Конкуренции позволяет



С этой точки зрения, поддержка конкуренции представляет собой обязательную деятельность государства в липе его органов и должностных лиц по созданию условий для появления, развития и существования добросовестной конкуренции, а также по пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. поскольку это предусмотрено в ст. 8 Конституции РФ. Данной обязанности государства и его уполномоченных органов корреспондирует право предпринимателей на участие в добросовестной конкуренции, которое является элементом их правового статуса. Право предпринимателей на добросовестную конкуренцию предполагает возможность действовать самостоятельно и требовать совершения правомерных действий от своих конкурентов и других надлежащих субъектов. Разумеется, участвуя в конкуренции, её субъекты сами не должны выходить за рамки правового поля, то есть не должны совершать запрещенные законом деяния.

В противоположность кейнсианской теории, разработанная рядом экономистов, прежде всего Дж. Мутом, А. Лаф-фером, Дж. Гилдером, Р. Лукасом и некоторыми другими, неоклассическая модель по иному рассматривает роль государства в регулировании рыночной экономики. Неоклассическая теория исходит из того, что государство должно обеспечивать устранение препятствий, мешающих действию законов свободной рыночной конкуренции, поскольку, по мнению авторов этой теории, рынок может и должен сам себя регулировать без вмешательства извне и достигать экономического равновесия. Таким образом, указанная теория, в отличие от кейнсианской, отводит государству достаточно пассивную роль в регулировании экономических процессов. Исходя из этого, согласно данной теории, должна строиться и

Этический вопрос относительно человеческих ресурсов более сложный и отражает по крайней мере две противоречащие друг другу точки зрения. ТНК обвиняются, с одной стороны, в неполной оплате труда и использовании неквалифицированной рабочей силы, с другой — в том, что платят необоснованно высокую заработную плату и переманивают высококвалифицированных работников из местных компаний. Деятельность ТНК также вызывает вопрос о несправедливой конкуренции, поскольку они имеют возможность использовать передовые технологии, недоступные местным фирмам из-за недостатка средств и квалифицированных работников.

Особенность политики цен химических компаний - предоставление определенной самостоятельности дочерним фирмам в определении уровня скидок со справочных цен на продукцию, поставляемую промышленным потребителям. В- результате при относительней устойчивости единых справочных цен на химическую продукцию уровень цен фактических сделок подвержен значительным колебаниям. Конкуренцию по качеству однородной продукции можно также рассматривать как один из видов ценовой конкуренции, поскольку продажа по одной и той же цене более качественной продукции означает, по существу, продажу по более низкой цене. В ценообразовании на нефтепродукты, и прежде всего на бензин, господствует "лидерство в ценах", определяемое в рамках международного нефтяного картеля, а также прямые сговоры крупнейших нефтяных компаний. Вместе с тем на этом рынке значительно большее значение имеет ценовая конкуренция, чем в металлургии, автомобильной и химической отраслях. Это до некоторой степени обусловлено высоким удельным весом накладных расходов в издержках в цене продукта (60-80% всех издержек в отрасли при полной загрузке мощностей). Другим фактором является наличие довольно большого числа независимых нефтяных компаний, которые идут на открытое или скрытое снижение цен на конечные нефтепродукты в целях удержания своих позиций на рынке.

Эффективность механизма поглощения иногда снижается из-за правительственной политики. Так, например, стремясь предотвратить формирование монополий на различных товарных рынках, Министерство юстиции США собирается провести ряд мероприятий в рамках антитрестовского законодательства, ограничивающих слияние и приобретение одних компаний другими, что способно привести к снижению уровня конкуренции. Поскольку фирмой-поглотителем чаще всего становится поставщик, клиент или конкурент неэффективной компании, такая государственная политика сможет уменьшить угрозу поглощения.

Поскольку фирма в состоянии продавать дополнительные единицы продукта по неизменной цене, кривая ее предельного дохода (MR) в условиях чистой конкуренции совпадает с кривой ее совершенно эластичного спроса (D). Кривая валового дохода фирмы [TR] имеет вид восходящей прямой.

Традиционная точка зрения графически отражена на рис. 25-За. Усиливая приверженность потребителей к данной торговой марке с помощью рекламы, фирма сдвигает кривую спроса вправо от Z), к А, что подразумевает большую долю рынка. Тот факт, что кривая D2 менее эластична, чем Д, указывает на ослабление конкуренции, поскольку успешная реклама убедила потребителей в том, что хороших заменителей продукции данной фирмы существует мало. Менее эластичная кривая спроса также означает, что производитель может назначать более высокие цены с меньшими сокращениями продаж.

Поскольку объем продаж фирмы в условиях совершенной конкуренции составляет лишь малую долю от общего рыночного предложения, сокращение или увеличение объема производства фирмы не будет влиять на рыночную цену продукции. Если, например, мы предлагаем 1% от всего количества продаваемых на рынке яблок, то увеличение этой доли до 2% никак не повлияет на рыночную цену.

тов, с другой — она менее эластична, чем при чистой конкуренции, поскольку дифференциация продукта обеспечивает фирме определенную власть над ценой на своем сегменте рынка. Причем степень эластичности кривой спроса зависит как от числа конкурентов в отрасли, так и от степени дифференциации продукта. Чем больше конкурентов и слабее дифференциация, тем ситуация ближе к условиям чистой конкуренции, где кривая спроса фирмы более эластична. На рис. 8.8 показано, что даже небольшое увеличение цены ведет к значительному сокращению продаж фирменного товара.

Поскольку объем продаж фирмы в условиях совершенной конкуренции составляет лишь малую долю от общего рыночного предложения, сокращение или увеличение объема производства фирмы не будет влиять на рыночную цену продукции. Если, например, мы предлагаем 1% от всего количества продаваемых на рынке яблок, то увеличение этой доли до 2% никак не повлияет на рыночную цену.

Величина сегмента. Вообще говоря, крупные сегменты привлекательнее, чем мелкие, поскольку покупательский потенциал первых гораздо выше, не говоря уже о более высоких шансах добиться экономии за счет масштаба. Однако для крупных сегментов характерен более высокий уровень конкуренции, поскольку другие компании также неплохо осведомлены о привлекательности этих сегментов. Более того, мелкие компании могут просто не располагать ресурсами для успешной конкуренции в крупных сегментах, именно поэтому для них могут оказаться более привлекательными небольшие сегменты.


Если бы вы были плановиком, вы бы столкнулись с трудной проблемой. Чтобы достичь эффективности, вам надо сравнить предельную норму трансформации с предельной нормой замещения у потребителя. Но если у разных потребителей различные предпочтения еды и одежды, то как вы можете определить, сколько еды и одежды нужно произвести и сколько дать каждому потребителю, чтобы у всех была одинаковая MRS? На это требуются колоссальные информационные и материально-технические затраты. К счастью, хорошо функционирующая система рыночной конкуренции позволяет получить тот же эффективный результат при относительно низких издержках.

Ни одна компания не может обеспечить конкурентные преимущества по всем коммерческим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынок. Поэтому необходим выбор приоритетов и разработка стратегии, позволяющей наилучшим способом реализовать сильные стороны деятельности компании. Обобщение теории и практики конкуренции позволяет выделить пять базовых стратегий конкуренции, обладающих определенными преимуществами, но не лишенных и недостатков (рис. 11.3).

Характеристика рынка по уровню конкуренции позволяет, во-первых, решить проблему сегментации и, во-вторых, выбрать стратегию конкурентной борьбы. На рынке покупателя необходимость изучения покупательского спроса и поведения потребителей возрастает многократно по сравнению с рынком продавца. От конъюнктурной оценки рынка зависит оперативная товарная политика фирмы, выбор политики использования финансовых ресурсов и краткосрочных инвестиций. При благоприятной ситуации фирма проводит стратегию атаки, вкладывает средства в расширение ассортимента продукции и наращивает ее выпуск. Неблагоприятная конъюнктура заставляет фирму использовать оборонительную тактику ресурсосбережения и выжидания, а иногда и ухода с данного рынка. Конъюнктурная оценка состояния рынка органично сочетается с качественной и организационной. В итоге фирма занимает определенную позицию по отношению к рынку.

Иностранные предприниматели часто утверждают, что голословные обвинения в демпинге и антидемпинговые пошлины используются американцами как способ ограничения законной торговли. В действительности некоторые иностранные фирмы порой производят определенные товары с более низкими издержками, чем их американские конкуренты. Следовательно, то, что на первый взгляд может быть расценено как демпинг, на деле зачастую является результатом действия принципа сравнительных преимуществ. Злоупотребление антидемпинговым законодательством может увеличить цену импорта и ограничить конкуренцию на американском рынке. Ослабление конкуренции позволяет американским фирмам поднимать цены за счет потребителей. Но даже тогда, когда демпинг действительно имеет место, американские потребители выигрывают от низких цен на товары в такой же степени — по крайней мере в краткосрочном плане, — в какой они выигрывают от войны цен между американскими производителями.

Обобщение теории и практики конкуренции позволяет выде-

конкуренции позволяет выделить пять базовых стратегий

Распространению внешнеэкономической деятельности предприятий содействуют также такие вторичные факторы, как всемирный поток информации о научно-техническом прогрессе во всех отраслях экономики, упрочнение связей с зарубежными потребителями, гибкость и адаптируемость современных технологических процессов. Помимо указанного, совершенствование средств • связи и транспорта в условиях всемирной конкуренции позволяет предприятиям-поставщикам быстро реагировать на пожелания заказчиков в других странах и в максимальной степени удовлетворять их потребности.

Мы имеем возможность определенным образом идентифицировать конкурентов не только при отраслевом, но и при рыночном подходе. В этом случае под конкурентами понимаются компании, удовлетворяющие одну и ту же потребность. Например, потребитель, приобретающий компьютерную программу «Wore?» (текстовый редактор), на самом деле хотел бы попробовать себя как литератор. Эту же потребность он мог бы удовлетворить, пользуясь карандашом, авторучкой или пишущей машинкой. Вообще говоря, рыночная концепция конкуренции позволяет выявить большее число потенциальных и реальных товаров-конкурентов и компаний-соперников.

Обобщение практики конкуренции позволяет выделить 5 базовых стратегий, на основе которых реализуются конкурентные отношения между предприятиями (рис. 1).

Мы имеем возможность определенным образом идентифицировать конкурентов не только при отраслевом, но и при рыночном подходе. В этом случае под конкурентами понимаются компании, удовлетворяющие одну и ту же потребность. Например, потребитель, приобретающий компьютерную программу «Word» (текстовый редактор), на самом деле хотел бы попробовать себя как литератор. Эту же потребность он мог бы удовлетворить, пользуясь карандашом, авторучкой или пишущей машинкой. Вообще говоря, рыночная концепция конкуренции позволяет выявить большее число потенциальных и реальных товаров-конкурентов и компаний-соперников.


Коммерческим операциям Качественных исследований Коммерческой концессии Коммерческое использование Коммерческое производство Календарная очередность Коммерческого производства Коммерческую информацию Коммунальные предприятия Коммунальное обслуживание Коммунальном хозяйстве Коммуникативное пространство Компьютерные информационные вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика