Концессионных договоров



Особое значение имело условие, по которому никакие изменения действующих договоров не допускались иначе, чем «по взаимному согласию сторон» (цит. по [340, с. 69]), т. е. с санкции иностранных нефтяных компаний. В то же время в законодательстве отсутствовал пункт о предоставлении Ливии режима наиболее благоприятствуемой нации. Таким странам, как Иран, Ирак и Саудовская Аравия, это положение обеспечивало автоматическое внесение коррективов в их концессионные соглашения, если бы те же самые компании-концессионеры заключили договор с другой нефтедобывающей страной на более выгодных для последней условиях.

Характерно, что заключая концессионные соглашения, нефтяные монополии несомненно имели в виду продлить свое владычество на чужих землях и за пределами тех сроков, которые при этом указывались. Это следует из того, что монополии не брали на себя,, по существу, никаких обязательств ни в отношении соблюдения определенных технологических режимов эксплуатации месторождений,, ни в отношении объемов капитальных вложений и строительства необходимой материально-технической базы, ни в отношении подготовки национальных кадров. Более того — все объекты, сооружаемые монополиями на территории концессий, оставались собственностью монополий.

Концессионные соглашения предоставляли в распоряжение нефтяных монополий огромные территории на сроки, истекавшие в конце-XX в. и за его пределами. ~*

Концессионные соглашения, заключаемые с этими компаниями,, выгодно отличаются от действующих договоров с членами картеля. Они содержат ряд уступок, в частности, предоставляют возможность партнерства, обеспечивают более выгодное для государств — владельцев нефтяных ресурсов распределение прибылей, дают право контроля над деятельностью концессионеров и т. п.

Это требование немало обеспокоило нефтепромышленников и вызвало резкую реакцию со стороны некоторых компаний. Несмотря на снижение цен на сырую нефть в 60-х годах и рост поступлений от налогов в нефтедобывающих странах, имению добыча нефти оставалась для нефтяной промышленности центром получения доходов, а широкие концессионные соглашения на Среднем Востоке— главной основой, па которую опиралась вся структура сбыта и распределения нефти, созданная крупнейшими международными компаниями в восточном полушарии.

В развивающихся странах проектное финансирование имеет специфику, связанную с тем, что они базируются во многих случаях на концессионных соглашениях с государством принимающей стороны. Речь идет о контрактах типа BOOT (Build, Own, Operate, Transfer). По контракту BOOT концессионер (проектная компания) несет ответственность за строительство, финансирование, управление и обслуживание объекта инвестиционной деятельности в течение оговоренного периода (20, 30 или более лет), после чего объект передается государству (уполномоченному им агентству или государственной компании). В течение концессионного периода концессионер получает доходы от эксплуатации объекта, покрывая затраты по финансированию инвестиционного проекта (включая расходы по обслуживанию кредитов), управлению и ремонту объекта и получая прибыль. Кроме контрактов BOOT существуют другие формы концессий. В 90-х годах концессионные соглашения стали неотъемлемой частью схем финансирования многих инфраструктурных проектов и в развитых странах.

Некоторые страны в периоды перехода к новым фискальным режимам используют сразу несколько различных форм. Бывает, что одновременно применяются и концессионные соглашения, и сервисные контракты (контракты на оказание услуг), и соглашения о разделе продукции. Такова, к примеру, ситуация в Перу. Но независимо от используемой правовой схемы ведущими остаются финансовые аспекты соглашения — как возмещаются расходы и как делится прибыль. Поэтому мы начнем с рассмотрения теории налогообложения и концепции экономической ренты*.

В начале 1960-х гг. концессионные соглашения были господствующей формой организации нефтедобычи. Пер-по этим соглашениям государство взимало i роялти. Величина этих платежей постепенно росла. Наконец правительства почувствовали свою силу и стали взимать налоги. В конце 1970-х и в начале 1980-х гг. некоторые государства ввели дополнительные налоги, чтобы срезать чрезмерную прибыль компаний, созданную неожиданно высокими ценами на нефть. Сегодня для концессионных систем характерно многообразие фискальных инструментов и форм

Все больше стран, открывая перед компаниями двери в нефтяную промышленность, выбирают не концессионные соглашения, а СРП. В августе 1966 г. JJAPCO подписала первый в истории контракт о продукции с Permina, тогдашней Государственной нефтяной компанией Индонезии (теперь Pertamina). Именно с этого момента международные нефтяные компании начали превращаться в подрядчиков. В этом первом контракте отражение основные черты концепции раздела

Сервисные контракты базируются на простой формуле: предоставляет капитал, необходимый для по-. и обустройства месторождений. Если он найдет нефть или газ, правительство в ответ предоставит ему возможность за счет продажи нефти или газа возместить свои рас-и в качестве вознаграждения выплатит ему опреде-процент от оставшегося. Это вознаграждение за-облагается налогами. Вся продукция принадлежит государству. Такой подход чаще всего используют страны, являющиеся нетто-импортерами нефти. Им нужна нефть. В 1994 г. контракты на оказание рисковых услуг использо-Аргентина, Бразилия, Чили, Эквадор, Перу, Вене-и Филиппины. В Перу можно наряду с сервисными контрактами использовать концессионные соглашения.

В странах, использующих соглашения о разделе про-I, СРП фиксируют отношения между подрядчиком и государством. В тех странах, где в ходу концессионные соглашения, последние покрывают большую часть тех же самых аспектов деятельности, что и СРП. В любом случае, если государство участвует в реализации проекта, быть заключено также и соглашение о совместной тельности.


Не удивительно, что между картелем и странами, на территории которых началась добыча нефти, неравенство носило не только фактический, но и формальный, юридический характер, ибо основывалось на целой системе неравноправных концессионных договоров, навязанных либо прямой колонизацией, либо силой или угрозой силы. Эта же система предопределила и разделение сфер влияния монополий над нефтеносными районами Ближнего и Среднего Востока.

Вместе с тем в самой этой борьбе в 50—60-х годах выявилось два неоднозначных направления. -С одной стороны, нефтеэкспортирующими странами с нарастающим упорством предпринимались попытки добиться улучшения финансовых условий традиционных концессионных соглашений, т. е. увеличить свои нефтяные доходы. С другой — шла борьба за государственный национальный контроль над нефтяной промышленностью. Наиболее острые конфликты между нефтедобывающими странами и нефтяными монополиями возникали в ходе борьбы за установление национального суверенитета над этим важнейшим природным ресурсом. Нефтяные монополии довольно быстро поняли, что это для них значительно опаснее, чем увеличение нефтяных отчислений. Поэтому, нередко соглашаясь на компромисс в пересмотре условий концессионных договоров, нефтяные концерны почти всякий раз доводили дело до конфронтации, когда оно касалось возврата странам региона их нефтяных богатств. Однако чем дальше, тем больше этой конфронтации начинали противодействовать не только изменения в современном мире, но и тот факт, что нефгеэкспортеры переставали быть разрозненными, конкурирующими производителями.

1. Правительства стран—членов ОПЕК должны стремиться к самостоятельной разработке запасов нефти и газа на своей территории. Поскольку эта задача не мо" жет быть осуществлена немедленно и в полном объеме, остается желательным заключение различного типа соглашений с иностранными нефтяными компаниями. Однако в рамках этих соглашений правительства должны сохранять максимальный контроль над деятельностью иностранного капитала с правом периодического пересмотра концессионных договоров.

Подчас монополии требовали, чтобы им были возмещены и все будущие доходы, которые они могли бы получить от добычи и продажи нефти вплоть до окончания срока концессионных договоров. На основе таких явно несправедливых и необоснованных претензий они рассчитывали получить у Саудовской Аравии 21,8 млрд. и у Кувейта 9,3 млрд. долл. Однако нефтедобывающие страны наотрез отказались выполнить это требование6.

Требования о предоставлении большей доли в прибылях возглавила Венесуэла, и установленные ею прецеденты почти немедленно стали применяться на Среднем Востоке. В годы после второй мировой войны Венесуэла была крупнейшей и самой развитой из всех стран — экспортеров нефти. Она также была страной, обладавшей самым большим уменьем добиваться уступок от нефтяных компаний. Серьезно заниматься этим вопросом Венесуэла начала в 1936 г. после смерти генерала Гомеса, диктатора, который первоначально предоставил компаниям нефтяные концессии. В 1948 г. в стране был введен закон о подоходных налогах, согласно которому прибыли должны были делиться между государством и компаниями поровну. Закон этот был основам на условиях, существовавших в Венесуэле, и имел назначением удовлетворить потребности именно этой страны, но главные его положения и поныне остаются основой для большинства важнейших мировых концессионных договоров.

Его план сработал превосходно. Перспективы найти новое крупное месторождение на Среднем Востоке были слишком многообещающими, чтобы любое, хоть в какой-то мере разумное, изменение условий концессионных договоров могло удержать новую компанию от проникновения в этот район. В декабре 1957 г. принадлежавшая японцам «Арабиен ойл компани» приобрела концессию у побережья Нейтральной зоны между Кувейтом и Саудовской Аравией, доли в которой были предоставлены правительствам обеих этих стран, а несколько месяцев спустя иранское правительство подписало еще одно соглашение о партнерстве, на этот раз со «Стандард ойл оф Индиана». В обоих этих соглашениях содержались дальнейшие важные нововведения в пользу правительства страны пребывания. «Арабиен ойл компани» согласилась делить с правительствами Саудовской Аравии и Кувейта прибыли от переработки и сбыта нефти за пределами района нефтедобычи, а «Стандард ойл оф Индиана» уплатила иранцам по подписании контракта наличными премию в 25 млн. долл. Она также обещала израсходовать в течение 12 лет 82 млн. долл. на изыскательские работы и разделить всю полученную экономию с «Нэшнл ираниен компани», если они завершатся успешным результатом прежде, чем эта сумма будет израсходована полностью.

По иронии судьбы, именно Ливня, страна, больше всего повинная в появлении на рынке излишков нефти в 60-е годы, возглавила теперь борьбу за изменение этого положения и за то, чтобы проявить потенциальное могущество стран-производителей в новых условиях. Разработка нефтяных месторождений в Ливии никогда, пожалуй, не была самой славной страницей истории нефтяной промышленности. На фоне деятельности слабого и неопытного правительства при короле Идрисе и международной обстановки, в которой преобладала дешевая средневосточная нефть, нефтяные компании сумели добиться от Ливии исключительно выгодных условий в конце 50-х и начале 60-х годов. Налоги и отчисления за арендную плату основывались не на строго справочных ценах, а на справочных ценах за вычетом скидок, которыми ряд производственных компаний не замедлил воспользоваться. Соблюдение условий концессионных договоров обеспечивалось положениями о «компании наибольшего благоприятствования», гарантировавшими, что все концессии пользовались преимуществами самых благоприятных условий, действовавших в то время; положениями, гарантировавшими, что правительство не может принимать законов, отражающихся на условиях концессионных договоров, без согласия действующих компаний, и положениями, разрешавшими компаниям беспрепятственно переводить деньги в свою собственную страну.

В 80-е годы после падения цен на энергоносители портфель инвестиционных проектов многих банков, специализирующихся на их финансировании, обесценился. Кризис проектного финансирования был преодолен посредством диверсификации проектных портфелей: банки стали внедряться в сектор телекоммуникаций, переработку нефти и газа, добывающую промышленность, отчасти химию, экономическую инфраструктуру (в первую очередь электро- и теплоэнергетика, а также транспорт, водоснабжение), туристский бизнес и т.д. Доминирующей формой стало проектное финансирование с ограниченным регрессом (до этого преобладало проектное финансирование без регресса). В отраслях с невысокой нормой прибыли и сравнительно высокими рисками соотношение заемного капитала и капитала проектной компании составляет 60:40, 50:50, даже может быть преобладание ее капитала над заемным. Для стимулирования притока банковского капитала на условиях проектного финансирования в относительно «тяжелые» сектора экономики государство оказывает прямую или косвенную поддержку — в виде гарантий и поручительств, долгосрочных контрактов на приобретение проектной продукции (например, электроэнергии), концессионных договоров с проектной компанией (экономическая инфраструктура, горная промышленность). Проектное финансирование не практикуется в отраслях, характеризующихся повышенными технологическими и коммерческими рисками: производство товаров народного потребления, большая часть машиностроения, фармацевтика, наукоемкие производства.

Предоставление иностранным инвесторам прав на разработку и освоение возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов и проведение финансово-хозяйственной деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в государственной собственности, но не переданных предприятиям, учреждениям, организациям в полное хозяйственное ведение или оперативное управление, осуществляются на основании концессионных договоров, заключаемых с иностранными инвесторами Правительством РФ или другим уполно-

Предоставление иностранным инвесторам прав на разработку возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, находящихся в собственности государства, осуществляется на основании концессионных договоров. Срок действия этих договоров определяют исходя из характера и условий концессии.

Предоставление иностранным инвесторам прав на разработку и освоение природных ресурсов и проведение финансово-хозяйственной деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в государственной собственности, но не переданных предприятиям в хозяйственное ведение или оперативное управление, осуществляются на основании концессионных договоров, заключаемых с иностранными инвесторами Правительством РФ или другим уполномоченным государственным органом. Срок действия концессионного договора определяется в зависимости от характера и условий концессии, но не может быть более 50 лет. Одностороннее изменение условий концессионного договора не допускается, если иное не оговорено в договоре.


Количество покупаемого Количество полуфабрикатов Количество потенциальных Количество предлагаемых Количество применяемых Количество приобретенных Количество продуктов Количество проведенных Качественных характеристик Количество разнообразных Количество сегментов Количество специалистов Кадрового планирования вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика