Крупнейшим компаниям



Чем располагает Япония? Центром научно-технической информации1, который занимается сбором материалов в Японии и их периодической публикацией. Эти материалы предназначаются для использования внутри страны, печатаются на японском языке и потому мало доступны ученым на Западе. Конечно, данные американской информационной службы тоже адресуются в первую очередь учепым и научно-исследовательским учреждениям Соединенных Штатов. Но, к счастью для Японии, практически все японские ученые читают по-английски. Языковый барьер — достаточно серьезная вещь на пути распространения информации, и в этом деле преимущество на стороне Японии. Но правительство США не сидит сложа руки и в последнее время начинает налаживать получение технической информации из Японии. Для этого в Японии постоянно находится представитель NTIS, который держит связь с Управлением по науке и технике 2 и Палатой промышленной техники при Министерстве внешней торговли и промышленности, а также с крупнейшими корпорациями. Четыре пятых материалов, собранных NTIS к настоящему времени, составляют американские и одну пятую — западноевропейские материалы. Поток информации ни в коем случае не должен быть односторонним, и Японии следует сделать все возможное, чтобы участвовать в нем в широком масштабе.

В конце концов, можно добиться больших успехов на тех направлениях «технологий будущего», которые уже достаточно хорошо известны, даже при условии, что ведущая роль остается за крупнейшими корпорациями. Но при этом маловероятно, что в Японии сохранятся возможности для поисков еще более новых, следующих поколений технологии. В чем здесь проблема?

Эти правила возникли на основании детального изучения Кантор 115 инноваций, проводимых, по ее словам, «мастерами изменений» — крупнейшими корпорациями, имеющими высокую репутацию в области прогрессивной политики использования человеческих ресурсов, такими как General Electric, General Motors, Honeywell, Polaroid и Wang Laboratories.

Коммерческие бумаги: высококачественные необеспеченные векселя, продаваемые через дилеров крупнейшими корпорациями с номиналом 1000 дол.: 8,80% - 30 дней, 8,79% - 60 дней, 8,625% -90 дней.

Потребность в современном маркетинге возникла в 60-е годы. Здесь особую роль сыграли два фактора: во-первых, усилилось значение научно-технического прогресса, а вместе с ним возросло значение человеческого фактора как наиболее мощного условия развития производства, повышения его эффективности и качества, что не могло не сказаться на стабильности темпов роста и доходах работников. Во-вторых, насыщение рынка товарами первой необходимости объективно привело к дальнейшему развертыванию структуры индивидуального потребления. Одновременно росли общественные потребности. В этих условиях резко обострилась проблема сбыта в результате раздела мирового рынка на сферы влияния между крупнейшими корпорациями, когда с особой силой возросла конкурентная борьба. Это вынудило крупные компании, а в дальнейшем средние и даже мелкие приспосабливаться к требованиям рынка, с одной стороны, и оказывать регулирующее воздействие на формирование таких требований, с другой.

Эти правила возникли на основании детального изучения Кантор 115 инноваций, проводимых, по ее словам, «мастерами изменений» — крупнейшими корпорациями, имеющими высокую репутацию в области прогрессивной политики использования человеческих ресурсов, такими как General Electric, General Motors, Honeywell, Polaroid и Wang Laboratories.

В экономически развитых странах именно крупные национальные и транснациональные корпорации (ТНК), финансово-промышленные группы занимают господствующие позиции в экономике и новейшие наукоемкие отрасли производства представлены в основном крупнейшими корпорациями. Так, в США выпуском оборудования для электронной промышленности заняты тысячи фирм, однако на долю 14 из них приходится более половины объема соответствующих продаж, в производстве перспективных компьютеров удельный вес только четырех фирм составляет 74%. Подобная ситуация наблюдается и в других экономически развитых странах, в которых крупные производственные компании органически связаны с мощными разветвленными финансовыми учреждениями (коммерческими банками, страховыми и инвестиционными компаниями), транспортными, торговыми и информационными структурами. Эти объединения и образуют финансово-промышленные группы (ФПГ).

Коммерческие бумаги: высококачественные необеспеченные векселя, продаваемые через дилеров крупнейшими корпорациями с номиналом 1000дол.: 8,80% - 30 дней, 8,79% - 60дней, 8,625% -90 дней.

субъектов конкурентной рыночной экономики. Вполне понятно, что такие «силовые приемы» обращения с крупнейшими корпорациями, такие «военные» методы принудительной демократизации собственности может позволить себе только оккупационная власть в чужой стране.

Возникновение венчурного бизнеса стало возможным вследствие перенакопления капитала крупнейшими корпорациями. Наиболее перспективной формой венчурного взаимодействия крупного капитала с мелким бизнесом стали также современные

Основной вид деятельности компании — разработка и распространение программного обеспечения для управления крупнейшими корпорациями (интегрированных систем управления). К иным видам ее деятельности относятся: помощь во внедрении программного обеспечения; оптимизация бизнес-процессов в компании; управленческий консалтинг. Компания заключает партнерские соглашения с различными консалтинговыми фирмами в зарубежных странах на оказание содействия во внедрении своей продукции.


И IB се же, несмотря на роль правительств, непрекращающуюся деятельность «независимых» и собственные промахи, крупнейшим компаниям пошли на пользу порядки, установленные соглашением о картеле. Структура цен «галф плюс фрахт» оставалась основой ценообразования для всей огромной массы мировой нефти, независимо от места ее добычи, и это определило рамки, которыми большей частью ограничивалась конкуренция. В этих условиях любая компания, владевшая месторождениями во всем мире, а не только «большая тройка», в (конце концов неизбежно вышла бы на передовое место.

