|
Коллективных договорах
А к самих эконометрических моделях используется метод индивидуальных и коллективных экспертных оценок, например, в части прогнозирования значений экзогенных факторов и т.д.
• метод коллективных экспертных оценок.
Методы коллективных экспертных оценок имеют преимущество перед методами индивидуальных экспертных оценок, так как при коллективном мышлении выше точность прогнозов, и кроме того, при обработке различных индивидуальных независимых оценок экспертов часто возникают продуктивные идеи (народная мудрость
гласит: «Одна голова — хорошо, а две и больше — лучше!»). Так, исследования эффективности коллективных экспертных оценок, проведенные в университете Буффало, показали, что групповое мышление производит на 70% больше ценных новых идей, чем сумма результатов индивидуальных мышлений.
5.2.1. Частные методы индивидуальных и групповых (коллективных) экспертных оценок
Какие методы входят в группу коллективных экспертных оценок?
Существует большое число модификаций методов коллективных экспертных оценок. Основной принцип этих методов — выявление коллективного мнения экспертов о перспективах развития объекта прогнозирования.
Самым распространенным из способов коллективных экспертных оценок является метод Дельфи, разработанный в 1964 г. американской научно-исследовательской корпорацией «РЭНД-Корпо-рейшн». Название его образно условное, оно напоминает о знаменитых с древних времен дельфийских оракулах.
Какие методы входят в группу коллективных экспертных оценок?.......... 121
[Анализ динамики публикаций, научно-технической информации Метод коллективных экспертных оценок
Среди экспертных методов прогнозирования, предусматривающих использование мнений групп экспертов, наибольшую известность получили: метод Дельфи и метод коллективных экспертных оценок. Основа метода Дельфи состоит в обобщении и статистической обработке мнений экспертов относительно перспектив развития тех областей, в которых они специализируются, а также смежных с ними. Впервые этот метод был применен научно-исследовательской корпорацией РЭНД в 1964 г. для решения крупных научных проблем. ^АРАНТИИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ — защита и обеспечение прав граждан, определенные Законом РФ "О занятости населения в РФ". Г.г. в о.з. заключаются в том, что государство обеспечивает следующие права: а) гражданам РФ свободу выбора рода деятельности, охрану труда и правовую защиту в сфере труда в соответствии с трудовым законодательством, бесплатное содействие в подборе работы и трудоустройстве при посредничестве службы занятости; б) безработным гражданам бесплатные профориентацию, профподготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению службы занятости, бесплатное медицинское обследование при приеме на работу; обеспечение соц. защиты; компенсацию материальных затрат, связанных с переездом в др. местность по предложению службы занятости; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; в) гражданам, особо нуждающимся в соц. защите и поддержке в поиске работы, дополнительные гарантии путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, установления квоты для приема на работу инвалидов и т.п.; г) гражданам, высвобождаемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, сохранение соц. льгот (очередь на жилье, возможность пользоваться лечебными, детскими дошкольными учреждениями), предусмотренных в коллективных договорах, на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации; д) женам (мужьям) военнослужащих и гражданам, уволенным с военной службы, преимущественное право поступления на работу в гос. и муниципальные, унитарные организации.
ГЕНЕРАЛЬНОЕ (тарифное) СОГЛАШЕНИЕ -правовой акт коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в РФ, определяющий согласованные позиции сторон по основным принципам проведения соц.-экон. политики на предстоящий период и их совместные действия по его реализации. Г.с. заключается на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ; регулируется Законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г. Г.с. являются трехсторонними соглашениями и заключаются на федеральном уровне между Правительством РФ, общероссийскими объединениями работодателей и общероссийскими объединениями профсоюзов. Г.с. устанавливает общие принципы согласованного проведения соц.-экон. политики на предстоящий период времени и охватывают совокупные интересы работников и работодателей. В Г.с. устанавливаются положения о регулировании трудовых отношений в области: развития рынка труда и занятости населения; оплаты труда наемных работников; доходов и уровня жизни населения; соц. защиты наиболее уязвимых групп населения; соц. обеспечения; соц. страхования; реализации федеральных соц.-экон. программ.
ности работников, с работодателем. Порядок и условия заключения К.д. определяются Законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г. № 2490-1 в редакции Федерального закона от 24 декабря 1995 г. № 176-ФЗ. В соответствии с законом представителями работников являются органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, или органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные ими. Работодателей представляют руководители организаций или иные лица, уполномоченные в соответствии с уставом организаций либо иным правовым актом. Инициатором переговоров по разработке, заключению и изменению К.д. вправе выступать любая из сторон. Для ведения коллективных переговоров и разработки проекта К.д. стороны на равноправной основе создают полномочную комиссию, состав которой, сроки, место проведения и повестка дня переговоров устанавливаются сторонами. Стороны, участвующие в переговорах, имеют полную свободу в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание К.д. Проект К.д. должен быть обсужден работниками в подразделениях организации и доработан с учетом поступивших замечаний и предложений. Доработанный проект К.д. утверждается общим собранием (конференцией) работников организации и подписывается представителем работников и работодателем. Подписанный сторонами К.д. с приложениями в семидневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации для уведомительной регистрации. В К.д. могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам: форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты; механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных К.д.; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; определение рабочего времени и времени отдыха; улучшение условий и охраны труда работников, в т.ч. женщин и молодежи (подростков); добровольное и обязательное медицинское и соц. страхование; соблюдение интересов работников при приватизации предприятия, ве-
ны — основные (Конституция РФ и Конституции республик в составе РФ); федеральные конституционные законы ("Об Арбитражных судах в РФ" и др.); федеральные законы ("О коллективных договорах и соглашениях" и др.); законы, принимаемые субъектами РФ; б) нормативные акты органов исполнительной власти (подзаконные акты), постановления Правительства РФ ("О службе по урегулированию коллективных трудовых споров" и др.); в) нормативные акты органов конституционного контроля (надзора); г) парламентские регламенты и постановления; д) акты органов местного самоуправления.
ОТРАСЛЕВОЕ (тарифное) СОГЛАШЕНИЕ -правовой акт коллективно-трудового регулирования трудовых отношений, определяющий согласованные позиции сторон по основным принципам соц.-экон. политики в отрасли, а также совместные действия участников соглашения по их реализации. О.с. является, как правило, трехсторонним; регулируется Законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от II марта 1992 г.; заключается между соответствующими общероссийскими профсоюзами и их объединениями или иными уполномоченными работниками представительными органами, об-
управления персоналом и всех ее подразделений. Основными законодательными актами, регулирующими трудовые отношения, являются: ГК РФ, КЗоТ (в редакции от 25 сентября 1992 г.), Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях", Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации", Закон РФ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)". Указ Президента РФ "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)" и др.
ных условий в коллективных договорах и соответствующих соглашениях; содействие занятости посредством участия П.с. в разработке гос. программ занятости, осуществления профсоюзного контроля за занятостью и соблюдением законодательства в этой области; право первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением; право П.с. на участие в урегулировании трудовых споров вплоть до использования таких средств защиты соц.-трудовых прав и интересов работников, как организация и проведение в соответствии с законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и др. коллективных действий; право П.с. на бесплатное и беспрепятственное получение от работодателей, их объединений, органов гос. власти и местного самоуправления информации по соц.-трудовым вопросам, необходимой им для осуществления своей деятельности; право П.с. па осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде, включая создание собственных инспекций труда, беспрепятственное посещение организаций, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями коллективного договора, соглашения; право П.с. на соц. защиту работников, имея в виду соц. страхование и охрану здоровья, соц. обеспечение, улучшение жилищных условий и др. ее виды. П.с. вправе участвовать в формировании соц. программ, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен. Отношения П.с. с работодателями, объединениями предпринимателей, органами гос. власти и местного самоуправления строятся на основе соц. партнерства, равноправного паритетного участия в управлении гос. фондами соц. страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и др. фондами, самостоятельной организации и проведения оздоровительных мероприятий среди членов П.с. и их семей, взаимодействия по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физ. культуры и спорта. Отношения П.с., первичных профсоюзных организаций с др.
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ — правовая основа для функционирования С.р.т.о. в РФ, зало-женая в марте 1992 г. (Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях"), содействует договорному регулированию трудовых отношений и согласованию соц.-экон. интересов работников и работодателей на разных уровнях управления — государство, отрасль, регион, организация. На верхнем уровне управления Указом Президента РФ образована "Российская трехсторонняя комиссия по регулированию соц.-трудовых отношений", основными задачами которой являются заключение Генерального соглашения, рассмотрение отраслевых тарифных соглашений и урегулирование трудовых споров. Персональ-
СОГЛАШЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЕ — правовой акт, содержащий обязательства по установлению условий труда, занятости и соц. гарантий для отдельных работников, территорий, отраслей, а также на уровне Федерации. В настоящее время С. в с.-т.с. регулируется Законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г. №2490-1 в редакции Федерального закона от 24 декабря 1995 г. №176-ФЗ. В зависимости от сферы регулируемых отношений могут заключаться следующие виды соглашений: генеральные, отраслевые (тарифные), специальные (терр.). С. в с.-т.е. являются трех- или двухсторонними и заключаются представителями Правительства РФ, профсоюзов и ра-
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО - система мероприятий, обеспечивающих сотрудничество наемных работников, представляемых обычно профсоюзами, с работодателями, объединенных, как правило, в ассоциации предпринимателей. Такое сотрудничество осуществляется постоянно, на двусторонней основе, преимущественно в форме коллективных переговоров на уровне отдельных предприятий (организаций) и отраслей народного хозяйства, заключения коллективных договоров и соглашений, регулирующих соц.-трудовые отношения. Специфической формой С.п. выступает трипартизм (т.е. состоящий из трех частей), означающий, что к привычным партнерам, представляющим работников и работодателей, присоединяются еще и представители государства, органов исполнительной власти. Такое сотрудничество может осуществляться как на постоянной основе, так и нерегулярно, лишь в случаях обострения соц. ситуации в отрасли, регионе или в стране в целом. В РФ система С.п. имеет свои особенности. Она начала складываться в условиях осуществления соц.-экон. реформ, направленных на переход страны к рыночной экономике. 11 марта 1992 г. принят Закон "О коллективных договорах и соглашениях". 20 октября 1995 г. Гос. Дума внесла в него ряд существенных изменений и дополнений. Закон устанавливает правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров в организациях и разного рода соглашений (генерального, регионального, отраслевого тарифного, профессионального тарифного и иных) в целях содействия договорному регулированию соц.-трудовых отношений и согласованию соц.-экон. интересов работников и работодателей.
ТРУДОВОЕ ПРАВО — отрасль российского права, регулирующая труд наемных работников на предприятии, в учреждениях, организациях. Т.п. регламентирует отношения рабочих и служащих с работодателем, от лица которого выступает администрация, по поводу непосредственного приложения труда; отношения администрации с трудовым коллективом по поводу участия работников в управлении производством, установления условий труда; отношения по рассмотрению трудовых споров; отношения по охране труда; отношения по обеспечению занятости и трудоустройства; отношения по перераспределению рабочей силы и др. Основные источники Т.п. — Конституция РФ; Кодекс законов о труде РФ (КЗоТ), введенный в действие с 1 апреля 1972 г., измененный и дополненный Законом РФ от 25 сентября 1992 г.; Законы РФ (с последующими изменениями): "О занятости населения в РФ" от 19 апреля 1991 г., "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г., "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 23 ноября 1995 г., "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г., "Об основах государственной службы РФ" от 31 июля 1995 г., "Основы законодательства РФ об охране труда" от 6 августа 1993 г., "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г.; Указ Президента РФ "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)" от 15 ноября 1991 г.; Постановление Правительства РФ "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" от 14 октября 1992 г.; постановление Министерства труда РФ "Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих" от 6 июня 1996 г. и др.
Коэффициентов корреляции Коэффициентов оборачиваемости Коэффициентов премирования Коэффициентов рентабельности Качественное состояние Коэффициенту оборачиваемости Коэффициент эксплуатационной Коэффициент амортизации Коэффициент автономии Коэффициент доходности Коэффициент гидравлического Коэффициент интенсивного Коэффициент изношенности вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|