Конкуренция заставляет



Конкуренция возникает, если на одном и том же рынке продается много товаров одного вида или близких по своим потребительским свойствам. Стратегия конкурентной борьбы направлена на улучшение или сохранение позиций фирмы на рынке — доли продаваемых фирмой товаров, неважно — давно производимых или новых.

Конкуренция возникает между фирмами и системами, пытающимися обслуживать одни и те же целевые рынки. Например, универмаги, магазины сниженных цен и предприятия розничной торговли, торгующие по каталогам,- конкуренты в борьбе за деньги покупателей электробытовых приборов. В результате такой конкуренции потребитель должен получить более широкий товарный выбор, диапазон цен и услуг. Наблюдается конкуренция и между разными комплексными системами, обслуживающими конкретный рынок. Например, потребители могут приобретать продукты питания через традиционные каналы распределения, корпоративные сети, добровольные цепи розничных торговцев под эгидой поставщиков, кооперативы розничных торговцев и системы предприятий общепита-держателей торговых привилегий.

промышленности, отраслях, выпускающих звукозаписывающую и звуковоспроизводящую аппаратуру, авиадвигатели и ЭВМ. В любом случае движение денежной наличности, а не продукции в международном масштабе «эффект масштаба», или степень однородности рынка определяли, в конечном счете, имела ли место конкуренция на глобальном ил»! на национальном уровне. Случай борьбы «Гудийр» против «Мишлэн» помогает провести следующие различия. Глобальная конкуренция возникает тогда, когда компании осуществляют перекрестное субсидирование бштв за национальные рынки, чтобы укре-пить положение своей торговой марки и расширить сбыт своей продукции на глобальном уровне.

Неудивительно, что фирмы, следующие этим предписаниям, часто оказываются организованными в сети, обеспечивающие брид-жинг собственно фирмы и ее стейкхолдеров. Одна группа стейк-холдеров—участников сети может вести исследования и разработку продукта, другая может взять на себя разработку технологии и производство продукта, третья может стать дистрибьютером и т.д. (рис. 9). Когда во взаимодействие вовлечено большое количество стейкхолдеров, конкуренция возникает в каждом звене цепи про-

Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкурентного процесса практически невозможно.

холдеров—участников сети может вести исследования и разработку продукта, другая может взять на себя разработку технологии и производство продукта, третья может стать дистрибьютером и т.д. (рис. 9). Когда во взаимодействие вовлечено большое количество стейкхолдеров, конкуренция возникает в каждом звене цепи про-

«В капиталистической действительности... конкуренция... возникает на почве новых товаров, новых технологий, новых источников предложения, новых типов организации (например, укрупнения управленческих подразделений) - конкуренция, которая определяет решающие преимущества в сфере издержек и качества и которая угрожает не прибылям или производству нынешних фирм, но самим основам их существования. Этот тип конкуренции... настолько... важен, что уже не так существенно, более или менее исправно действует конкуренция в обычном смысле этого понятия; во всяком случае, этот могучий рычаг, который в долгосрочной перспективе увеличивает производство и сбивает цены, сделан из совсем другого материала»*.

Спрос и предложение правильно функционируют только при наличии цивилизованного рынка, на котором действует свободная и честная конкуренция. Она является совершенной, когда ни покупатель (спрос), ни продавец (предложение) не могут непосредственно и волюнтаристски влиять на цену. Совершенная конкуренция возникает совершенно естественно при наличии большого количества участников рынка, что не позволяет отдельным участникам диктовать своп условия. Таким образом, для идеальной конкуренции, которая дает возможность правильно функционировать механизму «спрос-предложение», необходим никем не регулируемый рынок с большим количеством равноправных участников.

Конкуренция возникает между торговым и промышленным капиталом за получение максимальной нормы прибыли. Однако еще в период классического капитализма свободная конкуренция породила тенденцию к выравниванию нормы прибыли и промышленных и торговых предпринимателей. Когда, допустим, более высокой прибыльности достигал промышленный бизнес, то в индустриальную, сферу устремлялся торговый капитал. Это, разумеется, приводило к снижению промышленной нормы прибыли. Если же более выгодным становился торговый

Внутриотраслевая конкуренция возникает между предприятиями,

Межотраслевая конкуренция возникает между предпринимателя-


мятся улучшить качество товаров и снизить их цену. В последнее десятилетие именно жесткая конкуренция заставляет производителя получать эти знания максимально быстро. А это означает, что производитель отдает предпочтение краткосрочным целевым прикладным исследованиям за счет снижения финансирования фундаментальных исследований. В этой обстановке все промышленно развитые государства, заботясь о конкурентоспособности товаров отечественного производства, вынуждены брать расходы на фундаментальные исследования на себя.

Развитие демократии и парламентаризма вызывает необходимость более тщательною контроля за исполнительной властью и соответственно повышения профессионального уровня контрольных служб Рыночная конкуренция заставляет фирмы совершенствовать методы внутреннего контроля, а также привлекать специшшстов специализированных консультационных и аудиторских фирм.

В условиях рынка задачи анализа значительно расширяются и углубляются, так как конкуренция заставляет предпринимателей активнее изучать информацию, чтобы предотвратить возможные ошибки при совершении рискованных производственных, финансовых, коммерческих и других операций.

В условиях рынка задачи анализа значительно расширяются и углубляются, так как конкуренция заставляет предпринимателей активнее изучать информацию, чтобы предотвратить возможные ошибки при совершении рискованных производственных, финансовых, коммерческих и других опе-рацийЛ .

Глобализация финансовых рынков, развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий создают новый финансовый ландшафт. Конкуренция заставляет участников финансового рынка совершенствовать свои технические, технологические и организационные условия. Чтобы иметь возможность предлагать клиентам новые услуги, участники рынка должны осуществлять масштабные инвестиции в новые технологии, повышать свою конкурентоспособность, привлекать новые компании-эмитенты, расширять круг инвесторов. Новая ситуация на финансовых рынках существенно повлияла на структуру затрат и доходов, вынуждая участников рынков вкладывать значительные финансовые ресурсы в развитие рыночной инфраструктуры при сокращении стоимости услуг. Обостряющаяся конкурентная борьба одновременно вызывает серию альянсов, слияний и поглощений. Цель этих мер - усиление конкурентных позиций, расширение географии и отраслей финансового бизнеса. В таких условиях индустрия финансового рынка претерпевает определенные изменения, что в первую очередь связано с освоением новых рынков, внедрением новых инструментов, консолидацией и укрупнением организаций рыночной инфраструктуры, изменением принципов ведения бизнеса, а порой и их правовой формы.

Добавочный бюджет (add-on budget) анализирует бюджеты предыдущих лет и подстраивает их под текущие параметры, такие, как инфляция и изменения в штате. Чтобы удовлетворить текущим потребностям, рассматривается дополнительное финансирование. Сам по себе добавочный бюджет не стимулирует повышения эффективности, однако конкуренция заставляет более эффективно использовать ресурсы.

Цены лучше всего функционируют в условиях конкуренции. Высокая степень конкуренции приводит к тому, что ни одна фирма не может контролировать процесс ценообразования, цены контролируются рынком, то есть складываются исключительно под влиянием спроса и предложения. Конкуренция заставляет производителей постоянно следить за себестоимостью, принимать во внимание тот факт, что ресурсы можно использовать по-разному. В то же время потребитель в рамках своих финансовых возможностей определяет структуру потребления, сравнивая цены товаров и их потребительскую ценность для себя. То есть в условиях конкуренции нет необходимости контроля и вмешательства государства.

Десять лет назад теория и практика маркетинга были замкнуты в границах западных стран; сегодня маркетинг распространяется по всему миру. Одна из причин его победного шествия — практика крупных транснациональных компаний, деятельность которых распространяется на десятки и сотни стран. Обострившаяся конкуренция заставляет национальные компании вести защиту рынков посредством изучения и усовершенствования собственных маркетинговых разработок. Небольшой индийской компании по производству мыла Nirma удалось обойти могущественного конкурента Hindustan Lever Company of India (дочернее предприятие компании Unilever), доминировавшего на рынке туалетных принадлежностей, с помощью агрессивной рекламной кампании на радио новой марки дешевого мыла, направленной против известных торговых марок Unilever.

При рыночной экономике отпадает необходимость использовать особые финансовые методы для повышения заинтересованности предприятий в лучшем использовании производственных факторов, строго регламентировать их финансовую деятельность. Рыночная конкуренция заставляет предприятия постоянно заботиться об эффективности производства, повышении качества финансового планирования, углублении внутрихозяйственного финансового контроля за использованием финансовых ресурсов. В то же время возрастает значение финансового регулирования рыночных отношений со стороны государства. Оно осуществляется посредством налогообложения прибыли предприятий (через изменение ставок, налоговых льгот, дифференциацию объектов обложения), введения дополнительных налогов (например, налог на экспорт и импорт, налог на другие доходы, налог на добавленную стоимость), налогообложения доходов трудящихся; финансирования целевых программ. Ужесточается система финансовых санкций за нарушение хозяйственных договоров, качественных параметров выпускаемой продукции, за несоблюдение требований по охране окружающей среды, санитарных норм и правил. Государство усиливает санкции за несвоевременное и неполное выполнение финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, сокрытие прибыли и иных объектов налогообложения. Широкое развитие получает аудиторский финансовый контроль.

3. Этап созревания. Производство постепенно входит в стадию насыщения, и дальнейшее расширение уже требует больших затрат капитала, конкуренция заставляет понижать цены на продукцию. Темпы роста прибылей падают, отношение прибылей к объему продаж становятся стабильными или даже начинают уменьшаться, выплата дивидендов достигает 50% от всей прибыли компании.

Смешанная картина. Что можно сказать, обобщив выводы, касающиеся экономической эффективности чистой монополии? В статической экономической системе, где эффект масштаба одинаково доступен чисто конкурентным фирмам и монополиям, чистая конкуренция будет более выгодна чистой монополии, потому что чистая конкуренция заставляет использовать самую известную технологию и размещает ресурсы согласно потребностям общества. Однако когда эффект масштаба, доступный монополиям, оказывается недоступен мелким


Коммерческих структурах Коммерческим операциям Качественных исследований Коммерческой концессии Коммерческое использование Коммерческое производство Календарная очередность Коммерческого производства Коммерческую информацию Коммунальные предприятия Коммунальное обслуживание Коммунальном хозяйстве Коммуникативное пространство вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика