Конкуренция предполагает



Компания, ориентированная на конкурентные преимущества, достигаемые в результате сегментирования рынка, не преследует цели обеспечения лидерства в снижении себестоимости и/или дифференциации продукции на всем рынке. Основываясь на рыночных тенденциях, она достигает данных результатов в целевом сегменте. Стратегия сегментирования рынка, по существу, есть уклонение от конкуренции с компаниями-лидерами, проводящими стратегии снижения себестоимости или дифференциации продукции путем нахождения такого рыночного сегмента, где конкуренция отсутствует или ее интенсивность невысока. Такие целевые сегменты называются рыночными нишами. Для монопольного использования рыночной ниши необходимо выполнение определенных требований к организации производства и управления компанией, в частности: организация структуры управления по товарному или географическому принципам, высокая степень диверсификации производственной деятельности, близкое расположение производственных отделений к потребителям, преимущественно средне- и мелкосерийный типы производства, наличие фирменной (собственной) сети реализации.

Компании, придерживающиеся стратегии внедрения новшеств, не связывают себя необходимостью снижать себестоимость производимой продукции, дифференцировать ее или разрабатывать конкретный сегмент рынка, а сосредоточивают усилия на поиске принципиально новых, эффективных технологий, проектировании необходимых, но неизвестных до сих пор видов продукции, методов организации производства, приемов стимулирования сбыта и т. п. Главная цель — опередить конкурентов и единолично занять рыночную нишу, где конкуренция отсутствует или ничтожно мала.

Могут быть сделаны и неформальные оценки уровня конкуренции. Каждый предприниматель сам решает, насколько ощутима конкурентная угроза. Так, например, по данным опроса руководителей розничных торговых предприятий, в 1998 г. 14% опрошенным ответили, что считают уровень конкуренции очень высоким, 43% -высоким, 33% - умеренным; 2% респондентов заявили, что конкуренция отсутствует, и 8% затруднились с ответом1 (рис. 5 19).

Неценовая конкуренция Отсутствует Значительный упор Очень распространена, Главным образом

нишу, где конкуренция отсутствует или ничтожно мала.

рыночную нишу, где конкуренция отсутствует или ничтожно мала.

Неценовая конкуренция Отсутствует Значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д. Очень типична, особенно при дифференциации продукта Главным образом реклама связи фирмы с общественными организациями

2. Чистая монополия: конкуренция отсутствует; единственный продавец на рынке назначает любую цену, какую только могут выдержать покупатели.

1) Рынок производителя, когда спрос значительно превышает предложение услуг. В этом случае главное — предложение услуг. Они практически все реализуются, даже если не соответствуют запросам потребителей. Количеству отдается полный приоритет над качеством, конкуренция отсутствует, население вынуждено пользоваться теми услугами, которые предлагаются.

Предприятия, придерживающиеся стратегии внедрения новшеств, не связывают себя необходимостью снижать себестоимость производимой продукции, дифференцировать ее или разрабатывать конкретный сегмент рынка, а сосредоточивают усилия на поиске принципиально новых, эффективных технологий, проектировании необходимых, но неизвестных до сих пор видов продукции, методов организации производства, приемов стимулирования сбыта и т. п. Главная цель — опередить конкурентов и единолично занять рыночную нишу, где конкуренция отсутствует или ничтожно мала. По понятным причинам подобная революционизация рынка является источником больших объемов продаж и сверхприбыли, однако в большинстве случаев (8 из 10) заканчивается банкротством из-за неготовности рынка воспринять новшества, технической или технологической недоработанности нового изделия, занятости каналов распределения, отсутствия опыта тиражирования нововведения и других причин. Большой риск следования данной стратегии, объясняемый высокой степенью неопределенности ее результатов, сопоставим с венчурным риском, что удерживает многие фирмы от специализации в этом бизнесе.


Олигополистическая конкуренция предполагает ценовую конкуренцию, т. к. число фирм составляет ограниченное число. Снизив цену, можно реально разорить конкурентов, но для этого необходимы резервы по увеличению предложения товара, т. к, в противном случае «выстрел» окажется холостым: товары будут быстро распроданы, и потребитель снова обратится к конкурентам. Возможен и сговор по ограничению выброса товаров на рынок и по повышению цены.

Рынок свободной конкуренции не однороден по развитию конкуренции и ее воздействию на производство и потребление. Важной его чертой является отсутствие монополии. В реальной жизни мы имеем дело с рынком монополистической конкуренции. Здесь у предприятий существует некоторая монополия при установлении цены на свой фирменный товар, действует неценовая конкуренция и т.д. Монополия означает контроль над предложением и, следовательно, над ценой, а чистая конкуренция предполагает, что такого контроля нет. Условия максимума прибыли для «совершенного» конкурента и монополиста показаны на рис. 4.12.

Разумеется, конкуренция предполагает намного большее число покупателей продукта на рынке. Поэтому, чтобы избежать длительного процесса суммирования, предположим, что на рынке имеется 200 покупателей кукурузы и каждый из них решил приобрести одинаковое количество кукурузы по каждой из разных цен, как это сделал наш первоначальный потребитель. Таким образом, мы можем определить общий рыночный спрос путем умножения величин спроса, приведенных в табл. 3-1, на 200. Кривая D1 на рис. 3-3 показывает эту кривую рыночного спроса со стороны 200 покупателей.

Вступление в отрасль н выход из нее. Конкуренция предполагает также, что производителю очень просто вступить в какую-то конкретную отрасль или покинуть ее; не существует искусственных юридических или институциональных препятствий, не допускающих расширения или сокращения отдельных отраслей. Степень свободы, с какой отрасль способна расширяться или сужаться, обеспечивает конкурентной экономике ту степень гибкости, которая требуется ей для сохранения своей эффективности. Свобода вступления в отрасль необходима экономике для того, чтобы она могла надлежащим образом приспосабливаться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов.

2. Отрасль с чистой конкуренцией состоит из большого количества независимых фирм, производящих стандартизированный продукт. Чистая конкуренция предполагает, что фирмы и ресурсы могут легко перемещаться между отраслями.

вития. Разумеется, конкуренция предполагает адекватное поведение самих

б) свободная конкуренция предполагает ничем, не ограниченный доступ на рынок продавцов и покупателей, а монополия создает препятствия в этом деле;

Совершеншя конкуренция предполагает свободный перелив всех факторов производства из отрасли в отрасль. Поэтому в условиях совершенной конкуренции, как подчеркивается неоклассической школой, отчетливо 1роявляется тенденция к «нулевой» прибыли*. Если же появляются прстятствия для свободного перелива ресурсов — возникает монопольки прибыль.

Монополистическая конкуренция предполагает поставки на рынок близкой, но не полностью взаимозаменяемой продукции (в условиях монополистической конкуренции работают, например, аптеки, рестораны, производители многих потребительских товаров). Иногда говорят, что монополистическая конкуренция — это совершенная конкуренция плюс дифференциация продуктов. Все сказанное выше относительно возможностей использования маркетинга в случае чистой конкуренции справедливо также и для монополистической конкуренции. Кроме того, в последнем случае дополнительно возможно использование продукта как инструмента маркетинговой деятельности.

Неценовая конкуренция, наоборот, занимает все более важное место в арсенале методов работы на рынке. Неценовая конкуренция предполагает конкуренцию качества, причем не только товара, но и со-

Чистая конкуренция предполагает, что фирмы, выходя на рынок, никак друг с другом не конкурируют и свободно борются за потребителя. Однако такая конкуренция, например в США, существует только на рынке сельхозпродуктов между фермерами.


Коммерческих переговоров Коммерческих структурах Коммерческим операциям Качественных исследований Коммерческой концессии Коммерческое использование Коммерческое производство Календарная очередность Коммерческого производства Коммерческую информацию Коммунальные предприятия Коммунальное обслуживание Коммунальном хозяйстве вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика