Концентрическая диверсификация



К числу важнейших показателей, характеризующих концентрацию производства, относятся: объем валовой продукции крупных предприятий в общем выпуске ее по отрасли в целом; удельный вес числа работников про-мышленно-производственного персонала, занятых на крупных предприятиях, в общей численности их по отрасли в целом; удельный вес основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях, в общей стоимости этих фондов по отрасли в целом.

Как указывается в «Основных принципах международного разделения труда», принятых Совещанием представителей коммунистических и рабочих партий стран — участниц СЭВ, дальнейшее совершенствование международного социалистического разделения труда на основе координации планов предполагает ускоренное развитие таких прогрессивных его форм, как специализация и кооперирование производства в рамках социалистического лагеря. Междугосударственная специализация означает концентрацию производства однородной продукции в одной или нескольких социалистических странах для удовлетворения потребностей заинтересованных стран.

ной производственной деятельности предприятия. Интенсификация (то есть, повышение степени интенсивности) производственных процессов позволяет осуществлять концентрацию производства, а именно сосредоточивать выпуск требуемых объемов продукции на меньшем числе высоконагруженных предприятий и рабочих мест. А повышение нагрузки на предприятие дает крупную экономию материальных, трудовых и денежных ресурсов на единицу продукции, поскольку расходы на изготовление продукции растут медленнее, чем объемы производства.

В нефтеперерабатывающей промышленности планомерно проводился курс на концентрацию производства — строительство крупных НПЗ с установками первичных и вторичных процессов большой мощности с расширением ассортимента производимой продукции, в том числе и из высокосернистой нефти Урало-Поволжья.

В период создания и функционирования совнархозов в экономических районах действовали соответствующие управления, координировавшие деятельность предприятий по нефтепереработке и нефтехимии. После ликвидации совнархозов и перехода к отраслевому принципу управления было создано союзно-республиканское Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. В отдельных республиках организованы республиканские министерства или главные управления при Советах Министров республик. Так, республиканское Министерство нефтеперерабатывающей промышленности в Азербайджане, а также и главные управления в других союзных республиках решали задачи оперативного порядка, связанные с территориальными особенностями той или иной республики. Для более полного руководства территориальными комплексами в крупных экономических районах возникли территориальные производственные объединения и комбинаты — Грознефтсхимзаводы, Башнефтехимзаводы, Куйбышевнефтехим-заводы и др. Их создание характеризует непрерывную концентрацию производства.

Специализация характеризуется закреплением за предприятием (цехом или производственным участком) выработки определенного вида продукции (или полуфабрикатов). Обеспечивая одновременную концентрацию производства однородной продук-

Но самым важным источником економии углеводородного сырья яв-лпатсл сама нефтехимия. При этом необходимо учитывать особенность ие?>техтст1 будущего-переход к агрегатагд болъпоЯ единичной кощностг и концентрацию производства в крупных ие^вперервбатывапяях н не*тв-хвьагческих комплексах.

К числу показателей, характеризующих концентрацию производства, относятся: объем выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении (в неизменных ценах); стоимость основных производственных фондов; численность промышленно-производственного персонала; удельный вес валовой продукции, изготовленной на крупных предприятиях, в общем выпуске валовой продукции по отрасли в целом; удельный вес основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях, в общей стоимости этих фондов по отрасли в целом; удельный вес работников промышленно-производственного персонала, занятых на крупных предприятиях, в общей численности работников отрасли в целом.

Пожаро-взрывоопасность процессов, учитывая высокую концентрацию производства, вносит определенные ограничения в размеры цехов и отдельных подразделений, предъявляет жесткие требования к построению генплана предприятия, требует организацию специальных служб по охране труда, обеспечению безопасной работы.

XXIV съезд КПСС поставил в области совершенствования организационной структуры управления важные задачи, в том числе повысить роль и расширить самостоятельность министерств, усилить концентрацию производства, превратить объединения и комбинаты в основные хозрасчетные звенья общественного производства, четко определить объем и отношение прав и ответственности на всех уровнях управления. В решениях съезда предусмотрен переход в промышленности на двух- и трехзвенную систему управления.

Первая категория услуг, обьемы которых планируются плановыми органами аппарата объединения, включает в себя незначительное количество видов деятельности, большинство из которых сконцентрированы в отдельных базах производственно-технического обслуживания и комплектации. Концентрацию производства некоторых видов работ в цехах, подчиненных непосредственно УПТОК или в отдельных БПТОК, целесообразно проводить, поскольку это экономически оправдано.


1. Концентрическая диверсификация, т.е. пополнение своей номенклатуры изделиями, которые с технической и/или маркетинговой точки зрения похожи на существующие товары фирмы. Как правило, эти товары будут привлекать внимание новых классов клиентов. Например, издательство «Модерн паблишинг компа-ни» может обзавестись собственным производством книг в мягкой обложке и воспользоваться для их продажи преимуществами уже налаженной сети дистрибьюторов своих журналов.

Концентрическая диверсификация - пополнение ассортимента новыми изделиями, которые с технической и/или маркетинговой точки зрения похожи на существующие товары фирмы.

в. Концентрическая диверсификация. Включает внедрение в области товаров или услуг, которые связаны с существующими товарами или услугами, через технологию или маркетинг. Эта стратегия обеспечивает возможность синергии, т.е. ситуации, когда общий результат превосходит сумму отдельных результатов двух видов деятельности. Ее целесообразно использовать, когда:

Концентрическая диверсификация. Она используется тогда, когда организация приобретает предприятия, которые производят продукты или предоставляют услуги, сходные с существующими продуктами или услугами. Организации, желающие произвести концентрическую диверсификацию внешними средствами, будут искать хозяйственные организации, которые в значительной степени связаны с ними в вопросах рынков, каналов распределения, потребностей в технике и ресурсах.

Концентрическая диверсификация основана на понимании того, что за счет наличия двух типов деятельности может быть достигнута синергия. Однако они могут реализовываться в качестве средств, скрывающих существующие слабости или предыду-

тефация, концентрическая диверсификация, конгломератная диверсификация.

Диверсификация — процесс проникновения фирмы в другие отрасли производства. Стратегия диверсификации используется для того, чтобы организация не стала чересчур зависимой от одного стратегического хозяйственного подразделения. Идея диверсификации имеет многолетнюю историю. В настоящее время многие компании, располагая большими капиталами, получаемыми в основных сферах бизнеса, рассматривают диверсификацию как наиболее подходящий путь для инвестирования капитала и уменьшения степени риска, особенно если дальнейшая экспансия в основных сферах бизнеса ограничена. При осуществлении стратегии диверсификации фирма: 1) либо выходит за рамки промышленной цепочки, внутри которой она действовала, и ищет новые виды деятельности, дополняющие существующие в плане технологическом или коммерческом с целью добиться эффекта синергизма (концентрическая диверсификация); 2) либо осваивает виды деятельности, не связанные с ее традиционным профилем, с целью обновления своего портфеля (чистая диверсификация).

Концентрическая диверсификация. Она используется тогда, когда организация приобретает предприятия, которые производят продукты или предоставляют услуги, сходные с существующими продуктами или услугами. Организации, желающие произвести концентрическую диверсификацию внешними средствами, будут искать хозяйственные организации, которые в значительной степени связаны с ними в вопросах рынков, каналов распределения, потребностей в технике и ресурсах.

Концентрическая диверсификация основана на понимании того, что за счет наличия двух типов деятельности может быть достигнута синергия. Однако они могут реализовываться в качестве средств, скрывающих существующие слабости или предыду-

Проникновение на рынок Обратная интеграция Концентрическая диверсификация

7 Концентрическая диверсификация Когда новые профильные продукты могут предлагаться на рынке по достаточно высоким конкурентным ценам


Количество инвестиционных Количество исследований Количество комбинаций Количество конкретных Количество материальных Количество наблюдений Количество нефтепродуктов Количество нормативных Количество обращающихся Количество однотипных Кабельного телевидения Количество отработанных Количество персонала вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика