Магистральных газопроводов



НА МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДАХ

Бибишев А. В. Организация труда на магистральных газопроводах.— Л.: Недра, 1984 — 239 с.

Однако, несмотря на высокие темпы развития газопроводного транспорта, вопросы организации труда здесь еще недостаточно изучены и систематизированы. Автором сделана попытка обобщить и систематизировать материалы по организации труда на магистральных газопроводах, в основном в линейных производственных управлениях магистральных газопроводов (ЛПУМГ).

Эти особенности наиболее отчетливо проявляются в подотрасли, занимающейся транспортом газа. Из года в год растет средняя протяженность магистральных газопроводов и отводов от них; автоматизация и телемеханизация производственных процессов привела к значительному сокращению численности персонала производственных подразделений. Именно поэтому при решении многих вопросов организации труда на магистральных газопроводах возникает немало трудностей, которые не в такой мере ощущаются на промышленных предприятиях.

НА МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДАХ

Внедрение НОТ на магистральных газопроводах имеет свои особенности и трудности. Как уже отмечалось, по организации труда и производства ЛПУМГ значительно отличается от промышленных предприятий, выпускающих штучную продукцию (преобладанием рабочих-повременщиков; незначительной численностью персонала служб, участков и бригад; непостоянством рабочих мест; разъездным характером труда рабочих, обслуживающих сооружения • и оборудование линейной части магистральных газопроводов, ГРС, линий технологической связи и средств телемеханики; большим разнообразием работ, выполняемых ремонтным персоналом; разным режимом труда и отдыха отдельных категорий рабочих и т. п.).

Важнейшими направлениями внедрения НОТ на магистральных газопроводах, способствующими более высокому уровню организации труда в ЛПУМГ, в производственных службах, на участках, в бригадах и группах, повышению производительности труда и эффективности транспорта газа, являются рациональное разделение и кооперация труда.

В настоящее время на магистральных газопроводах значительное число составляют рабочие широкого профиля, совмещающие две профессии и более. Большую роль в стимулировании совмещения профессий и работе по расширенной зоне обслуживания

В 1970—1972 гг. на магистральных газопроводах щекинский метод в порядке опыта был внедрен в четырех объединениях по транспортировке и поставке газа (Московском, Горьковском, Ленинградском и Минском). В настоящее время его элементы внедрены в большинстве ГПО Мингазпрома.

В единичном производстве, для которого характерна незначительная повторяемость производственных операций, преобладают универсальные рабочие места, где предусматривается обслуживание различного оборудования с применением разнообразного инструмента, что широко распространено на магистральных газопроводах.

Эффективность эксплуатации сооружений и оборудования на магистральных газопроводах значительно повысится, если наряду с работой по совершенствованию организации труда непосредственно в газотранспортных объединениях требования НОТ будут учитываться на стадии проектирования технологического процесса и конструирования газоперекачивающего оборудования. При проектировании газотранспортных сооружений, технологических процессов и конструировании нового газоперекачивающего оборудования одновременно с техническим проектом должен разрабатываться проект организации труда (оргпроект), который является неотъемлемой частью технического проекта. Эти требования за-, креплены в Инструкции по разработке проектов и смет для промышленного строительства СН 202—76 Госстроя СССР.


На основе обобщения опыта работы передовых предприятий рассмотрены вопросы организации труда рабочих, инженерно-технических работников и служащих магистральных газопроводов. Показаны роль и значение научной организации труда (НОТ), описаны особенности и основные направления организации труда в линейных производственных управлениях магистральных газопроводов (ЛПУМГ). Дана оценка экономической эффективности от внедрения мероприятий по совершенствованию организации труда.

Для инженерно-технических работников и служащих магистральных газопроводов.

Однако, несмотря на высокие темпы развития газопроводного транспорта, вопросы организации труда здесь еще недостаточно изучены и систематизированы. Автором сделана попытка обобщить и систематизировать материалы по организации труда на магистральных газопроводах, в основном в линейных производственных управлениях магистральных газопроводов (ЛПУМГ).

Эти особенности наиболее отчетливо проявляются в подотрасли, занимающейся транспортом газа. Из года в год растет средняя протяженность магистральных газопроводов и отводов от них; автоматизация и телемеханизация производственных процессов привела к значительному сокращению численности персонала производственных подразделений. Именно поэтому при решении многих вопросов организации труда на магистральных газопроводах возникает немало трудностей, которые не в такой мере ощущаются на промышленных предприятиях.

Транспорт газа по магистральным газопроводам осуществляется газотранспортными производственными объединениями (ГПО), в состав которых входят линейные производственные управления магистральных газопроводов (ЛПУМГ). Они являются низовыми производственными звеньями в системе трубопроводного транспорта газа и находятся на цеховом хозяйственном расчете. Основные задачи ЛПУМГ — выполнение установленных ГПО пла-Тюв^приема и транспортировки газа от поставщиков и обеспечение бесперебойного газоснабжения потребителей. Состав сооружений и оборудования магистральных газопроводов и их назначение определяются «Правилами технической эксплуатации магистральных газопроводов» [1982 г.].

На трассе газопроводов и отводов имеются отключающие узлы,-"установки ЭХЗ с линиями электропередачи (ЛЭП) и трансформаторными пунктами для их электроснабжения. Вдоль газопроводов проложены воздушные, кабельные, радиокабельные линии связи и размещена аппаратура телемеханики, обеспечивающие технологическую связь со смежными ЛПУМГ и ГПО. Все эти сооружения и оборудование магистральных газопроводов требуют постоянного обслуживания, периодического осмотра и профилактического ремонта.

Организационная структура ЛПУМГ определяет состав и подчиненность производственных служб, участков, бригад, производственных групп, их связь и взаимодействие в.общей системе управления ГПО. Она обусловлена производственной структурой (объемными показателями) ЛПУМГ и строится в соответствии с Типовой структурой и нормативами численности ИТР и служащих ЛПУМГ и Нормативами численности рабочих магистральных газопроводов, утвержденными Мингазпромом СССР 26.05.83. Графическое изображение организационной структуры называется органиграммой.

Линейные производственные управления магистральных газопроводов (ЛПУМГ)

Особенность организационной структуры магистральных газопроводов заключается в незначительной (если сравнивать с промышленными предприятиями) численности персонала как ЛПУМГ (150—600 чел.), так и их структурных подразделений, служб (50— 150 чел.), бригад (7—20 чел.) и производственных групп (5— 15 чел.). Рабочие-повременщики в ЛПУМГ составляют почти 100%. До 25% производственного персонала занято круглосуточным или периодическим обслуживанием оборудования КС и ГРС. Остальные выполняют различные ремонтно-профилактические работы. Персонал ЛЭС и СТиС часто выезжает на осмотр трассы газопроводов, отводов, линий связи, средств телемеханики и оборудования ГРС, поэтому производственные бригады и группы комплектуются из специалистов широкого профиля, способных выполнять разнообразную работу по обслуживанию и ремонту сооружений, а также оборудования на объектах магистральных газопроводов.

Внедрение НОТ на магистральных газопроводах имеет свои особенности и трудности. Как уже отмечалось, по организации труда и производства ЛПУМГ значительно отличается от промышленных предприятий, выпускающих штучную продукцию (преобладанием рабочих-повременщиков; незначительной численностью персонала служб, участков и бригад; непостоянством рабочих мест; разъездным характером труда рабочих, обслуживающих сооружения • и оборудование линейной части магистральных газопроводов, ГРС, линий технологической связи и средств телемеханики; большим разнообразием работ, выполняемых ремонтным персоналом; разным режимом труда и отдыха отдельных категорий рабочих и т. п.).

Профессиональный и численный состав рабочих ЛПУМГ определяется в зависимости от объемных показателей управления (состава, количества, вида, типа оборудования и сооружений) на основании Нормативов численности рабочих магистральных газопроводов, утвержденных Мингазпромом 26.05.83. Узкая специализация рабочих, занятых в транспорте газа, нецелесообразна, так как не позволяет обеспечить им полную загрузку в течение рабочего дня. В связи с этим в ГПО внедряется щекинский метод организации труда (совмещение профессий, работа по расширенной зоне обслуживания), позволяющий рабочим не только повысить производительность труда, но и поднять их культурно-технический уровень. Так, линейный трубопроводчик должен не только обслуживать механизмы, применяемые при ремонтно-восстановительных работах (электросварочные агрегаты, воздушные компрессоры, насосы • для откачки воды), резать металл керосинорезом и газом, но и выполнять вспомогательные сварочно-монтажные работы. У машинистов технологических компрессоров затраты времени на наблюдение и техническое обслуживание ГПА и вспомогательного оборудования КС не превышают в среднем 50—60 %. Но даже это время не всегда используется ими рационально: значительная часть времени — это так называемое пассивное наблюдение, иногда маскирующее потери рабочего времени.


Маркетинга некоторые Маркетинга организации Маркетинга персонала Маркетинга предполагает Маркетинга применяемый Маркетинга разрабатывается Маркетинга управление Магистральные газопроводы Маркетинговые посредники Маркетинговые возможности Маркетинговых мероприятий вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика