|
Косвенного воздействия
Важно подчеркнуть, что приведенная система оказывает прямое воздействие на принципы и технику ведения учета; на практике существует еще и система косвенного регулирования бухгалтерского учета, основу которой составляют законы и другие нормативные документы, отражающие налоговый аспект учета. Прежде всего это законы «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную сто-имост;>», Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о г орядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли и т.п. Заметим, что исходя из
В механизме косвенного регулирования ВЭД действуют два основных активных элемента: налоги и пошлины. Как свидетельствует практика, система налогового регулирования действует обособленно от системы таможенных пошлин. Обе системы сложились таким образом, что они не приспособлены улавливать значительные валютные поступления, предназначенные для зачисления в доход федерального бюджета. По оценкам МФ РФ, около 83% общего объема импорта алкогольных напитков было ввезено на льготной основе без уплаты налоговых пошлин, контрабандный ввоз, естественно, в расчет не принимался. Примерно так же обстояли дела с импортом продовольствия — беспошлинно ввезено 72%, бытовой техники — 69% и продукции легкой промышленности — 57%.
Местным властям предполагается предоставить право утверждать конкретные ставки налога на продажи и перечень товаров, которые можно классифицировать как предметы роскоши. Последнее представляется весьма сомнительным не только с экономической, но и с правовой точки зрения. Неправомерна сама постановка вопроса о предоставлении местным властям таких широких полномочий. Местные власти, стремясь обеспечить доходы своих бюджетов, после разрешительных Указов Президента РФ № 2270 и 2268 за период с 1994 по 1996 г. смогли учредить на подведомственной им территории самые невероятные фискальные поборы. Есть основания считать, что данная практика может повториться, поскольку доходы местных бюджетов абсолютно зависимы от федеральной политики и политики субъектов РФ. Закон о финансовом обеспечении местного самоуправления отсутствует и полемика о его необходимости с каждым годом все обостряется, несмотря на то, что такой проект уже разработан. В этой проблеме, как и в других вопросах распределения собственности и имущественных прав, сталкиваются межрегиональные интересы и интересы федерального центра. Существует еще один довод, подтверждающий необоснованность расширения границ косвенного налогообложения. Ни в одном из западных государств не существуют одновременно НДС и налог с продаж, ибо их совместное взимание резко усиливает налоговый гнет, крайне негативно сказывается на темпах экономического развития и замедляет рост доходов населения. Две практически однотипные по своей природе косвенные надбавки в ценах реализации не укладываются ни в одну из экономических концепций применения системы косвенного регулирования доходов бюджета и граждан. Измененный проект Налогового кодекса новый налог с продаж не предусматривает.
К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами.
В настоящее время упор делается на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования цен, оказывающих стабилизирующее воздействие на движение цен. Сюда можно отнести следующее: рестриктивную кредитно-денежную политику, регулирование учетной ставки федеральных резервных банков, сокращение дефицита госбюджета, федеральные закупки товаров и услуг, налоговая политика. Эти направления государственной политики оказывают влияние на изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке и таким образом определяют базовые пропорции обмена и уровня цен.
Важно подчеркнуть, что приведенная система оказывает прямое воздействие на принципы и технику ведения учета; на практике существует еще и система косвенного регулирования бухгалтерскою учета Основу этой системы составляют законы и другие нормативные документы, отражающие налоговый аспект учета. Прежде всего это Законы "О налоге на прибыль предприятий и организаций", '"О налоге на добавленную стоимость", Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при наиогообложении прибыли (далее - Положение о составе затрат) и т.п. Заметим, что исходя из традиционной для отечественной системы бухгалтерского учета налоговой его ориентации1 регулятивы из группы косвенного воздействия нередко являются для бухгалтера приоритетными при определении и выборе учетных процедур.
косвенного регулирования фондов накопления предприятий посредством понижательного
мира, и среди исследователей проблем косвенного регулирования
Одна из основных тенденций косвенного регулирования ин-
Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования данного рынка: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.п. В США, например, большая часть такого рода законов была принята в 30-х гг.
Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются мерами общеэкономического регулирования и воздействия на динамику занятости и безработицы через конъюнктуру в стране. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер. Совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения норм изъятия в бюджет за счет понижения или повы-
настолько велика по объему, что служила главным финансовым обеспечением для энергетических программ западногерманского правительства. Многообразные методы косвенного воздействия на внутренние рынки энергетических товаров дополнялись прямыми административными мерами, а также непосредственной предпринимательской деятельностью буржуазного государства, которое в таких странах, как Великобритания, Франция, Италия, владеет угледобычей, а также почти полностью монополизировало электроэнергетику и газовое хозяйство [186, с. 185, 275—283].
среда косвенного воздействия
СРЕДА ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СРАВНЕНИИ СО СРЕДОЙ КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. Один из способов определения окружения и облегчения учета се влияния на организацию состоит в разделении внешних факторов на две основных
группы. В данной главе мы будем различать силы прямого и косвенного воздействия на организацию извне.
Согласно Элбингу, среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации3. К этим факторам следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но тем не менее сказываются на них. Здесь речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах (рис. 4.2.).
Ниже эти факторы прямого и косвенного воздействия рассмотрены подробнее. Но сначала обсудим некоторые общие характеристики внешней среды.
Среда косвенного воздействия
При рассмотрении влияния внешнего окружения на организацию важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Эта зависимость станет понятнее при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия: поставщиков, законов и государственных органов, потребителей и конкурентов.
СРЕДА КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Тем не менее, руководству необходимо учитывать их. Например, авария на АЭС «Три Майл Айленд» в 1979 г. в штате Пенсильвания, не отразилась непосредственно на фирме «Бэбкок энд Уилсон», проектировавшей станцию. Подробное освещение причины аварии средствами массовой информации, по случайности совпавшее с выходом на экраны известного фильма «Китайский синдром», — вот что изменило отношение широкой публики к использованию атомной энергии. Чернобыльская авария 1986 г. подлила масла в огонь общественных настроений против атомной энергетики. Это косвенным образом, но заметно отразилось на каждой организации, занятой в области энергетики, и привело к всплеску активности многих государственных учреждений, «зеленых» и групп защиты потребителей.
Конечного покупателя Конечному покупателю Конечному потребителю Конференциях симпозиумах Конфиденциальная информация Конфискацией имущества Конфликты возникающие Конфликтным ситуациям Конгломератная диверсификация Капитализации фондового Конкретные направления Конкретные потребности Конкретные рекомендации вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|