Либерализация экономики



С повышением уровня экономической свободы* происходит заметное ускорение экономического роста. Существенное повышение уровня экономической свободы для участников рынка в разных странах после второй мировой войны создало все известные примеры того, что позже получило название «экономического чуда». Везде — от Западной Германии и Италии до Японии и Тайваня, от Чили и Маврикия до Ирландии и континентального Китая проведение либеральной экономической политики приводило к впечатляющим, но совершенно закономерным результатам: возрастали темпы экономического роста, повышались уровень и качество жизни, уменьшалась социальная дифференциация населения, плодами экономического развития начинали пользоваться более широкие слои граждан. Во всем мире не оказалось ни одной страны, осуществление либеральной экономической политики в которой не привело бы к значительным положительным переменам. В то же время в мире не было ни одной страны, где проведение политики, противоположной либеральной (популистской), имело экономические последствия, хотя бы в отдаленной степени с ней сопоставимые.

изошло почти двукратное ее снижение. Производительность труда в промышленности (соотношение производства продукции и численности занятых) упала за годы реформ более чем на четверть: в 1998 г. она составила к уровню 1990 г. 64,1%. Ответ на этот вопрос заключается в том, что либеральной экономической политики в России не было. Широкое распространение мифа о либеральной экономической политике, якобы проводившейся в последнее десятилетие, базируется на отождествлении разных понятий «рынок» и «экономическая свобода», «рыночная экономика» и «либеральная экономика», «рыночная политика» и «либеральная политика». Е5 то время как эти понятия, равно как и слова «рыночники», «реформаторы», «либералы» в массовом общественном сознании воспринимаются в качестве синонимов, за ними кроется принципиально различное содержание.

Экономическая теория, мировой и российский опыт экономического развития в XX в. свидетельствуют, что восстановление устойчивого роста возможно лишь при последовательном проведении либеральной экономической политики.

С повышением уровня экономической свободы* происходит заметное ускорение экономического роста. Существенное повышение уровня экономической свободы для участников рынка в разных странах после второй мировой войны создало все известные примеры того, что позже получило название «экономического чуда». Везде — от Западной Германии и Италии до Японии и Тайваня, от Чили и Маврикия до Ирландии и континентального Китая проведение либеральной экономической политики приводило к впечатляющим, но совершенно закономерным результатам: возрастали темпы экономического роста, повышались уровень и качество жизни, уменьшалась социальная дифференциация населения, плодами экономического развития начинали пользоваться более широкие слои граждан. Во всем мире не оказалось ни одной страны, осуществление либеральной экономической политики в которой не привело бы к значительным положительным переменам. В то же время в мире не было ни одной страны, где проведение политики, противоположной либеральной (популистской), имело экономические последствия, хотя бы в отдаленной степени с ней сопоставимые.

изошло почти двукратное ее снижение. Производительность труда в промышленности (соотношение производства продукции и численности занятых) упала за годы реформ более чем на четверть: в 1998 г. она составила к уровню 1990 г. 64,1%. Ответ на этот вопрос заключается в том, что либеральной экономической политики в России не было. Широкое распространение мифа о либеральной экономической политике, якобы проводившейся в последнее десятилетие, базируется на отождествлении разных понятий «рынок» и «экономическая свобода», «рыночная экономика» и «либеральная экономика», «рыночная политика» и «либеральная политика». В то время как эти понятия, равно как и слова «рыночники», «реформаторы», «либералы» в массовом общественном сознании воспринимаются в качестве синонимов, за ними кроется принципиально различное содержание.

Экономическая теория, мировой и российский опыт экономического развития в XX в. свидетельствуют, что восстановление устойчивого роста возможно лишь при последовательном проведении либеральной экономической политики.

, Во-первых, сырьевые и энергетические отрасли, являющиеся преимущественно экспортоориентированными. Их положение зависит практически исключительно от уровня мировых цен на соответствующие виды продукции и от характера внешнеэкономического режима страны. Они заинтересованы в либеральной экономической системе, отсутствии протекционизма, в макроэкономической стабильности как условии эффективной инвестиционной деятельности.

80 лет назад с позиций здравого смысла дело очень ясно изложил выдающийся сторонник либеральной экономической политики, юрист, статистик и высокопоставленный государственный чиновник лорд Фаррер. В работе, написанной в 1895 г. (Lord Fairer [17], p.43.), он признал, что если нации "...ограничиваются введением стандартной единицы законного платежного средства (принятой ценности), не будет ни нужды, ни возможности для действия какого-то специального закона о законных платежных средствах. Обычное договорное право делает все необходимое безо всякого закона, приписывающего особое значение тем или иным видам денег. Допустим, мы приняли за единицу, или стандарт ценности, золотой соверен. Если я обещал уплатить 100 соверенов, нет нужды в каком-то специальном правовом акте о законном тендере, гласящем, что я обязан уплатить 100 соверенов и что, если у меня потребуют уплаты 100 соверенов, я не могу расплатиться по этому обязательству чем-либо еще".

1) в либеральной экономической теории аспект эффективности однозначно связывается с действием рыноч-

Можно утверждать, что предпринимательские способности как ресурс более эффективно реализуются в условиях максимально либеральной экономической системы, не обремененной чрезмерной государственной бюрократией, имеющей также устоявшиеся предпринимательские традиции и соответствующее законодательное оформление. При этом очевидно, что залогом успешного использования предпринимательских способностей являются прежде всего сами предприниматели, их квалификация и уровень образования, способность брать на себя ответственность и инициативу, умение ориентироваться в высококонкурентной среде, а также их чувство социальной ответственности.

Можно утверждать, что предпринимательские способности как ресурс более эффективно реализуются в условиях максимально либеральной экономической системы, не обремененной чрезмерной государственной бюрократией, имеющей также устоявшиеся предпринимательские традиции и соответствующее законодательное оформление. При этом очевидно, что залогом успешного использования предпринимательских способностей являются прежде всего сами предприниматели, их квалификация и уровень образования, способность брать на себя ответственность и инициативу, умение ориентироваться в высококонкурентной среде, а также их чувство социальной ответственности.


Вместе с тем опыт российской реформы наглядно подтвердил вывод венгерского ученого Я. Корнай в книге «Дефицит» о том, что демонтаж плановой системы хозяйствования и либерализация экономики недостаточны для формирования полноценной рыночной экономики.

Либерализация экономики порождает острые противоречия в производственной сфере. Во-первых, масса предприятий, привыкших работать на госзаказ, сразу теряет сферу сбыта на свою продукцию. Во-вторых, предприятия, поставленные в рыночные условия, час-

то оказываются неконкурентоспособными на рынке. В-третьих, трудности сбыта порождают проблему закупки сырья и материалов, т. е. проблему самого функционирования. В-четвертых, трудное положение производителей углубляется сокращением спроса населения. В-пятых, в особенно тяжелое положение попадают производства, получавшие ранее субсидии государства. В-шестых, либерализация экономики глубоко противоречит менталитету директорского корпуса, воспитанного условиями плановой системы выполнять задания сверху, не заботясь о сбыте продукции и получении необходимых ресурсов.

Переход к рыночной экономике сопровождался существенным расширением масштабов вмешательства государства в хозяйственную жизнь. По всем направлениям своей деятельности — налогообложение, регулирование, репрессивная денежная политика — государство увеличило экономическую нагрузку на частный сектор и ограничило экономическую свободу российских граждан. При значительном сокращении экономического потенциала страны, снижении общей численности населения, а также занятых в экономике на 14% количество работников государственного аппарата удвоилось. Произошла не столько либерализация экономики, сколько либерализация государства. По величине индекса экономической свободы в 90-е гг. Россия заняла 110-е место среди 119 стран мира, оказавшись в одной группе с такими странами, как Замбия, Гвинея-Бисау, Нигерия, Бурунди, Мадагаскар, Руанда. В результате одновременного действия двух процессов -— огосударствления экономики и приватизации государства — произошло резкое снижение эффективности деятельности как экономики, так и государства.

Либерализация экономики без установления хозяйственного порядка легко превращается в хозяйственную анархию и даже правовой беспредел. Такая либерализация перерождается в свою противоположность — массовую коррупцию, экономическую и организованную преступность (от неисполнения хозяйственных законов до физического устранения конкурентов). Поэтому важнейшее направление деятельности государства — создание хозяйственного порядка, т.е. определенной системы институтов, правил хозяйствования, юридических законов и кодексов поведения субъектов рынка и самого государства в экономике. Курс на усиление государственного регулирования не означает подавления либеральных начал в экономике и возвращения к ситуации, когда государство было главным предпринимателем. Возрастание роли государства должно выразиться прежде всего в налаживании систем регулирования, свойственных смешанной рыночной социально ориентированной экономики.

В перспективе для серьезного улучшения инвестиционного климата в России, роста производства и производительности исключительно важны структурные реформы — выравнивание условий конкуренции и дальнейшая либерализация экономики. Неэффек-

В настоящее время в системе отечественного налогового регулирования, наряду с экономически обоснованными методами балансирования экономических интересов, применяются и меры административного воздействия. Это связано с налоговыми неплатежами, которые, как объясняют эксперты, вызваны двумя причинами. Во-первых, с начала 90-х годов либерализация экономики вылилась во вседозволенность перераспределительных действий. Государство не смогло своевременно обеспечить жесткий контроль за ходом приватизации, что повлекло распределение бюджетных ресурсов и имущества в ущерб общенациональным интересам. В 1997 г. предпринимались попытки приостановить разрастание финансовых конгломератов, преследующих свои ведомственные финансовые цели, и превратить их в законопослушных налогоплательщиков и инвесторов реального сектора экономики. Во-вторых, бесконтрольность государства в системе расчетно-платежных отношений привела к расстройству денежного обращения, наводнению рынка денежными суррогатами, воцарению бартера. Эклектически сформированная налоговая система в этих условиях способствовала нарастанию инфляционных процессов.

Вместе с тем опыт российской реформы наглядно подтвердил вывод венгерского ученого Я. Корнай в книге «Дефицит» о том, что демонтаж плановой системы хозяйствования и либерализация экономики недостаточны для формирования полноценной рыночной экономики.

Либерализация экономики порождает острые противоречия в производственной сфере. Во-первых, масса предприятий, привыкших работать на госзаказ, сразу теряет сферу сбыта на свою продукцию. Во-вторых, предприятия, поставленные в рыночные условия, час-

то оказываются неконкурентоспособными на рынке. В-третьих, трудности сбыта порождают проблему закупки сырья и материалов, т. е. проблему самого функционирования. В-четвертых, трудное положение производителей углубляется сокращением спроса населения. В-пятых, в особенно тяжелое положение попадают производства, получавшие ранее субсидии государства. В-шестых, либерализация экономики глубоко противоречит менталитету директорского корпуса, воспитанного условиями плановой системы выполнять задания сверху, не заботясь о сбыте продукции и получении необходимых ресурсов.

Переход к рыночной экономике сопровождался существенным расширением масштабов вмешательства государства в хозяйственную жизнь. По всем направлениям своей деятельности — налогообложение, регулирование, репрессивная денежная политика — государство увеличило экономическую нагрузку на частный сектор и ограничило экономическую свободу российских граждан. При значительном сокращении экономического потенциала страны, снижении общей численности населения, а также занятых в экономике на 14% количество работников государственного аппарата удвоилось. Произошла не столько либерализация экономики, сколько либерализация государства. По величине индекса экономической свободы в 90-е гг. Россия заняла 110-е место среди 119 стран мира, оказавшись в одной группе с такими странами, как Замбия, Гвинея-Бисау, Нигерия, Бурунди, Мадагаскар, Руанда. В результате одновременного действия двух процессов — огосударствления экономики и приватизации государства — произошло резкое снижение эффективности деятельности как экономики, так и государства.


Лизингового контракта Лояльность потребителей Логические переменные Ленинградская типография Логического завершения Логистическими процессами Логистической концепции Логистического обслуживания Логистики заключается Локальных вычислительных Лондонская межбанковская Лондонском межбанковском Личностью кредитора вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика