Кризисных процессов



В 1997 году российская промышленность преодолела низшую фазу кризиса, однако, слабость наметившейся повышательной конъюнктурной тенденции не позволяет оценивать эти изменения как переход от спада к оживлению производства. Возросла дифференциация предприятий по степени их адаптированности к кризису. Расширение слоя развивающихся предприятий (с 15-16 до 20-22 %) соседствует с ростом группы кризисных предприятий, находящихся на грани банкротства (с 35 до 44-47 %). Эпицентром финансового кризиса стали крупные предприятия, несущие основное бремя избыточных затрат (связанных с низкой загрузкой мощностей, избыточной занятостью и мощной социальной инфраструктурой). Если в 1997 году ожидаемый уровень производства по промышленности в целом (с учетом мелких предприятий) оценивался в 100-101 % (у 1996 году оценка ЦЭК), то по крупным и средним предприятиям он составит 95 % (по оценке ИНП РАН - в ценах 1990 года или 96,6 % в методологии 1996 года).

В плачевном состоянии находится сфера финансового управления «кризисных» предприятий Так, если финансовое планирование осуществляют планово-экономические службы (а это наиболее распространенный вариант, когда заместитель директора по экономике называется финансовым директором), то планы, составляемые ими, остаются в основном производственными, а не финансовыми. И наоборот, финансовые планы, составляемые преимущественно бухгалтерией, слабо привязаны к производственным, сбытовым и прочим планам.

В целом направленность реформирования можно представить в виде схемы (см. рис. 10.1).'Из изложенного следует, что превращение предприятия в ходе его реформирования в эффективного хозяйствующего субъекта по существу означает его превращение в жизнеспособную, саморазвивающуюся промышленную структуру. При этом реформирование предприятий должно происходить с учетом имеющейся внутриотраслевой конкуренции. Это означает, что необходимо определить, какую модель развития выбирает предприятие по отношению к своим конкурентам — пассивную или активную, принадлежит к группе развивающихся или кризисных предприятий. Результаты реформирования предприятия следует оценивать с позиции полученного уровня адаптации предприятия к сложившимся и развивающимся экономическим условиям. В то же время этого не произойдет, если реформирование не будет увязываться с повышением эффективности внутреннего потенциала предприятия путем ликвидации неэффективных про-

Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. При этом для кризисных предприятий важна не столько сама продолжительность оборота дебиторской задолженности, сколько то, чтобы она не оказалась длительнее оборота кредиторской задолженности. Ускорение оборачиваемости в принципе рассматривается как положительное явление.

ной ошибкой руководителей кризисных предприятий является их нежелание терять на дисконте при продаже долгов. В результате впоследствии приходится списывать на убытки всю сумму дебиторской задолженности как потерю от безнадежных долгов.

Задачей данной дисциплины является подготовка специалистов по принятию решений ключевых вопросов управления в кризисных режимах, по составлению бизнес-планов по оздоровлению кризисных предприятий.

Этот тип реструктуризации не обязательно сразу приводит к банкротству или ликвидации проблемных предприятий. Главное — расчистить активы, достигнуть приемлемой для всех заинтересованных лиц договоренности по долгам. В Польше еще в 1993 г. был принят Закон о финансовой реструктуризации предприятий и банков, предусматривающий несколько моделей оздоровления финансов — от «полюбовной» договоренности до публичной распродажи долгов. Кредиторы могут требовать процедуры банковского (несудебного) урегулирования при задолженности в размере 20% обязательств. Долги могут быть проданы по рыночной цене с аукциона на основе публичного предложения. Их можно обменять на акции. Благодаря такому широкому выбору вариантов финансового оздоровления кризисных предприятий реальной процедуре банкротства с распродажей ак-

сторон в РАО «Норильский никель», в ряде компаний черной и цветной металлургии, в нефтяных компаниях. Поэтому в большинстве стран с переходной экономикой решение многих проблем реструктуризации кризисных предприятий было возложено на государство — через правительственные органы по приватизации, реструктуризации, банкротству. Вместе с тем банки остаются важнейшими агентами реструктуризации, способными в какой-то мере противостоять правительственному бюрократизму и политическому давлению. В последнее время получили распространение (например, в Польше) финансовые структуры типа фондов или инвестиционных банков, специально занимающиеся реструктуризацией государственных предприятий с целью увеличения рыночной стоимости их капитала и последующей выгодной продажи.

Этот тип реструктуризации не обязательно сразу приводит к банкротству или ликвидации проблемных предприятий. Главное — расчистить активы, достигнуть приемлемой для всех заинтересованных лиц договоренности по долгам. В Польше еще в 1993 г. был принят Закон о финансовой реструктуризации предприятий и банков, предусматривающий несколько моделей оздоровления финансов — от «полюбовной» договоренности до публичной распродажи долгов. Кредиторы могут требовать процедуры банковского (несудебного) урегулирования при задолженности в размере 20% обязательств. Долги могут быть проданы по рыночной цене с аукциона на основе публичного предложения. Их можно обменять на акции. Благодаря такому широкому выбору вариантов финансового оздоровления кризисных предприятий реальной процедуре банкротства с распродажей ак-

сторон в РАО «Норильский никель», в ряде компаний черной и цветной металлургии, в нефтяных компаниях. Поэтому в большинстве стран с переходной экономикой решение многих проблем реструктуризации кризисных предприятий было возложено на государство — через правительственные органы по приватизации, реструктуризации, банкротству. Вместе с тем банки остаются важнейшими агентами реструктуризации, способными в какой-то мере противостоять правительственному бюрократизму и политическому давлению. В последнее время получили распространение (например, в Польше) финансовые структуры типа фондов или инвестиционных банков, специально занимающиеся реструктуризацией государственных предприятий с целью увеличения рыночной стоимости их капитала и последующей выгодной продажи.

Особенно актуальным реинжиниринг бизнес-процессов является для кризисных предприятий, так как последствия доминирования функционального управления для них особенно разрушительно, а радикальное перепроектирование наиболее обосновано и экономически эффективно.

1. Современный подход к организации бизнеса компании должен включать в качестве одного из важнейших инструментов реинжиниринг бизнес-процессов. Это позволит снять многие проблемы функционально-ориентированных структур управления, типичных для российских предприятий: незаинтересованность в общих результатах из-за оторванности системы оценки деятельности функциональных подразделений от общих результатов работы усложненность обмена информацией; разрушительная конкуренция и конфликты между обособленными подразделениями. Особенно актуальным реинжиниринг бизнес-процессов является для кризисных предприятий, т. к. последствия доминирования функционального управления для них особенно разрушительны, а стандартные способы реструктуризации малоэффективны.


На рубеже 60-х и 70-х годов темпы роста энергопотребления в промышленно развитой зоне капиталистического мира достигли своего пика: сказывались сравнительная дешевизна основных энергоносителей в предшествующий достаточно длительный период, а позже и синхронное наступление фазы циклического подъема. Причем в наибольшей степени спрос возрастал на самые высококачественные и дефицитные виды топлива. Дальнейшее же расширение их производства на прежней низкой стоимостной основе, напротив, встречало все более серьезные препятствия технико-экономического характера (практически максимально интенсивная эксплуатация ресурсов «дешевых» углеводородов в государствах развитого капитализма, за исключением их стратегических резервов, и прежде всего в США, которые быстро становились крупным нетто-импортером жидкого топлива), тесно переплетавшиеся с социально-экономическими, политическими и военно-стратегическими факторами, включая эволюцию политики крупнейших экспортеров сырья и целый ряд других. Например, такие, казалось бы, не столь существенные для менее напряженной рыночной ситуации события, как подъем забастовочного движения в угольной промышленности и ограничительные меры в отношении высокосернистого твердого топлива, в сочетании вызвали двукратное повышение цен на уголь высших сортов в США во второй половине 1969 г. и в первой половине 1970 г., обострив конкуренцию между его потребителями для энергетических и неэнергетических целей. Вообще же, по мнению ряда советских и зарубежных авторов, первая волна кризисных процессов в энергохозяйстве капиталистического мира, если рассматривать их прежде всего с наиболее существенной стороны — как ломку старых стоимостных и ценовых пропорций,— зародилась именно в угледобыче и затем охватила вскоре другие отрасли данного комплекса1.

Острые замечания по поводу стабилизационных программ и общей политики МВФ все чаще исходят от видных ученых неолиберального крыла экономической мысли, на базе которого и была создана концепция Вашингтонского консенсуса. Так, глава школы монетаризма М. Фридмен напрямую связывает с допущенными концептуальными ошибками нарастание кризисных процессов в мировой финансовой системе. Он отмечает: «Финансовый кризис в экономиках Восточной Азии был порожден комбинацией трех составляющих элементов: застоя в Японии, привязки центральными банками обмена курса национальных валют к американскому доллару, а также существования и политики МВФ». Еще более резко выражается гарвардский профессор Дж. Сакс (был ведущим консультантом российского правительства в начале реформ): «Опыт Азии и России показывает, что МВФ просто-напросто не понимает разрушительной мощи своих собственных советов».

Рост валютного оборота в регионах России, который происходил по мере достижения финансовой стабилизации, имел своим результатом относительное увеличение доли региональной биржевой торговли — с 3% в 1992 г. до 45% в 1996 г. от общего объема операций с американским долларом. Нарастание в 1997— 1998 гг. кризисных процессов в экономике и валютно-финансовой сфере повернуло вспять наметившуюся тенденцию децентрализации биржевой торговли иностранной валютой. В результате доля ММВБ в этой торговле достигла в 1998 г. 94%, т.е. практически вернулась на уровень 1992 г. Что касается региональных валютных бирж, то в первую тройку в 1998 г. вошли Санкт-Петербург, Владивосток и Новосибирск (вместе — 4,7%).

Выбор форм государственного регулирования финансов особенно сложен в российской экономике при проведении структурных преобразований. Отсутствие достаточных накоплений в частном секторе означает невозможность быстрой переориентации финансирования с государственных источников на собственные средства предприятий. Применение мирового опыта без учета конкретных особенностей и состояния экономики России провоцировало усугубление кризисных процессов.

Одной из главных экономических причин затянувшихся кризисных процессов является отсутствие роста финансовых результатов микроэкономических структур, а также способов улучшения их финансового состояния. В свою очередь, данное условие ограничивает суммы налогов из прибыли, подлежащие отчислению в бюджет, что лишает государство возможности финансировать многие важнейшие статьи бюджетных расходов. Поэтому изыскание резервов повышения эффективности работы организаций их руководством позволит не только улучшить финансовое положение, повысить финансовую устойчивость микроструктур, но тем самым будет способствовать оздоровлению экономики страны в целом, налаживанию механизма государственного финансового управления, бюджетного финансирования и, следовательно, преодолению кризисных явлений.

Выбор форм государственного регулирования финансов особенно сложен в российской экономике при проведении структурных преобразований. Отсутствие достаточных накоплений в частном секторе означает невозможность быстрой переориентации финансирования с государственных источников на собственные средства предприятий. Применение мирового опыта без учета конкретных особенностей и состояния экономики России спровоцировало усугубление кризисных процессов.

Усиление кризисных процессов в странах СНГ в 1992 — 1995 гг. в значительной мере вызвано разрывом хозяйственных связей между постсоюзными республиками. Расчеты показывают, что на его долю приходятся около трети их экономического спада.57 В протекании экономических процессов в различных странах есть, разумеется, существенные различия. Тем не менее, можно выделить ряд общих тенденций качественного изменения воспроизводственного процесса, свойственных большинству стран Содружества:

Острые замечания по поводу стабилизационных программ и общей политики МВФ все чаще исходят от видных ученых неолиберального крыла экономической мысли, на базе которого и была создана концепция Вашингтонского консенсуса. Так, глава школы монетаризма М. Фридмен напрямую связывает с допущенными концептуальными ошибками нарастание кризисных процессов в мировой финансовой системе. Он отмечает: «Финансовый кризис в экономиках Восточной Азии был порожден комбинацией трех составляющих элементов: застоя в Японии, привязки центральными банками обмена курса национальных валют к американскому доллару, а также существования и политики МВФ». Еще более резко выражается гарвардский профессор Дж. Сакс (был ведущим консультантом российского правительства в начале реформ): «Опыт Азии и России показывает, что МВФ просто-напросто не понимает разрушительной мощи своих собственных советов».

экономической жизни. На данном этапе развития кризисных процессов на предприятии

по этапам кризисных процессов приведено в табл. 1.1.

любой стадии развития кризисных процессов. Неумение (нежелание) находить компромисс


Конкуренция монополия Конкуренция производителей Кардинальных изменений Конкуренции позволяет Конкуренты поставщики Конкурентные возможности Конкурентных возможностей Конкурентной экономики Конкурентное положение Конкурентного окружения Конкурентного превосходства Конкурентов поскольку Конкурентов стратегия вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика