|
Коллективных предприятий
В процессе расширенного социалистического воспроизводства происходит непрерывный кругооборот хозяйственных средств. В первой фазе процесса обращения — фазе снабжения — денежные средства расходуются на приобретение средств производства. В процессе производства создается продукт, стоимость которого превышает затраты на израсходованные средства производства и оплату труда на величину чистого дохода общества. Во второй фазе обращения — фазе сбыта (реализации) продукции — продукт труда принимает денежную форму. Одна часть полученных денежных средств, равная стоимости доли совокупного общественного продукта, которая по своей натуральной форме состоит из предметов потребления (продукт второго подразделения), расходуется на оплату труда работников материального производства и на покрытие коллективных потребностей общества в целом (на управление, здравоохранение, развитие культуры и науки и т. д.). Другая часть денежных средств, равная стоимости доли совокупного общественного продукта, которая по своей натуральной форме состоит из средств производства (продукт первого подразделения), снова расходуется на возмещение потребленных средств производства и на их расширение, начиная тем самым новый цикл кругооборота.
Во второй фазе обращения — фазе сбыта (реализации) продукции — продукт труда принимает денежную форму. Одна часть полученных денежных средств, равная стоимости доли совокупного общественного продукта, которая по своей натуральной форме состоит из предметов потребления (продукт второго подразделения), расходуется на оплату труда работников материального производства и на покрытие коллективных потребностей общества в целом (на управление, здравоохранение, развитие культуры и науки и т. д.). Другая часть денежных средств, равная стоимости доли совокупного общественного продукта, которая по своей натуральной фазе состоит из средств производства (продукт первого подразделения), снова расходуется на возмещение потребленных средств производства и на их расширение, начиная тем самым новый цикл кругооборота.
Располагаемый доход может быть использован либо для конечного потребления, либо для сбережения. Под конечным потреблением понимаются расходы институциональных единиц на товары и услуги для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей. Сбережения как категория СНС подразумевают вложение полученных доходов в капитальное строительство, приобретение основных фондов, материальных оборотных средств, нематериальных активов и ценностей (ювелирных изделий, антиквариата и как способ защиты от инфляции).
и развернутое определение дано А.И. Буковецким: «Совокупность материальных ресурсов, которыми располагает публично-правовой союз (государство) для удовлетворения коллективных потребностей своих сочленов, является его финансовым хозяйством»1. Собирание и расходование материальных ресурсов является финансовой деятельностью государства. Из этого определения ясно, что финансовое хозяйство - это прежде всего совокупность материальных ресурсов.
Итак, финансовое хозяйство - это историческая форма организации удовлетворения коллективных потребностей. Оно получает свой особый характер вследствие того, что является хозяйством политических союзов и потому служит в сущности иным задачам и располагает иными средствами, чем частное хозяйство2.
Из определения финансового хозяйства государства ясно, что добывание материальных средств для удовлетворения коллективных потребностей предполагает государственные доходы и расходы. Член Первой Государственной Думы Л.Н. Яснопольский кратко и точно выразил эту мысль:«... государственные доходы и расходы иначе называются государственные «финансы», и заведует ими министр финансов»2.
Учение о правовом государстве приводит финансовую науку к идее принудительного характера налога и к появлению новых теорий: теории жертвы, теории коллективных (общественных) потребностей. Эти теории трактовали налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязанность, вытекающую из самой идеи государства и из тех коллективных потребностей, которые удовлетворяются государством. Это было обусловлено тем, что задачи и функции государства вышли далеко за пределы «обязанностей ночного сторожа». В XIX в. оно становится производителем массы самых разнообразных, как нематериальных, так и материальных, ценностей.
Идея принуждения со стороны государства, идея определенной доли или оклада, установленных или исчисленных правительством, вне всякой зависимости от воли плательщика3 нашла свое развитие в теории коллективных (общественных) потребностей. Теория коллективных потребностей отразила реалии последней четверти XIX - начала XX в., обусловленные резким ростом государственных расходов и необходимостью обоснования соответствующего увеличения налогового бремени. В параграфе о финансовом хозяйстве государства мы достаточно обстоятельно рас-
В соответствии со своими взглядами на экономическую роль государства Ф. Нитти дает и обоснование налогов: «Имеются неделимые общественные услуги, как, например, внутреннее спокойствие и внешняя безопасность, правосудие, общественная гигиена, охрана территории. Так как в этом случае неприменимы пошлины, т.е. вознаграждение за специальные делимые услуги, то необходимо, чтобы общие расходы покрывались налогами»1. Ф. Нитти вводит понятие «общественные неделимые услуги», платой за которые и являются налоги: «Существуют коллективные потребности, отличные от индивидуальных. Удовлетворение этих коллективных потребностей производится путем общественных услуг, по природе своей неделимых и поэтому возмещаемых гражданами посредством налоговых сборов»2. Налог, по Ф. Нитти, «есть та часть богатства, которую граждане дают государству и местным органам ради удовлетворения коллективных потребностей»3.
В Советской России 20-х гг. финансовая наука в лице А.А. Буковецкого, А. Соколова, П.В. Микеладзе придерживалась теории коллективных потребностей. А. Соколов рассматривал государство как орган, удовлетворяющий коллективные потребности населения. П.В. Микеладзе считал, что «задача налоговой политики в том и заключается, чтобы согласовывать и экономически рационально удовлетворять индивидуальные и коллективные потребности», за что был подвергнут резкой критике сторонниками марксизма. А. Соколов в книге «За марксистский анализ налогов и тяжести налогообложения» (1930) писал, что «эта формулировка является не чем иным, как восстановлением (реставрацией) старой буржуазной "теории страхования"».
С позиции теории предельной полезности обосновал теорию коллективных потребностей один из видных представителей австрийской экономической школы - Э. Сакс. Эту теорию мы приводим в изложении итальянского социалиста А. Лориа: «Финансовое хозяйство по Э. Саксу есть только приложение некоторого количества имущества к удовлетворению коллективных потребностей, т.е. осуществляемых при посредстве государства, потребностей отдельных граждан. Имущество каждого гражданина состоит из ряда единиц - благ, из которых первые идут на удовлетворение самых насущных потребностей, и остальные - последовательно на удовлетворение таких потребностей, которые квалифицируются как все менее и менее насущные и интенсивные. Вся доля этого имущества, которая при отсутствии публичных финансов шла бы на удовлетворение индивидуальных потребностей, менее интенсивных, чем коллективные потребности различных индивидов, представляет сумму благ, которую последние расположены обратить на удовлетворение своих коллективных потребностей, т.е. передать государству. Собственность арендных, коллективных предприятий, кооперативов, акционерных, хозяйственных ассоциаций, общественных организаций и других объединений, являющихся юридическими лицами.
Перемещение центра тяжести с федерального уровня на региональный призвано создать на территориях наиболее благоприятные организационные, налоговые, кредитные и кадровые условия для эффективного функционирования товаропроизводителей: государственных, частных и коллективных предприятий, малого и среднего бизнеса, личного подсобного хозяйства и т.п.
Долгосрочные же инвестиции ведут к з/величению производства. Ныне Канада производит вдвое больше зерна в расчете на 1 га, чем Россия, а в Финляндии урожаи зерна выше российских в 2,5 раза. В среднем западноевропейский фермер производит в 5 раз больше зерна в расчете на 1 га, чем собирают в России, в США в среднем фермер получает в 4 раза больше зерна 'с гектара. Эти системы эффективной частной собственности на семейные фермы отражают и средний размер хозяйства, составляющий от 13 (Финляндии) до 242 га (Канада). В отличие от этого 26 тыс. гигантских и неэффективных коллективных предприятий, которые все еще занимают доминирующее положение в нашем сельском хозяйстве, владеют в среднем 4800 га пахотной земли в расчете на одно хозяйство.
С этими провалами контрастируют успехи, достигнутые Китаем, который сумел выстроить собственный путь перехода (не используя «рецепты» западных консультантов). Китай преуспел не только в обеспечении быстрого экономического роста, но и в создании полнокровного негосударственного сектора коллективных предприятий.
В связи с этим в 1990 г. Верховным Советом страны был принят Закон Союза ССР о собственности в СССР, предусматривающий не только наличие государственной собственности (в виде общесоюзной, союзных, автономных республик и автономных областей, а также административно-территориальных образований), но и коллективную собственность, к которой относится собственность арендных и коллективных предприятий, кооперативов, акционерных и хозяйственных обществ, общественных организаций и других объединений.
Строительство силами коллективных предприятий (колхозов, кооперативов и т.д.): затраты на строительно-монтажные работы (без капитального ремонта) — 47; прочие капитальные работы и затраты — 13; затраты на капитальный ремонт зданий и сооружений — 27.
Долгосрочные же инвестиции ведут к увеличению производства. Ныне Канада производит вдвое больше зерна в расчете на 1 га, чем Россия, а в Финляндии урожаи зерна выше российских в 2,5 раза. В среднем западноевропейский фермер производит в 5 раз больше зерна в расчете на 1 га, чем собирают в России, в США в среднем фермер получает в 4 раза больше зерна с гектара. Эти системы эффективной частной собственности на семейные фермы отражают и средний размер хозяйства, составляющий от 13 (Финляндии) до 242 га (Канада). В отличие от этого 26 тыс. гигантских и неэффективных коллективных предприятий, которые все еще занимают доминирующее положение в нашем сельском хозяйстве, владеют в среднем 4800 га пахотной земли в расчете на одно хозяйство.
С этими провалами контрастируют успехи, достигнутые Китаем, который сумел выстроить собственный путь перехода (не используя «рецепты» западных консультантов). Китай преуспел не только в обеспечении быстрого экономического роста, но и в создании полнокровного негосударственного сектора коллективных предприятий.
удовлетворения духовных, материальных потребностей, для осуществления любой хозяйственной деятельности, не запрещенной действующим законодательством. Объектом С. граждан могут являться: дачи, дома, денежные средства, садовые дома, насаждения на земельном участке, транспортные средства, акции и другие ценные бумаги, предметы домашнего хозяйства и личного потребления, средства производства для ведения крестьянского и другого трудового хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуальной и другой хозяйственной деятельности, произведенная продукция и полученные доходы, а также иное имущество потребительского и производственного назначения (ст. 7 Закона СССР «О собственности в СССР»). Законодательными актами государства могут устанавливаться виды имущества, которые не могут находиться в С. граждан. К коллективной С. относится С. арендных предприятий, коллективных предприятий, кооперативов, акционерных обществ, хозяйственных обществ и товариществ, хозяйственных ассоциаций, общественных организаций и других объединений, являющихся юридическими лицами (ст. 10 п. I Закона СССР «О собственности в СССР»). Коллективная С. создается путем передачи государственных предприятий в аренду, преобразования государственных предприятий в акционерные общества, добровольным объединением имущества граждан и юридических лиц для создания кооперативов, товариществ, других хозяйственных обществ. Ст. 19 Закона СССР «О собственности в СССР» устанавливает, что к государственной С. относятся общесоюзная С., С. союзных республик, автономных областей, автономных округов, С. административно-территориальных образований (коммунальная С.). В С. государства находятся земля, ее недра, воды, растительный и животный мир. В С. государства также находятся: имущество органов власти и управления, трубопроводный транспорт, энергетическая система, космические системы, имущество Вооруженных Сил, пограничных, внутренних и железнодорожных войск, оборонные объекты, средства бюджета. Центральный банк, другие банки, резервные, страховые фонды; предприятия, морской, железнодорожный, воздушный транспс-рг, высшие учебные заведения и другое иму-
Собственность арендных, коллективных предприятий, кооперативов, акционерных, хозяйственных ассоциаций, общественных организаций и других объединений, являющихся юридическими лицами.
• члены коллективных предприятий (работающие на предприятии и являющиеся членом коллектива собственников — члены производственных кооперативов, колхозов, товариществ).
Коэффициентов относительной Коэффициентов приведенных Коэффициентов трудоемкости Коэффициентов уравнения Коэффициенту трудового Коэффициент экстенсивного Коэффициент асимметрии Коэффициент дифференциации Коэффициент естественного Коэффициент характеризует Качественного изменения Коэффициент капитализации Коэффициент механического вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|