэ. Однако это судебное решение не имело долгой жизни. В 1641 г. Парламент признал данный прецедент юридически недействительным.

По мере формирования интеграционного законодательства, регулирующего косвенное налогообложение, государства-члены все меньше уступали ЕС свой суверенитет в области прямого налогообложения.

Регрессивное налогообложение заключается в том, что с ростом налоговой базы происходит сокращение размеров ставки. Например, регрессивным является всякое косвенное налогообложение. Приведем пример. Пусть г-н Иванов, имеющий годовой заработок 25 тыс. руб., покупает импортные туфли, в цене которых косвенные налоги (импортная пошлина, НДС, налог с продаж) составляют 1250 руб. Налоговая нагрузка составит 5%. Г-н Петров с заработком в 50 тыс. руб., купивший те же самые туфли, заплатит налоги в размере 2,5%, т. е. вдвое меньше. Следовательно, косвенные налоги в большей степени ущемляют малообеспеченных лиц, получающих относительно меньшие доходы.


щества и рядом аргументов доказывает, что косвенное обложение - самое равномерное и самое справедливое»1.

Косвенное обложение, охватывающее прежде всего область массового потребления, непропорционально тяжело ложилось на малоимущие классы. Стремление устранить указанную несправедливость явилось причиной появления социально-политической теории, которая была выдвинута германской финансовой шко-

обложение он считал наиболее справедливым и одновременно поддерживал косвенное обложение. Эти практические советы Ж. Бо-дена отражают дух и содержание финансовой литературы того времени. Она шла навстречу текущим потребностям, давая готовые рецепты. Поскольку финансовая наука была в зачаточном состоянии, она не могла дать собственную теорию налогообложения. Поздний меркантилизм выступал уже с критикой косвенного обложения. С. Вобан со своей идеей «королевской десятины» выступил против косвенного обложения, хотя и не был последователен, считая возможным сохранение его отдельных форм.

Из этого положения Н. Тургенева ясно, что косвенное обложение в потенциале несет заряд инфляции, которая в XX в. получила название инфляции издержек. В борьбе против косвенного обложения сомкнулись, таким образом, интересы наемного работника и предпринимателя.

Значительного развития косвенное обложение достигло в XVII-XVIII вв. Дж. Стюарт в «Исследовании о началах политэкономии», опубликованном за 10 лет до появления книги А. Смита, так объяснил налоговый процесс: «В неограниченной монархии государи относятся как бы с некоторого рода завистью к ро-

Слабое использование Витте прямых налогов для увеличения доходов казны, по оценке современников, объяснялось нерасположением его к этой форме обложения. Во Всеподданнейшем докладе о росписи на 1897 г. Витте отмечал: «Платежи этого рода вообще представляются наиболее стеснительными для населения, так как подлежат принудительному взысканию в заранее определенных окладах. Косвенные налоги, при всех их недостатках, предоставляют плателыцакам возможность довольно широкого сообразования не только с общим уровнем своей хозяйственной зажиточности, но и с временными колебаниями в прибытках. Этим весьма драгоценным свойством не обладают прямые налоги и пошлины»1. Отмечая непостоянство доходов главнейшей массы населения страны, Витте считал, что косвенное обложение должно иметь главенствующее значение в податной системе.

Эти подсистемы тесно взаимодействуют не только при обеспечении потребностей бюджета в доходных источниках, но и в процессах конкретного исчисления налогооблагаемой базы. Взимание одних налогов может снижать или увеличивать стоимостную базу исчисления других. Эволюция налогообложения в России и за рубежом свидетельствует о постоянном поиске способов разрешения споров — какая из подсистем должна быть преобладающей: прямое или косвенное обложение [33; 38; 46]. В разных странах разрешение этих споров было неоднозначным. Исход споров определяла в большинстве случаев государственная политика. С конца XVIII в. при определении баланса между прямым и косвенным обложением за исходное положение бралось общее экономическое положение страны, т. е. уровень совокупного дохода государства (суммарный корпоративный доход и среднедушевой доход граждан). В настоящее время зарубежные налоговые системы основываются на подсистеме прямого обложения, считая его стимулирующим фактором развития бизнеса.

¦ сочетанием двух основных видов налогов: прямых (на доходы и имущество) и косвенных (на товары и услуги). В прошлом косвенное обложение в отечественной экономической практике полностью отрицалось;

... косвенное обложение, падая на предметы потребления масс, отличается величайшей несправедливостью. Всей своей тяжестью ложится оно на бедноту, создавая привилегию для богатых. Чем беднее человек, тем большую долю своего дохода отдаст он государству в виде косвенных налогов. Малоимущая и неимущая масса составляет 9/10 всего народонаселения, потребляет 9/10 всех обложенных продуктов и платит 9/10 всей суммы косвенных налогов, а между тем из всего народного дохода она получает каких-нибудь две-три десятых1

условиях косвенное обложение воздействует на показатели предприятия

теориям. Так. в средние века косвенное обложение преобладало. Но с


Конечными потребителями Конечного множества Конечного результата Капитальному строительству Конференций совещаний Конфиденциальных материалов Конфигурации бухгалтерия Конфискации компенсации Конфликтных ситуациях Конфликтов интересов Конкретные экономические Конкретные исполнители Конкретные параметры вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика