Конституции российской



В соответствии с Конституцией Российской Федерации к совместному ведению федеральных органов государственной власти России и органов власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москва и Санкт-I (етербург, автономных областей и автономных округов относятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, причем федеральные органы государственной власти России по соглашению могут передавать органам власти субъектов Федерации осуществление части своих полномочий и наоборот. Законом "Об образовании" предусматривается ввести в государственные образовательные стандарты, как федеральную, так и национально-региональную составляющие, что также требует конкретной совместной работы с субъектами Федерации по определению, как содержания, так и обеспечения

Для Российской Федерации особое значение приобретает формирование законодательной базы субъектов Российской Федерации в области образования. Это обусловлено многими причинами, в том числе тем, что Конституцией Российской Федерации общие вопросы образования отнесены к вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов. Однако образовательное законодательство субъектов Российской Федерации развивается достаточно медленно, ограничиваясь решением локальных проблем (до сих пор не принят закон РБ "О внесении изменений и дополнений в Закон РБ "Об образовании"). Кроме того, правовой вакуум на таком уровне дает возможность исполнительным органам РБ оказывать прессинг на образовательные учреждения (особенно находящиеся в ведении Российской Федерации). Причин тому много: во-первых, процесс формирования этой базы тормозится отсутствием практики в этой области; во-вторых, этот процесс сознательно сдерживается, ибо принятие такого закона ограничит права соответствующих должностных лиц; в-третьих, к законотворческой деятельности недостаточно активно привлекаются работники системы образования, которые лучше знают ситуацию в образовательных учреждениях.

В Республике Карелия закон «О государственных минимальных социальных стандартах, социальных и финансовых нормативах Республики Карелия» № 404-ЗРК от 31.03.2000 г. устанавливает единую правовую основу определения и общего порядка применения государственных минимальных социальных стандартов, социальных и финансовых нормативов Республики Карелия, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Карелия, федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия государственных гарантий в социальной сфере.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона. Согласно статье 106 Конституции РФ, Государственная Дума принимает федеральные законы о ратификации международных договоров. Затем закон рассматривается в Совете Федерации и одобряется им. Федеральный закон подписывается Президентом РФ и только после этого вступает в силу. Закон о ратификации договора подлежит опубликованию. Решения о ратификации вносятся Президентом или Правительством, в зависимости от того, кем были приняты решения о подписании. Предложение о ратификации международного договора должно содержать заверенную копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его ратификации, определение соответствия договора законодательству Российской Федерации, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации.

Конституцией Российской Федерации 1993 г. закреплено федеративное устройство нашего государства, которое основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Субъектами Российской Федерации являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа, автономная область, города Москва и Санкт-Петербург.

Большое значение, кроме пенсий, для улучшения жизни инвалидов имеет принятый в 1995 г. Федеральный Закон «О социальной защите инватидов в Российской Федерации». Им определяется государственная политика в области социальной зашиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Обязательное страхование осуществляется в соответствии с правами, гарантированными Конституцией Российской Федерации или федеральными законами.

Различают две формы страхования: добровольное и обязательное. Добровольное страхование осуществляется на основании договора между страхователем и страховщиком. Обязательным является страхование, осуществляемое в соответствии с правами, гарантированными Конституцией Российской Федерации или федеральными законами.

• обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов;

Построение бюджетной системы базируется на федеративном устройстве, определенном Конституцией Российской Федерации, государственной, управленческой и общественной структурой Российской Федерации. Бюджеты разных уровней являются финансовой основой государственных и муниципальных органов власти и управления.

ния, отмены, утверждения ставок, предоставления льгот и преференций. В частности, по федеральным налогам и сборам порядок налогообложения, включая определение налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот и сборов, устанавливается самим Кодексом. По региональным и местным налогам и сборам в соответствии с Конституцией Российской Федерации в Кодексе прописываются общие для всех субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления принципы налогообложения, обеспечивающие единый налоговый правопорядок в Российской Федерации. Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления устанавливают соответственно региональные и местные налоги и сборы, изменяют их ставки, принимают решения о предоставлении налоговых льгот и иные самостоятельные решения в соответствии с установленными Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации общими принципами налогообложения.


корреспондирует ст. 34 Конституции Российской Федерации, провозглашающей право каждого человека и гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Значение данной нормы трудно недооценить. Как отмечается в научной литературе, впервые в конституционном законодательстве закрепляется право свободы экономической деятельности каждого гражданина России, а также иных лиц, законно находящихся на ее территории, специально выделяется главный ее вид -предпринимательская деятельность1.

Правовая система законодательства об образовании согласно Конституции Российской Федерации состоит из Российского законодательства и общепринятых принципов и норм международного права и международных договоров России.

Федерализм базируется на разграничении предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов РФ, заложенном в Конституции Российской Федерации, федеративном и иных договорах между Российской Федерацией и ее субъектами.

Во-первых, это необходимость совершенствования бюджетного феде-рализма-на базе региональной финансовой политики, проводимой Российской Федерацией. Основная цель бюджетного федерализма — это повышение уровня бюджетного самообеспечения и саморазвития субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на базе которого повышается финансовая самостоятельность и ответственность всех участников бюджетного процесса в рамках разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов РФ, заложенных в Конституции Российской Федерации.

Кроме того, следует отметить, что в первой части Кодекса дается не совсем верное понятие налога. Под налогом согласно Кодексу понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В таком определении понятия налога предусмотрено взимание платежа в форме отчуждения, в то время как согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как

Серьезные проблемы уже возникли при практическом применении установленного частью первой Кодекса порядка применения финансовых санкций за нарушения налогового законодательства. Действовавшим до принятия Кодекса налоговым законодательством предусматривалось взыскание финансовых санкций в бесспорном порядке. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. В случае такого обжалования взыскание дополнительных налогов и финансовых санкций уже не может производиться в бесспорном порядке и должно быть приостановлено до решения суда. Конституционный Суд Российской Федерации своим постановлением от 17.12.96 признал не соответствующими Конституции Российской Федерации положения о праве налоговых органов и органов налоговой полиции производить взыскание с юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия.

Думается, что данные решения Конституционного Суда, фактически повторенные в первой части Налогового кодекса, лишены правовой логики, поскольку не вытекают из Конституции Российской Федерации.

Законы о налогах, как и любые другие законы, не свободны оттого, чтобы их смысл, содержание и применение оценивались сквозь призму прав и свобод человека и гражданина. В пункте 5 Постановления от 4 апреля 1996 г. № 9-П КС РФ отметил, что, «регулируя налогообложение, субъекты Российской Федерации в полной мере должны руководствоваться требованиями статьи 18 Конституции Российской Федерации о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов».

г Комментарий к Конституции Российской Федерации,— М.: Изд-во БЕК, 1994.— С, 30.

Так, при рассмотрении дела о платежах в социальные фонды Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на то, что равное право на трудовую пенсию для разных категорий граждан оказалось связанным с существенно несоразмерными отчислениями в Пенсионный фонд Российской Федерации. «При прочих равных условиях и примерно одинаковых в будущем трудовых пенсиях такие категории самозанятых плательщиков, как индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы и адвокаты, уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации значительно большую часть своего дохода, чем платят наемные работники с учетом страховых взносов работодателей». КС РФ пришел к выводу, что этим нарушается ст. 19 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации, исключающая какую-либо дискриминацию в зависимости от рода труда и занятий2.

«В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует учета фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (статьи 6 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов». (Пункт 5 Постановления КС РФ от4 апреля 1996 г. № 9-П.)


Компьютерными системами Компьютерная технология Компьютерной поддержки Компьютерной программой Компьютерного моделирования Компаниях существуют Календарном планировании Компаниям приходится Компанией продукции Компенсации реактивной Компенсационные соглашения Компенсировать недостаток Компетенции установленной вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика