|
Матричные структуры
пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности" (ст. 19, ч. 2). В соответствии с К. РФ — это соц. государство, главной задачей которого является: гос. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, охрана труда и здоровья людей, назначение пенсий и пособий нетрудоспособным, установление гарантированного минимального размера оплаты труда (ст. 7). Глава 2 К. РФ "Права и свободы человека и гражданина" содержит правовые нормы, посвященные человеку. Основные права, свободы и обязанности охватывают главные области жизни и деятельности человека и соответствуют общепризнанному международному перечню прав и свобод. По своему содержанию основные права и свободы можно разделить на: гражданские права и свободы (ст. 20—31); политические права и свободы (ст. 32—33); экон. права и свободы (ст. 34—37); соц. права и свободы (ст. 38—44). Важнейшими из прав человека и гражданина, закрепленных в К. РФ, являются: равенство перед законом и судом, право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свобода передвижения, свобода совести, мысли и слова, участие в управлении делами государства, право частной собственности, свобода труда, право на отдых, защиту от безработицы, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, свободу творчества. К. не только провозглашает права и свободы, но и обеспечивает их реальное воплощение в жизнь. Эти задачи призваны решить закрепленные ст. 45—54 К. РФ гарантии прав и свобод. Здесь большую роль играют органы гос. власти — законодательной, исполнительной и судебной и Президент РФ. Их права и обязанности, порядок выборов, утверждения, полномочий отражены в главе 4 К. — "Президент РФ", главе 5 — "Федеральное Собрание", главе 6 — "Правительство РФ", главе 7 — "Судебная власть".
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО — отрасль российского права. Основным источником С.п. является Семейный кодекс РФ 1995 г., согласно которому основными началами семейного законодательства являются защита семьи, материнства, отцовства и детства со стороны государства, необходимость укрепления семьи, построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможность судебной защиты этих прав, а также признание только брака, заключенного в органах записи актов гражданского состояния. Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами,
щества; система мер, осуществляемых государством, объединениями предпринимателей и работников, общественными организациями и движениями с целью гарантировать определенный уровень и качество жизни населения, соблюдение соответствующих прав и привилегий граждан, страхование их от риска оказаться в затруднительном материальном положении, соц. помощь особенно нуждающимся в поддержке. В качестве всеобщей нормы признается право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и соц. обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам. Право на С.з., особое попечение и помощь дают материнство и младенчество. Ст. 7 Конституции РФ гласит: в стране охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается гос. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система соц. служб, устанавливаются гос. пенсии, пособия и иные гарантии С.з. Гарантия конституционных прав граждан в области С.з. — приоритетное направление соц. политики государства. Система С.з. складывается из двух основные форм — соц. страхования и соц. помощи. Различия между ними определяются в первую очередь регулирующей ролью государства и источниками финансирования. Соц. страхование распространяется на экон. активное, занятое население и обеспечивается главным образом за счет его доходов при ограниченных •дотациях из федерального бюджета. Соц. помощь ориентирована преимущественно на поддержку наиболее уязвимых групп населения —детей, стариков, инвалидов; нацелена на вспомоществование, имеет, как правило, компенсационный характер и финансируется за счет бюджетов разного уровня и благотворительности. В настоящее время федеральные органы и субъекты Федерации предпринимают шаги к тому, чтобы заметно улучшить положение дел в стране. На это направлены и реформы в соц. сфере: совершенствование системы соц. страхования, защиты прав и гарантий работников, повышение
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО - государство, для которого приоритетны соблюдение основных прав и свобод человека, содействие соц. прогрессу, улучшение жизни людей, развитие соц. сферы, обеспечение соц. защиты своих граждан. Индустриально развитые страны мира (Германия, Швеция, Япония и др.) отличаются не только устойчивым экон. ростом и увеличением национального дохода, свободой предпринимательства и рыночных отношений, но и стремлением к соц^ равенству и справедливому распределению благ. В таких странах возрастает регулирующая роль органов гос. власти, проявляющей заботу о соц. ориентированности рыночной экономики, повышении доходов и уровня жизни населения, поддержке культуры, образования, науки и др. отраслей социальной сферы. РФ, как провозглашено в ее Конституции (ст. 7), — С.г., политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В стране охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается гос. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система соц. служб, устанавливаются гос. пенсии, пособия и иные гарантии соц. защиты.
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ -один из основных видов управления, имеющий целью воздействие на сферу жизнедеятельности общества, непосредственно связанную с удовлетворением материальных и духовных потребностей человека, функционированием соц. инфраструктуры, предоставлением соц. благ и услуг. Субъектами У.с.с. выступают органы гос. власти и местного самоуправления, профсоюзы, ассоциации предпринимателей и др. общественные организации. В России вопросы трудового законодательства, зравоохранения, образования, культуры, физ. культуры и спорта, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, соц. защиты, включая соц. обеспечение, являются предметом совместного
венных пособиях гражданам, имеющим детей», которым установлена единая система государственных пособий на детей в связи с их рождением и воспитанием, обеспечивающая гарантированную государственную материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Она введена взамен ранее выплачиваемых социальных пособий и компенсационных выплат: ежемесячного пособия на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; ежемесячного пособия на детей одиноким матерям, вдовам, вдовцам из числа бывших воспитанников детских домов, на детей военнослужащих срочной службы, на детей, находящихся под опекой (попечительством) и других.
• координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
ких услуг. Основными доступными и оплачиваемыми из бюджета для каждого гражданина видами медицинского обслуживания являются: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и иных неотложных состояний; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; медицинская профилактика важнейших заболеваний; санитарно-гигиеничес-кое образование; меры по охране семьи, материнства, отцовства и детства; другие мероприятия.
формирование системы социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства;
ных пособиях гражданам, имеющим детей», которым установлена единая система государственных пособий на детей в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государственную материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Для реализации Закона Правительством РФ 4 сентября 1995 г. Постановлением № 883 утверждено Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО — отрасль российского права. Основной источник С.п. — Семейный кодекс РФ 1995 г. согласно которому основными началами семейного законодательства являются защита семьи, материнства; отцовства и детства со стороны государства, необходимость укрепления семьи, построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможность судебной за- Задачи ускорения научно-технического прогресса предъявляют особые требования к гибкости структур управления. Это вызвало к жизни принципиально новые организационные структуры и методы управления, такие, как структуры с временными (создаваемыми на срок) органами; структуры с комитетами, формируемыми на межведомственной основе из представителей разных органов; управление по проекту (объекту); матричные структуры; органы программного управления и т. п. Они получили название программно-целевых структур.
Проектирование организационной структуры связано с решением таких вопросов, как: определение состава и содержания функций, степени централизации и децентрализации функций и числа ступеней аппарата управления, числа линейных и функциональных звеньев в каждой ступени, распределение функций между звеньями различных ступеней, установление подчиненности между звеньями. В зависимости от способа решения этих проблем различают несколько видов структур управления: линейную, функциональную, линейно-функциональную. Самостоятельный вид составляют программно-целевые и матричные структуры управления.
Матричные структуры управления, дополнившие линейно-функциональную организационную структуру, открыли качественно новое направление в развитии наиболее гибких и активных программно-целевых структур управления. Они нацелены на подъем творческой инициативы руководителей и специалистов и выявление возможностей значительного повышения эффективности производства.
Матричные структуры используют крупные диверсифицированные (как по товарным группам, так и по рынкам сбыта, как национальные, так и международные) компании. На рис. 15 показана матричная структура организации управления известной на российском рынке транснациональной компании «Procter & Gamble».
Матричные структуры управления, дополнившие линейно-функциональную организационную структуру управления новыми элементами, открыли качественно новое направление в развитии наиболее активных и динамичных проблемно-целевых и программно-целевых организационных форм управления, которые нацелены на подъем творческой инициативы руководителей и специалистов и выявление возможностей значительного повышения эффективности производства на основе ускорения темпов его технического развития, обеспечивающего рост производительности труда, снижение издержек производства и улучшение качества выпускаемой продукции.
Матричные структуры управления наиболее широко применяются и развиваются прежде всего в аэрокосмической промышленности, где возникла объективная необходимость в координации деятельности большого числа отдельных промышленных фирм для осуществления уникальных крупномасштабных проектов и программ в пределах ограниченных временных рамок и выделенных финансовых средств.
Матричные структуры управления способствуют проведению частых перестроек, связанных с внедрением новейших технологических процессов и более производительного оборудования, что ведет к изменениям в организационной структуре управления фирмой в целом.
Типы матричных структур весьма разнообразны, что позволяет выбирать наиболее подходящую структуру с учетом масштабов и особенностей производства. Это простейшие формы координации работ, получившие развитие в научно-исследовательских организациях; внутрифирменные и заводские проблемно-целевые формы управления, применяемые для решения локальных задач; сложные проектные и программные (по продукту) матричные структуры. Все они ориентированы на ускорение и эффективное решение поставленной конкретной цели (задачи).
Таким образом, матричные структуры проблемно-целевого и программно-целевого управления:
• гибкое использование наиболее рациональных организационных форм разработки решения: индив коллективные, коллегиальные, целевые межфункциональные группы, матричные структуры и др.
Качественно новой формой координации межфункциональной и межотраслевой деятельности являются матричные структуры [17, 43, 47], которые применяются в условиях высокой степени кооперации. Они основаны на создании особого механизма взаимодействия линейно-функционального и программно-целевых подсистем аппарата управления, опирающихся на сбаланси-
Механизации вспомогательных Механизмы формирования Механизмы распределения Механизма банкротства Механизма финансового Механизма координации Механизма предприятия Максимальное получение Механизме управления Механизмов аппаратов Механизмов необходимо Механизмов реализации Межбанковского валютного вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|