Матричные структуры



пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности" (ст. 19, ч. 2). В соответствии с К. РФ — это соц. государство, главной задачей которого является: гос. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, охрана труда и здоровья людей, назначение пенсий и пособий нетрудоспособным, установление гарантированного минимального размера оплаты труда (ст. 7). Глава 2 К. РФ "Права и свободы человека и гражданина" содержит правовые нормы, посвященные человеку. Основные права, свободы и обязанности охватывают главные области жизни и деятельности человека и соответствуют общепризнанному международному перечню прав и свобод. По своему содержанию основные права и свободы можно разделить на: гражданские права и свободы (ст. 20—31); политические права и свободы (ст. 32—33); экон. права и свободы (ст. 34—37); соц. права и свободы (ст. 38—44). Важнейшими из прав человека и гражданина, закрепленных в К. РФ, являются: равенство перед законом и судом, право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свобода передвижения, свобода совести, мысли и слова, участие в управлении делами государства, право частной собственности, свобода труда, право на отдых, защиту от безработицы, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, свободу творчества. К. не только провозглашает права и свободы, но и обеспечивает их реальное воплощение в жизнь. Эти задачи призваны решить закрепленные ст. 45—54 К. РФ гарантии прав и свобод. Здесь большую роль играют органы гос. власти — законодательной, исполнительной и судебной и Президент РФ. Их права и обязанности, порядок выборов, утверждения, полномочий отражены в главе 4 К. — "Президент РФ", главе 5 — "Федеральное Собрание", главе 6 — "Правительство РФ", главе 7 — "Судебная власть".

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО — отрасль российского права. Основным источником С.п. является Семейный кодекс РФ 1995 г., согласно которому основными началами семейного законодательства являются защита семьи, материнства, отцовства и детства со стороны государства, необходимость укрепления семьи, построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможность судебной защиты этих прав, а также признание только брака, заключенного в органах записи актов гражданского состояния. Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами,

щества; система мер, осуществляемых государством, объединениями предпринимателей и работников, общественными организациями и движениями с целью гарантировать определенный уровень и качество жизни населения, соблюдение соответствующих прав и привилегий граждан, страхование их от риска оказаться в затруднительном материальном положении, соц. помощь особенно нуждающимся в поддержке. В качестве всеобщей нормы признается право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и соц. обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам. Право на С.з., особое попечение и помощь дают материнство и младенчество. Ст. 7 Конституции РФ гласит: в стране охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается гос. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система соц. служб, устанавливаются гос. пенсии, пособия и иные гарантии С.з. Гарантия конституционных прав граждан в области С.з. — приоритетное направление соц. политики государства. Система С.з. складывается из двух основные форм — соц. страхования и соц. помощи. Различия между ними определяются в первую очередь регулирующей ролью государства и источниками финансирования. Соц. страхование распространяется на экон. активное, занятое население и обеспечивается главным образом за счет его доходов при ограниченных •дотациях из федерального бюджета. Соц. помощь ориентирована преимущественно на поддержку наиболее уязвимых групп населения —детей, стариков, инвалидов; нацелена на вспомоществование, имеет, как правило, компенсационный характер и финансируется за счет бюджетов разного уровня и благотворительности. В настоящее время федеральные органы и субъекты Федерации предпринимают шаги к тому, чтобы заметно улучшить положение дел в стране. На это направлены и реформы в соц. сфере: совершенствование системы соц. страхования, защиты прав и гарантий работников, повышение

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО - государство, для которого приоритетны соблюдение основных прав и свобод человека, содействие соц. прогрессу, улучшение жизни людей, развитие соц. сферы, обеспечение соц. защиты своих граждан. Индустриально развитые страны мира (Германия, Швеция, Япония и др.) отличаются не только устойчивым экон. ростом и увеличением национального дохода, свободой предпринимательства и рыночных отношений, но и стремлением к соц^ равенству и справедливому распределению благ. В таких странах возрастает регулирующая роль органов гос. власти, проявляющей заботу о соц. ориентированности рыночной экономики, повышении доходов и уровня жизни населения, поддержке культуры, образования, науки и др. отраслей социальной сферы. РФ, как провозглашено в ее Конституции (ст. 7), — С.г., политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В стране охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается гос. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система соц. служб, устанавливаются гос. пенсии, пособия и иные гарантии соц. защиты.

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ -один из основных видов управления, имеющий целью воздействие на сферу жизнедеятельности общества, непосредственно связанную с удовлетворением материальных и духовных потребностей человека, функционированием соц. инфраструктуры, предоставлением соц. благ и услуг. Субъектами У.с.с. выступают органы гос. власти и местного самоуправления, профсоюзы, ассоциации предпринимателей и др. общественные организации. В России вопросы трудового законодательства, зравоохранения, образования, культуры, физ. культуры и спорта, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, соц. защиты, включая соц. обеспечение, являются предметом совместного

венных пособиях гражданам, имеющим детей», которым установлена единая система государственных пособий на детей в связи с их рождением и воспитанием, обеспечивающая гарантированную государственную материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Она введена взамен ранее выплачиваемых социальных пособий и компенсационных выплат: ежемесячного пособия на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; ежемесячного пособия на детей одиноким матерям, вдовам, вдовцам из числа бывших воспитанников детских домов, на детей военнослужащих срочной службы, на детей, находящихся под опекой (попечительством) и других.

• координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

ких услуг. Основными доступными и оплачиваемыми из бюджета для каждого гражданина видами медицинского обслуживания являются: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и иных неотложных состояний; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; медицинская профилактика важнейших заболеваний; санитарно-гигиеничес-кое образование; меры по охране семьи, материнства, отцовства и детства; другие мероприятия.

формирование системы социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства;

ных пособиях гражданам, имеющим детей», которым установлена единая система государственных пособий на детей в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государственную материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Для реализации Закона Правительством РФ 4 сентября 1995 г. Постановлением № 883 утверждено Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО — отрасль российского права. Основной источник С.п. — Семейный кодекс РФ 1995 г. согласно которому основными началами семейного законодательства являются защита семьи, материнства; отцовства и детства со стороны государства, необходимость укрепления семьи, построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможность судебной за-


Задачи ускорения научно-технического прогресса предъявляют особые требования к гибкости структур управления. Это вызвало к жизни принципиально новые организационные структуры и методы управления, такие, как структуры с временными (создаваемыми на срок) органами; структуры с комитетами, формируемыми на межведомственной основе из представителей разных органов; управление по проекту (объекту); матричные структуры; органы программного управления и т. п. Они получили название программно-целевых структур.

Проектирование организационной структуры связано с решением таких вопросов, как: определение состава и содержания функций, степени централизации и децентрализации функций и числа ступеней аппарата управления, числа линейных и функциональных звеньев в каждой ступени, распределение функций между звеньями различных ступеней, установление подчиненности между звеньями. В зависимости от способа решения этих проблем различают несколько видов структур управления: линейную, функциональную, линейно-функциональную. Самостоятельный вид составляют программно-целевые и матричные структуры управления.

Матричные структуры управления, дополнившие линейно-функциональную организационную структуру, открыли качественно новое направление в развитии наиболее гибких и активных программно-целевых структур управления. Они нацелены на подъем творческой инициативы руководителей и специалистов и выявление возможностей значительного повышения эффективности производства.

Матричные структуры используют крупные диверсифицированные (как по товарным группам, так и по рынкам сбыта, как национальные, так и международные) компании. На рис. 15 показана матричная структура организации управления известной на российском рынке транснациональной компании «Procter & Gamble».

Матричные структуры управления, дополнившие линейно-функциональную организационную структуру управления новыми элементами, открыли качественно новое направление в развитии наиболее активных и динамичных проблемно-целевых и программно-целевых организационных форм управления, которые нацелены на подъем творческой инициативы руководителей и специалистов и выявление возможностей значительного повышения эффективности производства на основе ускорения темпов его технического развития, обеспечивающего рост производительности труда, снижение издержек производства и улучшение качества выпускаемой продукции.

Матричные структуры управления наиболее широко применяются и развиваются прежде всего в аэрокосмической промышленности, где возникла объективная необходимость в координации деятельности большого числа отдельных промышленных фирм для осуществления уникальных крупномасштабных проектов и программ в пределах ограниченных временных рамок и выделенных финансовых средств.

Матричные структуры управления способствуют проведению частых перестроек, связанных с внедрением новейших технологических процессов и более производительного оборудования, что ведет к изменениям в организационной структуре управления фирмой в целом.

Типы матричных структур весьма разнообразны, что позволяет выбирать наиболее подходящую структуру с учетом масштабов и особенностей производства. Это простейшие формы координации работ, получившие развитие в научно-исследовательских организациях; внутрифирменные и заводские проблемно-целевые формы управления, применяемые для решения локальных задач; сложные проектные и программные (по продукту) матричные структуры. Все они ориентированы на ускорение и эффективное решение поставленной конкретной цели (задачи).

Таким образом, матричные структуры проблемно-целевого и программно-целевого управления:

• гибкое использование наиболее рациональных организационных форм разработки решения: индив коллективные, коллегиальные, целевые межфункциональные группы, матричные структуры и др.

Качественно новой формой координации межфункциональной и межотраслевой деятельности являются матричные структуры [17, 43, 47], которые применяются в условиях высокой степени кооперации. Они основаны на создании особого механизма взаимодействия линейно-функционального и программно-целевых подсистем аппарата управления, опирающихся на сбаланси-


Механизации вспомогательных Механизмы формирования Механизмы распределения Механизма банкротства Механизма финансового Механизма координации Механизма предприятия Максимальное получение Механизме управления Механизмов аппаратов Механизмов необходимо Механизмов реализации Межбанковского валютного вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика