|
Коллективные потребности
Производственно-техническое единство характеризуется общностью целевого назначения изготовляемой предприятием продукции, размещением на территории предприятия его производственной системы (цехов, производственных участков, отделений, служб), взаимосвязью совершающихся технологических стадий и операций процесса изготовления продукции и кооперированием изготовления продукции между отдельными звеньями системы. Такое единства требует соответствующей организации и квалифицированного управления производством. , Организационное единство предприятия характеризуется наличием единого коллектива трудящихся, единой администрации и управления производства, моральной сплоченностью коллектива, действующего под мобилизующим руководством партийных, профсоюзных и комсомольских организаций.
Принцип материальной заинтересованности осуществляется на основе рациональной организации заработной платы и систем премирования коллектива трудящихся за количественные и качественные показатели работы, за уровень использования предоставленных средств производства.
Организационное единство состоит в единстве коллектива трудящихся и аппарата управления, возглавляемого назначенным государством директором, начальником, управляющим, в общности производственной структуры предприятия. Коллектив, управляемый руководителем, решает единую производственную задачу в соответствии с государственным планом.
План социального развития коллектива трудящихся ставит перед собой следующие основные задачи:
Важной формой участия в управлении всех трудящихся является коллективный договор, который заключается комитетом профсоюза от имени всех работающих и администрацией. В коллективном договоре определены обязательства руководства предприятия и коллектива трудящихся по выполнению плановых заданий, организационно-технические мероприятия, направленные на реализацию плана. Каждый рабочий, осуществляя свое право на управление производством, может внести в коллективный договор предложения по досрочному выполнению плана и социалистических обязательств, совершенствованию технологических процессов, внедрению новой техники, улучшению организации труда, моральному и материальному
Принцип непрерывности требует ликвидации сколько-нибудь значительных перерывов во времени между этапами, а внутри них — между операциями, работами, подэтапами, а также между завершением подготовки и организацией серийного производства продукции. Этот принцип предполагает сокращение длительности процесса создания новой продукции и увеличение времени непосредственного участия коллектива трудящихся в работах. Одной из форм проявления принципа непрерывности является совместная деятельность представителей отдельных подразделений на «стыках» этапов (конструкторов и технологов, технологов и организаторов производства и т. п.).
правами и несет ответственность за порученный участок производства. Единоначалие исключает обезличку и безответственность. Строжайший порядок, дисциплина, ответственность должны создаваться волей руководителя. В то же время каждый работник отвечает за свой участок работы и подчинен распоряжениям одного руководителя. Единоначалие требует четкого определения прав и обязанностей, ответственности руководителя, непосредственной связи с трудящимися. Сочетание единоначалия в управлении с контролем и критикой коллектива трудящихся, прав руководителя с инициативой работников производства является проявлением демократического централизма в хозяйственном строительстве. В. И. Ленин учит: «беспрекословное подчинение единой воле для успеха процессов работы, организованной по типу крупной машинной индустрии, безусловно необходимо» [2, т. 36, с. 200].
Наука об организации, планировании и управлении социалистических предприятий является важным разделом марксистско-ленинской экономической науки. Она изучает действие и проявление объективных экономических законов социализма в производственно-хозяйственной деятельности предприятия и разрабатывает на этой основе пути эффективного выполнения плановых заданий при наиболее экономном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Наука об организации производства рассматривает предприятие как объект деятельности коллектива трудящихся.
Организационное единство заключается в единстве коллектива трудящихся и аппарата управления, возглавляемого назначенным государством директором (начальником, управляющим); общности производственной структуры предприятия. Коллектив предприятия, направляемый волей руководителя, решает единую производственную задачу в соответствии с государственным планом.
§ 6. ФОРМЫ УЧАСТИЯ КОЛЛЕКТИВА ТРУДЯЩИХСЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВОМ
§ 6. Формы участия коллектива трудящихся в управлении производством ...... 72 Главным источником формирования средств предприятий, предназначенных для социально-бытовой инфраструктуры, является их прибыль. Из прибыли, которая оставляется в распоряжении предприятий, формируются целевые фонды. За счет средств этих фондов коллективы предприятий имеют возможность удовлетворять коллективные потребности в жилье, социально-культурных и бытовых услугах.
б) обеспечивают коллективные потребности домашних хозяйств (например, политические партии, профсоюзные организации, различные общества, спортивные организации, клубы и т.д.). Эти организации не финансируются государством. Ресурсы данного сектора складываются из взносов, пожертвований, дарений и дохода от собственности.
Фактическое конечное потребление государственных учреждений — это стоимость услуг, удовлетворяющих коллективные потребности. Сумма расходов на конечное потребление в целом по экономике равна фактическому конечному национальному потреблению.
Финансовая политика ставит своей задачей научное обоснование проведения в жизнь новых финансовых институтов. Финансовая политика берет выводы финансовой теории и доказывает возможность использования их на практике. При проектировании финансовых мероприятий финансовая политика прежде всего должна установить, что новые финансовые институты при своем осуществлении не повлекут уменьшения темпа развития производительных сил, что они в данный период будут достаточны, чтобы удовлетворить коллективные потребности союза, что новые финансовые институты дадут возможность дальнейшего более быстрого роста хозяйства публично-правового союза. Отсутствие резких границ между финансовой теорией и финансовой политикой объясняется еще и давлением практики»1.
Э. Сакс подходит к определению финансового хозяйства и его законов с позиций теории предельной полезности: «Коллективные потребности - те же индивидуальные потребности, так как они испытываются отдельными индивидами и одинаково могут быть удовлетворены только через употребление материальных благ, следовательно, финансовое хозяйство есть употребление богатств на удовлетворение определенных потребностей; отсюда его законы определяются субъективной ценностью. Каждый, смотря по своему положению (наличному богатству, напряженности потребности), дает общественным потребностям различную субъективную оценку, а вся совокупность этих различных оценок и образует ту общую среднюю, которая определяет государственные доходы и расходы. Поэтому об абсолютной сумме налогов нельзя сказать ничего определенного, но что относительная сумма их находится в соотношении с предельной полезностью богатства, находящегося в распоряжении плательщиков»2. В этой концепции финансовое хозяйство также трактуется как совокупность материальных благ.
Финансовое хозяйство черпает свои ресурсы из индивидуальных хозяйств. Наличие индивидуальных хозяйств, т.е. существование в той или другой форме частной собственности на средства производства, является основной предпосылкой финансового хозяйства. До возникновения частной собственности коллектив, удовлетворявший индивидуальные и коллективные потребности своих сочленов, не имел нужды в финансовом хозяйстве. Особый характер финансового хозяйства проявляется также в том, что это хозяйство принудительное. Без принуждения построить финансовое хозяйство нельзя. Если исчезает момент принуждения, то исчезает и финансовое хозяйство. Момент принуждения проводит публично-правовой союз, организующий финансовое хозяйство. Если публично-правовой союз не в состоянии применить принуждение, то он и не будет иметь финансовое хозяйство.
Итак, мы установили, что такое финансовое хозяйство государства. В его распоряжении должны быть материальные ресурсы, чтобы удовлетворить коллективные потребности. Это предполагает сбор доходов, с одной стороны, и расходование средств - с другой. Сколько существует финансовое хозяйство, сколько государство изыскивает способы добывания доходов, столько и рост потребностей увеличивает расходы и рождает их новые виды. В связи с этим необходимы систематизация, учет, контроль в области как доходов, так и расходов. История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. Однако во всех европейских государствах и в России собирались доходы и производились расходы, т.е. существовала известная, основанная на юридических нормах, система доходов и расходов. Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало - составляет смету доходов и расходов на определенный период.
В соответствии со своими взглядами на экономическую роль государства Ф. Нитти дает и обоснование налогов: «Имеются неделимые общественные услуги, как, например, внутреннее спокойствие и внешняя безопасность, правосудие, общественная гигиена, охрана территории. Так как в этом случае неприменимы пошлины, т.е. вознаграждение за специальные делимые услуги, то необходимо, чтобы общие расходы покрывались налогами»1. Ф. Нитти вводит понятие «общественные неделимые услуги», платой за которые и являются налоги: «Существуют коллективные потребности, отличные от индивидуальных. Удовлетворение этих коллективных потребностей производится путем общественных услуг, по природе своей неделимых и поэтому возмещаемых гражданами посредством налоговых сборов»2. Налог, по Ф. Нитти, «есть та часть богатства, которую граждане дают государству и местным органам ради удовлетворения коллективных потребностей»3.
В Советской России 20-х гг. финансовая наука в лице А.А. Буковецкого, А. Соколова, П.В. Микеладзе придерживалась теории коллективных потребностей. А. Соколов рассматривал государство как орган, удовлетворяющий коллективные потребности населения. П.В. Микеладзе считал, что «задача налоговой политики в том и заключается, чтобы согласовывать и экономически рационально удовлетворять индивидуальные и коллективные потребности», за что был подвергнут резкой критике сторонниками марксизма. А. Соколов в книге «За марксистский анализ налогов и тяжести налогообложения» (1930) писал, что «эта формулировка является не чем иным, как восстановлением (реставрацией) старой буржуазной "теории страхования"».
С позиции теории предельной полезности обосновал теорию коллективных потребностей один из видных представителей австрийской экономической школы - Э. Сакс. Эту теорию мы приводим в изложении итальянского социалиста А. Лориа: «Финансовое хозяйство по Э. Саксу есть только приложение некоторого количества имущества к удовлетворению коллективных потребностей, т.е. осуществляемых при посредстве государства, потребностей отдельных граждан. Имущество каждого гражданина состоит из ряда единиц - благ, из которых первые идут на удовлетворение самых насущных потребностей, и остальные - последовательно на удовлетворение таких потребностей, которые квалифицируются как все менее и менее насущные и интенсивные. Вся доля этого имущества, которая при отсутствии публичных финансов шла бы на удовлетворение индивидуальных потребностей, менее интенсивных, чем коллективные потребности различных индивидов, представляет сумму благ, которую последние расположены обратить на удовлетворение своих коллективных потребностей, т.е. передать государству.
Теория интереса рекомендовала устанавливать обложение подданных соразмерно выгодам, получаемым ими от государства, -обложение, сходное с обложением по размеру причиненных каждым налогоплательщиком расходов. Этот критерий конца XVIII в. не соответствовал пониманию государства как органа, удовлетворяющего коллективные потребности и обладающего силой принудительной власти.
Коэффициентов капитализации Качественное преобразование Коэффициентов относительной Коэффициентов приведенных Коэффициентов трудоемкости Коэффициентов уравнения Коэффициенту трудового Коэффициент экстенсивного Коэффициент асимметрии Коэффициент дифференциации Коэффициент естественного Коэффициент характеризует Качественного изменения вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|