«ЭНИ»* или французская «БРП»**, либо опирались на поддержку своего собственного правительства, как, например, принадлежавшая японцам «Арабиен ойл ком-пани». Независимо от их происхождения все эти компании руководствовались в основном одинаковыми мотивами: с одной стороны, они или те, кто их поддерживал, боялись огромной власти, которую обеспечивали крупнейшим компаниям принадлежавшие им почти неограниченные резервы дешевой средневосточной и венесуэльской нефти, а с другой — они и сами хотели зарабатывать такие же прибыли. Правда, американские компании, как коммерческие концерны, были больше всего заинтересованы в прибылях, а организации стран-потребителей, имевшие доступ к государственной помощи, считали более важной задачей освобождение их рынков от мертвой хватки, которой их зажали ведущие компании, но это было исключительно вопросом очередности.

Если французы имели возможность сосредоточить свою деятельность в границах собственной империи, не подрывая положения других на международной нефтяной арене, итальянцам приходилось идти на риск везде, где это им удавалось. В период Абаданского спора руководитель государственного концерна нефти и природного газа «ЭНИ» Энрико Маттеи оказывал сотрудничество международным компаниям, отказываясь закупать нефть в Иране, и, когда был создан консорциум, он ожидал, что его вознаградят за это приглашением принять в нем участие. Приглашения, однако, не последовало, а когда он спросил о причине этого, ему сообщили, что состав консорциума будет ограничен только компаниями, уже имеющими концессии на Среднем Востоке. Через несколько месяцев было объявлено об образовании группы «Ирикон» в составе американских «независимых», никто из членов которой не обладал такими концессиями. Маттеи счел это умышленным оскорблением. Он никогда не простил крупнейшим компаниям оказанный ему отпор и твердо решил, что Италия должна через него по праву заполучить себе место на самом верхнем уровне международной нефтяной промышленности. Его борьба за то, чтобы добраться туда51, сделала его, до того как он погиб в авиационной катастрофе 27 октября 1962 г., знаменитым во всем мире — своего рода Давидом нашего времени, бросив-

согласился с таким анализом. Он не очень верил, что «ЭНИ» удастся найти крупное месторождение, и его мнение по этому поводу вскоре подтвердилось. Он хотел лишь установить прецедент, которому крупнейшим компаниям пришлось бы следовать в дальнейшем, и намеревался стравить их с новыми пришельцами в интересах самого Ирана.

Как крупнейшим компаниям, так и новичкам повезло— им удалось найти нефть в количествах, превышавших самые необузданные мечты. В конце 40-х годов, когда на международной арене начали появляться новички, все еще оставались опасения, что одной из проблем в послевоенном мире будет нехватка нефти, а при существовавших в то время темпах добычи резервов хватило бы менее чем на 15 лет. К I960 г. нефти, несмотря на огромный рост потребления, было достаточно уже более чем на 40 лет. Основная задача нефтяной промышленности заключалась в том, чтобы поток новых месторождений не унес с собой прибыли вместе с обломками, оставшимися после «войны цен».

Независимые компании (на их долю приходилось более половины общей добычи нефти в Ливии), опасаясь, что новые условия позволят крупнейшим компаниям сбить их цены с помощью более дешевой нефти из стран Персидского залива, отказались пойти на эти условия. Только после ожесточенной борьбы, которая частично велась мировой прессой, и выдвинутой в конечном счете угрозы, что правительство может принять меры по запрещению экспорта или фактической национализации их активов, все компании в 1966 г. подчинились этим требованиям.

Тенденция поисково-разведочных работ такова, что средние размеры открываемых месторождений неуклонно снижаются. Причем, число крупнейших открытий уменьшается, в результате чего воспроизводство запасов становится все более затруднительным. В то же время анализ прироста запасов по крупнейшим нефтяным компаниям мира как будто не подтверждает этой закономерности. Как свидетельствует статистика по 6 крупнейшим компаниям, наблюдается превышение запасов над текущим их отбором (таблица 3.2.1.).

Динамика воспроизводства запасов по 6 крупнейшим компаниям (Exxon, Texaco, Shell, BP, Mobil, Shevron)

Приведенная динамика воспроизводства запасов по крупнейшим компаниям мира явно контрастирует с результатами работ по подготовке запасов в России, где в целом за последнее десятилетие наблюдается существенное истощение ресурсной базы и еше более резкое снижение качества активов (вследствие ухудшения качественных характеристик открытых и дополнительно вовлекаемых в разработку запасов).

Всего с 1996 по 1999 гг. на территории России открыто немногим менее двухсот месторождений углеводородного сырья. Кроме того, за этот период в России открыто 288 новых залежей в результате доразведки уже известных месторождений. Доля прироста разведанных извлекаемых запасов нефти от новых открытий за четыре года составила 21 % (в 2 раза меньше аналогичного показателя по крупнейшим компаниям мира за тот же период времени). В России продолжает ухудшаться качественная структура прироста запасов. Так, если до 1995 г. доля активных запасов в общем приросте по стране все время увеличивалась и достигала 71,5%, то в последующие четыре года эта динамика стала отрицательной, начала расти доля трудноизвлекаемых запасов20.

ального режима крупнейшим компаниям и формирование непро-


Конкурентное ценообразование Конкурентного ценообразования Конкурентного поведения Конкурентов необходимо Конкурентов предлагающих Конкурирующих организаций Конкурирующих производителей Конкурсными кредиторами Конкурсному управляющему Касающиеся производства Конституция российской Конструкций заводского Конструктивные изменения вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика