Коллективам предприятий



Проекты планов подвергаются детальному и всестороннему обсуждению коллективами предприятий. Особое внимание трудовых коллективов должно обращаться на обеспечение эффективного использования производственных мощностей и ресурсов, на повышение производительности труда, улучшение условий труда и быта, укрепление плановой, технологической и трудовой дисциплины.

На четвертой стадии в соответствии с контрольными цифрами промышленные и производственные объединения и предприятия разрабатывают проекты своих пятилетних планов. Проекты планов широко обсуждаются коллективами предприятий, а. затем представляются » вышестоящие органы. Министерства и ведомства союзных республик рассматривают эти проекты планов и составляют проект сводного перспективного плана в це^ лом по министерствам и ведомствам союзных республик, который представляется в Госплан СССР. Госплан СССР проверяет соответствие проектов пятилетних планов развития народного хозяйства союзных республик, министерств и ведомств СССР утвержденным контрольным цифрам, осуществляет координацию и взаимную увязку этих планов, составляет проект пятилетнего плана развития народного хозяйства в целом по стране и-представляет ег*о в Совет Министров СССР. После рассмотрения и одобрения Совета Министров СССР и утверждения Верховным Советом СССР план приобретает силу закона. _

При составлении сметы расходования ФОТ предусматривается его использование по направлениям с учетом задач, стоящих перед коллективами предприятий по повышению эффективности производства, технического уровня и качества выпускаемой продукции, росту объемов производства и производительности труда.

Демократический централизм предусматривает широкое развитие инициативы предприятий в деле установления им плановых заданий, изыскание коллективами предприятий лучших приемов, методов, путей и средств к достижению общей цели.

Составление годовых планов предусмотрено начинать снизу —с производственных объединений, предприятий п организаций, которые на основе годовых заданий пятилетнего плана, использования внутренних резервов и социалистического соревнования разрабатывают встречные планы, увязывают их с материальными ресурсами и включают в состав проекта годового плана. При этом номенклатура продукции должна исходить из заказов потребителей в соответствии с заключенными договорами. Проекты планов подвергаются детальному и всестороннему обсуждению коллективами предприятий. Особое внимание трудовых коллективов должно обращаться на обеспечение эффективного использования производственных мощностей и ресурсов, на повышение производительности труда, улучшение условий труда и быта, укрепление плановой, технологической п трудовой дисциплины.

На третьей стадии в соответствии с контрольными цифрами промышленные и производственные объединения и предприятия разрабатывают проекты своих перспективных планов. Проекты планов широко обсуждаются коллективами предприятий и затем представляются в вышестоящие органы. Министерства, ведомства и союзные республики рассматривают проекты планов, представленных подведомственными промышленными и производственными объединениями и предприятиями, и составляют проект сводного перспективного плана в целом по министерству, ведомству или союзной республике, который представляется в Госплан СССР. Госплан СССР проверяет соответствие проектов перспективных планов развития народного хозяйства союзных республик, министерств и ведомств СССР утвержденным контрольным цифрам, осуществляет координацию и взаимную увязку этих планов, составляет проект перспективного плана развития народного плана в целом по стране и представляет его в Совет Министров СССР. После рассмотрения и одобрения ЦК КПСС и Совета Министров СССР и утверждения Верховным Советом СССР план приобретает силу закона.

Непосредственное влияние на уровень производительности труда в социалистической промышленности оказывают: развитие науки и техники и обусловленное этим совершенствование технологических процессов производства и рост технической вооруженности труда, улучшение использования трудовых ресурсов, повышение общеобразовательного и культурного уровня трудящихся и их профессиональной подготовки, правильное разделение труда и специализация производства, с одной стороны, и развитие социалистического кооперирования труда и производства, с другой стороны. Не менее важное значение имеет использование моральных и материальных стимулов непрерывного повышения производительности труда каждым отдельным рабочим и коллективами предприятий в целом — развертывания социалистического соревнования и его высшей формы на современном этапе — движения за коммунистический труд — систематическое воспитание у работников коммунистического отношения к труду, правильная организация материального стимулирования труда, материальной заинтересованности работника в результатах его личного труда и труда всего коллектива, в непрерывном повышении производительности труда.

Главную причину этих трудностей экономисты видят в том, что начиная с 1991 года российские предприятия потеряли большую часть своих оборотных средств в результате гиперинфляции. Другая причина может быть обнаружена в том, что часть амортизационных отчислений и чистой прибыли, которая должна была быть направлена на инвестиции с целью развития производства, проедалась руководством и коллективами предприятий, или использовалась для спекуляций на фондовом рынке. Подобный стратегический выбор директоров многих предприятий становится более понятен при рассмотрении значений показателя «рентабельность собственного капитала». Его рекомендуемое значение определяется не только практикой успешно функционирующих фирм, но также и ставкой процента по безрисковым операциям на фондовом рынке. 135

Итак, руководство страны избрало второй путь. В результате, в январе 1994 года произошел очередной правительственный кризис: из состава кабинета министров вышли Е. Гайдар и Б. Федоров. Непосредственным поводом их отставки явились многочисленные, подготовленные вопреки их возражениям, правительственные решения, которые требовали чрезвычайно больших затрат и разрушали с трудом созданные предпосылки финансовой стабилизации. В качестве примеров таких решений можно назвать скоропалительные проекты объединения денежных систем России и Белоруссии, проект грандиозного строительства нового здания для Государственной думы (к счастью, быстро отмененный в результате резко отрицательной реакции общественного мнения), проект финансирования аграрно-промышленного комплекса в 1994 году и ряд других. Реформаторам было ясно, что возможны лишь два результата продолжения такой практики «раздачи обещаний»: либо резкое нарастание бюджетных расходов и, как следствие, взлет инфляции, либо рост объема невыполненных обязательств (то есть задержки выдачи зарплаты бюджетникам и выплаты пенсий, сокращение расходов на образование и здравоохранение). Во многих случаях, само невыполнение обещаний перед коллективами предприятий, рассчитывавших на государственные субсидии, дезориентировало их, ослабляло усилия, направленные на адаптацию к рыночным условиям.

Опыт заводов тяжелого машиностроения показывает, что создание за короткое время высококачественных и экономичных машин индивидуального и мелкосерийного производства возможно только при постоянном тесном контакте проектировщиков с коллективами предприятий, изготовляющих и эксплуатирующих спроектированные машины.

В последние годы, в соответствии с постановлением ЦК КПСС «Об улучшении экономического образования трудящихся», принятом в августе 1971 г., на предприятиях систематически осуществляется экономическая подготовка рабочих. Объем конкретных знаний в этой области по различным'профессиям в отраслях народного хозяйства устанавливается учебными программами, разрабатываемыми и утверждаемыми ^соответствующими министерствами и ведомствами. Основные^вопросы.'которые должны быть отражены в этих учебных программах, определены постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 2 декабря 1972 г. № 299/32 «Отнесении дополнений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, вып. 1». В'обобщенном виде они охватывают все главные направления экономической деятельности предприятий, в том числе и проблемы организации труда и управления, а также формы участия рабочих в решении производственно-экономических задач, стоящих перед коллективами предприятий.


Создавая промышленные предприятия специально для производства какой-либо промышленной продукции, государство обеспечивает возможность осуществления ими цели производства и выполнения всех функций и задач. Для этого оно передает в пользование коллективам предприятий объекты общенародной собственности, т. с. часть государственного имущества (фондов). Но такая передача не превращает коллективы предприятия в собственников этих средств производства и выпускаемой продукции. Производство осуществляется в интересах всего общества, и продукт присваивается всем обществом.

Материальное поощрение за внедрение НОТ из фонда заработной платы и фонда материального поощрения осуществляется по специально разработанным премиальным системам. Кроме того, в соответствии с Положением о премиях ВЦСПС за внедрение научной организации труда, утвержденным постановлением Президиума ВЦСПС И сентября 1975 г., передовым коллективам предприятий и организаций ежегодно присуждается 15 премий: 3 первых, 5 вторых и 7 третьих. Коллективы, удостоенные премии ВЦСПС, награждаются дипломом, а работники, внесшие существенный вклад в разработку и внедрение мероприятий по НОТ, — нагрудным значком ВЦСПС «За активную работу по внедрению НОТ».

Закон СССР "О социалистическом предприятии" предоставляет право трудовым коллективам предприятий (объединений) выбрать для работы любую модель хозяйственного расчета — первую, вторую или арендную.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО — деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. Осуществляется не только на коммерческой основе. В разных странах сочетание коммерческих и некоммерческих начал в деятельности государственных предприятий неодинаково. Например, в Италии превалируют некоммерческие начала. В Англии 1979 г. доля государственного сектора в производстве составляла 18,7%. В 80-х годах, когда прошла волна приватизации государственных предприятий, более 2/3 государственного сектора было передано в частные руки и коллективам предприятий. Во Франции доля государственных предприятий в начале 80-х годов выросла до 22,8%, а затем стала уменьшаться.

Премии по итогам социалистического соревнования выдаются коллективам предприятий за счет сверхплановой прибыли или сверхплановой экономии от снижения себестоимости продукции, полученной с начала календарного года. Если же этих средств недостаточно, то выплата премий производится за счет уменьшения взносов в государственный бюджет свободного остатка сверхплановой прибыли.

Коллективам предприятий и организаций, удостоенных премии ВЦСПС, вручаются дипломы, а наиболее отличившимся работникам (в количестве от 7 до 50 человек по установленной

1. Приватизация в первую очередь охватила промышленность и сферу услуг, торговлю и общественное питание. При этом использовались схожие методы приватизации. Мелкие предприятия переходили в частные руки путем их продажи на аукционах или по конкурсу. Крупные предприятия передавались приватизационным ведомствам, которые осуществляли их разгосударствление путем акционирования. Акции таких предприятий частично (но не во всех странах) передавались коллективам предприятий, а оставшаяся часть приобреталась частными (юридическими и физическими) лицами на аукционах или по конкурсу. Вместе с тем в конкретных формах и методах приватизации было и много различий.

Весьма сомнительными оказались и льготы коллективам предприятий. Надо отметить, что такие льготы во многом оправданы тем, что большинство предприятий к моменту начала приватизации находились в сложном финансовом положении или даже ыли убыточными, а поэтому их акции не представляли интереса я внешних инвесторов. В то же время такие льготы явно проти-оречат основному принципу демократии — равноправию граж-ан.

орого этапа, льготы коллективам предприятий при проведении

3. В российской приватизации выделяются два этапа, что главным образом обусловливается протеканием процессов большой приватизации. Последняя на первом этапе (1992 г. — конец июня 1994 г.) осуществлялась на безвозмездной основе посредством приватизационных чеков (ваучеров) при предоставлении крупных приватизационных льгот коллективам предприятий. На втором этапе (с 1 июля 1994 г.) эти льготы отменены, приватизация ведется исключительно на возмездной основе с акцентом на формирование реального капитала.

1. Приватизация в первую очередь охватила промышленность и сферу услуг, торговлю и общественное питание. При этом использовались схожие методы приватизации. Мелкие предприятия переходили в частные руки путем их продажи на аукционах или по конкурсу. Крупные предприятия передавались приватизационным ведомствам, которые осуществляли их разгосударствление путем акционирования. Акции таких предприятий частично (но не во всех странах) передавались коллективам предприятий, а оставшаяся часть приобреталась частными (юридическими и физическими) лицами на аукционах или по конкурсу. Вместе с тем в конкретных формах и методах приватизации было и много различий.


Коэффициентом сменности Коэффициентов фибоначчи Коэффициентов капитализации Качественное преобразование Коэффициентов относительной Коэффициентов приведенных Коэффициентов трудоемкости Коэффициентов уравнения Коэффициенту трудового Коэффициент экстенсивного Коэффициент асимметрии Коэффициент дифференциации Коэффициент естественного вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика