|
Классической политической
Одна из ведущих идей работы английского экономиста Уильяма Петти (1623-1687) «Политическая арифметика», связывающая его с принципами классической политэкономии, - идея естественного порядка и пагубности нарушений его государственной властью. Недостаток государственного управления, по У. Петти, заключается в том, что «слишком многое из того, что должно было бы управляться лишь природой, древними обычаями и всеобщим соглашением, подпадало под регулирование закона»2.
Последующий этап в развитии политэкономии связан с постепенным отходом от взглядов А. Смита на роль государства в экономике. Последний из представителей английской классической политэкономии, Д. С. Миллъ (1806-1873) понимал, что система
К XVIII веку относится зарождение и развитие классической политэкономии. Представители этой
Более того, считается, что любое вмешательство государства или иной силы как раз и вызывает кризисы. Стандартные рекомендации классической политэкономии - уменьшить налоги, сократить государственные расходы, уменьшить регулирование рынка, а в идеале вообще свести государственное вмешательство на нет.
Последовательное и добросовестное применение классической политэкономии привело к локальным войнам и революциям на протяжении всего XIX века. Венцом этой политики стала Первая мировая война, закончившаяся революциями во многих странах Европы. Но этого было мало, и правительства продолжали следовать рекомендациям Адама Смита.
Обобщая подход классической политэкономии, можно сказать, что она переносит принципы работы микроэкономики на макроэкономику, принцип работы одной фирмы - на работу общества в целом. На уровне одной фирмы, действительно, чем меньше налоги и чем меньше вмешательство государства, тем лучше живётся этой фирме.
1. Суть концепции основоположников классической политэкономии Л. Смита и Д Рикардо сводилась к невмешательству государства в экономику, сохранению свободной конкуренции, отведению главной роли в регулировании хозяйственной жизни общества рыночным механизмам. Следуя этим принципам, финансовая политика до конца 20-х годов двадцатого столетия направлялась на ограничение государственных расходов и налогов и на обеспечение равновесного (сбалансированного) бюджета государств. В соответствии с этими целями организация финансовых отношений обеспечивала реализацию функций государства через финансирование из бюджета в основном расходов военных, управленческих и расходов по обслуживанию и погашению государственного долга. Доходы бюджета формировались в основном за счет косвенных налогов.
экономическую жизнь, в отличие от классической политэкономии. Это
ложившая начало классической политэкономии.
По одну сторону теоретических «баррикад» встали представители классической политэкономии, вооруженные трудовой теорией стоимости, а по другую — сторонники неоклассицизма со своей нетрудовой концепцией ценности благ. Разбор этих учений начнем с первоначально возникшей теории классиков.
В основе первой концепции лежат постулаты классической политэкономии. Ее придерживались в основном неоклассики (П. Самуэльсон, М. Фелдстайн, Р. Холл), а в 80-х гг. ее поддерживали также сторонники концепции экономики предложения (Д. Гилдер, А. Лаффер и др.). Приверженцы этой концепции полагают, что рынок труда, как и все прочие рынки, действует на осно- На фундаменте философского смысла налога как одного из процессов жизнеобеспечения общества развилась особая сфера экономической теории — наука о налогообложении. Ее системное оформление ученые относят к эпохе расцвета теорий классической политической экономии, повсеместного развития товарно-денежных отношений и укрепления основ государственности во многих странах. С этого времени экономисты рассматривают налог в качестве неотъемлемого элемента расширенного воспроизводства и фактора роста экономического потенциала.
Однако налоговое право — не только система юридической регламентации налоговой практики. Оно выходит за чисто правовые рамки и все более широко опирается на закономерности, выведенные экономическими, социологическими, психологическими науками, наукой управления. Фундамент всех этих обширных областей научно-практических знаний составляют положения классической политической экономии и современные достижения мировой экономической науки. Знание классических экономических законов воспроизводства является отправным пунктом для создания оптимальных экономических и юридических структур управления общественным развитием. Тем самым налоговое право отходит от своего старого наименования «налоговое законодательство», поскольку уже не ограничивается изучением чисто правовых норм в области налогообложения, а пытается определить, в какой мере сформированные налоговым методом государственные средства позволяют реализовать государству свою экономическую политику.
II период - индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит Л. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.
Когда существует вынужденная безработица, то предельная тягость труда неизбежно оказывается меньше, чем полезность предельного продукта. В действительности разрыв между ними может достигать значительных размеров. Ведь для человека, который долго оставался безработным, некоторые трудовые затраты не только не будут в тягость, но, напротив, могут доставлять ему удовлетворение. Если согласиться с этим, тогда приведенные выше соображения показывают, каким образом "непроизводительные расходы", финансируемые с помощью займов (65) , могут тем не менее в итоге обогатить общество. Сооружение пирамид, землетрясения, даже войны могут послужить стимулом к увеличению богатства, если воспитание наших государственных деятелей на принципах классической политической экономии не позволяет выбрать какой-либо лучший путь.
Когда существует вынужденная безработица, то предельная тягость труда неизбежно оказывается меньше, чем полезность предельного продукта. В действительности разрыв между ними может достигать значительных размеров. Ведь для человека, который долго оставался безработным, некоторые трудовые затраты не только не будут в тягость, но, напротив, могут доставлять ему удовлетворение. Если согласиться с этим, тогда приведенные выше соображения показывают, каким образом "непроизводительные расходы", финансируемые с помощью займов (65) , могут тем не менее в итоге обогатить общество. Сооружение пирамид, землетрясения, даже войны могут послужить стимулом к увеличению богатства, если воспитание наших государственных деятелей на принципах классической политической экономии не позволяет выбрать какой-либо лучший путь.
В классической политической экономии образовались две школы: французская (физиократы) и английская.
3 Уильям Петти (1623—1687) — родоначальник английской классической политической экономии. Получил медицинское образование в университетах Лейдена, Парижа и Оксфорда. Обладал разносторонними способностями: изобрел копировальную машину, в 1649 г. получил степень доктора физики, в 1651 г. стал профессором анатомии и музыки. У.Петти впервые объяснил стоимость товара трудом.
5 Давид Рикардо (1772—1823) — видный английский экономист. С 1793 г. занялся самостоятельной торговой деятельностью и с 1802 г. стал членом руководящего комитета Лондонской биржи. Быстро составил себе состояние в 1 млн. фунтов стерлингов, стал крупным землевладельцем. Затем занялся научной работой. Главное сочинение Д.Рикар-до «Начала политической экономии и налогового обложения» — вершина английской классической политической экономии.
Натуральный Всякий продукт натурального производства имеет непродукт пременное свойство — полезность, т.е. способность удовлетворять какие-то потребности людей (в английской классической политической экономии это свойство вещей назвали «потребительная стоимость»).
Между тем А. Смит не ответил на важный вопрос: как обеспечивается равенство объемов спроса и предложения в масштабах страны. Эту проблему попытался решить французский экономист Ж.Б. Сей, считавший себя последователем английской классической политической экономии. Он сформулировал «закон рынка», согласно которому рыночный обмен товара на товар устанавливает равновесие предложения и спроса. Ж. Б. Сею приписывают изречение: «предложение порождает свой собственный спрос».
Дж. Кейнс придал экономической теории новое качество. Это особенно заметно на фоне классической политической экономии, которая сосредоточила внимание на чисто теоретическом анализе стихийной регулирующей роли системы цен, не принимая в расчет количественной стороны этого процесса. Кейнсианство открыло «первую страницу»
Коррекции фибоначчи Корректировки информации Корректирующие коэффициенты Корректирующих мероприятий Корреляционная зависимость Корреляционную зависимость Категориям населения Косвенные постоянные Косвенным финансовым Косвенной котировке Косвенное регулирование Косвенного воздействия Котировки национальной вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|