|
Маркетинговой философии
К сожалению, степень потребительской удовлетворенности трудно измерить. Во-первых, еще ни один экономист не придумал, как замерить полное удовлетворение конкретным товаром или конкретной маркетинговой деятельностью. Во-вторых, непосредственное удовлетворение, получаемое отдельными потребителями
Каждая фирма заинтересована в эффективном управлении своей маркетинговой деятельностью. В частности, ей нужно знать, как анализировать рыночные возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых усилий. Все это и составляет процесс управления маркетингом.
Формирование отечественного рынка, неизбежный переход к цивилизованным формам его функционирования заставляют российских предпринимателей все шире обращаться к возможностям маркетинга, внедрять его принципы и методы в повседневную деятельность по разработке товарной политики и доведению товаров от производства до потребителя. Это обусловило потребность в высококвалифицированных специалистах по управлению рыночной деятельностью и изучению рынка - маркетинг-менеджеров и маркетологов, а также руководителей маркетинговой деятельностью - маркетинг-директоров. Становится все очевидней, что и сами предприниматели ддажны овладеть маркетинговыми знаниями, которые обеспечат им проведение конкурентоспособной стратегии. В условиях кризиса, который периодически поражает неустойчивую молодую российскую рыночную экономику, изучение и оценки рыночной ситуации обеспечивают более эффективную деятельность на рынке. Для сравнения укажем, что университеты ФРГ ежегодно выпускают около 2500 специалистов по маркетингу, не считая того, что курсы маркетинга включены в программы всех экономических учебных заведений. Ширится понимание того, что маркетинг — естественная функция современного бизнеса.
Рассмотрение функций маркетинга позволит сформировать определение круга необходимой информации для управления маркетинговой деятельностью.
Внутренний аудит, свойственный преимущественно крупным корпоративным объединениям, органично объединен с их маркетинговой деятельностью. Принципы маркетинга выражают, как уже отмечалось, систему управления торгово-производственной деятельностью. В эту систему входят, естественно, контроль и анализ. Более того, экономический анализ здесь как бы оценивает правильность самой маркетинговой стратегии и тактики. В самом деле, с помощью предварительного, текущего, прогнозного анализа дается объективная с предельной степенью критичности оценка торгово-производственной деятельности и ее финансовых результатов в целом, а также в ее локальных проявлениях.
С одной стороны, анализ коммерческой деятельности выступает как средство реализации функций маркетинга, с другой — как функция управления маркетинговой деятельностью в целом. В первом случае применяется методический аппарат для анализа внутренней и внешней среды, в которой функционирует предприятие, анализа рынков, производителей сырья и потребителей, конкурентоспособности продукции, предоставляемых услуг, спроса и сбыта, формирования ценовой политики и т. д. Во втором — сопоставляются затраты на содержание маркетинговой службы и влияние результатов ее функционирования на формирование прибыли. Результаты данного анализа представляют собой часть аналитических разработок, осуществляемых в рамках анализа всей хозяйственной деятельности предприятия.
Ситуационный анализ коммерческой деятельности основан на компьютерной технологии обработки оперативных информационных массивов. Режим предоставления результатов ситуационного анализа — запросный и построен на основе ответов по заранее определенной аналитической программе, состоящей из отдельных блоков, характеризующих состояние рынков, экспортно-импортных операций, состав покупателей и конкурентов, состояние внутренней и внешней среды, цен и ценовой политики, товародвижения и сбыта, спроса и сервисных услуг. Это позволяет оперативно управлять маркетинговой деятельностью предприятий.
Внутренний аудит, свойственный преимущественно крупным корпоративным объединениям, органично объединен с их маркетинговой деятельностью. Принципы маркетинга выражают, как уже отмечалось, систему управления торгово-производственной деятельностью. В эту систему входят, естественно, контроль и анализ. Более того, экономический анализ здесь как бы оценивает правильность самой маркетинговой стратегии и тактики. В самом деле, с помощью предварительного, текущего, прогнозного анализа дается объективная с предельной степенью критичности оценка торгово-производственной деятельности и ее финансовых результатов в целом, а также в ее локальных проявлениях.
С одной стороны, анализ коммерческой деятельности выступает как средство реализации функций маркетинга, с другой — как функция управления маркетинговой деятельностью в целом. В первом случае применяется методический аппарат для анализа внутренней и внешней среды, в которой функционирует предприятие, анализа рынков, производителей сырья и потребителей, конкурентоспособности продукции, предоставляемых услуг, спроса и сбыта, формирования ценовой политики и т. д. Во втором — сопоставляются затраты на содержание маркетинговой службы и влияние результатов ее функционирования на формирование прибыли. Результаты данного анализа представляют с'обой часть аналитических разработок, осуществляемых в рамках анализа всей хозяйственной деятельности предприятия.
Ситуационный анализ коммерческой деятельности основан на компьютерной технологии обработки оперативных информационных массивов. Режим предоставления результатов ситуационного анализа — запросный и построен на основе ответов по заранее определенной аналитической программе, состоящей из отдельных блоков, характеризующих состояние рынков, экспортно-импортных операций, состав покупателей и конкурентов, состояние внутренней и внешней среды, цен и ценовой политики, товародвижения и сбыта, спроса и сервисных услуг. Это позволяет оперативно управлять маркетинговой деятельностью предприятий.
Тип рынка определяется степенью его сбалансированности, назначением конечного использования товара, интенсивностью конкуренции, организационной структурой, территориальными характеристиками, маркетинговой деятельностью и т.п. Знание потребностей основных потребителей ОУ - безусловное требование к реализации маркетинговой философии на практике. Маркетинг как рыночная философия предпринимательства, как стратегия и тактика поведения участников свободного обмена ценностями, реализуем далеко не только в отношениях между конкретными юридическими и физическими лицами. Субъектом, участником рыночных отношений выступает и государство. И оно - не только регулятор, но и непосредственный потребитель образовательных услуг.
г~^ В главе 1 мы пришли к выводу о том, что производитель имеет JL \/ возможность одержать верх в конкурентной борьбе, только если он обратится к маркетинговой философии. В этой главе мы подробно обсудим, методы, позволяющие компании обойти соперников. Каким образом? Ответ очевиден: необходимо наилучшим образом удовлетворять запросы потребителей. Только компании, в центре внимания которых — потребитель, способны не просто производить продукцию, но и воздействовать на формирование его потребностей, имея необходимые знания как технологии производства, так и в области создания надежных рыночных конструкций. Многие компании считают, что работа по привлечению заказчиков целиком возлагается на отдел маркетинга/продаж. Если отдел не справляется с этой задачей, многие руководители считают, что его специалисты не обладают достаточной квалификацией. На самом деле маркетинг — лишь один из многих факторов привлечения и сохранения покупателей. Лучший в мире отдел маркетинга не в состоянии реализовать некачественную или никому не нужную продукцию. Деятельность отдела маркетинга эффективна лишь в тех компаниях, в которых каждый отдел и каждый служащий создают и воплощают в реальность конкурентоспособную, передовую систему обеспечения потребителей высококачественными продуктами.
Фланговая стратегия — синоним умения идентифицировать и заполнять разрывы между спросом и предложением, возникающие как результат сдвигов в рыночных сегментах и развития новых сильных сегментов. В отличие от кровавых побоищ компаний, конкурирующих на одном и том же рынке, эффективная фланговая атака позволяет полнее удовлетворить нужды потребителей. Фланговая атака — наступление в лучших традициях современной маркетинговой философии, провозглашающей, что предназначение маркетинга заключается в идентификации и удовлетворении нужд потребителей. Очевидно, что фланговая атака более эффективна, чем фронтальное наступление.
8. Взаимосвязи между маркетинговыми характеристиками, ориентацией на рынок, принятием маркетинговой философии и эффективностью предпринимательской деятельности.
К сожалению, реальности коммерческой деятельности могут способствовать возникновению конфликта интересов поставщиков и потребителей. Например, замораживание цен может обеспечить рост прибыли, но приведет к снижению уровня удовлетворения потребителей. Такие, недопустимые с точки зрения конкуренции, действия могут препятствовать становлению маркетинговой философии как средства, способствующего процветанию компании. Так, французской сети супермаркетов Leclerc пришлось прибегнуть к маркетинговой философии, чтобы преодолеть результаты антиконкурентных по своей сути действий поставщиков и снизить цены для своих потребителей. Во врезке 1.1 рассказывается, как Leclerc удалось удовлетворить нужды потребителей и добиться коммерческого успеха.
Компании, придерживающиеся маркетинговой философии, рассматривают маркетинг как наиболее ответственную функцию, касающуюся определения и удовлетворения нужд потребителей. Они не рассматрива-
Было выполнено сравнение отношений к маркетингу, организации и практики маркетинга для всех четырех групп. У сторонников маркетинговой философии были обнаружены особые, присущие только им характеристики, которые можно подытожить следующим образом.
1. Сторонники маркетинговой философии придерживаются более наступательного, агрессивного подхода в отношении будущего компании.
Кроме того, было проведено сравнение эффективности деятельности всех четырех групп компаний. Сравнение осуществлялось по двум критериям: значению дохода на вложенный капитал, приводимого со слов представителя компании, и эффективности компании в сравнении с основными конкурентами. Значение дохода у компаний, придерживающихся маркетинговой философии, было намного выше, чем у остальных. Эффективность компаний, ограничивающих маркетинговую деятельность отделом маркетинга, занимает в выборке промежуточное положение. А эффективность компаний, в которых маркетинг рассматривается как средство для поддержки сбыта продаж, и компаний с отсутствием определенного отношения к маркетингу — намного хуже. Результаты деятельности сторонников маркетинговой философии намного лучше, чем у других групп компаний. И при использовании критерия, связанного с конкурентами, лучшими оказываются приверженцы маркетинговой философии, а за ними идут компании, которые сводят маркетинг к функциям соответствующих отделов.
Маркетинговая стратегия американской сети гостиниц Marriott направлена на обеспечение досуга состоятельных и деловых путешественников и высококлассного обслуживания по высоким ценам. Ясно, что реализация такой стратегии полностью зависит от ежедневной деятельности персонала гостиницы. Отправной точкой реализации маркетинговой стратегии является доброжелательность служащих гостиницы, поскольку неприветливый персонал отпугивает клиентов. Основа маркетинговой философии компании заключается в том, что персонал любит свою работу и "всегда готов пройти лишнюю милю, чтобы позаботиться о своих гостях".
Данный раздел посвящен обсуждению различных форм противодействия и сопротивления внедрению концепции маркетинга и исследованию навыков и тактики, необходимых при столкновении с ними. В наше время растет понимание того, что менеджеры по маркетингу должны иметь большой опыт в управлении как внутренней, так и внешней средой компании. Вначале мы исследуем некоторые барьеры, препятствующие осуществлению концепции маркетинга, упомянутой в главе 1. Это необходимо, поскольку принятие маркетинговой философии является важной предпосылкой успешного развития и реализации маркетинговой стратегии компании.
Математических зависимостей Математической формализации Математической статистики Математическое программирование Математического моделирования Математическом моделировании Материальные капитальные Магистральном трубопроводе Материальных ценностях Материальных предметов Материальными финансовыми Материальными трудовыми Материальным оборотным вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|