Крупнейших производителей



и крупнейших предприятий юга Башкортостана

В сфере массового производства нефтехимия во многом сходна с нефтяным бизнесом: здесь также практикуются строительство крупнейших предприятий в целях достижения максимальной экономии; крупные капиталовложения в основные фонды; применение во многих случаях одинаковой технологии, а также международная торговля на базе использования танкеров и трубопроводов. На первоначальных стадиях производства основных нефтехимических материалов из нефти и газа нефтяные компании пользуются преимуществами, которые обеспечивает им не только надежное снабжение сырьем, но и более тесная интеграция их химических и нефтеперерабатывающих операций. Даже с точки зрения объема продукция нефтехимической промышленности, на долю которой приходится в настоящее время около 5% общего потребления нефти, имела бы важное значение для нефтяной промышленности, тогда как в смысле добавленной стоимости, которую она может дать нефтепродуктам, она остается непревзойденной.

Одной из основных тенденций развития общественного производства является вытеснение мелкого производства крупным, в результате чего происходит его укрупнение или концентрация. Под концентрацией производства В. И. Ленин понимал «...сосредоточение его все больше и больше в небольшом числе крупных и крупнейших предприятий»'.

продукции крупных и крупнейших предприятий; удельным весом производственных и научно-производственных объединений.

Существенным элементом рыночной системы хозяйствования является наличие конкуренции на рынке. Конкуренция - это соперничество среди продавцов (производителей) и среди покупателей товара. Продавцы (производители) конкурируют между собой, пытаясь произвести и продать товары по более низкой цене. Те, кто не в состоянии этого сделать, разоряются. Такое соперничество выгодно всем потребителям. Конкуренция является антиподом монополизма. Последний означает сосредоточение основной массы производства и реализации какого-либо товара в одних руках, на небольшом числе крупнейших предприятий-монополистов. Образование монополий выгодно самим монополистам, но не обществу. Оно позволяет монополисту устанавливать произвольно высокие монопольные цены на свой товар.

В настоящее время приватизировано более 70 % предприятий страны, в бюджет от данной акции поступило 30-35 млрд. долларов, что как минимум на порядок меньше реальной цены3. На первом этапе от реализации программы приватизации 500 крупнейших предприятий страны предполагалось получить минимум 200 млрд. долларов. По данным МВД РФ, каждое десятое выявленное должностное преступление с 1994 по 1998 г. совершалось в сфере приватизации. Установлены факты серьезных нарушений, совершенных в процессе аукционов и инвестиционных конкурсов по покупке государственного имущества. Отсутствие законодательного механизма отмены приватизационных сделок и многие другие факторы не позволяют принять необходимые меры по данным нарушениям.

В ходе приватизации было допущено столько ошибок и правонарушений, что она, став в сознании народа символом реформ, во многом привела к их дискредитации. Только на самом начале реформ 500 крупнейших предприятий общей стоимостью 200 млрд. долл. были проданы за 7,2 млрд. долл. в основном иностранцам или подставным фирмам. «Связьинвест», дававший более 1 млрд. долл. годовой прибыли, был продан всего-ничего — за 1,8 млрд. долл., причем реальные инвестиции не превысили 100 млн. долл., а в остальном использовались государственные же деньги. НК «ЛУКойл» была приватизирована по цене, составляющей около 1% стоимости ежегодно добываемой нефти, Новороссийский морской порт — по цене найма хоккеиста НХЛ (22 млн. долл.), крупнейший Красноярский алюминиевый завод — за 19 млн. долл. Почти вся цветная металлургия страны перешла в руки иностранцев. Примеры эти можно продолжить.

Несмотря на различия между двумя направлениями использования информации бухгалтерского учета, имеется объединяющий фактор. Данные, которые требуются для финансового учета, требуются также и для управленческого учета, для планирования, принятия решений и контроля. Управленческий учет требует значительного объема дополнительной информации, определенная часть которой является периодически повторяющейся. В СССР были разработаны общие и отраслевые положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции, которые регламентировали существенную часть учета и планирования затрат на производство. Обычно для обоих видов учета используется значительная часть объема данных, вводимых с первичных документов в системы финансового и управленческого бухгалтерского учета. Иметь две системы первичного учета — слишком дорогое удовольствие даже для крупнейших предприятий. Финансовый и управленческий учет связывает единый массив первичных данных.

В-четвертых, стандарты могут использоваться для легализации методов, практикуемых наиболее влиятельными организациями страны, так как в состав Исследовательского бюро (Research Board) NZSA входят бухгалтеры и аудиторы ряда крупнейших предприятий Новой Зеландии. Таким образом, грань между учетом мнений практиков и сохранением независимости в процессе установления стандартов становится весьма тонкой.

Важным мероприятием по усилению .налогового контроля стало проведение с 1996 г. ежемесячного мониторинга центральным аппаратом ГНС динамики недоимки по 500 крупнейшим предприятиям, на которые в то время приходилось около 65% всей суммы задолженности всех налогоплательщиков. Аналогичные действия стали осуществлять региональные и территориальные налоговые органы по 5 тыс. крупнейших предприятий всех отраслей экономики. В материалах ГНС РФ указывалось, что на все предприятия, у которых задолженность федеральному бюджету по налогам превышала 10 млрд руб., были назначены представители территориальных налоговых инспекций; за предприятиями с задолженностью свыше 100 млрд руб. были закреплены представители центрального аппарата службы.

Мнения по данным вопросам разделились. Ведущий специалист-методолог учета В. Макарьева считает, что «система налогового учета должна строиться на основе бухгалтерского учета». Аналогично полагает представитель МФ РФ А. Бакаев: только совершенствование системы бухгалтерского учета и упорядочение процесса сбора и обработки учетной информации создадут базу для налоговой отчетности. Категорично высказались о налоговом учете главные бухгалтеры крупнейших предприятий. С их точки зрения, налоговый учет вообще погубит какой-либо учет на предприятиях. Высказывания представителей академических кругов также были не в пользу налогового учета. По их мнению, ведение параллельно налогового и бухгалтерского учета вызвано неопределенностью методик исчисления объекта налогообложения. «Если мы гармонизируем объекты учета и налогообложения, — указал А. Хорин, — потребность введения налогового учета отпадет». Заместитель председателя ЦБ РФ А. Турбанов отметил необходимость навести порядок в бухгалтерском учете и научить бухгалтеров пользоваться положениями Закона РФ «О бухгалтерском учете» и свободно в них ориентироваться. «Идея налогового учета, — подчеркнул он,. — недостаточно отработана, для того чтобы найти отражение в законодательном акте даже на стадии первого чтения». За исключение понятия «налоговый учет» из проекта Налогового кодекса высказался и В. Палий (президент АО «Союзаудит»).


Автор спросил заведующего плановым отделом «Нин-нон кокан», одного из крупнейших производителей стали, о будущей конкурентоспособности «НКК» относительно сталеплавильных компаний США. Он ответил, что новейшие сейчас производственные мощности «НКК» станут старше, но численность и качество управляющих среднего звена и инженеров сейчас в «НКК» выше, чем у заокеанских конкурентов, поэтому он уверен в будущей конкурентоспособности компании.

ПРОДУКТОВАЯ СТРУКТУРА. Один из наиболее распространенных способов развития фирм состоит в том, что они увеличивают ассортимент производимой и реализуемой продукции. Если управление этим процессом осуществляется успешно, то несколько продуктовых линий могут достигнуть настолько высокого объема продаж, что сами могут потребовать существенной структуризации и окажутся решающим фактором успеха организации в целом. Именно с этой проблемой и столкнулись пионеры дивизиональной структуры из «Проктер энд Гембл» и «Дженерал Моторс». Решение было найдено при помощи дивизионально-продуктовой структуры организации, в которой создавались отделения по основному продукту. Идея оказалась настолько плодотворной, что эта структура была быстро внедрена в «Дженерал Моторс», «Дженерал Фудс», «Левер Бразерс» и «Корнинг Гласе». В настоящее время большинство крупнейших производителей потребительских товаров с диверсифицированной продукцией используют дивизиона льно-продуктовую структуру организации.

Один из крупнейших производителей виски Glenmorangie, как и другие предприятия, упрощает процесс производства. Дело в том, что поставки продукции многочисленным покупателям на экспорт обусловили непомерное расширение номенклатуры сырья и материалов: в процессе производства используются девять исходных сортов виски, бутылки 41 вида, крышки 27 типов, 40 вариантов упаковочных материалов, 73 вида этикеток и 74 типа ящиков. Почти вся номенклатура была сокращена наполовину.

В качестве примера использования такого подхода можно привести американскую компанию «Джон Дир», которая входит в четверку крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в стране и в первую сотню ведущих компаний США. На ее предприятиях работает более 43 тыс. рабочих и служащих, она имеет 20 заводов и разветвленную сбытовую сеть в форме оптовых баз, расположенных в 17 зонах страны. Исходя из оценок состояния и перспектив рынка каждые три месяца в компании составляется краткосрочный план производства на последующие 12 месяцев, т.е. фирма постоянно работает по «скользя-

• Меньшее число покупателей. Продавец товаров для предприятий в сравнении с торговцем товарами широкого потребления обычно имеет дело с меньшим количеством покупателей. Например, благополучие компании Goodyear Tire, производящей автомобильные шины, всецело зависит от заказов, получаемых ею от трех крупнейших производителей автомобилей США. А когда она продает запасные шины пользователям, перед ней оказывается потенциальный рынок, включающий в себя 176 млн владельцев автомобилей США и миллионы автовладельцев других стран.

Достаточно сравнить ВР, Exxon или Shell с Саудовской Аравией — и мы получим ответ. Прежде всего, у каждого из этих суперконцернов доходы во много раз больше, чем у Саудовской Аравии (а ведь она — самый крупный из крупнейших производителей нефти). Данное обстоятельство принципиально важно, но различие станет еще нагляднее, если мы сравним возможности привлечения инвестиций у транснациональных компаний и стран-экспортеров.

Поставки нефти. В послевоенный период потребление нефти в США резко возросло, в то время как внутренняя добыча достигла предела и начала падать; поэтому Ближний Восток приобретал все большее значение. Три из пяти крупнейших производителей — Ливия, Ирак и Иран — под давлением массовых настроений (проще говоря, культурных и религиозных предрассудков) или в силу личных пристрастий деспотичных правителей стали враждебными США, тогда как два других, Саудовская Аравия и Кувейт, остались дружественными. Хотя ближневосточные правители заключали между собой разного рода союзы, нефть реально никогда не использовалась как оружие; тем не менее подспудно угроза этого всегда существовала и время от времени приводила к скачкам цен. Экономические и торговые отношения США с ближневосточными производителями исчерпывались интересом американцев к нефти, а ближневосточных стран — к американскому оружию. Они никогда не пытались, да и не имели намерения стать в своем регионе чем-то вроде Кореи или Таиланда, не говоря уже о Сингапуре или Гонконге.

ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ - понятие, широко используемое в антимонопольном законодательстве для определения круга предприятий, подпадающих под его действие. Характеризует такую структуру рынка, которая позволяет крупнейшему производителю или группе крупнейших производителей осуществлять монополистическую деятельность и регулировать рынок в своих интересах.

Возвышение Miller Brewing Company в 70-х годах с седьмого места до второго среди крупнейших производителей произошло в большой степени благодаря рекламе и дифференциации продукта. Когда Philip Morris в 1970 г. приобрела Miller, новое руководство внесло два важнейших изменения. Во-первых, пиво Miller High Life было «перемещено» в 101 сегмент рынка, где потенциальные продажи были

В настоящее время пивная промышленность не замечена в экономически нежелательном поведении. Не было никаких доказательств сговора, а избыточная производственная мощность побуждает крупные фирмы конкурировать за долю рынка. Поскольку исторически произошла значительная перестановка в ранге крупнейших фирм, это еще одно доказательство в пользу наличия конкуренции. Корпорация Miller, в 196В г. занимавшая восьмое место, поднялась в 1977 г. до второго места и сохранила эту позицию. Однако компании Schlitz и Psbst в середине 70-х годов занимали второе и третье место среди крупнейших производителей пива, а теперь уступили свои позиции.

2. Федеральная торговая комиссия обвинила трех крупнейших производителей детских молочных смесей в предложении продуктов по завышенной цене по федеральной программе обеспечения продуктами питания женщин и детей с низкими доходами.


Конкурентная стратегия Конкурентное ценообразование Конкурентного ценообразования Конкурентного поведения Конкурентов необходимо Конкурентов предлагающих Конкурирующих организаций Конкурирующих производителей Конкурсными кредиторами Конкурсному управляющему Касающиеся производства Конституция российской Конструкций заводского вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика